Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий





Скачать 309.68 Kb.
НазваниеРазвитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий
Дата публикации04.11.2014
Размер309.68 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Управление образования муниципального образования Тимашевский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

муниципального образования Тимашевский район

Развитие творческих способностей учащихся

через использование

информационно-коммуникационных технологий

Библиотекарь Панченко Оксана Владимировна

ст. Днепровская

2011 год
1. Литературный обзор состояния вопроса.
1.1 История темы педагогического опыта в педагогике и образовательном учреждении.

Изучение проблем творчества, творческого мышления, творческой личности находит достаточное отражение в работах таких ученых, как Р. Арнхейм, М.Е. Дуранов, Е.П. Ильин, З.А. Калмыкова, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, Т. Тейлор, О.К.Тихомиров, и др.

Большое значение для методологического обоснования названной проблемы имеют психолого-педагогические труды Л.С. Выготского, О.С. Газмана, Н.К.Крупской, А.С. Макаренко, Е.В. Титовой, СТ. Шацкого и др..

Проблема развития творческих способностей - одна из самых насущных проблем системы народного образования, призванного давать человеку не только сумму базовых знаний, но и вооружить умением использовать их в условиях рыночной экономики.

Вместе с тем, многочисленные работы по проблеме творческого развития и воспитанию информационной культуры личности не дают однозначного ответа на вопрос о путях развития креативности - способности, отражающей свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки.

Активная разработка соответствующих аспектов реализации обозначенной проблемы ведется в настоящее время в детских общественных организациях и объединениях. Функционируя как открытые социально-педагогические системы в структуре единого культурно-образовательного пространства, они концентрируют внимание на углублении мотивации детей к познанию и творчеству, содействуют их самоопределению, формируют самостоятельность в осуществлении различных видов деятельности, обеспечивает включенность детей в социальные отношения окружающей среды.

Ещё в начале 80-х годов советские исследователи Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин поставили перед собой проблему, – какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Суть этих решений сводилась к тому, что творческая личность должна обладать слишком большим комплексом качеств, что затрудняло их целенаправленное воспитание. К тому же часть ученых придерживалась позиции, что творческие способности передаются по наследству от родителей к детям и их невозможно воспитать. Для решения этой проблемы Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали свыше тысячи биографий творческих личностей. В результате исследования было установлено, что творческая личность обладает следующими качествами:

  • умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность её достижению;

  • умение планировать, самоконтролировать свою деятельность;

  • умение находить и решать проблему.

Именно эти качества необходимо развивать для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Становление творческих способностей активно начинается уже в детском возрасте и успешными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. На первых этапах значительное влияние на развитие творческих способностей детей оказывают игры. «В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности».

Затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность, которая становится достаточно привлекательным делом «как средство проверки и развития способностей». Такого рода деятельность к тому же укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.

Когда речь идет о развитии творческого потенциала школьников, следует различать уровни познавательной работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях (в реальной школьной практике они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):

1. Получение учащимися «готовых» знаний со слов преподавателя, из книг и учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

2. Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы, когда в процессе учебного исследования делают открытия для себя. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета.

3. Изучение интересующего предмета в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.

Первый из этих уровней является главным, подчас единственным в начальных классах. Для средней школы характерны первый и второй уровни. В старших классах возрастает удельный вес творческой и исследовательской работы, характерной для третьего уровня.

Для второго и третьего этапа на первое место выходит информационная и компьютерная грамотность.

Вхождение человечества в информационную эпоху, когда работа с информацией и средствами её поиска становится главным содержанием практически любого вида деятельности, обострило потребность общества в специально подготовленных в информационном плане людей.

Социальный заказ на подготовку именно такой личности адресован системе образования в целом, а школе и школьной библиотеке в частности.

Ещё Л.С. Выготский и его последователи доказывали культурно-историческую обусловленность созревания высших психических функций человека: «образование идёт впереди развития». Для родившейся более полувека назад культурно-исторической психологии характерна ориентация на неразрывность образования и культуры, ибо человек, воспитанный в традициях культуры, «приспособлен к социальной динамике, а не к социальной статике». Этот тезис актуален для современной системы образования, призванной готовить учащихся к жизни в динамично меняющемся мире.
1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Наша школа находится в сельской местности, где нет центра творчества, учреждений дополнительного образования детей, внеурочная деятельность в большей степени представлена спортивными кружками и секциями. Поэтому школа в целом, и библиотека в частности является центром культурной жизни школьника.

Трудно представить себе школу без библиотеки. Сюда приходят ученики для того, чтобы расширить свой кругозор, почерпнуть необходимую информацию, учителя – для ознакомления с методическими новинками, родители – для приобщения детей к семейному чтению. При слове библиотека перед нами возникают стеллажи с аккуратно расставленными книгами, красиво оформленные выставки, рекомендательные указатели. Но время стремительно движется вперёд, современная техника занимает всё большее место в жизни ребёнка. Поэтому школьная библиотека должна стать для детей не просто пунктом выдачи книг, но и интересным, гостеприимным и творческим местом. Работа библиотеки направлена на создание именно такого места.

Человека нельзя заставить читать и творить, но можно увлечь, научить, «заразить». Творческие способности и информационную культуру необходимо воспитывать в детях с младенчества. И роль библиотеки в этом воспитании крайне важна, причем библиотеки именно школьной, так как она учитывает индивидуальные и психологические особенности детей разных возрастных групп.

Работа школьной библиотеки совместно с педагогическим коллективом школы направлена на становление личности учащегося масштабно мыслящего, способного представить весь объём накопленных информационных ресурсов традиционном и электронном виде, умеющего вести поиск информации в мультимедийной среде, осуществлять рациональное поведение и процессы информационной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми жизнью в информационном обществе и обществе знаний.
1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Информационно-коммуникационные технологии – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Информационная грамотность – наличие знаний и умений идентификации информации, необходимой для выполнения определённого задания или решения проблемы, эффективного поиска информации, её организации и реорганизации, интерпретации и анализа найденной и извлечённой информации, оценки её точности и надежности; последующего применения информации для осуществления определённых действий и получения определённых результатов.

Информационные ресурсы – это продукт интеллектуальной деятельности общества, зафиксированный на каком – либо носителе и пригодный для её сохранения и использования.

Проектная деятельность - деятельность, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.

Творческие способности – индивидуально-психологические особенности личности, способствующие созиданию нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдаёт другим.

2. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого

педагогического опыта.
Исследуемой группой, являющейся базой для формирования представляемого педагогического опыта являются учащиеся 7-8 классов.

Все учащиеся группы, в количестве 101 человек (7-е классы – 56, 8-е классы 45)

  • осваивают образовательные программы по предметам школьного учебного плана в соответствии с требованиями государственного стандарта,

  • владеют основными мыслительными операциями,

  • знают свои гражданские права и умеют их реализовать.

  • обладают психическими качествами:

  • аналитико-синтетического восприятия,

  • интеллектуальной познавательной активностью,

  • способностью планировать, рассуждать,

  • креативностью (способностью к творчеству),

  • чувством психологической защищённости.

  • обладают личностными качествами:

  • социальной зрелостью,

  • адекватной самооценкой,

  • мотивацией общественно-полезной деятельности,

  • личностным самоопределением,

  • нравственным осознанием самого себя.

Учащиеся этих классов являются основой и инициативной группой библиотечного актива школы, без помощи которых не проходит ни одно мероприятие, организованное библиотекой.


3. Педагогический опыт.
3.1 Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте.

Для работы в начальных классов характерны передача и приобретение знаний, при этом используются:

Наименование группы методов

Отдельные методы обучения

Словесный метод

  • слово библиотекаря: рассказ, объяснение, беседа (эвристическая, сообщающая, вводная, вступительная, закрепляющая), дискуссия;

  • печатное слово, работа с книгой (конспектирование, составление плана, тезисов, цитирование, составление справок, тезауруса)

Наглядный метод

  • методы иллюстрации (плакат, опорный конспект, таблицы, схемы, зарисовки и др.);

  • методы демонстрации (опыты, фильмы, презентации и др.)

Практический метод

  • изложения, сочинения, рефераты и доклады, практические работы.

Дидактические игры

  • игры, сочетающие условный игровой план деятельности учащихся с её учебной направленностью.

Для средней и старшей школы характерна учебно-познавательная деятельность учащихся, при этом используются:

Наименование группы методов

Отдельные методы обучения

Объяснительно-иллюстрационный метод

  • рассказ, лекция, объяснение, наглядные и технические средства, показ, демонстрация, лабораторная работа.

Репродуктивный метод

  • выполнение заданий, составление плана; ученик действует в рамках однотипных заданий.

Исследовательский метод

  • учащемуся предоставляется проблема для самостоятельного исследования, он должен выполнить практическое задание, организовать целенаправленное наблюдение, решить поисковые задачи.

Метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности

  • формирование интереса к познанию: познавательные игры, дискуссии, эмоциональное стимулирование;

  • самоуправление познавательными действиями: самостоятельная работа с книгой, объектами и др.


3.2 Актуальность и перспективность опыта.

Основу современной государственной политики в области образования составляет моделирование нового воспитательного пространства в целях создания условий для самоопределения личности, её самореализации, духовно – нравственного становления, подготовки подрастающего поколения к жизненному самоопределению. В соответствии с этим библиотека образовательного учреждения как источник информационно-образовательной среды становится обязательным условием для реализации основных образовательных программ общего образования и, в конечном счёте, образовательных стандартов второго поколения.

Воспитательный процесс является одним из важнейших звеньев целостного педагогического процесса в образовательном учреждении и школьная библиотека совместно с педагогическим коллективом школы работает над проблемой «Личностно-ориентированное обучение и воспитание как средство развития школы и самореализации учащихся». В основу этой проблемы положен принцип гуманизации, который подразумевает, что на первый план выходят человечность, признание ценности каждой личности. Для школьной библиотеки преимущественным становится:

  • идти от ребёнка, от его дарований, склонностей и потребностей;

  • изучать личность ребёнка-читателя;

  • защищать ребёнка, не давать оценку его читательскому поведению, а видеть человека, осваивающего информационный мир;

  • помогать адаптации ребёнка к современной жизни в информационном обществе.

На рубеже XX-XXI вв. важнейшими изменениями являются два тесно взаимосвязанных фактора: во-первых, вхождение человечества в новую стадию своего развития – информационное общество и общество знаний, во-вторых, коренное изменение в мировой системе образования. В числе причин, позволяющих рассматривать современную школьную библиотеку как центр информационной подготовки учащихся, прежде всего, следует назвать принципиально новое понимание сущности и назначения школьной библиотеки, соответствующих ФГОС второго поколения.

Опыт работы библиотеки по развитию творческих способностей через воспитание информационной культуры учащихся оказался востребован в школе. Наработанные материалы систематизированы в блоки:

  • Всемерное содействие учебному и воспитательному процессу.

  • Воспитание у учащихся библиотечно-библиографических знаний.

  • Привлечение учащихся к систематическому чтению.

  • Развитие творческого потенциала учащихся.

Материалами, собранными в библиотеке, пользуются преподаватели школы во время уроков, учащиеся для подготовки докладов и составления рефератов, для подготовки к конкурсам, педагоги-организаторы школы для оформления стендов.
3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте.

Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение занимает в этом перечне особую роль, являясь фактически «ключом к веку информации».

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к книгам, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное слово своих предков. Чтение классической литературы воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, чтение входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего.

В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”.

Но скорость научного, технологического, экономического и социального развития общества возросла многократно, стремительно развиваются всё новые, всё более мощные информационно-коммуникационные технологии, которые «поглощают» ребёнка. Современная действительность выдвигает главное требование - необходимость готовить новое поколение к жизни и работе в обществе с учётом его постоянного развития и движения вперёд.

На мой взгляд, этим требованиям отвечает система работы школьной библиотеки.

Педагогическая идея моего опыта — развивать творческие способности школьников через использование информационно-коммуникационных технологий.

Цель работы библиотеки - создать условия для развития интеллектуальных способностей, способствующих процессу познания через развитие творческого потенциала ребёнка.

Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:

  • популяризация книг, приобщение детей к чтению;

  • выявление информационных и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей, обеспечение доступа к информации и знаниям путём использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;

  • воспитание культурного, гражданского и патриотического самосознания, помощь в социализации подростков, развитие творческого потенциала;

  • создание комфортной библиотечной среды.


3.4 Результативность педагогического опыта.

С целью отслеживания результатов апробации методов организации творческой и познавательной деятельности учащихся проводилось анкетирование. В 2007-2008 учебном году для исследования детского чтения (потребности в чтении, мотивации, предпочтения) с учащимися исследуемой группы был проведён опрос. Школьником предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Нравится ли вам учиться?

  2. Нравиться ли вам читать?

  3. Какие книги вы читаете?

  4. С кем вы обсуждаете прочитанные книги?

Через 3 года в 2010-2011 учебном году этим же детям были заданы те же самые вопросы.

В итоге были получены следующие результаты опроса детской аудитории.






Через три года школьник может уже осознанно поставить цель в учебе и определиться в жизненных приоритетах. Немалый вклад в этот процесс, наряду с учителями, вносит и школьная библиотека.

Результаты опроса показали, что наши дети не перестали читать, что они читают. Работа, проводимая библиотекой в плане активизации читательской деятельности, развитии творческих способностей и воспитания информационной культуры учащихся, даёт результаты. Дети читают не только бульварную прессу и развлекательные романы. Очень много литературы из разряда классики становится любимыми книгами ребят после того, как они прочли их в рамках школьной программы, им посоветовал взять библиотекарь или родитель. Мир не стоит на месте, все меняется, и литературные вкусы тоже. А главное, сейчас уже становится немодным не читать.

Анализ чтения учащихся за три года показал, что количество посещений увеличивается.

Интерес к книге закладывается в детстве, активное сотрудничество библиотекаря, педагогов и родителей позволит повысить у ребенка этот интерес, и даже такой, что книга и чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Книга должна стать для ребенка не просто банальным инструментом получения знаний. К ней нужно формировать именно интерес как к необходимому источнику получения и знаний, и удовольствия. Только тогда чтение книги станет важной частью жизни человека, а телевидение и Интернет – просто дополнительным источником получения знаний.
3.5 Новизна представляемого педагогического опыта.

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда; разработкой новых средств и правил их применения, постановкой и решением новых педагогических задач.

Отказ от примитивного понимания школьной библиотеки как склада учебной литературы, а школьного библиотекаря – как сугубо технического работника, выдающего книги, осознание библиотеки важным структурным звеном, а библиотекаря – равноправным участником образовательного процесса в школе – всё это позволяет рассматривать школьную библиотеку как центр культурной жизни и информационной подготовки учащихся.

Работа школьной библиотеки формирует информационную культуру школьника и строится с позиции целостности и преемственности общечеловеческой культуры, предполагает учёт глубинных диалектических связей в культуре книжной, библиотечной, библиографической, которая должна не противопоставляться, а органично сосуществовать вместе с культурой мультимедийной, компьютерной, электронной.

Развивая творческие способности через использование информационно-коммуникационных технологий, мы содействуем становлению творческой, духовно свободной личности, способной самостоятельно анализировать и оценивать разнообразную информацию, принимать решения и нести за них ответственность. Именно тогда, как справедливо подчёркивает педагог и общественный деятель Е.А. Ямбург «напрочь исчезает необходимость противопоставлять «человека умелого» «человеку духовному», прозу обыденной жизни – высоким состояниям души; исполнительство – творчеству и т.п.».
3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта.

Развивая творческие способности учащихся, используя информационно-коммуникационные технологии, я придерживаюсь следующих принципов:

  • принцип культурологического подхода: неотъемлемость информационной культуры от общей культуры человека; мировоззренческие установки и ценностные ориентиры личности по отношению к информации как к элементу культуры; препятствование замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни развитием информационно-коммуникативных технологий;

  • принцип деятельного подхода: формирование информационной культуры личности ведётся с позиции деятельности конкретного учащегося, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной и досуговой деятельности;

  • принцип интегративности: органичное взаимодействие образовательных и библиотечно-информационных технологий при формировании информационной культуры личности.


3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Пробудить у ребёнка интерес к книге, открыть её юному читателю – одна из главных задач работы школьной библиотеке. Ни для кого не секрет, что современные дети не любят читать и многие из них всё свободное время проводят за компьютером. Было решено воспользоваться этим увлечением и привлечь учащихся к чтению с помощью компьютера. В библиотеке созданы аннотированные интерактивные электронные указатели: «Страницы истории Кубани» по краеведению, «Производственное обучение в сельской школе» по профориентации и др. В самом начале пользователь попадает в главное меню, в котором выбирает ту тему, которая его больше интересует, затем, следуя по ссылкам, получает информацию о книгах по данной теме, имеющихся в библиотеке. (Приложение 1)

Разработан новый вид библиотечной выставки — виртуальная медиавыставка («Юбиляры месяца», «Дорогу, Космос, летит Земля!» и др.). Она представляет собой презентацию, на слайдах которой располагаются обложки книг с библиографическим описанием, краткой аннотацией, страницами из произведений; видеоролики, рассказывающие о жизни и творчестве писателя-юбиляра. Данная выставка запускается на переменах и собирает большое количество читателей. (Приложение 2)

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет раздвинуть рамки источников информации на всевозможных носителях не только традиционных, но и цифровых. Появилась возможность использования цифровых технологий при проведении библиотечных уроков. Использование возможностей мультимедийной системы придаёт работе зрелищность, эмоциональную окраску, что способствует повышению и стимулированию интереса учащихся к изучаемому предмету, активизирует мыслительную деятельность, создаёт огромное поле для развития способностей, формирует информационную культуру.

Становление информационного общества существенным образом актуализировало необходимость специальной подготовки учащегося к жизни в новой информационно – технологической и образовательной среде. Не смотря на повсеместную компьютеризацию общества, книга была и остаётся не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и средством духовного и интеллектуального развития человека. Читательская культура формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации. Составной частью читательской культуры являются библиотечно-библиографические знания. Такие знания дают возможность учащимся овладеть методами самостоятельного поиска и обработки информации, создают возможность для расширения их информационного пространства через использование печатной продукции и электронных ресурсов.

В связи с этим библиотекой была разработана программа «Основы информационно – библиографической грамотности учащихся» для 1-8 классов. (Приложение 3)

Основная цель курса - дать учащимся знания, умения и навыки информационного обеспечения учебной и самообразовательной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

  1. дать общие сведения об истории книги, раскрыть значение книги в истории человечества;

  2. сформировать основы культуры работы с информацией через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий;

  3. развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передавать информацию в письменной и устной речи.

К концу освоения данного курса учащиеся должны:

  • знать структуру книги, определять примерное содержание книги при беглом её просмотре;

  • понимать значение специальных книжных и библиотечных терминов;

  • уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о справочном аппарате книги;

  • уметь применять библиотечно-библиографические знания в учебной и самообразовательной деятельности;

  • ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки.

Для проведений занятий по курсу используются традиционные формы уроков (рассказ, беседа, лекция), игровые (конкурсы, игры, викторины), с использованием информационных технологий (мультимедийные презентации). Большая часть занятий предусматривает проведение практических работ, на которых можно проверить усвоение пройденного материала. Уроки доступны по содержанию и предполагают активное участие самих ребят. (Приложение 4)

Программа направлена на ознакомление как с традиционными источниками информации, такими как книги, периодические издания, так и с изданиями на цифровых носителях – диски, Интернет.

На библиотечных уроках создаются условия, влияющие на процесс социализации личности школьника путём стимулирования заинтересованности учащихся в разрешении проблемных ситуаций, выработки у молодого поколения готовности к творческой деятельности.

В связи с этим особое значение приобретают систематизирующие факторы в воспитании и обучении, такие как: стимулирование личной заинтересованности учащихся в разрешении проблемной ситуации (через решение учебных, проблемных и творческих задач); организация самостоятельной работы, развитие творческих и познавательных способностей учащихся с учётом их интересов и потребностей.

Решение учебных задач входит в развивающее обучение, содержание, методы и формы которого ориентированы на закономерности развития учащихся. Учебные задачи могут быть учебно-теоретическими, учебно-практическими и учебно-исследовательскими.

Учебные задачи преобладают на вводных уроках.

Пример: библиотечный урок для учащихся 7-х классов «Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества» (Приложение 5).

Цель медиаурока: знакомство с информационными ресурсами на разнообразных носителях информации.

Задачи:

  • познакомить с разнообразием информационных ресурсов;

  • воспитывать бережное отношение к книге и культуру поведения учащихся в библиотеке;

  • развивать мышление и познавательный интерес учащихся.

Форма проведения:

  • рассказ;

  • практическая работа «Поиск информации в сети Интернет»;

  • работа с личным словариком.

Основные понятия: информационные ресурсы, Интернет, поисковые системы, электронные издания, межбиблиотечный абонемент, удалённый доступ к документу, электронная доставка документов.

Анализируя имеющийся материал, уделяется внимание теоретическим вопросам, так как учебная задача ориентирована на освоение теоретического материала посредством содержательных мыслительных действий (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и т.д.).

Принимая учебную задачу, учащиеся приступают к выполнению практического задания, используя полученный материал, тем самым они обучаются действием, приобретают теоретические знания.

В отличие от учебных задач, проблемно-познавательные задачи направлены на развитие творческих способностей учащихся. Жизненный опыт часто вступает в противоречие с полученными на занятиях сведениями, порождая проблемные ситуации, дискуссии, что является предпосылкой создания творческой атмосферы на занятиях.

Пример: библиотечный урок для учащихся 8-х классов «Электронные библиотеки» (Приложение 6).

Цель медиаурока: расширение представления детей о типах библиотек.

Задачи:

  • познакомить с электронными библиотеками, продуктами и услугами, которые они предоставляют;

  • воспитывать бережное отношение к книге и культуру поведения учащихся в библиотеке;

  • развивать мышление и познавательный интерес учащихся.

Форма проведения:

  • рассказ;

  • практическая работа «Посещение сайтов электронных библиотек»;

  • работа с личным словариком.


Основные понятия: формы представления полнотекстовых документов; классификация электронных коллекций; электронная библиотека.

В ходе выполнения практической работы перед учащимися ставится проблемно-познавательная задача - посещая сайты электронных библиотек, пользуясь электронными каталогами, используют разработанные ими информационные продукты, найти информацию, предложенную для поиска.

Для подростков наиболее приемлемой с точки зрения заинтересованности является учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, направленный на учащихся, развивающий у них исследовательский тип мышления. Главное здесь не овладение навыками, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быт затем использованы в исследовании любой сложности и тематики.

Пример: библиотечный урок для учащихся 8-х классов «Как работать с книгой» (Приложение 7).

Цель медиаурока: привитие навыков самостоятельной работы с печатными изданиями.

Задачи:

  • обучить методике ознакомления с печатными изданиями, приемами работы с текстом, правилами оформления;

  • воспитывать бережное отношение к книге и культуру поведения учащихся в библиотеке;

  • развивать мышление и познавательный интерес учащихся.

Форма проведения:

  • рассказ;

  • практическая работа по оформлению ссылок, библиографического описания документа, сноски и списка используемой литературы.

  • работа с личным словариком.

Основные понятия: способы ознакомления с печатными источниками, приёмы работы с текстом, правила оформления.

После изложения материала анализируется полученная информация, моделируются ситуации, где учащиеся высказываю свою точку зрения по отношению к изучаемому объекту. Сравнительный анализ работ учащихся по выполнению практического задания помогает глубже понять особенности изучаемого предмета.

Данная программа успешно внедряется в школе с 2009 года. Была установлена положительная динамика в основных показателях работы библиотеки, в повышении интереса учителей и учащихся к проведению библиотечных уроков.

Массовые мероприятия являются основной формой работы по привлечению детей к систематическому чтению. К юбилеям и знаменательным датам проводятся обзоры и беседы. Новые формы проведения литературных игр и викторин (с применением мультимедийного оборудования) качественно изменили отношение учащихся к данным мероприятиям.

Ни для кого не секрет, что массовый читатель идёт в школьную библиотеку в основном за программными произведениями, игнорируя попытки библиотекаря завлечь его красочными выставками, презентациями книжных новинок. Но узнав, что библиотека проводит какое – либо мероприятие или творческий конкурс, связанный с компьютером, сразу, же живо откликаются. Именно комплексное объединение различных носителей информации даёт возможность пользователю перейти от компьютера и мультимедиа к журналам и книгам. С помощью электронных средств библиотека привлекает детей к чтению, содействует развитию любознательности, делает процесс получения знаний интересным. Результатом таких усилий стало создание электронных викторин по творчеству писателей, деятелей культуры и искусства.

Перед проведением намеченного мероприятия учащимся предлагается тема и примерные вопросы, для ответа на которые необходимо прочесть произведения данного автора, подготовить иллюстрации, ответить на вопросы викторины, разгадать кроссворд.

Пример: тематический вечер, посвящённый творчеству В.М. Васнецова «Богатырь русской живописи» (Приложение 8).

Цель медиаурока: рассказать учащимся о жизни и творчестве академика живописи, иллюстратора, декоратора и архитектора Виктора Михайловича Васнецова.

Задачи:

    • познакомить учащихся с былинной тематикой в творчестве В.М. Васнецова;

    • воспитывать у учащихся чувство прекрасного;

    • развивать познавательный интерес учащихся.

Иллюстрации, представленные на обозрение, являются не только средством обучения, но и объектом исследования, становятся источником исторической информации об эпохе. Школьники получают возможность представить себя на месте другого человека, увидеть мир его глазами.

Традиционно весной в школе проводится «Неделя детской книги». Для учащихся проводятся различные мероприятия и по форме и по содержанию: литературные игры и викторины, виртуальные путешествия и экскурсии, тематические вечера и литературно-музыкальные композиции.

Формы библиотечной работы со временем меняются: от больших форм (читательских конференций, диспутов и вечеров) наметилась тенденция перехода к малым, но более эффективным формам (работа в малой группе, индивидуальные занятия и т.д.). Индивидуальное общение с детьми, которые заинтересовались творчеством более плодотворно, чем групповые формы работы.

Одной из форм работы по развитию творческих способностей и привлечению внимания учащихся к библиотеке, а значит и книге, является проектная деятельность. В процессе организации проектной деятельности важной составляющей работы руководителя является совместное с ребёнком определение его собственных интересов. Учащиеся учатся, познают, творят, а мы создаём условия для становления индивидуальности каждого ребёнка в зависимости от его потребностей.

Одна из целей проектной деятельности – подготовка школьника к современной действительности, требующей таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, ответственность, а также умения проявить знания и умения в практической деятельности. Через опыт, который приобретают дети в процессе работы над проектом, происходит их знакомство с производственным процессом, профессиями, появляется понимание связи теории с практикой, актуализируются знания, полученные при изучении различных учебных предметов.

Учащимися под руководством библиотекаря был сделан проект дизайна библиотеки, с которым мы выступали на V заседании УНО. Ребята старались превратить помещение библиотеки в место, где процесс чтения превратился бы для них в приятное и радостное занятие. Эта работа вызвала большой интерес, как у самих дизайнеров, так и у учащихся, принимавших участие в заседании.

На VI заседании УНО учащимися под руководством библиотекаря были сделаны два исследовательских проекта: к 65-летию Победы в ВОВ представлена работа «Великая Отечественная война в жизни моей семьи», к 100-летнему юбилею школы – работа «Один из первых выпускников школы». (Приложение 9)

В этом году на очередном VII заседании был представлен исследовательский проект по экологии «Спаси свой дом».

Деятельность школьного научного общества способствует воспитанию творчески развитой личности, даёт школьникам возможность заниматься любимым делом, получая широкий спектр прикладных умений и навыков, поэтому мы и в дальнейшем предполагаем принимать в нём активное участие. (Приложение 10)

Оказывая поддержку творческой деятельности школьника, мы стараемся показать, что он способен создать оригинальное произведение, культивировать эмоциональное отношение к своему творчеству. Таким образом, руководитель проекта формирует у школьника потребность в самоанализе, проектировании собственных действий.

Одной из форм исследовательской деятельности, сочетающей в себе и творческое начало, и информационную грамотность, является издательская деятельность.

Учащимися 7-х классов под моим руководством к празднованию юбилея М.В. Ломоносова был организован ежемесячный выпуск газеты, рассказывающей о жизни этого великого человека. Учащиеся в справочной литературе сами подбирали материал по одному из аспектов жизни учёного, делали иллюстрации, верстали газету. (Приложение 11)

Восьмиклассники приняли решение о создании для детей и их родителей книжки – малышки «16 причин для чтения». Эта книга рассказывает о необходимости чтения с самого раннего возраста. Дети привыкают к ритму, к рифме, красивому обороту речи, тем самым обогащают свою речь, развивают вкус и любовь к литературе, поэтому необходимо напомнить родителям о важности совместного чтения. Необходимые материалы были найдены в Интернете, иллюстрации к книге были выполнены совместно с учащимися начальной школы. Экземпляры этой книги были розданы учителям начальных классов для ознакомления на родительских собраниях. (Приложение 12)

Развитие творческого начала и воображения ребенка – составная часть руководства детским чтением. Развитие у читателя личного творчества - это приобщение его к сокровищам великой русской речи, начало творческого отношения к миру. В этом направлении библиотекой проводится ряд мероприятий.

В прошлом году наша школа отмечала свой 110-летний юбилей. К этому знаменательному событию библиотечный актив решил выпустить книгу со стихами учащихся и выпускников прошлых лет, посвящённых школе. Учащиеся собирали стихи, подбирали фотографии, обрабатывали их, компоновали текст и изображения. Экземпляры этой книги были розданы гостям праздника. (Приложение 13)

Ко Дню станицы в школе было решено провести конкурс сочинений «Любимый уголок земли». Активное участие в нём приняли учащиеся 7-8 классов. В результате из большого числа сочинений, как в стихотворной форме, так и в прозе были отобраны лучшие. Эти сочинения легли в основу выпусков газеты с одноимённым названием, выпуском которой занимались ребята из библиотечного актива школы. (Приложение 14)

Свои творческие способности ребята проявляют не только в литературном творчестве, у нас есть опыт и актёрского мастерства. В этом году после встречи с кубанской поэтессой Л. Степановой, учащиеся 7-х классов решили создать театральную постановку по её произведениям. Для учащихся начальной школы было подготовлено и проведено театрализованное представление «Родная станица», рассказывающее о заселении Кубани и основании станицы. (Приложение 15)

Цель медиаурока: рассказать учащимся о заселении станицы.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей родной станицы»;

  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного;

  • развивать познавательный интерес учащихся.

Это мероприятие направлено на формирование патриотического сознания и патриотического чувства, воспитания нравственных качест как подростков, выступающих в роли артистов, так и учащихся начальных классов – зрителей данного мероприятия.

Проблемы грамотности, образования, культуры чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение занимает в этом перечне особую роль, являясь фактически «ключом к веку информации».

Активное сотрудничество библиотекаря, педагогов и родителей позволяет повысить интерес учащихся к той или иной проблеме, вызывает эмоциональное отношение к ней, следовательно, помогает сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Именное такое сотрудничество, сотворчество, содружество способствует достижению общей цели — формированию общей культуры личности ребенка, его интеграции в национальную и мировую культуру, самоопределению и достижению социальной компетентности.

4. Выводы
На протяжении трёх учебных лет у учащихся 7-8 классов, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта, наблюдается формирование устойчивых познавательных интересов школьников, что ведёт к улучшению качества знаний и оценок. Установлена положительная динамика в развитии творческого потенциала каждого отдельного взятого ребёнка - это участие в школьных, районных творческих конкурсах. Привитие навыка исследовательской работы с применением информационно-коммуникационных технологий даёт свои результаты – учащиеся активно принимают участие в проектной деятельности, выступают с научно-исследовательскими работами на открытых заседаниях ученического научного общества. Ежегодное увеличение контрольных показателей свидетельствует об укрепление престижа чтения среди подростков.

Опыт моей работы может быть использован как библиотекарями образовательных учреждения, так и учителями, занимающимися развитием творческих способностей и воспитанием информационной культуры учащихся.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроке
Использование новых информационных коммуникационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный...
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках...
Теоретические предпосылки использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языка
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий icon«Интегрирование информационно-коммуникационных технологий через использование...
Бартош Д. К., зав кафедрой немецкого языка и современных технологий обучения (сто) иия гоу впо мгпу, к п н., доцент
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconСовременные методы развития познавательной активности с использованием...
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (икт) в образовании,...
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconРеферат Использование информационно-коммуникационных технологий в...
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе коррекционной школы
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconКонкурсный материал
«Формирование общечеловеческих и национальных ценностей через развитие творческих способностей учащихся»
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для изучения строения, свойств, получения и применения ароматических углеводородов на примере бензола через использование...
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconПрименение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе школы
Васина О. С. Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе/ Муниципальное образовательное учреждение «Информационно-диагностический...
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconПрограмма объединения «Творческие идеи»
Развитие творческих способностей, креативного мышления, воображения учащихся. Использование занятий для профориентационного направления...
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе доу
Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – одна из самых...
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка

Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconСистемное использование икт и развитие познавательных, творческих...
В работе раскрываются возможности повышения качества обучения с использованием интерактивной доски, рассматривается влияние икт на...
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconПрограмма информатизации школы на 2012-2017 годы
Цель: Повышение качества и эффективности образовательных услуг через внедрение и активное использование информационно-коммуникационных...
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconТема недели
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий iconИз опыта работы с краеведческой литературой в библиотеке моу «сош №4» го Сухой Лог
Целью данного проекта является формирование у учащихся чувства верности своему Отечеству, своей малой Родине, сохранение духовно-...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск