Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов»





Скачать 398.62 Kb.
НазваниеОтчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов»
страница1/3
Дата публикации11.07.2014
Размер398.62 Kb.
ТипОтчет
100-bal.ru > Культура > Отчет
  1   2   3
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по теме

«Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии

через метод проектов»


Выполнил:

Бобрович Виталий Иосифович,

учитель технологии


г. Комсомольск-на-Амуре

2010 г.
Содержание

Введение………………………………………………………….3

Теоретические основы проблемы:

Творчество.…………..……………………………………………4

Проблема творчества в истории и теории педагогики……………………..……………………………………6

Современные концепции творчества………..…………..……8

Мышление и аналитические способности………………………..10

Решение проблемы.

Теоретическое обоснование решения……………………………14

Практическое решение проблемы……………………………………………………………20

Заключение………………………………………………………....26

Литература………………………………………………………….27

Приложение………………………………………………………...28

“…..нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами”.
В.В. Путин

ВВЕДЕНИЕ.
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах.

Во всем мире система образования России признается уникальной из-за ее фундаментальности и научности. Но сравнительные исследования выпускников Российских ВУЗов и ВУЗов стран Запада, проведенное Мировым банком, зафиксировало, что российские студенты показывают очень высокие результаты по критериям «знание», «понимание» и очень низкие баллы по критериям «применение на практике», «оценивание», «синтез», «анализ», тогда как западные студенты при условно низком показателе знаний продемонстрировали достаточно высокий уровень навыков анализа, синтеза, высокий уровень умения принимать решения.

Действительно, в настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми разных профессий, культур.

В этой связи ставится цель работы, которая заключается в развитие у учащихся творческих и аналитических способностей. Которые не входят в ключевой набор компетенций, но позволяют в полной мере ими овладеть в ходе всего процесса обучения в школе.

Одним из «универсальных инструментов» для достижения поставленной цели является метод проектов.

Теоретические основы проблемы:

Творчество.
Творчество - совокупность приемов, методов, действий по анализу и синтезу новых продуктов материального и духовного мира.

Важным отличием творческой деятельности является то, что решения поставленных задач ищутся в условиях неоднозначности исходной информации и критериев оценки конечного результата. Про человека, склонного к постановке оригинальных задач и поиску новых решений, говорят, что он творческая личность. Одной из главных отличительных черт творческой личности является самостоятельный выбор целей своей деятельности, которому предшествует процесс осознания потребностей отдельной личности, профессионального коллектива или даже общества в целом.

При обучении творческой деятельности важно пробудить интерес учащихся к предмету. Следует показать, какие преимущества получает человек, овладевший творческим подходом к решению стоящих перед ним задач:

- возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе;

- творчество может стать смыслом жизни человека и способом его самовыражения;

- творческий подход позволяет успешно разрешать противоречия, возникающие в процессе решения технических и производственных задач, а также противоречия в семье, коллективе, обществе;

- в процессе творческой деятельности формируются лучшие качества личности: трудолюбие, упорство в достижении цели, терпимость к критике;

- как правило, в процессе технического творчества гармонично сочетаются умственный и физический труд.

Если мы поймем, что особо важно для формирования способностей ребенка, его чувств, умения думать мы сможем помочь ему, дать возможность наиболее полного развития. Мы должны открыть для ребенка как можно больше путей и уже, конечно, помочь ему вступить в мир творчества, воображения, фантазии.

Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по - разному.

С философской точки зрения - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

С точки зрения психологии, творчество - это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

Педагогическими творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

Проблема творчества в истории и теории педагогики.
Сущность творчества по – разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.

В понимании художественного творчества, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира.

В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.

В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.

В 18 веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность.

Специфика художественного творчества рассматривается Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Кант разграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности (труда вообще) и действия природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу.

Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности.

Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла.

Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.

Свою теорию творчества создал и З. Фрейд. Согласно его теории всё культурное творчество возникает в результате сублимации (возвышения, переключения) части сексуальной энергии в различные формы общественной деятельности, которые якобы служат её замещающим средством. Возникновение художественного творчества связано с вытеснением из области сознательной жизни влечения, противоречащих принципу реальности, - эстетическим и этическим нормам общества, с которыми, выйдя из детского возраста, человек не может не считаться и как своеобразная компенсация этих вытесненных влечений, по Фрейду, в детстве у людей возникает страсть к играм, которая впоследствии переходит в склонность к фантазированию.

Фрейд развивает мысль, согласно которой источник фантазии находится в бессознательном – этом вместилище психических сил человека. Но так как уже с детства человек вынужден считаться с внешним миром и запретами общества, то единственным выходом для него из непримиримого противоречия между собственными его влечениями и требованиями реальности является фантазия и возникшее на её основе искусство.

Рассматривали теорию творчества и экзистенциалисты. Они считают, что носителем творческого начала является сама личность, т.е. прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального.

Сартр в вопросе о природе художественного творчества важное значение придавал исследованию природы воображения, а также эмоций в жизни человека. Эмоции он справедливо рассматривал как важнейшую сторону практической и теоретической деятельности человека и считал, что они возникают в трудных, проблемных ситуациях. Однако вопреки данным современной психологии, он видел в эмоциях не стимулятор человеческой деятельности, способствующей преодолению проблемных ситуаций, а лишь только средство бегства от них.

Роджерс отмечает, что главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя, свои возможности. Под этим стремлением Роджерс имеет в виду направляющее начало, проявляющееся во всех формах органической и человеческой жизни, - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденцию к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Самое главное в творчестве – это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Роджерс признает тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом самоактуализацию.

Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.

Таким образом проблема творчества рассматривалась многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находиться в бессознательном, а следовательно развивать бессознательное тоже невозможно.

К. Маркс понимал творчество как деятельность человека, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.

На протяжении многих исторических эпох рассматривалась проблема творчества, а не проблема развития творчества. Говорилось о том, что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы стать творцом.

Рассмотрим как понимается проблема творчества в современной науке.
Современные концепции творчества.
Лилов, рассматривая природу художественного творчества, считает, что творчество – это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно – необходимые и общественно – полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.

Творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество – целенаправленная человеческая деятельность .Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.

Творчество ни в одной области человеческой деятельности невозможно без отражения – это есть преобразование природной и социальной действительности. Сотворение нового – это не мистическая операция, а изменение существующего на основе познанных его свойств и закономерностей.

На рубеже XIXи ХХ столетий как специальная область исследования начала складываться та наука о творчестве, которая именовалась психологией творчества. В ней центральное и исходное место занимает понятие творчества как процесса. Именно в этом заключается отличие этой дисциплины от других, изучающих лишь результаты , продукты творческого труда. Предметом психологии творчества является исследования в динамике процессов создания произведений творчества.

Процесс творчества расчленяется на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения, труд необходим для пополнения сферы сознания содержанием, которое затем должно перерабатываться бессознательной сферой. Он необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору. Особенности мотивации усматривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе.

Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, уж, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.

Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства , выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов.

Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, т. е. Создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.

Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.

В 30-е годы крупнейший психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта

Воображение отличает человека от всех остальных существ. Именно поэтому нас так привлекает творчество, творческие люди. Творчество – это вершина развития человеческих способностей.

Чтобы создать новое творение необходимо иметь определенную базу знаний, т. к. любое новое появляется на основе старого. Значит в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы сознания содержанием, которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой. Труд необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновенья; трудовая деятельность является одной из стадий творчества: труд, бессознательная работа и вдохновение.

В высших, наиболее совершенных формах творческого труда, отражающих многогранную сущность человека, находят действительное выражение и развитие душевных сил, замыслы личности.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconАнализ работы М. О. учителей технологии за 2012-13 уч год
Коллектив педагогов М. О. в течение года продолжал работу над проблемой «Формирование у учащихся универсальных способов деятельности...
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconМоу атамановская сош формирование творческих способностей на уроках технологии
Формирование творческих способностей и эстетической культуры на уроках технологии
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconРекомендации по формированию исследовательских и творческих умений...
Что такое метод проектов? Сущность метода проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,...
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconМастер-класс «Развитие творческих способностей через здоровьесберегающие технологии»
Федченко Жасмина Станиславовна мкоу «Шайковская сош №1» Кировского района Калужской области
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconАктивизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени...
Семья. Активизация употребления лексического материала, повторение алфавита, ознакомление с новыми словами
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconСмотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного...
Развитие творческих способностей у детей на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие творческих способностей на уроках окружающего мира»
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconТема: «Технология творческих мастерских как средство развития творческих способностей учащихся»
Развитие методического навыка конструирования урока, построение уроков с учётом технологии творческих мастерских
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconМетодическая разработка по теме: «Использование технологии «Развитие...
«Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы»
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconПлан работы методического объединения учителей области «Искусство» на 2014-2015 учебный год
Основная тема работы мо – «Развитие творческих способностей учащихся через уроки музыки, изо, технологии»
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconПлан работы методического объединения учителей области «Искусство» на 2013-2014 учебный год
Основная тема работы мо – «Развитие творческих способностей учащихся через уроки музыки, изо, технологии»
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconМетод проектов на уроках литературы
Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность...
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на уроках технологии через метод проектов» iconМетод проектов на уроках иностранного языка
Мы рассматриваем в данном контексте технологии как совокупность приемов, позволяющих в определенной их последовательности, диктуемой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск