Муниципальное образование: Муниципальное образование Иркутской области, ведомственная принадлежность: муниципальное образование «город Черемхово»
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №5»
Руководитель ОО: Пирожкова Евгения Геннадьевна
Тема проекта: «Формирование ИКТ-компетенции обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО»
Разработчики проекта: Безродных О.Г., учитель высшей квалификационной категории; (руководитель проекта); Бузина Н.О., заместитель директора по УВР; Жегульская Е.А., заместитель директора по ВР; Матузова Т.Н., учитель начальных классов, первой квалификационной категории; Журова О.Я., учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
Содержание проекта (краткое описание проекта):
Актуальность: В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения. Важнейшим результатом реализации Стандарта становится формирование универсальных учебных действий. Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью этих метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий. Кроме этого Стандарт выделяет три группы требований, одна из которых описывает требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. Эта группа требований затрагивает вопрос формирования ИКТ-компетентности обучающихся с точки зрения создания в образовательных учреждениях ИКТ-насыщенной образовательной среды, способствующей реализации требований Стандарта.
Не менее важно и следующее. Стандарт является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества.
На сегодняшний момент в учреждении имеется ряд проблем, связанных с реализацией ФГОС в направлении развития ИКТ – компетентности обучающихся.
Во–первых, интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. В настоящее время учителя испытывают трудности в реализации данного направления деятельности. В контексте изучения всех предметов не достаточно широко используются различные источники информации, в том числе, Интернет.
Во–вторых, низкий уровень развития ИКТ - компетентности обучающихся нашего учреждения, а именно, недостаточно уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности.
В-третьих, в настоящее время в учреждении недостаточно развита информационно-образовательная среда, которая должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и обучающегося.
Причины данного несоответствия видятся в следующем: многие педагоги ставят знак равенства между использованием на уроке компьютерной техники и развитием ИКТ – компетенции обучающихся, что показывает непонимание процессов, затронувших наши школы с появлением средств информационных и коммуникационных технологий. Отмечается неготовность педагогов к освоению инновационного содержания образования и современных образовательных технологий. Кроме того, педагоги с большим стажем работы (65%) не готовы психологически к работе с компьютерной, офисной, мультимедийной техникой.
Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Для этого в школе должна быть выстроена эффективная модель процесса формирования ИКТ – компетентности обучающихся начальной школы через возможности использования компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов. Это позволит преодолеть противоречия между необходимостью получить новый образовательный результат и сложившейся педагогической практикой, не способной его обеспечить.
Цели и задачи.
Цель: апробация эффективной модели процесса формирования ИКТ - компетентности обучающихся начальной школы через возможности использования компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов.
Задачи:
1) Выявить механизмы формирования ИКТ – компетентности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС;
2) Изучить возможности учебных предметов и внеурочной деятельности (содержание, технологии, формы организации) для формирования ИКТ – компетенции обучающихся начальной школы;
3) Обосновать модель ОУ на основе эффективного использования возможностей ИКТ-насыщенной образовательной среды, обеспечивающей формирование ИКТ - компетенции обучающихся, заданных Стандартом начального образования (систему компонентов образовательной деятельности, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы учреждения в соответствии с требованиями ФГОС);
4) Осуществить анализ рабочих программ с целью выявления возможностей использования средств ИКТ на уроках; разработку рабочих программ по предметам с учётом применения средств ИКТ; организацию образовательного процесса с активным использованием ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: в результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач у обучающихся будут сформированы и развиты необходимые универсальные учебные действия и учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
Ожидаемый результат:
развитие информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;
развитие навыков самообразования у младших школьников; повышение уровня комфортности обучения;
приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.
Презентация опыта
В рамках данной деятельности педагогами Журовой О.Я., Безродных О.Г. пройдена курсовая подготовка, им присвоен статус тьюторов педагогической площадки, следует отметить, что доля учителей, прошедших курсовую подготовку по ИКТ за последние два года составляет 78%.
Администрацией школы проведена работа по формированию нормативно – правовой базы, проведены организационные мероприятия деятельности площадки. Установлено оборудование в кабинетах 204, 205. Разработана программа формирования ИКТ – компетентности младших школьников. В рамках внеурочной деятельности проводятся следующие курсы, направленные на формирование ИКТ – компетентности младших школьников:
«Мир моих интересов» - экспериментальная программа НОУ «ОМУ» г. Томск,
«Мышкин дом» - метапредметный курс.
Обобщение опыта работы за 2 года: Рассмотрение итогов работы площадки на методическом совете школы в 2013г. Сентябрь 2012г.- городской семинар для учителей начального звена «Использование интерактивного оборудования на уроках», где педагоги провели мастер – классы по использованию полученного оборудования.
Декабрь 2012г. – участие в городском конкурсе «Урок с ИКТ», Пирогова Л.А. стала призёром данного конкурса.
Апрель 2013г. – городской семинар для руководителей и заместителей руководителей «Организация внеурочной деятельности в школе: опыт, проблемы, перспективы».
Январь 2014г. – презентация курса внеурочной деятельности по формированию ИКТ – компетентности младших школьников «Мышкин дом» на городских педагогических чтениях (3 место). 2013г. - выступление на Областном образовательном форуме «Образование Приангарья – 2013» с презентацией программы «Формирование ИКТ-компетенции обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС НОО в МБОУ «СОШ №5». 2012г. – участие во Всероссийском профессиональном конкурсе «Медиаурок 2020», призёр Матузова Т.Н., учитель начальных классов.
2013г. – участие в профессиональном конкурс методического объединения учителей «Эврика», призёр в номинации «Лучший урок с ИКТ», Пирогова Л.А.
Участие учащихся в конкурсах
| 2011-2012 уч. год
| 2012-2013 уч.год
| Федеральный уровень
| Всероссийская дистанционная мультиолимпиада - марафон по информатике
| Евсеев А., Макарова К. – победители
|
| «Инфознайка»
| 5 победителей + 13 призёров
11 чел. - участие
| диплом победителя, диплом призёра 46 чел. – участие,
| Открытый сетевой марафон «Многоликий интернет»
| 5 человек, 3 место
| 5 чел, 2 место
| «Кит»
| 60 чел. - участие
| 51 чел. – участие, Овчинникова Н. – 1м. по обл.
| Общероссийская олимпиада «Олимпус»
|
| По информатике: 15 чел. – участие
| Городской уровень
| Городской конкурс цифровых ресурсов «С днём рождения, любимый город!»
| Ступина Л.,Максимова К., Гусев Т. – призёры;
8 участников
|
| Городской сетевой конкурс «Новогодний калейдоскоп»
|
| Ахметханова А. – победитель
Сивгатулина Д. – победитель
| |