Скачать 171 Kb.
|
Омский филиал Российского института культурологии Экология медиакультуры на уроках литературы Хилько Н.Ф., Суркова М.П. Экология медиакультуры на уроках литературы: Экспериментальная программа. Омск: Сибирск. филиал Рос. ин-та культурологии, 2005. 15 с. * Программа является эколого-культурной составляющей уроков литературы, сопровождаемых просмотром произведений экранного искусства, их анализом и выполнением целого ряда творческих заданий. * Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 04-06-00420а). © Сибирский филиал РИК, 2005 * Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 04-06-004200) Омск, 2005 1 ЭКОЛОГИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ * Экспериментальная программа Составители: М.П. Суркова - учитель СОШ № 91 г. Омска, Н.Ф. Хилько ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Данное дополнение к курсу литературы 5-х-11-х классов предполагает решение следующих задач:
* Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 04-06-00420а). 2 тетическим и нравственным ценностям; - развитие навыков экранного восприятия, нахождении общего и различного в литературном произведении и фильме, отличии реальных событий и вымысла, значение их синтеза. Для выполнения этих задач в процессе активной интеграции медиатворчества в уроки литературы возможно следующее.
10.Максимально переходить от поверхностного, стереотипного чтения и восприятия произведений к целенаправленному, внимательному и опо- 3 средованному целевыми установками, направленными на оценку и размышления. I. ПОНЯТИЕ ФИЛЬМА-ЭКРАНИЗАЦИИ, ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ПЕРВОИСТОЧНИКА. (5-6 кл.) История экранизации. Различные виды экранизаций. Роль автора в кинопроизведении. Съемка по мотивам произведений. Анализ художественного произведения. Сравнение двух видов искусств. Точки соприкосновения литературного и экранного произведения. Сценарий - литературное произведение, предназначенное для неоднократного воплощения на экране. СПИСОК ПРОИВЕДЕНИЙ И ФИЛЬМОГРАФИЯ: Видеофильм "Помните, у Пришвина". Мультфльмы: «Аленький цветочек» (режиссер В. Грамматиков) по сказке Н. Аксакова. «Приключения Буратино» (по А. Толстому, реж. Качаев). «История о девочке, которая наступила на хлеб» (режиссер А. Грачев), "Белоснежка и семь гномов" по Г.-Х. Андерсену - реж. У. Дисней. Сказки А. Роу : "Морозко", " По щучьему велению", "Василиса Прекрасная", "Кашей Бессмертный", "Новые похождения кота в сапогах", "Марья искусница", "Королевство кривых зеркал", И.Н. Кошеверовой "Золушка" по Е. Шварцу," Новый Гулливер" Дж. Свифта, "Золотой ключик" по А.Н. Толстому, "Каменный цветок" по П.П. Бажову, " Сказка о Царе Салтане", "Руслан и Людмила" по А.С. Пушкину - реж. А.Л. Птушко, "Волшебная лампа Алладина" - реж. Б. Рыцарев, - Мультфильмы режисера И.П. Иванов-Вано: "Левша" по Н.С. Лескову, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" ( по А.С. Пушкину), "Гуси-лебеди" ( по русской народной сказке), "Снегурочка" ( по А.Н. Островскому), "Конек-горбунек" ( по П.П. Ершову), "Времена года". Б. Степанов "Щелкунчик" (по пьесе А.Н.Островского), Л. Атаманов "Снежная королева", Н. Червинская "Новая сказка про колобок", 2 з 4 П.Сазовнов "Сказка про Емелю", А. Иванов, П. Сазонов "Квартет" (по И.А. Крылову), М. Цеханович "Цветик-самоцветик". I. Практические задания: 1. Рисунки детей по впечатлениям от их фильмов. Выставка. 2. Создание викторины по просмотренному фильму 3. Составление сказки-сценария (коллективное сочинительство). 4. Беседа по вопросам, заданным самим себе и от ведущего, кинопеда гога. 5. Беседа о композиции фильма-сказки. 6. Игра «Подбери эпитет» к репликам, сценам, эпизодам просмотренного фильма. Творческий выход: Рисунки. Сказки детей. II. ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРЕ И КИНО (7-8 кл.) Характеристика литературного образа. Характеристика экранизированного образа. Что такое кинообраз? Авторское видение образа, режиссерское видение кинообраза. Сравнительная характеристика. Развертывание кинообраза в пространстве его пластических форм. Характер и образ на экране. Основная и дополнительная идея. Роль музыки, романса и звуковых характеристик героев в экранизации. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ и ФИЛЬМОГРАФИЯ: Видеофильмы: "Фонтаны Бахчисарая", "Против неба, на земле" (о П.П. Ершове), "Слово О Тургеневе", "Как у нас, за Москвой-рекой" (об. А.Н. Островском)," В доме Достоевского".
4 5
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
5 6 Ю.Конкурс иллюстраций к художественному произведению и к экранизированному произведению. Сравнение иллюстраций. П.Медиакритика. Найдите общее и отличие между своей точкой зрения и видением темы режиссера просмотренного фильма. ТВОРЧЕСКИЙ ВЫХОД Рисунки. Анализ фотоиллюстраций к фильмам. Рефераты об актерах, режиссерах. II. СЦЕНАРИЙ КАК ВИД ЛИТЕРАТУРЫ (9-11 кл.) Литературная основа кинематографического произведения. Особенности литературного и режиссерского сценария. Проблематика, сюжет, фабула, стиль, жанр. Творческий процесс создания экранных произведений и элементы киноязыка. Тема, идея, конфликт. Преобразование литературного текста в сценарный: работа воображения. Перевод предполагаемых обстоятельств в реальные. Сценарий по произведению автора. Чем отличается пьеса от сценария. Драматическое воплощение на экране образов классики. Элементы сценария: ремарка, диалог, закадровый голос, надпись , игра с титрами. Смысловое, стилевое и ритмическое единство описательной части с диалогом, закадровым голосом и видеорядом. Сюжет, драматический узел, сцена и эпизод. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ И ПРОСМОТРА:
Объясните главную мысль просмотренного произведения. Совпадает ли она с таковой в сценарии? Чем можно объяснить это? Почему это произошло? Сравнение литературных и экранных версий одного и того же произведения. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1. коллективная дискуссия по прочитанным сценариям. 7
ТВОРЧЕСКИЙ ВЫХОД : Написание мини-сценария ТВ на свободную тему. III. ВИДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО ( 8-10 кл.). Изучение видов литературы: Эпос, лирика, драма. Жанры литературы. Разновидности кино, деление кино на жанры: киноновелла, кинокомедия, фантастическая притча, трагедия и триллер, кино- и телесериал как аналоги многотомного произведения. Документальный фильм. Фильм-размышление и психологический фильм. Сатира и юмор в кино и на телевидении. Анимация. Фильм-сказка. Песня в художественном кино. Мультипликация. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ФИЛЬМОГРАФИЯ. Видеофильмы: "Час ученичества" ( о М. Цветаевой), "Дом Мастера" (о М. Булгакове).
8 " Бесы " - реж. И.Д. Таланкин, "Братья Карамазовы" - реж. И. Пырьев. 13. Фрагменты киноклассики разных жанров. 14. Анимационные фильмы: по Н. А. Носову "Незнайка на Луне". 15. Н.В. Гоголь «Вий» 16. По А.Н. Островскому «Бесприданница» фильм "Жестокий романс" - реж. Н.С.Михалков. 17. А.Н. Толстой «Аэлита», «Голова профессора Доуля». 18. Жорж Мельес . Путешествие на Луну , Дети капитана Гранта. (по произведениям Дж. Верна). ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
11.ТВОРЧЕСКИЙ ВЫХОД : Проведение сравнительного анализа экранных произведений разных жанров на основе зрительского и читательского дневника (можно в электронном виде). Разработка видеорекламного ролика. 9 IY. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ЭКРАНИЗИРОВАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (7-9 кл.) Информационная, эстетическая, нравственная культура. Экология языка. Стили речи. Нравственные нормы и пределы допустимости. Медиакультура и медиаэтика. Современный сленг. Современный русский язык. Современная лексика. Выразительные средства монтажа внутри кадра (масштаб, длина, ракурс). Перевод достижений литературы на язык медиаообразов, их звукопластика. Слово в литературе и кино; зрительный образ в литературе и фильме. Ролевая (актерская ) основа образа человека в художественном экранном произведении. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ФИЛЬМОГРАФИЯ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
10
10. Поиск антонимов, синонимов, эпитетов к характеристике экранного произведения. 11. Медиакритика. Какие чувства у тебя вызывает этот кинофрагмент? Как ты относишься к этому герою? Оцените достоинства главного героя фильма. 12. Раскадровка литературного отрывка. ТВОРЧЕСКИЙ ВЫХОД: Составление словаря героя. Озвучивание эпизодов из просмотренных фрагментов. Y. ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В ЛИТЕРАТУРЕ И ЭКРАННОЙ КУЛЬТУРЕ (8-9 кл.) Понятие общечеловеческих ценностей. Нравственные заповеди в отечественной литературе и искусстве. Ценности Любви, Добродетели, Родины большой и малой, Родной земли-матушки, Семьи и материнства и отцовства. Следование принципам милосердия, сострадания, почитания, уважения предков, сохранения чувства исторической памяти, духовного совершенства и человеческого достоинства. Любовь к Родине, Женщине, Матери, животным, к своей семье, родным и близким, к своему народу, к природе. Нравственный уклад жизни. Правда и доброта в отношениях между людьми - высший закон человеческой светской жизни и в конфессиях. Любовь к труду и чувство справедливости. Отражение нравственных законов в экранизация и литературе. 11 СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ФИЛЬМОГРАФИЯ Л.Н. Толстой "Война и мир" - реж. С .Бондарчук. В.М. Шукшин "Калина красная", "Ваш сын и брат", "Печки-лавочки". М. Шолохов. "Тихий Дон" (2 версии реж. С.Герасимова и С.Бондарчука). Л. Леонов " Русский лес" - реж. В. Петров. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ :
YI. ЭКОЛОГИЯ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭКРАНИЗИРОВАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ( 8-9 кл.) Единство славянской цивилизации. Русский характер. Русская идея и русское чувство навстречу всенародному движению. Противостояние аморальным суррогатам культуры и культу денег, силы, богатства, приоритета материальных ценностей и идеалов над духовными, уход в "третью" реальность от жизненных проблем. Дерево памяти и личность, память о прадедах, родителях, духовно-близких людях. Традиции народной культуры i памяти и как образы для созидания. Сердобольность русской души и правдоискательство, духовное лукавство, чувство личности и противоречивость русского человека Душевная открытость, преданность, доброта умение понимать и прощать, природная мягкость и душевная стойкость свойственные русскому человеку. Обожествление народа, его нравствен ной и духовной основы. Движение народа к лучшему в себе, к "обретению духовной воли и духовной красоты" (В. Распутин) и поклонении ему произведениях экранных искусств и литературы. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ФИЛЬМОГРАФИЯ В. Шукшин. "Калина красная" А. Толстой "Русский характер". М. Шолохов "Судьба человека" А. Солженицын "Матренин двор". 12 "Житие протопопа Аввакума" - видеофильм "Протопоп Аввакум". "Как царь Петр Арапа женил". ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. 1: Коллективное сочинение киносказки.
YIL ЭКОЛОГИЯ ДУШИ В ЭКРАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И ЛИТЕРАТУРЕ ( 9-11 кл.) Содержание программы Жанры экранных произведений эколого-культурного содержания: психологическая, драма, фантастика. Философская притча, экологическая сказка, фильм-катастрофа, легенды и притча. Поэзия и аллегория как принципы автора. Отражения духовной культуры, слияние природы и человека в эпизодах - перебивках. Народный характер героев как отражение мировоззрения автора. Конфликт героя и антигероя в зрелищной форме борьбы за справедливость. Проблема Совести, Вины, Сострадания и Любви. Связь темы Родины и души человеческой. Фильмография "Белый клык", 1946, реж. А. Згуриди по Дж. Лондону "Робинзон Крузо", 1947, реж. А Андриевский по Д. Дефо "Русский лес", 1963, реж. В. Петров по Л. Леонову. "Собачье сердце", 1968, реж. В. Бортко по повести А. Булгакова. "Человек-амфибия", 1961 (по А. Беляеву) "Белый Бим Черное Ухо" (по Г. Троепольскому), реж. С.Ростоцкий В. Распутин «Прощание с Матерой» - реж. Э. Климов. В. Шукшин - автор и режиссер «Калина красная», 13 М. Шолохов "Они сражались за Родину" (реж. С. Бондарчук). А. Толстой «Петр I», Л.Толстой - "Анна Каренина" (реж. А. Зархи). А. Солженицын «Матренин двор» "Иваново детство" - реж. А. Тарковский (по рассказу В. Богомолова "Иван"), В. Розов "Вечно живые" (фильм "Летят журавли" М. Калатозова К. Симонов " 20 дней без войны" (реж. А.Герман). Б. Железников " Чучело" (реж. Р. Быков), А. Володин "Пять вечеров" (реж. Н. Михалков). Б. Васильев " А зори здесь тихие " (реж. С. Ростоцкий). ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ: Как выглядит твоя картина мира в данном произведении? Каким ты представляешь наш город если бы в него вселились инопланетяне? Что бы вы чувствовали на месте главного героя фильма? Как бы изменилась природа если бы не было системы ее сохранения? Почему возникает бездуховность в современном обществе? 14 Каковы отношения между автором фильма и зрителем? Чем они отличаются от отношений между читателем и писателем? Изложить свое понимание и видение фрагмента литературного произведения в видео воображаемой постановки на экране. Сочинение автобиографического содержания в виде киносценария. YIII. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ЭКОЛОГИИ ДУХОВНО-ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ЭКРАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ (8-11 кл.) Изучение историко-культурного слоя Сибири и творчества местных писателей. Разговор об экологии души человеческой. Духовные связи, литературы, истории, народного художественного творчества. Тема исторической и литературной памяти. Роль кино/видеолюбительства в сохранении духовных ценностей региона. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ФИЛЬМОГРАФИЯ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
5. Сценарий видеоролика историко-культурной реконструкции Омской крепости. 6. Разработка видеоэкскурсионного маршрута по литературным местам г. Омска «Литературные мостки». 15
ЛИТЕРАТУРА Баранов О.А. Кинофакультатив в школе. М., 1979. Бондаренко Е.А. . Путешествие в мир кино. М., 2004. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. М., 1994. Жаринов Е.В. Киноискусство в идейно-нравственном воспитании (4-е классы). М., 1986. Захарова Е. Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учащихся. (1-3 классы). М., 1985. Кабо А. Кино в нравственно-эстетическом воспитании. М., 1978. Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991. Паламец X. Учащиеся и искусство кино. Тарту, 1965. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование? Курган, 1999. Старкевич 3. Литература и кино. М., 1978. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М., 1992. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог, 2004. Шукшин. В.М. О малой Родине. Собр. соч. в 3-х т. М. 1985. |
А. М. Горького Уральский научно-методический Центр медиакультуры... Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | Исследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:... | ||
Использование икт на уроках литературы Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти... | Экспериментальная группа по внедрению Информационных технологий в... Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка с помощью Интернет технологий | ||
Автореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы» Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы? | 20. 1 Экология Биология, химия, экология: межпредметный интегрированный... Включает: теоретический материал, 6000 вопросов и задач, виртуальные эксперименты, видеофрагменты, интерактивная периодическая система... | ||
Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 9 классе Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории... | Отчет за период 2004-2005 учебный год по сетевому проекту Разработка и экспериментальная апробация содержания, форм и методов обучения в основной школе образовательной системы Д. Б. Эльконина... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В статье рассматриваются приемы нравственного воспитания на уроках литературы. Автор приводит примеры творческих работ учащихся,... | Рабочая программа по экологии для 7 класса Пояснительная записка Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология. 5-11 кл. /Сост.... | ||
Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | Творческая работа на первую квалификационную категорию по проблеме:... I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы | ||
На уроках русского языка и литературы Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы | Литература для врачей). Isbn 5-901006-89-5 1 Гигиена и экология человека:... Гигиена лечебно-профилактических учреждений: учеб пособие/ П. В. Глыбочко [и др.]. Саратов : Изд-во сгму, 2005. 136 с. Isbn 5-7213... | ||
На уроках литературы происходит Система уроков литературы, разработанная на основе программы по литературе для 8 класса Г. С. Меркина, ориентирована на формирование... | Основные научные достижения в 2005-2009 гг., их официальное признание... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... |