Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013»





Скачать 463.34 Kb.
НазваниеСмотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013»
страница1/4
Дата публикации14.10.2014
Размер463.34 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Культура > Конкурс
  1   2   3   4




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аллакская средняя общеобразовательная школа»

РЕФЕРАТ
Творчество на кончиках пальцев
Смотр – конкурс педагогических достижений

в системе дополнительного образования детей

«Методический марафон – 2013»

Выполнила учитель начальных классов

МКОУ «Аллакская СОШ»

Паршукова Людмила Геннадьевна

Аллак

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...3

Основная часть

1. Развитие творческих способностей на уроках……………………………………………4

2. Развитие творческих способностей у детей на уроках технологии и во внеурочной деятельности……………………………………………………………………………………...6

3. Внедрение программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»

в рамках ФГОС………………………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………………….....12

Приложение 1. Программа «Умелые ручки»………………………………………………13

Приложение 2. ………………………………………………………………………………….23

Введение
“Ребенок, испытавший радость творчества
даже в самой минимальной степени,
становится другим, чем ребенок,
подражающий актам других.”
Б.Асафьев
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Но это, к сожалению, еще не всеми осознано. И на нас лежит огромная ответственность – развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек, личность.

Сложность проблемы развития творческих способностей у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

Наконец, третья группа – это зависимость развития от характера и структуры деятельности.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах трудовой деятельности.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Основная часть
1. Развитие творческих способностей на уроках

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Развивать творческие способности? Что это значит?

  • Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

  • Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

  • В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

При развитии потребностей и интересов в творчестве я использую различные формы учебной и внеурочной работы, стремлюсь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом уроки, которые я провожу, отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способами работы. Это побуждает детей к творческой активности.

На уроках русского языка и литературы, начиная с первого класса, учу детей составлять рассказы, сказки по аналогии с прочитанными художественными произведениями, сочинять пословицы, поговорки, загадки, стихи, создавать иллюстрации.

Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах. В зависимости от задач, методики преподавания, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

1. Чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию.

2. Чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета,

одежды, поз, жестов и интонаций, мимики героев.

3. Постановка “живых картин” к произведению.

4. Составление сценария спектакля, устное описание декораций,

костюмов, мизансцен.

5.Драматические импровизации.

6.Развернутые драматические представления.

Кроме перечисленных приемов на уроках литературного чтения широко использую рисование иллюстраций к рассказу или сказке с последующей защитой, составление картинного плана и другие.

Большое значение придаю решению творческих задач на уроках математики. В организации умственной деятельности школьников в процессе решения познавательных задач можно выделить следующие этапы в продвижении учащихся:

  • решить задачу по аналогии;

  • решить задачу при частичной подсказке учителя;

  • доказать правильность решения;

  • решить нестандартную задачу;

  • самостоятельно составить творческое задание;

  • выполнить диагностическую (тестовую) работу.

Успешность решения школьниками познавательных задач зависит от уровня сотрудничества учителя и ученика, от овладения учеником системой умственных действий (сравнение, анализ, синтез и т.д.). Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. Я использую уроки-путешествия, соревнования, различные ролевые игры. Различные конкурсы повышают мотивационную составляющую, поэтому не упускаю возможностей по привлечению детей к участию в них. Хорошие результаты математического конкурса – игры «Кенгуру – 2012» показали мои ребята. Из 7 участников - два заняли 1 и 2 места в районе.

На уроках окружающего мира использую различные формы работы в этом направлении: экскурсии в природу, решение познавательных задач, сюжетно-ролевые игры, творческие задания, знакомство с произведениями искусства, создание проектов.

В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение « Книги природы» было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний …».

На уроках изобразительного искусства и технологии знакомлю детей с народно-художественными промыслами. У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия. Также данные занятия способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Уже учащиеся 2-ых классов прекрасно справляются с этой проблемой. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное.

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.   Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Сухомлинский В.А.

2. Развитие творческих способностей у детей на уроках технологии и внеурочной деятельности

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии и внеурочной деятельности. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.

Бесталанных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает детям необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни.

На уроках творчества мы занимаемся изготовлением поделок из природного материала, бросового материала, пластилина, папье – маше, из соленого теста, вышивкой, шитьем мягкой игрушки, оригами. Работы выполняют все дети. Я считаю, что развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Главным инструментом вовлечения детей в творческую работу считаю красоту и новизну изделия. Детям особенно нравится разнообразие поделок, их практическая значимость.

В 2008 году я узнала, что есть новый тип оригами – модульный. Заинтересовалась я этой идеей после того, как купила учебники по трудовому обучению, автор— Татьяна Проснякова. Решила в интернете побольше узнать об авторе и наткнулась на сайт «Страна мастеров», где были выставлены ее работы (http://stranamasterov.ru/).

Я увидела возможности для реализации такой учебной цели, как формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерности, решением сложных проблемных ситуаций. Именно изготовление изделий в технике модульного оригами даёт детям основы целостного представления об окружающем мире, природе и обществе. К тому же данные поделки красочны, впечатляют объемом работы.

Делая что-либо своими руками, дети развивают  внимание и память, приучаются к  аккуратности, настойчивости и терпению. Все это помогает ребенку в  школе при овладении знаниями по предметам, да и в дальнейшей его жизни  эти качества будут значимыми.      Занятия творчеством помогают развивать  художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно  для младших школьников.

Дети очень любят такие работы, когда фантазии всех участников сливаются воедино, и создается своя сказка, свой добрый, фантастический мир.

Творческие  занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить  завтрак, сделать своими руками подарки  родным и друзьям - все это пригодится в дальнейшей жизни.

И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет  ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности  в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

В  искусстве оригами есть все, что тянуло бы детей подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь — процесс, а не конечный результат. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.

Как уже отмечалось выше, развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где внеурочная деятельность играет не меньшую роль, чем учебная.

Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие школьные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Я, желая вызывать интерес учащихся к предмету, решила проводить дополнительные занятия после уроков. Работая с ними каждую среду, увидела, что занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый ребенок выбирал себе дело по душе, выявлял, ставил и разрешал интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и я не связана рамками программы и учебника. Мои ученицы Хочай Настя, Паршукова Таня и Сова Диана участвовали в конкурсе изобразительного и декоративно прикладного искусства «Сибириада». Настя со своей работой заняла второе место, а девочки стали участницами этого конкурса.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Эти слова Л.Н.Толстого относятся ко всем учителям. Учительство – это состояние души, это жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность- это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанности матери, которая любит своих детей и живет ради них. Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа- это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в педучилище, университете, то, чему научила меня жизнь.

Сегодня, опираясь на свой небольшой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало, надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и д.т. Занятия по технологии, на уроке и внеурочной деятельности, позволяют проводить мне систематическую работу по формированию у школьников нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательную отношение к предмету.

Дифференцированный подход к учащимся предлагает наличие достаточного количества инструкционно- технологических карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.

Придуманное оформление класса (со вкусом подобраны и ухоженные цветы, красивые стенды с поделками) обеспеченные всем необходимые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете служат воспитания собственности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся, делать красивые вещи своими руками. Это очень важное воспитание - мотив учения.

Постоянно разъясняю и показываю учащимся правильные и безопасные приемы труда, рассказываю о средствах индивидуальной защиты, оказание первой помощи. Объясняю, почему необходимо следить за правильной организации рабочего места, порядком размещения инструментов и рабочих материалов. На некоторых уроках использую музыку, способствующую поднятию настроения, помогающую внутренне расслабиться, улыбнуться. А в приятной обстановке лучше ладиться.

Учитель призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу. Закрепить у школьников интерес к будущей работе, могут советы учителя сделать сюрприз своим близким: приготовить и подарить к празднику какую- либо изготовленную своими руками вещь. При этом учителю следует обращать особое внимание на трудоемкость того или иного изделия.

Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

С 2011 года тема, над которой я работаю, называется «Развитие творческих способностей на уроках технологии и внеурочной деятельности». В ней реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в большой мере отвечает реальным возможностям учащихся. При изучении раздела «Рукоделие» использую дополнительные разделы типа: «Искусство аранжировки цветов,» «Работа с соломкой», «Вязание», «Вышивка», «Аппликация», «Бисероплетение», «Лепка из теста». При изучении этого раздела учащиеся с удовольствием впитывают все знания, приобретают навыки. Работы детей настолько хороши, что вызывают восторг и восхищение. Мне нравиться самой заниматься с учащимися различными видами рукоделия. Я вижу огонек в их глазах, вижу, как им хочется закончить начатую работу. Стараюсь постоянно самообразовываться, ищу новое: плетение бисером, шелковыми ленточками, изготовление картин из теста, модульное оригами - сколько нового, интересного можно сделать своими руками. Необычно, но, сколько можно проявить умений, фантазию и творчество.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Подлинное творчество – это продолжение многовекового развития человечества, его духовного богатства, его нравственности.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconЭкомарафона ­­- «Эффективное использование энергии и ресурсов улучшение...
Московский городской экологический марафон «Энергия» (далее — экомарафон) проводится в рамках Целевой программы по формированию компетентности...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconОтчёт о проведении конкурса педагогических достижений по физической...
Городской детско-юношеский центр физической культуры и спорта провел конкурс среди тренеров-преподавателей учреждений дополнительного...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconАнализ работы в школьной системе дополнительного образования школьников в 2013-2014 учебном год
В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей,...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный смотр- конкурс дошкольных образовательных учреждений по экологическому воспитанию детей «Экобэби- 2014» (далее смотр- конкурс)...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconРоль учреждений дополнительного образования детей в профилактике...
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей обеспечивает информационную, обучающую, воспи­тывающую, развивающую,...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» icon1курса колледжа по специальности «Фармация» (очно-заочная форма)...
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен»
Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей»
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconВиды детских объединений в системе дополнительного образования детей
Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconДоклад: «Воспитание индивидуальности как одна из целей педагогической...
Персональные показатели профессиональных достижений педагогических работников (за 3 последних года)
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс «Проблемный урок» (далее Конкурс) проводится в соответствии с планами управления образования Администрации нго и мкоу «Учебно-методический...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconНазвание мероприятия
Ко городской смотр-конкурс учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период 2011 года в номинации «Лучший оздоровительный...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconРефераты и научно-исследовательские работы, представленные обучающимися...
Целью Дня науки является выявление и поддержка творческого и интеллектуального потенциала обучающихся школы, конкурсный смотр достижений...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconГодовой план работы на 2013/2014 учебный год
Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика»
...
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconТема недели
Смотр-конкурс учебно-методической продукции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного образования детей «Методический марафон 2013» iconОбластной конкурс социальных проектов и инициатив в системе дополнительного...
Областной конкурс социальных проектов и инициатив в системе дополнительного образования «Дорогою добра и милосердия» (Акопян А.,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск