Тема: Школьный урок …… в рассказе Фазиля Искандера
«Тринадцатый подвиг Геракла».
Цели:
Образовательная: - раскрыть идейное содержание рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Развивающая: - совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизировать мыслительную деятельность учащихся; продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся и их творческих способностей. Выявить актуальность рассказа для современных читателей.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету, формировать нравственную позицию учащихся: чувство ответственности за свои поступки, трудолюбие и честность.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
1.Самоопределение.
|
- Добрый день! Я очень надеюсь, что сегодня вы будете не только слушать, но и слышать; не только смотреть, но и видеть; не только думать, но и вдумываться…. (установка)
Итак, мы начинаем….
Всё внимание на экран
- Какая жизненная ситуация изображена в этом отрывке? О чём он?
|
Обучающиеся просматривают отрывок их м/ф «Буревестник»
Обучающиеся высказывают свою точку зрения:
- В данном отрывке мы увидели опоздавших на урок, учителя, школу, учеников, начало УРОКа….
| Актуализация знаний.
| - Ребята, скажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово УРОК?
- А что такое УРОК? Какие значения есть у этого слова? (проверка опережающего домашнего задания)
|
-Ученики, учитель, книга, тетрадь, знания, перемена….
Ответы обучающихся:
- 1. Учебный час, посвящённый отдельному предмету; 2. Учебная работа, заданная школьнику на дом; 3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод.
|
3. Постановка учебной задачи.
|
- Так как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
- А какова же будет цель урока?
Учитель редактирует высказывания обучащихся:
- Увидеть школьный урок глазами писателя и героев рассказа «13 подвиг Геракла».
|
- Изображение школьного урока в рассказе.
- Урок математики в рассказе….
- Школьный урок в рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Увидеть, какой урок изображает Фазиль Искандер в своем рассказе.
|
4.. Рефлексия.
|
- Ребята, а скажите, кто сегодня готов работать на 5? А на 4?
- Отлично, посмотрим, что получится….
|
Класс прогнозирует свою работу на уроке.
|
Разрешение
проблемной ситуации.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Рефлексия.
Д/З. Отметки.
|
- Итак, давайте вспомним, от чьего лица ведётся повествование рассказа?
- Что нам известно о рассказчике ?
- А что мы можем о нём сказать о герое по его речи, поступкам, увлечениям?
- О ком из своих одноклассников рассказывает наш герой?
-Почему именно этих ребят вспоминает рассказчик?
- Какие основные черты характеров выделяет рассказчик?
На этот вопрос мы ответим, заполняя 3 колонки таблицы. Работать будем по рядам при помощи мультимедийного проектора - Ребята, а как вы думаете, почему 4 колонка таблицы пустая? О ком ещё нам необходимо сказать?
-Почему? - Верно. Урок – это сотрудничество учеников и учителя, без учителя нет урока. Что нам известно об учителе?
- Так какие же черты характера свойственны этому учителю? Кому сложно справиться с этим заданием, я предлагаю слова для справок, что находятся вокруг вас (слова развешены по классу на ярких листах бумаги) Физкультминутка по методике Базарнова.
- Ребята, прозвучало такое качество характера, как чувство юмора.
А что такое ЮМОР? Давайте посмотрим в словаре учебника.
- Приведите примеры ситуаций, когда юмор становился «оружием» воздействия на ученика
- А почему наш герой ТОЖЕ попадает под прицел ЮМОРА учителя? Вспомним логический ход событий того дня. На доске вывешены цитаты в виде туч различных оттенков синего цвета, которые сгущались и темнели по мере событий. 1. «В тот день я не решил задачу»
2. « Я пришёл в школу за час до занятий»
3. « Футболисты были уже на месте»
4. «Совесть моя окончательно успокоилась»
5. « В дверях появился Х.Д., который, наверное, заметил моё волнение»
6. « Я вздохнул, благодарный ему за передышку»
7. « Я обнаглел от страха»
8. « Догнал докторшу и медсестру: «Мы уходим в музей на следующий урок»
9. «Я побежал впереди, чтобы устранить связь между собой и их приходом»
10 «Скорую помощь! – закричал я.- Побегу позвоню!»
11. «Наконец всё кончилось».
_Чем был продиктован поступок нашего героя?
- Смог ученик избежать «наказания»?
- Какова же была реакция учителя на поступок героя? Найдите и прочитайте только те фразы, которые более точно описывают реакцию учителя?
- Почему учитель не проигнорировал эту ситуацию?
- Почему совсем не героический поступок мальчика в заглавии рассказа назван «13 подвигом Геракла»?
- Так в чём же смысл смеха, юмора учителя? Найдите, что говорит об этом рассказчик. - А почему ЗАКАЛЯЛ? Что значит ЗАКАЛЯТЬ?
- Итак, подведм итог. Ребята, так какой же урок преподал Харлампий Диагенович своему ученику?
- Да, не только урок математики, но и урок жизни…..
- Вернёмся к теме нашего урока: так какой же урок изображает автор? (заполняем пробелы в теме урока, слушаем варианты)
- В.Г. Распутин писал о своём рассказе «Уроки французского»:
«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя». Как вы понимаете эти слова писателя? Случайно ли мы заканчиваем наш разговор этим автором?
- Хорошо. Молодцы! Ребята, а что для вас ШКОЛЬНЫЙ УРОК?! Я предлагаю вам подумать и составить синквейн на тему:
« УРОК – это….»
Выборочно зачитываются варианты синквейна (по желанию) - А теперь оценим свою работу на уроке: кто работал на 5? Кто работал на 4? (комментирование оценок)
1. Минисочинение «Учитель, который останется в моём сердце навсегда» или вспомнить и записать смешной случай на уроке из своей школьной жизни;
2. Сделать иллюстрации к рассказу.
| -от 1 лица, от лица рассказчика
- Практически ничего!
- Ничего!
-Он - ученик 5б класса, малярик…
- Увлекается футболом….
- Необязательный, неответственный, может схитрить…. - отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров.
-Ведь каждый из них запоминается надолго и рассказчику и нам, потому что каждый из них обладает индивидуальными качествами и чертами характера.
Обучающиеся читают цитаты, которые изображены на слайде, в каждой колоне и определяют, кого из одноклассников они характеризуют (Сахарова, Авдеенко или Комарова)
- Об учителе Харлампии Диагеновиче -Учитель ведёт урок….
- Учитель – главный на уроке….
-Без учителя не может быть урока…
Учащиеся зачитывают отрывки из рассказа, характеризующие образ учителя (работа с учебником)
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос фронтально: - Умный, добрый, жестокий, насмешливый, спокойный, с чувством юмора… Ребята работают со словарной статьёй учебника. Учащиеся пересказывают юмористические эпизоды рассказа от 1 лица (проверка опережающего Д/З)
Несколько учеников по очереди работают у доски параллельно с классом, составляя зрительную «опору» событий.
- Он совершил свой подвиг из трусости.
- Нет.
Обучающиеся работают с текстом рассказа по заданию. -Х.Д. преподносит свой урок, урок жизни, и нашему герою.
-Автор смеётся над героем, указывая на его ошибки.
- Да и сама цифра 13 – несчастливое число!
- Геракл совершил 12 подвигов, а 13 9, в рассказе, вовсе не подвиг…. - «Он закалял наши лукавые детские души»
На слайде словарная статья слова ЗАКАЛЯЛ. 1. придать большую твёрдость путём нагрева и быстрого охлаждения;
2. Сделать физически или нравственно крепким, стойким, выносливым.) Обучающиеся выбирают подходящее значение слова и аргументируют свой ответ.
- Урок математики.
- Урок жизни.
- Урок честности…..и т.п.
- Урок математики, урок жизни, урок нравственности, честности, формирования характера…
Обучающиеся самостоятельно формулируют ответы на вопросы. - Писатель Валентин Распутин – писатель, творчество которого мы изучали на прошлых уроках. Он так же учил нас, читателей, честности, нравственности, взаимопомощи…
- В.Распутин наделся, что события, которые он описывает в своих произведениях, будут учить хорошему не только нас, детей, но и взрослых, которые не знают, как поступить в сложных ситуациях.
- Фазиль Искандер вслед за Распутиным учит нас быть порядочными, честными и нести ответственность за свои поступки. Класс самостоятельно составляет синквей.
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.
| |