Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций»





Скачать 287.09 Kb.
НазваниеДоклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций»
страница1/2
Дата публикации23.06.2014
Размер287.09 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Экономика > Доклад
  1   2

АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»


Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Доклад на тему

«Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций»

Преподаватель спецдисциплин Егорова Н.Б.

2013

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………3


Основная часть………………………………………………………………………………..5

Практические результаты…………………………………………………………………….9

Заключение

Список использованной литературы



Введение.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран.

Актуальность применения проблемных ситуаций на уроках теоретического обучения в образовании обусловлена решением ряда приоритетных направлений развития образования в целом:

  • Законы Российской Федерации и Чувашской Республики «Об образовании»

  • Концепция модернизации российского образования

  • Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года

  • Республиканская целевая программа развития образования в Чувашской Республике на 2011-2020 годы

В связи с этим направлениями в последние годы существенно изменились приоритеты средне профессионального образования. На первый план выдвинулись цели развития личности учащегося, формирования познавательных интересов и таких учебных умений. Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитать потребность в саморазвитии - вот основные ориентиры современного обучения.

В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.

Для решения поставленных целей российским образованием появилась необходимость освоения и распространения инноваций в сфере образования, формируя новые, современные образовательные системы - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Для этого необходимо применять объяснительно-иллюстративный метод обучения с переходом к проблемно-поисковой деятельности, которая позволяет активизировать познавательные способности учащихся, развивать логическое, образное мышление, учит преодолевать трудности, стимулирует мотивацию к познанию нового.

Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:

         Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

         Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

          Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

          Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Это обусловило выбор темы доклада: «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций».

      

          Особенность проблемного обучения, по-моему,  заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.

.

Основная часть
В послании от 2011 года, Президента Российской Федерации Д. Медведева Федеральному Собранию был обозначен курс на инновационное развитие экономики. В обеспечении этих системных изменений ведущая роль принадлежит профессиональному образованию. Именно поэтому сегодня особенно актуален поиск подходов к развитию инновационной среды в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Инновационная образовательная среда учреждений начального и среднего профессионального образования формируется по следующим направлениям:

  • создание инновационных структур в учреждениях начального и среднего профессионального образования,

  • разработка и реализация инновационных программ,

  • реализация инновационных проектов.

Инновационным структурам принадлежат приоритеты в подготовке рабочих кадров и специалистов в системе начального и среднего профессионального образования и выстраивании взаимодействия с рынком труда.

Развитие инновационной образовательной среды позволит выстроить систему начального и среднего профессионального образования в соответствии с тенденциями развития профессионального образования, потребностями экономики, реализацией инвестиционных проектов в территориях, возможностями развития непрерывного образования и обеспечением профессионального самоопределения обучающихся1.

Для того чтобы чувствовать себя уверенно в условиях высокой динамики современного общества: успешно продолжать образование, уметь выбирать уровни и содержание профессионального образования, реализовать принципы свободы географического перемещения, академической и профессиональной мобильности, достигнуть предполагаемого социального статуса, приобрести ожидаемое качество жизни, применять освоенные нормы культуры в практике повседневной жизни – выпускник средне профессионального учреждения должен соответствовать модельным характеристикам, которые определяют качество выпускника.

Социокультурную составляющую модельных характеристик выпускника определяют особенности гражданского общества. В нем актуальны: жизненная концепция, базирующаяся на принципах индивидуальности и нестандартности, умение действовать самостоятельно, быть толерантным, создавать планы, проекты собственной жизни, умение организовать самообразование, умение пользоваться информацией и владение историческим кругозором.

В массе своей современные учащиеся стремятся активно участвовать в образовательном процессе, хотят делать, а не заучивать и «отвечать», предпочитают самостоятельные и продуктивные работы. У большинства детей – здоровые ценностные установки, они толерантны, отзывчивы, способны к диалогу, их IQ достаточно высок.

С целью формирования совершенствующейся личности преподавателями осваиваются и внедряются современные образовательные технологии. При обосновании выбора педагогических технологий и методик обучения, воспитания и развития обучающихся педагогами СПО учитывается:

  1. Модель выпускника или обучающегося, так как характеристика качеств выпускника – это основа для выбора педагогических технологий, направленных на формирование и развитие необходимых качеств.

  2. Принцип преемственности в использовании педагогических технологий по ступеням обучения.

  3. Уровень владения педагогической технологией.

Образование сегодня необходимо рассматривать не только как базис для продуктивного социально-экономического развития России и как средство достижения нового, более высокого качества жизни населения в ближайшем будущем, но и как возможность подготовки к новым стандартам жизни в третьем тысячелетии.

Идеологической основой новых образовательных стандартов является компетентностный подход. Прогнозная модель выпускника, состоящая из общекультурных и профессиональных компетенций, является первоосновой для разработки учебным заведением основной образовательной программы по данному направлению и уровню подготовки.

Поскольку требования к результатам обуче­ния ФГОС НПО/СПО формулируют как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих профес­сиональных компетенций, выпускник в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый мо­дуль может осваиваться независимо, а их со­вокупность позволяет достичь итоговой ком­петентности в профессиональной сфере. Этим модульно - компетентностный подход отличается от традиционно используемого в нашем техникуме модульного подхода, ори­ентированного, прежде всего, на усвоение знаний, и лишь потом на выработку умений.

ФГОС по профессии НПО «Повар, кондитер» ориентированы на выработку у обучающихся компетенций – динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей общественного питания. Во многих образовательных учреждениях пока еще активно используются традиционные формы обучения и контроля успеваемости студентов. Привычный инструментарий образовательного процесса включает в себя лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, самостоятельную работу студента, практики, квалификационные работы. Все эти формы преимущественно направлены на усвоение и закрепление знаний (реже умений и навыков), приобретенных в результате изучения конкретных учебных курсов. Отсюда и приоритет таких процедур оценивания, прежде всего теоретических знаний, как зачет и экзамен, завершающие блок семинарских занятий или курс лекций. При всей надежности и полезности данных форм обучения и контроля, их нельзя признать вполне достаточными, как для формирования у обучающегося заявленных во ФГОС компетенций, так и для проверки успешности освоения им образовательной программы, реализующей компетентностную модель обучения.

Социально-экономическое реформирование в современной России требует радикального изменения в структуре и содержании современного образования. В условиях содержательно структурного реформирования среднего профессионального образования одним из приоритетных направлений развития СПО является совершенствование технологий обучения. Мировые тенденции в сфере образования определяют необходимость выработки у обучающихся образного и гибкого мышления, рефлексивной и информационной культуры, творческой активности и чувства нового, толерантности. Чтобы достичь целей образования, необходимо активно вводить в образовательный процесс инновационные технологии, интегрируя их с традиционными. Инновационные технологии призваны обеспечить креативный уровень среднего профессионального образования, создать условия для творческого самовыражения личности и развития способностей адаптации к быстро меняющимся условиям современного информационного общества, а также создать психологически комфортную среду обучения.

Из множества современных технологий, сегодня я хотела бы затрону проблемное обучение.

Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952 г.). « Проблема в том, чтоб найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как их результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Ум учащихся будет сосредоточен не на учёбе или учении. Он направлен на делание того, что требует ситуация, тогда как обучение является результатом. Методом педагога, с другой стороны, становится отыскивание условий, которые пробуждают самообразовательную активность, или учение и такое взаимодействие с учащимися, при котором учение становится следствием этой активности». (Дж. Дьюи).

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, новыми способами учебной деятельности и развитие мыслительных способностей учащихся.

Первая и важнейшая особенность проблемного обучения - это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Только прочное знание становится действительным достоянием школьников, которые они могут осознанно применять в своей дальнейшей теоретической и практической деятельности.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формулирует систему прочных и глубоких убеждений.

 Третья особенность вытекает из закономерностей взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. Суть различия между проблемным и традиционным обучением состоит в том, что при традиционном обучении потребность в индивидуализации - следствие диалектического противоречия между фронтальным изложением новых знаний преподавателем и индивидуальной формой их восприятия и усвоения учеником.

При проблемном обучении индивидуализация обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различие в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении иных путей их доказательства.

 Шестая особенность проблемного обучения состоит в его динамичности (подвижной взаимосвязи его элементов). Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе диалектического закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений материального мира.

Как указывают некоторые исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

 Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности ученика, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность ученика неразрывно органически связанна с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Всякая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание ученика, его эмоциональную активность. В свою очередь, эмоциональная активность детерминирует активность мыслительной деятельности.

 Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что, оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции (усиление значения второго пути познания) и новое соотношение репродуктивного и продуктивного, в том числе творческого, усвоения знаний, повышая роль именно творческой познавательной деятельности учащихся.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconПрограмма по истории России XIX век (8класс, 37ч.)
Тематическое планирование рассчитано на 37 часов, включая повторительно-обобщающие уроки. Учтены различные формы урока: изложение...
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconПроектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся
Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности...
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconФормирование ключевых компетенций учащихся при использовании проблемных...
...
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconРабочая программа дисциплины Экономическая теория
Приобретение ими практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы,...
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconРабочая программа дисциплины Экономическая теория
Приобретение ими практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы,...
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconТворческий отчет формирование ключевых компетенций обучающихся в...
Выступление на педагогическом совете по обобщению опыта работы по теме: Формирование ключевых социальных компетенций обучающихся...
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся на примере темы «Белки, их свойства»
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание воспитательной среды, ориентированной на формирование и развитие ключевых компетенций учащихся
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Развитие ключевых компетенций обучающихся на основе использования современных педтехнологий и методов активного обучения»
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconФормирование и развитие исследовательской компетенции обучающихся
...
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема работы школы: «Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса»
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconДоклад на тему: «Об итогах деятельности фгбу «фкп росреестра»
Хотелось бы остановиться на следующих ключевых моментах, характеризующих работу Учреждения
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconТема работы школы
Продолжение работы по методической теме «Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы участников образовательного...
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные на развитие ключевых компетенций» iconФормирование кейсов учебных заданий в виде проблемных ситуаций в...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск