Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка





Скачать 291.13 Kb.
НазваниеАктивизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка
страница1/2
Дата публикации17.09.2013
Размер291.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2


Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ

ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Автор опыта:

Цыганкова Марина Владимировна

учитель английского языка

МАОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 1 с углубленным

изучением отдельных предметов»



Губкин

2012

Содержание

Информация об опыте ………………………………………………… 3
Технология опыта .....………………………………………………… 7
Результативность опыта ………….…………………………………. 14
Библиографический список ………………...……………………….... 17
Приложение к опыту………………………………………………........ 18

I. Информация об опыте

1. Тема опыта:

«Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка»

2. Условия возникновения, становления опыта

Данный опыт реализуется в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Губкина Белгородской области. Это образовательное учреждение расположено в одном из старых районов города. Контингент учащихся по месту жительства и социальному статусу родителей разнообразный. В основном это дети бывших выпускников школы, проживающих в разных по удаленности микрорайонах, и учащиеся, проживающие в ближайшем к школе микрорайоне города. Более 75% родителей учащихся школы № 1 имеют высшее и незаконченное высшее образование, 15% - среднее специальное образование, менее 10% - среднее образование. Из вышесказанного становится понятным, что требование родителей к уровню и качеству образования детей высокое. Проведенная диагностика исходного уровня мыслительной деятельности учащихся показала, что из ___учащихся, сегодня изучающих английский язык,___ с высоким уровнем мыслительной творческой деятельности, ____ - средним, ____ - низким. Таким образом, возникла необходимость создания определенных условий для активизации мыслительной деятельности детей.

В настоящее время в школе обучается 561 ученик в 22 классах-комплектах, преподавание английского языка начинается с первого класса в рамках кружковых занятий, со второго класса английский язык вводится как один из обязательных предметов для изучения. Преподавание английского языка ведется как в общеобразовательных классах, так и в классах с углубленным изучением отдельных предметов. Преемственность в преподавании иностранного языка дает определенные результаты. Сказывается подготовка детей к обучению на уровне дошкольного образования, многие первоклассники приходят в школу уже с определенным запасом знаний в области лексики, грамматики, с определенными разговорными навыками. В тоже время наблюдается спад интереса к языку уже в начальной школе, так как появление новых, так называемых «основных предметов», требует от учащихся систематической и более тщательной подготовки. Иностранный язык требует определенных усилий в изучении, у многих детей самостоятельная подготовка вызывает трудности, которые без помощи преподавателя невозможно решить. Поэтому и возникает необходимость строить систему преподавания английского языка на начальном этапе изучения так, чтобы максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроках и вне урока через развитие их творческих способностей, интереса к предмету.

3. Актуальность опыта

Изменения, происходящие в нашей стране, затрагивают все сферы жизни, в том числе и образование. В связи с этим высокие требования предъявляются к системе образования и воспитания подрастающего поколения, к педагогам, выпускникам школы, их готовности к дальнейшему образованию, получению профессии, социализации.

Таким образом, реализуя одну их основных целей образования – развитие личности каждого ребёнка, в современной школе автор опыта столкнулся с рядом противоречий:

  • между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания школьников;

  • между имеющейся системой преподавания английского языка, основанной на теории и необходимостью формирования практического и творческого мышления;

  • между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы по иностранному языку и способностью учеников освоить весь объём предлагаемых сведений.

Обучение младших школьников иностранному языку вызвано стремлением использовать потенциальные возможности возраста, наиболее благоприятного для овладения языком, в расчете на получение более высокой результативности обучения предмету с целью удовлетворения существующих в обществе потребностей иноязычного общения в различных сферах деятельности.

4. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании в учебном процессе оптимальных условий, способствующих повышению мыслительной деятельности учащихся, внедрении и эффективном использовании элементов разных педагогических технологий для развития творческих способностей детей на раннем этапе обучения иностранному языку. «Детское творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения, речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека»,- утверждал Л. С. Выготский [6]. Безусловно, творческое самовыражение - важнейшее условие развития личности,

Ведущая педагогическая идея опыта созвучна с мыслью Л.С. Выготского [6]. Этой идеей обусловлено:

- использование инновационных технологий в обучении (игровая, проблемно-аналитическая);

- высвобождение внутренних творческих сил ребенка, его эмоционально-эстетического потенциала путем применения разработанной системы упражнений и тренингов на уроках и во внеурочной деятельности;

- обучение умению свободно, непринужденно и одновременно чрезвычайно ответственно пользоваться словом, его художественными возможностями, его гибкой и музыкальной природой, его потенциалом точного и выразительного эквивалента собственному чувству.

5. Длительность работы над опытом.

Работа над опытом продолжалась в течение нескольких лет, и была разделена на несколько этапов: 1-й этап начальный (констатирующий) - сентябрь 2008 - январь2009 года; 2-й этап основной (формирующий) - декабрь 2009 - апрель 2011 года; 3-й этап заключительный (контрольный) – май 2011 - октябрь 2011 года.

6. Диапазон опыта.

Опыт «Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка» реализуется в пределах системы «урок - внеклассная работа». Форма обучения – диалогическая. Стержнем обучения является применение теоретических знаний на практике. Сам процесс обучения представляет собой взаимодействие учителя и ученика Опыт дает возможность реализовать развивающие, игровые, информационно-коммуникативные технологии. Овладение этим инструментарием позволило автору опыта расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявить смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление обучающихся.

7. Теоретическая база исследования.

Теоретической базой опыта явились работы Пассова Е.И., Партнова М.Л., Гузеевой К.А. [17, 18, 19, 9], Гальсковой Н.Д. [7, 8], Биболетовой М.З., Эльконина Д.Б. [3, 22] научные идеи и передовой педагогический опыт ведущих учителей города, области, страны. В основе педагогического опыта лежат положения теории В.Г. Мироновой, С.М. Соловейчик, Г.В. Яцковской [13, 21, 23].

Более раннее по сравнению с общепринятой практикой обучение иностранному языку свидетельствует, что занятия иностранным языком оказывают самое благоприятное воздействие на развитие детей, их познавательных и языковых способностей, содействуют решению многих воспитательных и образовательных задач [18, 19].

Обучение детей младшего школьного возраста иностранному языку способствует всемерному развитию ребенка в процессе изучения языка, активному включению в этот процесс мышления, памяти, воображения, эмоций, использованию иноязычной речи для выражения и понимания мысли. Обучение иностранному языку влияет на формирование и совершенствование у учащихся языковых и речевых умений и навыков, развитие общих и специфичёских учебных умений [9, 8].

В процессе овладения обучающихся новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и др. [3, 22].

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил автору опыта выделить преимущества преподавания иностранного языка на раннем этапе развития ребенка. По мнению автора опыта это проявляется:

Во-первых, что не у всех детей, поступивших в первый класс, достаточно хорошо развит фонематический слух, что является помехой для успешного овладения навыками чтения и письма на родном языке. Самые разнообразные фонетические упражнения, игры; упражнения, способствующие произношению иноязычных звуков, запоминанию иноязычных слов (особенно во время вводного фонетического курса), развивают фонематический слух у детей. А это одна из важнейших сторон в обучении грамотному письму и чтению на родном языке.

Во-вторых, развитию у ребенка слухового восприятия способствует использование большого количества считалок, песен, стихов, просто иноязычных слов, при условии, что учитель строит свой урок с учетом современных требований к обучению иноязычной речи.

В-третьих, при обучении грамоте родного языка учитель всегда ставит перед собой задачу: обучение грамоте, письму, чтению и развитию речи. Развитие речи – один из главных аспектов обучения в начальных классах. Этому способствует и урок иностранного языка, так как, обучая языку, мы учим детей говорить, общаться друг с другом.

В-четвертых, правильно организованные уроки иностранного языка, если они достаточно эмоциональны, способствуют возможности снять у детей скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка в его общении с детьми и учителем, т.е. развивают его коммуникативную компетентность.

В-пятых, в игре, в сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера ребенка, связанная с гуманистическими устремлениями: помогать слабым, спасать попавших в беду и т. д.

По мнению автора актуального педагогического опыта, вот еще одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. «Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста» [16].

Но это происходит только в том случае, если у ребёнка создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Этому помогает игра, игровые ситуации, создавая прекрасные естественные условия для овладения языком, приобщая к миру взрослых, являясь способом познания. Новые социальные запросы, связанные с переходом нашей страны к информационному обществу, обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, ядром которого является познавательное и личностное развитие ребёнка, поэтому автор опыта считает, что раннее обучение актуально в наше время, особенно в связи с введением в систему образования ФГОС второго поколения.риложение 6.) Чтобы обучение было успешным, учителю необходимо иметь в своей «педагогической копилке» разнообразные методические приемы.

8. Степень новизны

Новизна опыта заключается в комбинации элементов игровой, проблемно-аналитической, личностно-ориентированной технологий и использовании нетрадиционных форм обучения английскому языку на ранних этапах развития ребенка в рамках системы «урок - внеклассная работа».

П. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Обучение младших школьников иностранному языку преследует комплексную реализацию практической, воспитательной и развивающей целей и носит подготовительный характер по отношению к последующим (среднему, продвинутому) этапам обучения.

Автор опыта выделяет следующие цели опыта:

Практическая - обучение в начальной школе должно заложить у учащихся основы практического владения языком в определенных программой пределах. Образовательная - развитие общих и специфических умений, характерных для предметов языкового цикла, то есть филологическому образованию школьников. Воспитательная - воспитание у детей интереса к изучению, доброжелательного отношения к другим народам и странам, воспитание в духе мира и добрососедства. Развивающая - развитие познавательных способностей, навыков межличностного общения, психических функций учащихся: мышления, эмоций, внимания, воли, памяти.

Достижение планируемых результатов, по мнению автора опыта, предполагает решение следующих задач: придание коммуникативно-ситуативной обусловленности всем упражнениям, обучающим устноязычному общению; максимальный учет способностей обучаемых, их наклонностей, психологической совместимости при подборе партнеров для общения; использование разнообразных методов, приемов традиционных и инновационных педагогических технологий, с целью активизации деятельности ребенка на уроке и во внеурочной деятельности.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала, анализ литературы по данной проблеме, осознание ее актуальности, выделение объекта исследования, выявление уровня подготовленности обучающихся по английскому языку.

На формирующем этапе автором опыта определены цели и задачи опыта, рассмотрены технологии, методики и виды занятий по развитию творческого мышления, разработаны и реализованы рабочие программы, проведены уроки разных типов и внеклассные мероприятия в нетрадиционных формах.

Обобщение результатов, диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

О том, элементы каких технологий, какие приемы и методы, найденные в методической литературе, взятые из опыта ведущих педагогов, коллег или используются в технологии преподавания пойдет речь дальше.

По мнению психолога А.А. Леонтьева [12], мотивация, создаваемая игрой, т.е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией. Д.В.Эльконин [22] считает, что игра выполняет четыре важнейших для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство произвольного поведения.

Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения. Игра, как говорил Л.С. Выготский [6], ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Любой урок должен быть увлекательным, вызывать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. И от того, каким будет начало урока, зависит многое. Начало урока всегда должно быть эмоциональным. Можно начинать урок веселой музыкой, «игровой завязкой». В гости к детям приходят сказочные герои, животные. Все это позволяет создать эмоциональную атмосферу урока, и самое главное – это то, что появление сказочного персонажа, говорящего на иностранном языке, становится той мотивацией, без которой невозможно развитие всех познавательных процессов и обучение речевому общению (Приложения 1).

Идея игры с куклой, персонажем, который, воплощая определенные человеческие черты, позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроках, заложена в учебниках немецкого языка И.Л. Бим [4], (любопытный Буратино, упрямый Фома).

Так как игра с куклой представляет собой одну из разновидностей ролевых игр, она имеет свои специфические особенности.

Г. В. Яцковская [23], в своей статье «Кукла в ролевой игре» пишет о различных функциях куклы на уроке, которые использует автор опыта. (Приложение 8.8.)

Персонажи могут быть положительные и отрицательные, но они друзья или знакомые детей, у них есть своя семья, биография, характер.

В классе, в котором работает автор опыта, живут Том и Алиса, Фома и Ерема, умная кукла Майк, приносящая на урок что-то новое и интересное.

Дети, как и взрослые, любят получать письма, поэтому их нам приносит почтальон Печкин, на уроке бывает Емеля, неглупый, удачливый и забавный. Приход гостя - это еще и возможность прослушать текст (аудирование), чтобы угадать, кто сегодня придет в класс. (Приложение 8.1.)

Таким образом, в подобных речевых ситуациях повторяется лексика, создается мотивации для дальнейшей работы, это и способствует более успешному усвоению материала.

На начальном этапе обучения иностранному языку происходит формирование слухо-произносительной базы. Произносительные навыки на первом этапе приобретаются в основном путем имитации, затем изучаются их графические символы (транскрипция), звукобуквенные соответствия, проводится дифференциация между похожими на первый взгляд звуками. Особого внимания по этому вопросу заслуживает статья З.Н.Никитенко [15], в которой говорится, что при обучении произношению детей 6-7 летнего возраста необходимо учитывать 3 фактора:

1. Формирование слуховых и артикуляционных навыков осуществляется на тех словах и образцах, которые дети учатся употреблять в данный момент. Таким образом, последовательность работы над фонетическими средствами общения определяется речевыми единицами, используемыми на уроках.

2. Осознанное овладение произношением строится исходя из особенностей звукового состава английского языка с учетом родного языка. Г.В. Рогова и И.Л. Верещагина [5, 20] полагают; что:

а) звуки, идентичные в русском и английском языках, например [m b s z g], не требуют специального обучения;

б) звуки, несколько отличающиеся от аналогичных в русском языке, такие, как [t n d l e p k], требуют коррекции: показать, как произносят эти звуки английские мальчики и девочки;

в) третья группа звуков, к которым относятся не встречающиеся в родном языке звуки [w h ð θ ae n r], также требуют объяснения артикуляции.

Необходимо научить детей различать на слух разницу в звуках: [i: - i], [u: - u], [s - O], [ae-e],[w-v], [n- n], [а: л], [е - i], также требуют объяснения артикуляции.

3. Целенаправленная работа над формированием слуховых и артикуляционных навыков у малышей проводится на специальном этапе урока - произносительной зарядке. В ее основе звукоподражательная игра с интересными и занимательными сюжетами, постоянным персонажем которых является веселый английский язычок Мг. Тоngue.

Тренировочные упражнения включают в себя две группы упражнений:

1. Упражнения на тренировку детей в восприятии и произношении звуков и слов, образцов общения, содержащих их.

2. Вторая группа упражнений направлена на формирование речевого слуха. Речевой или фонематический слух - это способность различать звуковой состав речи и синтезировать значение при восприятии речи. Эта группа включает в себя упражнения: а) на дифференциацию звуков: долгих и кратких гласных, межзубных; б) на звуковой анализ слов.

3. Интересными оказались и упражнения, разработанные Е. И. Негнивицкой [14], в основе которых прием осознанной имитации (подражание английскому попугаю), постановки английского акцента на русскоязычном материале. Таким образом, подобные упражнения и приемы обучения помогают добиться аппроксимированного произношения для того, чтобы состоялась общение.

Чтобы фонетическая зарядка была интересной, можно составлять игры, из стихотворений, четверостиший на английском языке. Подбирая четверостишия, стихи, автор опыта обращает внимание на частоту употребления того или иного звука.

Согласно требованиям программы обучения иностранному языку в первый год обучения обучающиеся должны усвоить технику письма, научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, усвоенных устно и используемых в письменных упражнениях. Процесс овладения графикой и орфографией английского языка оказывает положительное воздействие на школьников, на развитие памяти, волевых качеств.

Сопоставительный анализ системы печатных знаков русского языка и полупечатного (ргint sсгiр+) английского языка показывает, что все буквы последнего можно разделить на три группы: сходные с русскими; частично совпадающие по написанию; буквы, начертание которых незнакомо русским учащимся. Отсюда следует, что при обучении графике важно использовать дифференцированный подход.

Обучая русскому чтению и письму, учитель почти одновременно знакомит детей с гласными и согласными буквами и звуками. Ученики, зная всего несколько согласных и одну гласную букву, уже начинают читать и писать, например, М, Н, Ш и гласная А (слоги, слова, предложения).

По учебнику английского языка вначале вводятся все 20 согласных букв, затем постепенно идет знакомство с гласными буквами и чтением. Именно это и затрудняет быстрое чтение и понимание английского текста. Поэтому, чтобы процесс усвоения английских букв был более прочным и результативным, автор опыта обращается к приемам социо-игровой методики, элементы которой применимы именно к изучению английского алфавита. Приемы социо-игровой методики используются для обучения детей, так как все методы, формы и содержание театральных упражнений реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживают рамки урока, развивают у детей полезные для учебы и искусства психические структуры, придают учебному времени привлекательные для детей качества интересного и веселого труда.

Большое значение в развитии фантазии, памяти, желания понять и запомнить букву иноязычного алфавита, по мнению автора опыта, имеют игры: «Какую букву я пишу», «Хоровод», «Живой алфавит», «Японская машинка», «Буква потерялась», «Угадай букву», Игра «Знакомство», «А Spider» (Паук). (Приложение 8.2.)

Развитие познавательных процессов у младшего школьника идет постоянно. Встает вопрос, каким же образом усилить развитие познавательных способностей посредством познания числа, помочь детям усвоить натуральный ряд чисел хотя бы в пределах 10, производить простые математические вычисления: сложение и вычитание на иностранном языке. (Приложение 8.3.)

Сначала знакомим с числительными посредством наглядного пособия и обязательно со стихами. Если по картинке дети не могут догадаться о содержании рифмовки, можно перевести. Затем выполняются упражнения, направленные на знакомство с числительными. (Приложение 8.4.)

Маленькие дети очень хотят научиться читать и писать. И если учитель не воспользуется этой тягой к чтению, начнет учить читать детей позднее, результат может быть гораздо хуже, ослабнет интерес, появятся другие желания.

Традиционный метод обучения [10, 11], отнимает массу времени, требует развитого абстрактного мышления, которое у детей этого возраста слабо развито. Дети чаще всего учатся читать механически, запоминая слова целиком. В результате они не могут самостоятельно прочитать незнакомое слово. Поэтому оправдано использование различных сюжетов, историй, игровых ситуаций, которые предложены В.В. Королевой [11]. (Приложение 8.5.)

Нестандартные, занимательные сюжеты помогают детям усвоить правила чтения во всех типах ударного английского слога. (Приложение 8.6.)

Технология обучения грамматическим и лексическим средствам строится на положении о коммуникативной ориентации и осознанном владении языком. Правильная реализация этих положений обеспечивает результативность деятельности общения, организуемой на уроке, и обуславливает интерес школьников к ней. Основная функция положения о коммуникативной ориентации заключается в создании всех условий коммуникации. Лексическое явление дети изучают в процессе обучения, в игровой деятельности. Игра позволяет организовать обучение грамматике как увлекательный процесс решения коммуникативных задач, реализующих игровые мотивы и цели каждого речевого и неречевого действия. Коммуникативная задача стимулирует активность каждого ребенка в том случае, если будет интересна и говорящему, и слушающему. (Приложение 8.7.)

Лексико-грамматические игры помогают закрепить знания лексических и грамматических единиц, одновременно углубляется жизненный опыт ребенка, расширяются его знания об окружающей действительности, природе. Это могут быть такие игры: «Цвета», «Цветик-семицветик», «Зоопарк», «Знатоки», «Домино», «Лото». В игре, в самых разнообразных сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера ребенка, связанная с гуманистическими устремлениями, усваиваются элементы этикета, культуры общения. Материал, включенный в сюжетно организованные учебные игры, способствует многократному повторению и закреплению лексики, речевых образцов, фонетических и интонационных элементов.

Дети очень любят принимать участие в различных инсценировках, играх-драматизациях. риложение 4.) Эта игра требует от ребенка исполнения какой-либо роли. Она стимулирует воображение, требует сюжетных построений, распределения ролей, сложных речевых взаимодействий. Режиссерская игра помогает ребенку вместить в свое «Я» множество различных образов и позиций, и тем самым стимулирует разностороннюю и более объективную оценку своих и чужих поступков. Для игр-драматизаций можно использовать мелкие игрушки, кукол-бибабо, с помощью которых дети могут разыгрывать сюжет игры. Задание может быть таким: придумай или вспомни и покажи сказку, используя небольшие игрушки, которые умещаются на столе, парте или небольшой дощечке. Участие в подобной игре стимулирует к развитию всех психических, познавательных процессов, мотивирует речевую и эмоциональную деятельность детей. Дети любят исполнять различные роли, участвуя в играх драматизациях: «Little Red Riding Hood», «Three pigs», «Three Little Kittens» «Three Bears» [1].

Используя рекомендации Н.Д. Гальсковой, З.И. Никитенко [7] следует сказать, что наглядность выполняет стимулирующую функцию: во-первых, внутренняя или языковая наглядность активизирует восприятие звучащей иноязычной речи с присущей ей грамматической и интонационной оформленностью, когда обучаемый ощущает собеседника; во-вторых, наглядность стимулирует создание смысловых образов, присущих носителям языка. Все средства наглядности (вербальные, иллюстративные, а также жесты) создают эффект присутствия в какой-то конкретной ситуации общения и помогают сохранить в памяти детей тот смысл, который нужно им передать или воспринять. В одном случае наглядность обеспечивает правильное осмысление материала, в другом служит опорой для его понимания на слух, в третьем создает условия для его практического применения.

Учитывая особенности младшего школьного возраста, по мнению автора опыта, необходимо менять виды работ, так как ребенок не может долго слушать и слышать учителя. Но зато потребность двигаться, действовать, общаться велика и существует в ребенке постоянно. Значит, на уроке обязательно как минутка отдыха или как прием перехода от одного вида деятельности к другому присутствуют подвижные игры. Они тоже бывают разнообразные: русские игры на английском языке, национальные игры, игры-танцы, игры песни.

Хотелось бы сказать несколько слов и о других приемах работы. Работая над темой «Времена года», рисуем картину или делаем аппликацию, в которой все наоборот: небо красное, деревья розовые, снеговик может быть черным. Показывая картину, автор опыта просит детей исправить все, что неправильно нарисовано. Этот прием сначала вызывает смех, а потом «бурю» эмоций, желание говорить, исправлять «художника».

Чтобы дети лучше усвоили лексику по теме, автор опыта включает в работу песенки на мелодии русских детских песен с максимальным использованием лексики по теме «Времена года». риложение 3.) Это очень помогает детям усвоить необходимый объем изучаемых иноязычных слов, учит их правильно применять эту лексику.

Внеклассная работа по иностранному языку органически входит в учебно-воспитательный процесс. Формы могут быть самыми разными: конкурсы, олимпиады, вечера, праздники. Для младших школьников лучше всего проводить праздники с несложными инсценировками сказок, с песнями, играми в стиле КВН. Проведение внеклассных занятий повышает интерес к изучению иностранного языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению изученной лексики, расширению словарного запаса. Когда дети играют в пьесе, исполняют песни, декламируют стихи, участвуют в конкурсах и играх, все это доставляет им большое эстетическое наслаждение и способствует углублению языковых знаний, создает участие и ту мотивацию, без которой нет изучения иностранного языка. риложение 5.)

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются интегрированные уроки. (Приложение 2.) Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. При интегративном построении учебно-воспитательного процесса реализуются возможности, позволяющие качественно решать задачи обучения и воспитания обучающихся: переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.

Методисты И.Л. Бим и М.З. Биболетова [4, 3] ут­верждают, что обучение ИЯ в «инте­грированном» составе ориентировано на разностороннее развитие учащихся, их общее образование и воспитание (что до­стигается за счет объединения воспита­тельных, образовательных и развиваю­щих возможностей разных учебных предметов); помогает формировать у учащихся более целостную картину ми­ра, в котором сам ИЯ является средст­вом познания и общения.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Раннее обучение иностранным языкам способствует развитию всех познавательных процессов ребенка. Влияет на развитие внимания, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Развивает мыслительные операции: анализ, синтез, абстракцию, сравнение, обобщение.

2. Организовывая урок иностранного языка в начальной школе, учитывая уровень развития познавательных процессов детей, необходимо использовать игры, которые способствуют созданию соответствующего психологического климата на уроке, решают проблемы обучения, развивают познавательную и речевую активность детей.

З. Игры должны быть самые разнообразные для того, чтобы их можно было применять с разными целями при обучении и фонетике, и грамматике, и лексике.

  1. На уроках иностранного языка необходимо использовать наглядность, которая стимулирует процесс обучения и развитие познавательных процессов.

  2. Остается актуальной и работа по проведению интегрированных уроков, способствующих развитию познавательной активности детей.

Поскольку у учеников нет потребности в речевой деятельности на иностранном языке, задача учителя заключается в создании на уроке и вне урока коммуникативной потребности в иноязычном общении. В качестве одного из эффективных средств создания мотивов к иноязычному общению в настоящее время практикуются ролевые игры и в старших классах.

В заключение автору опыта хотелось бы обратить внимание на принципы методики Ш.А. Амонашвили [2] по обучению грузинских детей русскому языку, которые можно успешно применить в обучении любому иностранному языку:

  • Во-первых, детям должно казаться, что научиться говорить на чужом языке нетрудно, хотя на самом деле это не так просто.

  • Во-вторых, нужно, чтобы у детей как можно быстрее возникло чувство, что они понимают иноязычную речь и уже объясняются на иностранном языке.

  • В-третьих, в процессе обучения как можно чаще создавать речевые ситуации «неученого» характера, то есть такие, когда ребенок не чувствует, что его обучают иноязычной речи, и тогда ребенок начнет общаться потому, что ему захочется что-то сообщить, поговорить с учителем, друзьями.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В начальной школе закончилась предметная неделя по математике. Цель её проведения: развитие личностных качеств обучающихся и активизация...
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconВыполнение закона «об образовании»
Овладение разнообразными способами мыслительной деятельности, развитие творческих способностей
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconДоклад на рмо учителей математики на тему
«Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению...
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconДоклад на рмо учителей математики на тему
«Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению...
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconНесколько лет я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей...
В ценностном отношении современное образование должно способствовать самоидентификации учащихся как граждан России и вместе с тем...
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconИз опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
Приемы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconАбрамова С. И., учитель химии моу «лсош №2»
Цели: активизация и развитие творческих способностей обучающихся; выявление творческого потенциала, поддержка социальной активности...
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconИзучение возможностей современных педагогических технологий (спт),...
Мотивация познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconОтчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на...
В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться....
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconПлан урока английского языка в 4 классе по теме «What jobs do you like?»
Развитие слуховой памяти и творческих способностей. Развитие учебных умений: умение работать в группе
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconАнализ работы М. О. учителей технологии за 2012-13 уч год
Коллектив педагогов М. О. в течение года продолжал работу над проблемой «Формирование у учащихся универсальных способов деятельности...
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconУрока: Образовательная
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, формирование мотивации к изучению английского языка
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: повышение квалификации и профессионального мастерства, совершенствование учебно-воспитательного процесса, активизация учебно-познавательной...
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка icon«Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников...
Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной,...
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени через развитие их творческих способностей на уроках английского языка iconИндивидуальное развитие организма
Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск