Скачать 89.81 Kb.
|
Формирование и развитие исследовательской компетенции обучающихся. Привлечение к исследовательской деятельности творчески мыслящих учащихся- одна из главных целей образовательно-воспитательного процесса в условиях перехода к компетентностно - ориентированному образованию. Среди ключевых компетенций, исследовательская компетенция является ведущей и включает в себя другие компетенции. Она предполагает: 1) способность ставить и решать исследовательские задачи; 2) осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение научной информации; 3) создавать значимые продукты исследовательской деятельности; 4) готовность и способность эффективно строить научное общение. Достижения в области филологии последних лет предоставляют широкие возможности для научных изысканий разного характера, а вопросы теории и практики анализа текста привлекали и продолжают привлекать внимание ученых-филологов, преподавателей высшей и средней школы. Разрешите небольшой экскурс. Филология как наука изначально была связана с изучением литературных типов словесных произведений, традиционно интерпретируемых на протяжении многих веков в нерасторжимом единстве их плоти, т.е. словесной материальной организации, и духа, т.е. их содержания, смысла. ХХ век внес коррективы в теорию и практику словесности, размежевав внутри филологии литературоведческий и лингвистический аспекты анализа художественного текста. Утверждение о том, что «текст одной стороной повернут к литературоведению, а другой- к языкознанию», стало общим местом. Литературоведение традиционно занималось изучением в первую очередь идейно- тематического содержания литературных произведений , а лингвистика- исследованием языковых средств, функционирующих в тексте и обеспечивающих его построение. В последние десятилетия изучение текста осуществлялось с разных методологических позиций. Предметом анализа были самые разные вопросы. Что такое текст? Каковы его основные категории? Каковы законы организации текста? И многие другие. И многие вопросы еще ждут своего решения. Сегодня общепризнанным является понимание того, что не может быть одностороннего анализа текста и объяснения его природы на одном основании и что естественным и актуальным является формирование нового интегрального научного подхода к анализу текста, который в последнее время принято определять как филологический анализ текста. Именно элементами филологического анализа мы и занимаемся. Ключевые моменты и этапы исследовательской деятельности представлены в таблице:
2006-2007 у. г. ( 11 класс) Участие в работе I областной научной конференции школьников «Путь в науку» Темы исследования:
Первые публикации в сборнике: Путь в науку. Сборник лучших докладов школьников I областной научной конференции школьников.- Тамбов: ТОИПКРО, 2006. Семинар зам. директоров школ области «Из опыта работы с одаренными детьми в условиях массовой школы». (Выступление с фрагментом работы) В этом году возникла идея начать исследовательскую деятельность в среднем звене. В параллели 6-х классов «МОУ СОШ №1» есть класс (6 «Г»), который в начальной школе обучался по Системе развивающего обучения Занкова. Этот классный коллектив имеет стабильно высокое качество обученности - 96% (4 класс, 5 класс, 6 класс- результат II семестра). В этом учебном году группа учащихся 6«Г» принимает участие в командном заочном конкурсе «Мифопанорама» ( в рамках Федеральной научно- образовательной программы «Юность. Наука. Культура» и второй год в ежегодном фестивале «Новая цивилизация», проводимых на базе РОУ «Мичуринский лицей». Совместно с психологами школы была проведена диагностика уровня творческой активности учащихся 6 «Г» класса. На этом основании создана программа дополнительного образования «Элементы филологического анализа текста. Теория и практика», которая имеет своей целью воспитание творчески мыслящей личности, способной нестандартно видеть проблемы окружающего мира, через активизацию и развитие исследовательской компетенции. Она рассчитана на учащихся 7 класса с ярко выраженными исследовательскими способностями и будет внедряться в 2007-2008 у.г. 1) Фрагмент работы ученицы 11 класса Прохоровой Марии: Я познакомлю вас с результатами исследования текстовых категорий «человек», «время», «пространство» в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Небо и звезды» и «Выхожу один я на дорогу». Важно заметить, что эти произведения соответствуют разным этапам творчества поэта. Так, первое относится к ранней лирике Лермонтова, периоду формирования его мировоззренческих взглядов. Второе, напротив, является одним из последних творений поэта, отражающим итого духовного поиска. Анализ пространственной организации текста я осуществляла по следующей схеме:
Анализ стихотворения «Небо и звезды» показывает, что «человек Лермонтова»- одинокий человек в мире разорванных коммуникаций. Он располагается в нижнем мире, устремляя взоры и мечты в мир верхний. Но звезды, небо отвергают его или не принимают. И с окружающими героя людьми он не находит контакта. Одиночество героя, разобщенность его с людьми и природой проявляется и на уровне пространственно- временной организации текста. Пространство и время как бы разорваны и даны в тексте точечно, островками, связи между которыми нет. В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» особый интерес представляет текстовая универсалия «пространство». Часть результатов анализа я представила следующей таблицей:
Далее я определила тип пространства по характеру развертывания. Проследим этот процесс. В начале стихотворения пространство представляет собой материальную точку «один я». Затем происходит дальнейшее расширение пространства до прямой линии - «дорога», «путь». Далее художественное пространство приобретает второе измерение- плоскость:«пустыня». Потом следует расширение до трех измерений, появляется вертикаль:«звезда». На следующем этапе происходит дальнейшее расширение пространства. Множественная форма «в небесах» актуализирует идиому «седьмое небо» и мифологема мирового древа, которая является осью, соединяющей различные миры, раздвигает границы художественного пространства до н- мерного континуума (хронотоп). В данном стихотворении, с одной стороны, мы выделили уже знакомого «человека Лермонтова». Его основные черты-, одиночество, тоска, жажда найти собеседника, обрести «родную душу». Но с другой стороны, мы выявили и иного «человека Лермонтова». Этот человек примиряется с людьми и миром, стремится к положительным идеалам. Мир, в котором находится этот новый «человек Лермонтова», полон коммуникаций, един, верхний и нижний мир в нем соединены. Находит это отражение и на пространственно-временном уровне. Где и время, и пространство соединены между собой, связаны, включают вечность и бесконечность. 2) Фрагмент работы ученицы 6 класса Дмитриевой Александры: Е.А. Боратынский. «Весна, весна! как воздух чист!...» Пространственно- временная организация текста. В современном литературоведении и лингвистике большое внимание уделяется категориям художественного пространства и времени. Смысл этих понятий сводится к следующему: автор не только создает персонажи, но и помещает их в некоторое им созданное пространство, и также определяет временной период развития изображаемых событий. В этом смысле можно сказать, что художественный текст- это определенный мир (модель мира), который создается автором для того, чтобы объяснить мир реальный. Категории «время» и «пространство» художественного текста уникальны. Они неотделимы друг от друга в реальности и тексте воплощаются в их нерасторжимом единстве. Для обозначения этой неразрывной связи времени и пространства используются термины «хронотоп» (в литературоведении) и «континуум» (в лингвистике). По определению М.М. Бахтина, хронотоп- это «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений».1 Хронотоп стихотворения Е.А. Боратынского представляет большой интерес. Сначала проведем анализ литературно- художественного времени данного текста по следующей схеме:
Реальное время в стихотворении представлено временем настоящим- глагольными формами слепит, летают, шумят, блестят, несет, поет, журчит, летает. Если посмотреть на семантику глаголов, то можно определить, что это глаголы действия и движения, они придают времени бег и стремительность, что вполне соответствует такому периоду года, как весна. В настоящее включен маленький фрагмент прошлого, которое дано только наречие «прежде» и несет в себе значение повторяемости времени. В плане временной характеристики в стихотворении можно усмотреть внутреннюю точку зрения автора, то есть временная позиция автора синхронна описываемому им времени. 1 Бахтин М.М. вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М., 1975, с. 234 Также необходимо отметить авторское вмешательство в ход времени. Предметы видимого времени, собранные взглядом автора, вводят а описание пространства через глаголы действия/ движение- бег времени , который буквально ощущается читателями. небосклон слепит облака летают ручьи шумят река несет Особый интерес представляет последняя строфа: Что с нею, что с моей душой? С ручьем она ручей И с птичкой птичка! с ним журчит, Летает в небе с ней!.. В ней появляется объект психологического пространства- «душа», который носит надвременное значение. А значит, через него в стихотворение вводится и время вечное. журчит душа летает Душа человека созвучна тому, что происходит в природе: весеннее настроение свойственно и ей. В стихотворении есть и лексические средства, прямо указывающие на время действия изображаемых событий- это название времени года- «весна». Слово «весна» 5 раз повторяется в стихотворении. И дважды выделено лексическим повтором и синтаксически- риторическим восклицанием ( «Весна, весна!») Но наряду с лексикой, прямо номинирующей сезонное время, в стихотворении встречаются метафоры, эпитеты, сравнения, создающие удивительно самобытный образ весны. Эпитеты: лазурно живой воздух чист ясен небосклон заздравный гимн ветхий лист лист шумен и душист в яркой вышине Олицетворения: ласкаясь к солнечным лучам взревев река несет; забвенье пьет древа обнажены на торжествующем хребте шумят ручьи; душа журчит, летает Метафоры: на крыльях ветерка Сравнение: ликует, как дочь стихий. |
Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами... | Логин Главная Методстраничка Олимпиады, интел конкурсы егэ/гиа методические мероприятия Мастер-класс «Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий» | ||
Элективный курс в 9 классе «Информационная работа» «Формирование исследовательской компетенции обучающихся как условие развития личности» под руководством Фатьяновой Натальи Митрофановны,... | "Визитная карточка" проекта Цели: формирование исследовательской компетенции при изучении среды водных растворов электролитов | ||
Ф. А. Пищалев, учитель информатики, Иркутская область», г. Усть–Илимск.... Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | Конкурсная работа на тему: «Формирование патриотизма и любви к Родине... Формирование патриотизма и любви к Родине через развитие исследовательской деятельности школьников | ||
Урок литературы «Преемственность в сказках» «Развитие информационно-исследовательской компетенции учащихся посредством технологии междисциплинарного обучения в общеобразовательной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познание (сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование... | ||
Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Деловой иностранный язык являются совершенствование владения иностранным языком, формирование профессиональной коммуникативной компетенции... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование исследовательской компетенции учащихся как средство достижения личностных, метапредметных результатов и высокого качества... | ||
Программа рассчитана на обучающихся 2-3 ступени Цель: формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством речевого творчества | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательные цели:- развитие навыков монологической речи с использованием икт; формирование коммуникативной компетенции;- активизация... | ||
Формирование информационно-коммуникативной компетенции на уроках информатики Изменение социального заказа со стороны государства, общества, родителей, ориентированного на новое качество образования развитие... | Урок -практикум Цели урока Цели урока: систематизация знаний, развитие у учащихся способов мыслительной деятельности, овладение компетентностями, развитие умений... | ||
Муниципальное образование Тема проекта: «Формирование икт-компетенции обучающихся начальной школы в условиях введения фгос ноо» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью курса является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих речевой, языковой, социокультурной,... |