Скачать 81.71 Kb.
|
Ильина Т.Е., учитель истории МБОУ ХМР «СОШ п.Горноправдинск» Опыт работы над методической проблемой учителя истории. В настоящее время, когда Российская система образования постепенно приобретает личностно-ориентированный и плюралистический характер, перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности. Современное образование должно стимулировать учащихся овладевать такими процессуальными умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики. В ценностном отношении современное образование должно способствовать самоидентификации учащихся как граждан России и вместе с тем обеспечивать условия для улучшения взаимопонимания между народами. Несколько лет я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей и формирование патриотического мышления, через активизацию мыслительной деятельности учащихся и через активные формы ведения уроков». Полагаю, что для эффективного решения данной проблемы необходимо выделить следующие задачи:
1.Для решения первой задачи мною проводится тщательная подготовка урока. Во – первых, отбор теоретического материала, включающий основные требования программы, во-вторых, подбор дополнительной литературы, способствующей расширению знаний учащихся по важнейшим вопросам и более глубокому, эмоциональному восприятию. В-третьих, планирование основных этапов урока, организации форм работы учащихся и методов, которые бы стимулировали их заинтересованность и активность в процессе урока. Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по истории и обществознанию – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала. Последнее предполагает широкое применение системы средств обучения в условиях комплектно оборудованного кабинета истории, позволяющего учителю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе, в системе. В своей работе я использую карты, атласы, схемы, таблицы, репродукции картин, иллюстрации, которые помогают учащимся сосредоточиться на основных знаниях и способствуют конкретизации материала. Во избежание однообразия на уроках я демонстрирую отрывки из художественных, документальных, научно-популярных фильмов. Например, «Александр Невский» (в уроке «Борьба русских земель с западными завоевателями»), «Русский бунт» (в уроке «Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева), «Лебеди Непрядвы» (в уроке «Куликовская битва»), «Тадж-Махал» (в уроке «Путешествие по средневековой Индии»), «Рыцарь» (в уроке «В поисках чаши Грааля» по теме Средневековое рыцарство) и т.д. Такая наглядность на уроках истории необходима, поскольку исторический материал зачастую абстрактен, а события прошлого через призму современности школьникам воспринимать достаточно сложно. Поэтому, стараюсь использовать в своей практике такие занятия, на которых школьники смогли бы погрузиться в прошлое, например «Путешествие по средневековой Индии», «В поисках чаши Грааля», «Блокада. 900 дней из жизни ленинградцев», «Экскурсия по древнему Вавилону». 2.Вторая задача, на мой взгляд, решаема через освоение методических моделей, эффективных форм учебных занятий, включающий разные виды активности учащихся. Перспективными видами учебной деятельности сегодня можно считать моделирование (игровая деятельность), коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность), изучение источников (исследовательская деятельность). В соответствии в своей работе я использую следующие модели учебных занятий или их элементы: На основе игровой деятельности
Например, «Суд над Иваном Грозным», урок-суд «Научно- техническая революция 60-х годов: за и против».
Например, урок-состязание «Российская империя в 19 веке», урок-практикум в форме игры «Имею право». На основе дискуссионной деятельности
Например, «Влияние времени на зарождение творчества художников-передвижников 19 века».
Например, урок «Повернуться лицом к экономике» (60-е годы), урок «Можно ли было избежать гражданской войны?». На основе исследовательской деятельности
Например, урок-практикум в форме игры «Имею право».
Например, лабораторное занятие «Социально-экономическое развитие пореформенной России в 19 веке».
В процессе проведения таких занятий или элементов перечисленных форм в ходе обычных уроков, я столкнулась с некоторыми трудностями. Учащимся сложно начать дискуссию в виду неглубокого знания материала или непонимания его, в недостаточном развитии навыков устной повествовательной речи, а как следствие скованности зажатости во время выступления. Неумением видеть главное, анализировать материал и слабой заинтересованности пассивности некоторых учащихся. Эти проблемы мне предстоит решать. 3.Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Считаю, что на уроке проявление детского творчества является высшей оценкой деятельности учителя, потому что оно предполагает достаточный уровень владения теоретическим материалом учащимися и их заинтересованностью. Как педагог я стимулирую творческую деятельность детей, предлагая им различные задания, как альтернативу (вместо) или как дополнительные (вместе) к домашним. Практика показала, что творческие задания наиболее применимы на уроках с несложной информацией, например пропедевтические уроки по обществознанию в 6 -7 классах и уроки истории древнего мира в 5 классе, истории Отечества в 6 – 8 классах. Учащиеся с удовольствием выполняют задания:
Поскольку уровень творчества детей выражается по-разному оценивание результатов, произвожу индивидуально, высокими отметками стараюсь стимулировать дальнейшие результаты, но при этом не поощряю повторения одинаковых заданий одним и тем же учащимся. 4.Патриотическое воспитание на материале истории – процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримость к врагам России. На уроке истории можно показывать все достижения Руси – России – СССР – Российской Федерации, независимо от того, каким было государство – княжеским, царским, буржуазным или советским. Например, на уроках истории Древней Руси, я обращаюсь к русским былинам, песням, сказаниям: «Повесть временных лет». Князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам…». Раскрывая подвиги героев, подвожу учащихся к осознанию, почему наши предки жертвовали своим состоянием, любовью, жизнью во имя интересов Отечества. (Не хотели же умирать Сусанин, Багратион, Нестеров и Космодемьянская и многие другие, не хотели, но, тем не менее, на смерть шли.) Почти на каждом уроке отвожу время на изучение исторических персон и личностей, особенно ярко представляя борцов, создателей Русской земли. Учащиеся готовят сообщения на темы: «Святой Александр Невский», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский», «Петр I – человек и государь Отечества» и т.д. Считаю, что патриотическое воспитание осуществляется на основе формирования нравственных качеств учащихся. В учебниках истории чаще всего не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, факта, события. И если даже учащиеся хорошо знают заслуги перед отечеством Петра I, М.Сперанского, Александра II и др., то не всегда хорошо представляют нравственные устои и мотивы их деятельности. Историк С.М.Соловьев, писатель Ф.М.Достоевский желали поражения России в Крымской войне. Патриоты ли они? Нравственно ли поступали? Просветитель конца 18 – начала 19 века Н.И.Новиков в 1812 году выкупал у крестьян французов, захваченных ими в плен, платя за них по рублю, лечил их, кормил, а по выходе неприятеля из Москвы – сдавал их французскому начальству, не требуя вознаграждения. Насколько нравственным был поступок Новикова? При разборе подобных примеров у учащихся складывается более достоверное представление о личности. Полагаю, что из таких приемов складывается патриотическое воспитание на уроке истории. Считаю, что поставленные мной задачи решаются на хорошем уровне. Хотелось бы продолжить работу над той же образовательной проблемой и впредь, совершенствуя использованные и применяя новые методы и приемы, поскольку она не теряет своей актуальности. |
Анализ работы М. О. учителей технологии за 2012-13 уч год Коллектив педагогов М. О. в течение года продолжал работу над проблемой «Формирование у учащихся универсальных способов деятельности... | Г. Зернограда Ростовской области Тема опыта «Формирование мыслительной и познавательной деятельности школьников, повышение мотивации учения через активные формы и методы с использованием... | ||
Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | Доклад на рмо учителей математики на тему «Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению... | ||
Активизация мыслительной деятельности обучающихся первой ступени... Семья. Активизация употребления лексического материала, повторение алфавита, ознакомление с новыми словами | Конкурсный материал «Формирование общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей учащихся» | ||
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения Вот уже более двадцати лет я работаю учителем физики в школе №1 п. Вохтога. Более десяти лет – над проблемой подготовки школьников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая тема: формирование многофункциональных компетентностей учащихся через активизацию коммуникативных и познавательных способностей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я работаю над проблемой поиска и широкого использования активных форм и методов, стимулирующих сознательное отношение учащихся к... | «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников... Межмуниципальный семинар «Развитие познавательных интересов и творческих способностей дошкольников через интеграцию познавательной,... | ||
Отчет по теме «Развитие творческих и аналитических способностей на... В современных условиях это – прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это – умение учиться.... | Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных... Изучение проблем творчества, творческого мышления, творческой личности находит достаточное отражение в работах таких ученых, как... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Расширить кругозор учащихся по теме, через рассказ учителя. Коррекция и развитие внимания и логического мышления. Воспитывать мотивацию... | «Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся» Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивающие: развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности; развитие речи учащихся через организацию диалогического... | Изучение возможностей современных педагогических технологий (спт),... Мотивация познавательных интересов, мыслительной деятельности и творческих способностей учащихся |