1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения





Скачать 105.43 Kb.
Название1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения
Дата публикации29.10.2014
Размер105.43 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Физика > Урок


Я с детства мечтала учителем стать,

Быть может, как папа, а может как мать.

Друзья говорили - ну, ты и балда!

Мы б в пед не пошли ни за что, никогда!

Чтоб поздно ложиться и рано вставать,

Тетради домой приносить проверять…

Но внутренний голос сказал: - «Не робей.

Учителем быть дело жизни твоей».

Вот уже более двадцати лет я работаю учителем физики в школе №1 п.Вохтога. Более десяти лет – над проблемой подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам по физике средствами технологии проблемного обучения.

Цель программы: построить обучение так, чтобы максимально развить заложенные природой способности ученика к определённым видам деятельности. Так как какими феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения они развиваться не могут.

Система моей работы в этом направлении включает следующие этапы:

1.Урок – процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения.

2.Внеклассные занятия по предмету: кружок, факультатив, электив.

3.Исследовательская деятельность учащихся: реферат, мультимедийная презентация, исследовательская работа.

4.Получение обучающимися дополнительного образования по предмету через обучение в заочных физико-математических школах и лицеях.

5.Индивидуальные консультации по решению олимпиадных задач.

Ключевыми этапы работы считаю – урок и внеклассные занятия по предмету. Поэтому в данном мастер-классе я отразила именно эти моменты.

Мастер-класс по теме: «Знания получаем, знания применяем»

Ход урока:

Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок физики, а тема нашего урока звучит так «Знания получаем, знания применяем». Каким образом и где мы получаем знания? А каким образом и где – применяем? Все ли знания, получаемые на уроках, вам пригодятся в жизни? Получать знания можно на уроке и применять можно на уроке, для того чтобы получить новые знания. Давайте попробуем в этом убедиться.

На прошлых уроках вы изучали первую форму материи – вещество. Из вещества состоят физические тела. Давайте все вместе повторим внутреннее строение вещества.

1.Вещество состоит из … с промежутками между ними.

2.Молекулы непрерывно и беспорядочно …

3.Молекулы взаимодействуют друг с другом: …

4.Вещество может находиться в трёх агрегатных состояниях: …, …, ….

5.Объём тела, имеющего форму параллелепипеда можно определить …. Для этого необходим прибор - …

Задание 1 Измерьте линейкой длину, ширину и высоту пластинки и вычислите её объём.


алюминий

железо

а=4 см

а=4 см

в=2,5 см

в=2,5 см

с=0,8 см

с=0,8 см

V=8 см3

V=8 см3
На листе:



Вывод: Vал =Vж

1 этап. Подготовительный этап создания проблемной ситуации

Деятельность учителя: организует взаимный опрос, проверяет и актуализирует знания и умения учащихся. Проверять и актуализировать знания можно различными способами (взаимный опрос, фронтальный опрос, рецензия на работу, план к параграфу и т.д.), самое главное, чтобы они были разнообразными. Если бы это был урок в школе, то предпочтение при проверке знаний учащихся было бы отдано другому способу, нежели чем здесь. Например, составьте рассказ, начало которого «Вещество состоит из …».

Деятельность учащихся: отвечает на поставленные вопросы и задачи.

Задание 2. Определите массу пластинки с помощью весов, стоящих на парте.

алюминий

железо

m=20,5 г

m=60 г


Вывод: mал < mж

2 этап. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя: создаёт проблемную ситуацию и побуждает учащихся к формулировке проблемы.

Деятельность учащихся: анализируют проблемную ситуацию и формулируют проблему.

Способы создания проблемной ситуации

1.Ситуация неожиданности.

2.Ситация конфликта.

3.Ситуация предположения: состоит в выдвижении учителем предположений о возможности существования какой-либо новой закономерности или явления с вовлечением учащихся в исследовательский поиск.

4.Ситуация опровержения.

5.Ситуация несоответствия.

6.Ситуация неопределённости.

Уч-ль: Какие факты видны из наблюдений?

Уч-к:

- одно тело состоит из железа, другое – из алюминия;

- объём железа равен объёму алюминия;

- масса железа больше массы алюминия;

- оба тела твёрдые.

Уч-ль: Проблема: тела имеют одинаковый объём, но разные массы. Почему?

Что можно предположить, чтобы объяснить увиденное?

Уч-к: Гипотеза: у железа и алюминия разная плотность.

3 этап. Решение проблемной ситуации.

Деятельность учителя: побуждает учащихся к анализу проблемы. Помогает актуализировать необходимые знания. Организует деятельность по добыванию новых знаний. Оценивает предлагаемые решения.

Деятельность учащихся: анализируют проблему на основе имеющихся знаний, добывают новые знания. Высказывают предположения о возможности решения проблемы.

Уч-ль:

4 этап. Разработка способов проверки гипотезы и её осуществления.

Деятельность учителя: руководит решением и проверкой.

Деятельность ученика: реализует найденное решение и проверяет его.

Как проверить справедливость данной гипотезы? Достаточно ли у вас знаний о плотности вещества? (нет).

Понадобятся ли вам знания о плотности вещества в жизни? (да)

1 способ проверки гипотезы: Изучить понятие плотность вещества.

На какие вопросы по данной теме вы хотели бы получить ответ?

Уч-ль: Тема урока: «Плотность вещества» (изучается самостоятельно по учебнику).

Пониманию учащимися материала, развитию их мышления весьма способствует систематическая и целенаправленная работа с учебником на уроке. Самым важным первоначальным приёмом работы с книгой является выделение главного, что требует анализа текста, синтеза результатов анализа и абстрагирования от второстепенного материала. Обучая выделению главного, одновременно надо учить семиклассников правильно строить план своего ответа. Следует рекомендовать ответ начинать с определения изучаемого понятия, а затем конкретными примерами и опытами иллюстрировать сущность понятия. Необходимо с первых уроков физики учить школьников не дословному, а преобразующему воспроизведению материала учебника.

На слайде показаны две пластины из алюминия и железа. У какой пластины плотность больше? Как это можно объяснить, используя знания о внутреннем строении вещества?

Уч-к: атомы железа и алюминия имеют разную массу и разные промежутки между ними.

Уч-ль: что показывает плотность вещества?

(работа с таблицей на слайде)

Уч-к: плотность вещества показывает массу вещества в объёме 1 м3 (1 см3).

Уч-ль: Как рассчитать плотность вещества?

(слайд с задачей).

Уч-ль: Как обозначается плотность вещества?

(слайд с обозначением).

Уч-ль: Формула, по которой можно рассчитать плотность вещества и единицы, в которых она выражается, мы видим на следующих слайдах.

Уч-ль: На практике очень часто используются более мелкие единицы плотности, такие как 1 г/см3. Поэтому требуется уметь переводить плотность из одних единиц в другие. Давайте попробуем научиться, это делать (слайд).

Уч-ль:

Первый способ проверки гипотезы мы с вами успешно реализовали. Знаний о плотности вещества достаточно. Можно ли утверждать, что гипотеза проверена? Что необходимо сделать ещё, чтобы проверить гипотезу?

2 способ проверки гипотезы: Определить плотность вещества пластинок.

Уч-ль: В самом начале урока мы выполняли практические задания: определяли массу и объём пластинок. Нами было сделано предположение о том, что эти пластинки имеют разную плотность. Самое время проверить данное предположение (слайд с проверкой результатов).

Вывод: алюминий и железо имеют разную плотность. Значит, наше предположение верно.

Мы сегодня хорошо потрудились и заслужили оценки. Поставьте сами себе в тот же лист оценку за определение объёма, массы и плотности вещества. Поднимите руки у кого сегодня получились пятёрки. Молодцы!

5 этап. Постановка домашнего задания. Проблемная задача.

Слайд с домашним заданием: Определите плотность карандаша по известной массе Оборудование: нитка известной длины (задача с муниципального этапа олимпиады школьников).

Говорят, что в архиве очень известного древнегреческого учёного Архимеда нашли рукопись, в которой речь шла о плотности вещества. От времени чернила выцвели, и часть текста невозможно стало разглядеть. Попробуйте восстановить утерянные со временем фразы.

Подведение итогов:

«Мы сегодня … изучали,

Буквой … её обозначали.

Если … тела делим на …

Так мы с вами в жизни … узнаём».

Спасибо за урок!

Полученные знания можно применить при решении физических задач. Именно так и называется элективный курс, который я веду в 10-11 классах: «Методы решения физических задач»

Проблемность обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач, задач-проблем.

Проблемная или творческая задача – это задача, в которой сформулировано определённое требование, выполнимое на основе физических законов, но в которой отсутствуют какие-либо прямые или косвенные указания на те физические явления, законами которых следует воспользоваться для решения этой задачи.

Задачи делятся:

- по содержанию: механика, молекулярная физика и термодинамика, электростатика и т.д.;

- по способу решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы, метод размерностей и т.д.;

- качественные, количественные, экспериментальные;

- по уровню сложности:

1 уровень: задачи школьного этапа олимпиады;

2 уровень: задачи муниципального этапа олимпиады;

3 уровень: задачи регионального этапа олимпиады;

4 уровень: задачи федерального этапа олимпиады.

Уч-ль:

К какому типу относится домашняя задача?

Уч-к:

Экспериментальная, механика и молекулярная физика, муниципальный этап олимпиады.
Этапы работы с задачей:

1 этап. Работа с условием.

Приёмы:

- прочитать внимательно условие задачи (не менее 2 раз);

- пересказать условие задачи;

- какое физическое явление (величина) описывается в задаче;

- выявить скрытые данные, содержащиеся в тексте;

-выделить в тексте задачи, что известно, а что требуется найти.

Уч-ль:

Перескажите условие задачи.

Уч-ль:

О какой физической величине идёт речь в задаче?

Уч-к:

Плотность вещества карандаша.

Уч-ль:

Что известно, а что требуется найти?

Уч-к:

Известна масса карандаша.

Найти – плотность вещества карандаша.

2 этап. Разработка способов решения.

Приёмы:

- аналитико-синтетический;

- алгоритмический;

- эвристический.

Уч-ль: (проведём решение задачи аналитико-синтетическим способом)

Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Уч-к:

Массу и объём тела.

Уч-ль:

Как определить объём тела цилиндрической формы?

Уч-к:

По формуле: V=S·l

Уч-ль:

Каких данных не хватает для ответа на вопрос задачи и как их можно определить?

Уч-к:

Не хватает длины карандаша. С помощью нитки известной длины её можно определить так: приложить нить к карандашу и посмотреть какую часть она составляет от всего карандаша и сделать вывод о его примерной длине.

Не хватает площади сечения карандаша. Для этого необходимо вспомнить, что сечение карандаша представляет собой круг, а площадь круга находится по формуле: S=π·R2 =π·d2 /4

Диаметр круга можно определить так: обмотать нить вокруг карандаша несколько раз. Разделить длину нить на количество раз. Это будет длина окружности. Она находится по формуле: l=2πR. Выразить отсюда R и рассчитать площадь круга. Зная её, можно найти объём карандаша.

Уч-ль:

Какой последний шаг необходимо выполнить?

Уч-к:

Рассчитать плотность вещества по формуле: ρ=m/V. Она равна …

3 этап: Оценка или проверка полученного результата.

Уч-ль: как проверить правильность найденного результата?

Уч-к:

- с помощью таблицы плотностей;

- с помощью других физических закономерностей (например, известно, что карандаш будет плавать в воде, частично погрузившись в неё, значит, плотность вещества карандаша должна быть меньше плотности воды – 1000 кг/м3).

Вывод: с целью развития мышления полезно предлагать учащимся задания по самостоятельному составлению задач. Например, составьте задачу, подобную решённой, но с другими данными; составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу и т.д. Особенно большую ценность для развития мышления учащихся представляют экспериментальные задачи, подобные той, что мы только что видели.

Сегодня я представила только два ключевых момента своей работы. Но нельзя исключать или преуменьшать важность и последних трёх. Потому что только планомерная и последовательная работа по всем пяти направлениям даёт высокие и стабильные результаты обучения, развивает творческие исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету. Об этом свидетельствует рост количества школьников занимающих призовые места на олимпиадах и конференциях разных уровней. Так в 2012-2013 учебном году пять учеников стали победителями и призёрами по физике в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады (в 2011-2012 – 2 победителя, 5 призёров; в 2010-2011 – 3 победителя, 2 призёра), в 2011-2012 учебном году десять обучающихся получили дипломы призёров, девять – дипломы победителей на областной заочной олимпиаде, восемь стали лауреатами регионального конкурса «Интеллект будущего», девять человек – дипломанты 1 степени Межрегиональной заочной олимпиады «Авангард».

Есть и другой результат работы:

«при решении задач, даже очень сложных, Наталья Сергеевна показывает свое мастерство. Более того, она передает его тем, кто хочет заниматься этим предметом вне рамок школьной программы.

Я так заинтересовался физикой, что начал принимать участие в различных олимпиадах, конкурсах, стал заниматься в московском заочном физико-математическом лицее «Авангард». Наталья Сергеевна помогает мне в прохождении программы лицея.

Я не знаю, будет ли моя жизнь связана с физикой, но уроки Натальи Сергеевны останутся в моей памяти навсегда. На них я учусь думать, рассуждать, правильно использовать научные знания, учусь общению».

Это строки из отзыва одного из моих учеников. Это слова, ради которых, стоит учителем быть!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconДоклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные...
Ся максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления....
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconИнтегрированный урок как средство формирования мотивов учения школьников...
Ле. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет...
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconУрок по теме «Фосфор, строение атома, свойства»
Цель урока: усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; развитие логического мышления, самостоятельности,...
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconУрок 91 Задачи урока Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие...
Л73 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов)....
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconДанная работа в целом была направлена на создание общего учения о...
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconКонспект урока устройство компьютера фио (полностью) Смирнова Елена Ивановна Место работы
Продолжить воспитание интереса к информатике, любознательности, мотивов учения, положительного отношения к знаниям, информационной...
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconУрок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconУрок Проповедь Христа
Цель урока: начало осмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой...
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconУрок по русскому языку с использованием технологий развития критического...
Урок по русскому языку с использованием технологий развития критического мышления. (2 класс)
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconУрок 14 Понятие как форма мышления Цели урока: • познакомить учащихся...
Рекомендуется следующая последовательность ак­туализации и проверки усвоения изученного материала
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconМетодическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы»
«…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс...
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа над темой ведется 2-ой год и способствует созданию условий для формирования и развития личностных компетенций учащихся, повышению...
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconУрок обобщения знаний по математике в 5 классе по теме: «Действия с натуральными числами»
Все знают: «Повторение-мать учения». Учителя добавляют «обобщение и повторение-мать учения»
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconТехнология развития критического мышления как эффективное средство...
Бходимым звеном для осваивания медицинских профессий. Перед учителем ставится задача преодоления такого непростого периода как подготовка...
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения iconПрограмма «Основы космонавтики»
Вместе с тем, этого недостаточно для формирования естественнонаучного мышления учащихся, их представлений о строении мира
1. Урок процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения icon«Учет и анализ банкротств»
Этот урок является первым. Урок сопровождался компьютерной презентацией, цором и электронными тестами. Это позволило сделать урок...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск