На уроках литературы происходит





Скачать 259.33 Kb.
НазваниеНа уроках литературы происходит
Дата публикации06.12.2014
Размер259.33 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Пояснительная записка.

Система уроков литературы, разработанная на основе программы по литературе для 8 класса Г.С.Меркина, ориентирована на формирование первоначальных представлений о закономерностях развития литературы, овладение умением анализа литературного произведения.

На данном этапе литературного образования сохраняет актуальность проблема формирования умений аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, анализировать и интерпретировать художественный текст, устанавливая связи произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Работа с текстом направлена на обогащение культурно – исторической памяти учащихся, воспитание у школьника активного отношения к действительности, формирование гуманистического мировоззрения. Ведущим видом деятельности на уроках в 8 классе является углубленная исследовательская работа с текстом. Необходимо сделать акцент на выявление специфики художественной формы, жанра, стиля, фонетических, лексических, синтаксических, композиционных особенностей литературного произведения. В процессе анализа лирики следует обращать особое внимание на ритм, рифму, слова в субъективно- авторском значении, образность, средства художественной выразительности, цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. В ходе исследования отрывков из эпических произведений в центре внимания должны находиться особенности языка и авторского стиля, сюжет и композиция, система образов, авторская позиция, художественная идея.

В курсе литературы 8 класса происходит расширение сведений о биографии писателей, к творчеству которых учащиеся обращались ранее в процессе подготовки сообщений с использованием материалов статей учебника и рефлексивных таблиц, содержащихся в рабочих тетрадях для 5-7 классов. Сохраняется система индивидуальных и групповых заданий, ориентированная на формирование исторических знаний и взглядов, историко-культурной эрудиции (ролевые игры, создание « творческих групп», индивидуальные задания).

На уроках литературы происходит развитие устной и письменной речи школьников в ходе составления письменных ответов на проблемные вопросы, высказываний на заданную тему, устных и письменных сочинений, цитатных и тезисных планов статьи учебника, художественных произведений, словарной статьи, художественных пересказов, выразительного чтения по ролям, докладов, сообщений, рефератов.

Работа над рефератом предполагает самостоятельный выбор темы из ряда предложенных в учебнике, определение основной его идеи, выбор структуры в соответствии с поставленной задачей, разработку плана, рациональный отбор материала из источников ( художественного текста, литературно- критических и литературоведческих трудов, мемуарных материалов), их оценку, составление собственного текста с использованием изученных материалов с включением ответов на вопросы, заданные слушателями заблаговременно. Уроки-конкурсы рефератов ориентированы на формирование умений отвечать на вопросы после выступления, перестраивать структуру и содержание доклада в зависимости от хода дискуссии. На уроках литературы в 8 классе происходит углубление знаний по теории литературы: представлений о литературных родах ( эпос, лирика, драма) и жанрах ( роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, ода, элегия, комедия. трагедия), формирование умений анализировать литературное произведение с учётом его жанрово- родовой специфики.

Уроки по литературе в 8 классе должны быть ориентированы на развитие умственных способностей школьников, освоение различных видов деятельности ( коммуникативной, творческой, исследовательской).

Календарно – тематическое планирование.




Дата

Тема урока.

Содержание урока.

Теория литературы.

Развитие речи.

Кол-во час.

1




Введение. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история.

Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Писатель и его роль в развитии литературного процесса.

Литература и история. Творческий процесс. Жанры и роды литературы.




1

2




Из устного народного творчества

Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне».


Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.

Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины.

Различные виды чтения.

3

3




Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета». Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.


Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.


Песня- плач. Композиция.


Составление словаря песни.




4




Песни о Степане Разине.

Средства выразительности в исторической песне.

Параллелизм. Повторы. Постоянные эпитеты.

Определение средств художественной выразительности.




5




Из древнерусской литературы

«Житие Сергия Радонежского». Благочестие, доброта, святость, служение Богу.

Основные нравственные проблемы житийной литературы.


Житие как жанр древнерусской литературы.



Различные виды чтения и пересказа.

3

6




«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.

Тематическое многообразие древнерусской литературы.


Слово и моление как жанр древнерусской литературы.


Формулировки и запись выводов.




7




«Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении). Мудрость, готовность к подвигу во имя Руси.



Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

Отношение к памяти Александра Невского в истории России.

Житийная литература. Летописный свод. Авторская позиция.

Наблюдения над лексическим составом произведений.




8




Конкурс рефератов










1

9




Из литературы XVIII века. Г.Р.Державин.

Поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа».


Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений.


Лирическое стихотворение. Ода.


Выразительное чтение.

2

10




Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии. (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений).



Служба, служение, власть и народ, поэт и власть - основные темы стихотворения.


Авторская позиция. Стихотворный размер. Тематическое разнообразие лирики.

Письменный ответ на вопрос.

Запись ключевых слов и словосочетаний.




11




Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

Краткие сведения о писателе. Роль Н.М.Карамзина в судьбе А.С.Пушкина.

Сентиментализм как литературное направление. Сентиментализм и классицизм.

Формулировка и запись выводов.

Похвальное слово историку и писателю.

2

12




Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.


Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.


Жанр сентиментальной повести.

Различные виды чтения и пересказа.





13




Из литературы XIX века.

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм.


Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Особенности романтизма как литературного направления.




Составление цитатного или тезисного плана.

Выразительное чтение наизусть.

1

14




В.А.Жуковский. «Лесной царь». Система образно- выразительных средств в балладе.

Анализ баллады.


Баллада (развитие представлений).

Выразительное чтение .

2

15




«Невыразимое», «Море». Художественное богатство стихотворений.

Анализ стихотворений.

Элегия.

Выразительное чтение наизусть.




16




К.Ф. Рылеев. « Иван Сусанин», «Смерть Ермака ». Основные темы, мотивы.


Взгляд поэта на историю.

Дума как жанровое образование

Запись тезисного плана.

1

17




А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. Стихотворение « 19 октября 1825 года».


История написания и основная проблематика.

Ода. Элегия. Послание.


Выразительное чтение.

5

18




Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. « Песни о Стеньке Разине».

Характеристика системы образов.

Историческая песня.

Выразительное чтение.




19




«Капитанская дочка». Историческая основа романа.

Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе (анализ 1-2 глав).

Исторический роман.

Подготовка тезисов. Работа с эпизодами текста.




20




Проблематика и система образов романа.

Проблематика романа. Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и дружбой (анализ 3-5 глав).

Эпизод. Эпиграф. Речевая характеристика. Кульминация.

Работа с художественным текстом.




21




Отношение писателя к событиям и героям.

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6-14 глав).

Эпизод. Диалог. Жанр. Художественная идея.

Подготовка к сочинению. Выбор темы. Составление плана.




22 Р




Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.













23




М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри».

Особенности композиции поэмы. Смысл эпиграфа к поэме.

Лиро-эпическая поэма. Роль вступления, лирического монолога. Романтический герой.

Различные виды чтения.

2

24




Художественная идея поэмы и средства её выражения.

Свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы.

Тема. Художественная идея. Звукопись. Сравнение. Риторические вопросы, обращения, восклицания.

Чтение наизусть. Составление цитатного плана. Устное сочинение.




25




Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. Комедия «Ревизор».

А.С.Пушкин и Гоголь. Творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии.

Драма как род литературы. Комедия. Говорящие фамилии. Завязка. Кульминация. Развязка.

Различные виды чтения и комментирования.

7

26




Русское чиновничество в сатирическом изображении-Н.В. Гоголя.

Разоблачение пошлости, взяточничества, лживости, Равнодушного отношения к служебному долгу (анализ 1 действия).

Действие. Явление. Реплика. Ремарка.

Цитатный план.




27




Хлестаков и городничий.

Анализ 2 действия.

Фантастический элемент как приём создания комической ситуации.

Устное сочинение сопоставительного характера.




28




Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо».

Анализ 3 действия.

Развитие понятия о юморе и сатире. Гротеск.

Устное сочинение сопоставительного характера.




29




Хлестаков – ревизор.

Анализ 4 действия.

Комический рассказ. Гипербола.

Подготовка вопросов для обсуждения




30




Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Анализ 5 действия.

Реализм. Интонация.







31




Новаторство Н.В.Гоголя. Подготовка к домашнему сочинению.







Формулировка тем творческих работ.

Дом соч.

32




И.С.Тургенев. Основные вехи биографии И.С.Тургенева.


Краткие сведения о писателе.

Прообраз. Прототип.


Различные виды пересказа.

4

33




Произведения писателя о любви. Повесть «Ася».

Композиция повести.

Элегия. Лирическая повесть.

Тезисный план.




34




Образ Аси.

Любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

Портрет. Пейзаж.

Дискуссия. Письменная характеристика персонажа.




35




Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

Образ природы. Тема рока в повести.

Символ. Метафора. Композиция. Фабула.

Отзыв о прочитанном.




36




Н.А.Некрасов. Основные вехи биографии Н.А.Некрасова. Народная жизнь в стихотворении «Внимая ужасам войны…».

Краткие сведения о писателе. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

Творческая история. Сравнение.

Составление словаря для характеристики лирического персонажа.

2

37




«Зелёный шум». Человек и природа в стихотворении.


Сопоставление стихотворения и картины А.А.Рылова «Зелёный шум».


Фольклорные приёмы в поэзии. Народность. Олицетворение. Эпитет. Бессоюзие. Риторические восклицания. Рефрен.


Выразительное чтение наизусть.




38




А.А.Фет. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Целый мир от красоты…»


Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А.Фета.


Стих. Строфа.

Выразительное чтение. Устное рисование.

2

39




Человек и природа в стихотворении «Учись у них: у дуба, у берёзы»

Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А.Фета.


Метафора. Олицетворение. Риторическое восклицание. Инверсия.

Письменный ответ на вопрос.




40




А.Н.Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса – сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки.

Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке

Драма. Конфликт. Композиция. Лирические, эпические песни. Пролог.

Чтение по ролям. Письменный ответ на эпизод.

2

41




Берендеево царство в пьесе.

Особенности конфликта пьесы- сказки. Язык персонажей.

Драма. Инверсия. Тропы и фигуры.

Составление цитатного плана к сочинению.




42




Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии писателя. Главы из повести «Отрочество».

Краткие сведения о писателе.

Автобиографическая проза.

Различные виды пересказа.

3

43




Рассказ «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.

История создания. Нравственность и чувство долга, истинная и ложная красота в рассказе (анализ первой части).

Композиция и фабула рассказа.

Тезисный план.




44




Приёмы создания образов. Художественная идея произведения.

Активный и пассивный протест, неучастие во зле, угасание любви (анализ второй части). Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.




Подготовка к сочинению – рассуждению.




45 Р




Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.













46




Из литературы XX века. М.Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни.

Краткие сведения о писателе. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького. Специфика романтического рассказа.

Традиции романтизма. Жанровое своеобразие. Образ- символ.

Различные виды чтения и пересказа.

2

47




Рассказ «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика.

Особенность мировоззрения рассказчика и наивного цинизма Шакро. Проблема «разумного» и «стихийного» начал.

Рассказчик.

Цитатный план. Сочинение с элементами рассуждения.

Дом соч.

48




В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте.

Знакомство с некоторыми фактами биографии поэта.

Рифма. Ритм. Неологизм. Конфликт в лиричес- ком стихотворении

Выразительное чтение.

2

49




Поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям.

Художественная идея стихотворения. Характерные черты лирики поэта.

Аллитерация. Ассонанс. Олицетворение. Метафора.

Чтение наизусть.




50




О серьёзном и с улыбкой (сатира начала XXвека). Н.А.Тэффи. Темы её творчества.

Краткие сведения о Тэффи.

Сатира. Юмор. Ирония. Сарказм.

Различные виды чтения и пересказа.

2

51




«Свои и чужие». Внутренняя несостоятельность героев. Бессмысленность их поступков.

Особенности построения сюжета и композиции лирической сатиры Н.А.Тэффи.

Сатира. Афористические выражения.

Составление словаря лексики персонажа.




52




М.М.Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство.

Краткие сведения о писателе. Художественное своеобразие рассказов.

Сатира. Ирония. Юмор. Жанр. Тема. Афоризм.

Различные виды чтения и пересказа

2

53




«Обезьяний язык». Традиции и новаторство в сказе М.Зощенко.

Особенности языка и стиля рассказов писателя. Образы героев, рассказчика. Авторская позиция писателя.

Литературный анекдот. Фельетон. Сказ. Градация.

Составление словаря лексики персонажа.




54




Н.А.Заболоцкий. Поэт труда, красоты, духовности.

Краткие сведения о писателе. Темы лирики 1940-1950-х годов.

Тема.

Рассказ о писателе.

3

55




«Я не ищу гармонии в природе» Связь человека с окружающим миром.

Ощущение внутренней связи человека и родной природы.

Глагольная метафора. Метафорический эпитет.

Выразительное чтение наизусть.




56




«Некрасивая девочка», «Старая актриса». Подлинная красота и счастье человека.

Художественная идея стихотворения. Поэтизация людей, способных к подлинной самоотверженной любви.

Портрет.

Устное сочинение – рассуждение.

Дом соч.

57




М.В.Исаковский. «Враги сожгли родную хату». Нравственная чистота воина-освободителя.

Основные вехи биографии поэта. Традиции устной народной поэзии в стихотворении.

Ассонанс. Риторический вопрос. Символ.

Выразительное чтение.

2

58




«Три ровесницы». Самостоятельная письменная работа.

Многоуровневый анализ лирического произведения.

Художественная идея. Тема. Народная поэтика.

Выразительное чтение.




59




А.Т.Твардовский. «За далью – даль». Россия на страницах поэмы.

Основные вехи биографии писателя. История создания поэмы. Анализ первой главы.

Дорога и путешествие в эпосе Твардовского.




3

60




Ответственность художника перед страной. Образ автора.

Смысл названия поэмы и её художественная идея. Анализ первой главы.




Различные виды чтения. Цитатный план.




61




Художественное своеобразие главы «Огни Сибири».

Глубокая вера автора в русский народ, восхищение его трудовым подвигом. Анализ главы «Огни Сибири».

Лирический герой. Авторская позиция.







62




В.П.Астафьев. «Последний поклон». Тема человека и истории .

Краткие сведения о писателе. Художественная идея книги.

Тема. Художественная идея.

Различные виды пересказа.

3

63 64




Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Художественная идея главы. Особенности образов героев рассказа. Авторская позиция.

Композиция. Образ. Сюжет. Эпизод.

Сложный план к сочинению. Подбор эпиграфа.




65




В.Г.Распутин. XX век на страницах прозы писателя.

Основные вехи биографии писателя. Гражданская позиция писателя.

Автобиография.

Рассказ о писателе. Составление словаря.

2

66




Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского».

Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.

Конфликт. Сюжет. Портрет. Эпизод. Художественная идея. Типы рассказчиков в художественной прозе.

Подготовка тезисов к уроку-диспуту.




67




Из зарубежной литературы. У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».Певец великих чувств и вечных тем.

Вечные темы в трагедии (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы.

Трагедия (Основные признаки жанра).




1

68




М.Сервантес. Роман «Дон Кихот». Основная проблематика и художественная идея.

Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Рыцарский роман. Романный герой. Пародия.




1

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

На уроках литературы происходит iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
На уроках литературы происходит iconИспользование икт на уроках литературы
Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти...
На уроках литературы происходит iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
На уроках литературы происходит iconИспользование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 9 классе
Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории...
На уроках литературы происходит iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В статье рассматриваются приемы нравственного воспитания на уроках литературы. Автор приводит примеры творческих работ учащихся,...
На уроках литературы происходит iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
На уроках литературы происходит iconТворческая работа на первую квалификационную категорию по проблеме:...
I. Теоретические основы формирования и развития читательского интереса учащихся на уроках литературы
На уроках литературы происходит iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
На уроках литературы происходит iconУм «Использование цор на уроках литературы в школе»
Е. И. Хачикян, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы
На уроках литературы происходит iconОмск, 2005 1 экология медиакультуры на уроках литературы экспериментальная
Хилько Н. Ф., Суркова М. П. Экология медиакультуры на уроках литературы: Экспериментальная программа. Омск: Сибирск филиал Рос ин-та...
На уроках литературы происходит iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
На уроках литературы происходит iconЗадания по развитию самообразовательной компетентности на уроках литературы
Учитель русского языка и литературы Светлодарской гимназии с общеобразовательной школой Ι ступени №8 г. Дебальцево
На уроках литературы происходит iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
На уроках литературы происходит iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
На уроках литературы происходит icon«в глубь поэтической строки » урок литературы 3 класс
Часто на уроках литературы от нас, читателей, требуется не только внимание к слову, но и работа воображения, настоящее сотворчество...
На уроках литературы происходит iconМбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск