№
| Дата
| Тема урока.
| Содержание урока.
| Теория литературы.
| Развитие речи.
| Кол-во час.
|
1
|
| Введение. Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история.
| Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Писатель и его роль в развитии литературного процесса.
| Литература и история. Творческий процесс. Жанры и роды литературы.
|
| 1
|
2
|
| Из устного народного творчества
Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне».
| Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне.
| Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины.
| Различные виды чтения.
| 3
|
3
|
| Исторические песни XVII века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета». Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
| Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
| Песня- плач. Композиция.
| Составление словаря песни.
|
|
4
|
| Песни о Степане Разине.
| Средства выразительности в исторической песне.
| Параллелизм. Повторы. Постоянные эпитеты.
| Определение средств художественной выразительности.
|
|
5
|
| Из древнерусской литературы
«Житие Сергия Радонежского». Благочестие, доброта, святость, служение Богу.
| Основные нравственные проблемы житийной литературы.
| Житие как жанр древнерусской литературы.
| Различные виды чтения и пересказа.
| 3
|
6
|
| «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях русской литературы.
| Тематическое многообразие древнерусской литературы.
| Слово и моление как жанр древнерусской литературы.
| Формулировки и запись выводов.
|
|
7
|
| «Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении). Мудрость, готовность к подвигу во имя Руси.
| Глубина и сила нравственных представлений о человеке.
Отношение к памяти Александра Невского в истории России.
| Житийная литература. Летописный свод. Авторская позиция.
| Наблюдения над лексическим составом произведений.
|
|
8
|
| Конкурс рефератов
|
|
|
| 1
|
9
|
| Из литературы XVIII века. Г.Р.Державин.
Поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа».
| Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений.
| Лирическое стихотворение. Ода.
| Выразительное чтение.
| 2
|
10
|
| Стихотворение «Памятник». Тема поэта и поэзии. (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений).
| Служба, служение, власть и народ, поэт и власть - основные темы стихотворения.
| Авторская позиция. Стихотворный размер. Тематическое разнообразие лирики.
| Письменный ответ на вопрос.
Запись ключевых слов и словосочетаний.
|
|
11
|
| Н.М. Карамзин. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.
| Краткие сведения о писателе. Роль Н.М.Карамзина в судьбе А.С.Пушкина.
| Сентиментализм как литературное направление. Сентиментализм и классицизм.
| Формулировка и запись выводов.
Похвальное слово историку и писателю.
| 2
|
12
|
| Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.
| Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
| Жанр сентиментальной повести.
| Различные виды чтения и пересказа.
|
|
13
|
| Из литературы XIX века.
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм.
| Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Особенности романтизма как литературного направления.
|
| Составление цитатного или тезисного плана.
Выразительное чтение наизусть.
| 1
|
14
|
| В.А.Жуковский. «Лесной царь». Система образно- выразительных средств в балладе.
| Анализ баллады.
| Баллада (развитие представлений).
| Выразительное чтение .
| 2
|
15
|
| «Невыразимое», «Море». Художественное богатство стихотворений.
| Анализ стихотворений.
| Элегия.
| Выразительное чтение наизусть.
|
|
16
|
| К.Ф. Рылеев. « Иван Сусанин», «Смерть Ермака ». Основные темы, мотивы.
| Взгляд поэта на историю.
| Дума как жанровое образование
| Запись тезисного плана.
| 1
|
17
|
| А.С.Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина. Стихотворение « 19 октября 1825 года».
| История написания и основная проблематика.
| Ода. Элегия. Послание.
| Выразительное чтение.
| 5
|
18
|
| Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. « Песни о Стеньке Разине».
| Характеристика системы образов.
| Историческая песня.
| Выразительное чтение.
|
|
19
|
| «Капитанская дочка». Историческая основа романа.
| Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе (анализ 1-2 глав).
| Исторический роман.
| Подготовка тезисов. Работа с эпизодами текста.
|
|
20
|
| Проблематика и система образов романа.
| Проблематика романа. Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и дружбой (анализ 3-5 глав).
| Эпизод. Эпиграф. Речевая характеристика. Кульминация.
| Работа с художественным текстом.
|
|
21
|
| Отношение писателя к событиям и героям.
| Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6-14 глав).
| Эпизод. Диалог. Жанр. Художественная идея.
| Подготовка к сочинению. Выбор темы. Составление плана.
|
|
22 Р
|
| Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
|
|
|
|
|
23
|
| М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри».
| Особенности композиции поэмы. Смысл эпиграфа к поэме.
| Лиро-эпическая поэма. Роль вступления, лирического монолога. Романтический герой.
| Различные виды чтения.
| 2
|
24
|
| Художественная идея поэмы и средства её выражения.
| Свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа – основные мотивы поэмы.
| Тема. Художественная идея. Звукопись. Сравнение. Риторические вопросы, обращения, восклицания.
| Чтение наизусть. Составление цитатного плана. Устное сочинение.
|
|
25
|
| Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. Комедия «Ревизор».
| А.С.Пушкин и Гоголь. Творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии.
| Драма как род литературы. Комедия. Говорящие фамилии. Завязка. Кульминация. Развязка.
| Различные виды чтения и комментирования.
| 7
|
26
|
| Русское чиновничество в сатирическом изображении-Н.В. Гоголя.
| Разоблачение пошлости, взяточничества, лживости, Равнодушного отношения к служебному долгу (анализ 1 действия).
| Действие. Явление. Реплика. Ремарка.
| Цитатный план.
|
|
27
|
| Хлестаков и городничий.
| Анализ 2 действия.
| Фантастический элемент как приём создания комической ситуации.
| Устное сочинение сопоставительного характера.
|
|
28
|
| Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо».
| Анализ 3 действия.
| Развитие понятия о юморе и сатире. Гротеск.
| Устное сочинение сопоставительного характера.
|
|
29
|
| Хлестаков – ревизор.
| Анализ 4 действия.
| Комический рассказ. Гипербола.
| Подготовка вопросов для обсуждения
|
|
30
|
| Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
| Анализ 5 действия.
| Реализм. Интонация.
|
|
|
31
|
| Новаторство Н.В.Гоголя. Подготовка к домашнему сочинению.
|
|
| Формулировка тем творческих работ.
| Дом соч.
|
32
|
| И.С.Тургенев. Основные вехи биографии И.С.Тургенева.
| Краткие сведения о писателе.
| Прообраз. Прототип.
| Различные виды пересказа.
| 4
|
33
|
| Произведения писателя о любви. Повесть «Ася».
| Композиция повести.
| Элегия. Лирическая повесть.
| Тезисный план.
|
|
34
|
| Образ Аси.
| Любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.
| Портрет. Пейзаж.
| Дискуссия. Письменная характеристика персонажа.
|
|
35
|
| Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.
| Образ природы. Тема рока в повести.
| Символ. Метафора. Композиция. Фабула.
| Отзыв о прочитанном.
|
|
36
|
| Н.А.Некрасов. Основные вехи биографии Н.А.Некрасова. Народная жизнь в стихотворении «Внимая ужасам войны…».
| Краткие сведения о писателе. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.
| Творческая история. Сравнение.
| Составление словаря для характеристики лирического персонажа.
| 2
|
37
|
| «Зелёный шум». Человек и природа в стихотворении.
| Сопоставление стихотворения и картины А.А.Рылова «Зелёный шум».
| Фольклорные приёмы в поэзии. Народность. Олицетворение. Эпитет. Бессоюзие. Риторические восклицания. Рефрен.
| Выразительное чтение наизусть.
|
|
38
|
| А.А.Фет. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Целый мир от красоты…»
| Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А.Фета.
| Стих. Строфа.
| Выразительное чтение. Устное рисование.
| 2
|
39
|
| Человек и природа в стихотворении «Учись у них: у дуба, у берёзы»
| Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А.А.Фета.
| Метафора. Олицетворение. Риторическое восклицание. Инверсия.
| Письменный ответ на вопрос.
|
|
40
|
| А.Н.Островский. Краткие сведения о писателе. Пьеса – сказка «Снегурочка». Образ Снегурочки.
| Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке
| Драма. Конфликт. Композиция. Лирические, эпические песни. Пролог.
| Чтение по ролям. Письменный ответ на эпизод.
| 2
|
41
|
| Берендеево царство в пьесе.
| Особенности конфликта пьесы- сказки. Язык персонажей.
| Драма. Инверсия. Тропы и фигуры.
| Составление цитатного плана к сочинению.
|
|
42
|
| Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии писателя. Главы из повести «Отрочество».
| Краткие сведения о писателе.
| Автобиографическая проза.
| Различные виды пересказа.
| 3
|
43
|
| Рассказ «После бала». Становление личности в борьбе против жестокости и произвола.
| История создания. Нравственность и чувство долга, истинная и ложная красота в рассказе (анализ первой части).
| Композиция и фабула рассказа.
| Тезисный план.
|
|
44
|
| Приёмы создания образов. Художественная идея произведения.
| Активный и пассивный протест, неучастие во зле, угасание любви (анализ второй части). Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
|
| Подготовка к сочинению – рассуждению.
|
|
45 Р
|
| Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.
|
|
|
|
|
46
|
| Из литературы XX века. М.Горький. Основные вехи биографии писателя. Рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни.
| Краткие сведения о писателе. Художественное своеобразие ранней прозы М.Горького. Специфика романтического рассказа.
| Традиции романтизма. Жанровое своеобразие. Образ- символ.
| Различные виды чтения и пересказа.
| 2
|
47
|
| Рассказ «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика.
| Особенность мировоззрения рассказчика и наивного цинизма Шакро. Проблема «разумного» и «стихийного» начал.
| Рассказчик.
| Цитатный план. Сочинение с элементами рассуждения.
| Дом соч.
|
48
|
| В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте.
| Знакомство с некоторыми фактами биографии поэта.
| Рифма. Ритм. Неологизм. Конфликт в лиричес- ком стихотворении
| Выразительное чтение.
| 2
|
49
|
| Поэт и толпа в стихах В.В.Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям.
| Художественная идея стихотворения. Характерные черты лирики поэта.
| Аллитерация. Ассонанс. Олицетворение. Метафора.
| Чтение наизусть.
|
|
50
|
| О серьёзном и с улыбкой (сатира начала XXвека). Н.А.Тэффи. Темы её творчества.
| Краткие сведения о Тэффи.
| Сатира. Юмор. Ирония. Сарказм.
| Различные виды чтения и пересказа.
| 2
|
51
|
| «Свои и чужие». Внутренняя несостоятельность героев. Бессмысленность их поступков.
| Особенности построения сюжета и композиции лирической сатиры Н.А.Тэффи.
| Сатира. Афористические выражения.
| Составление словаря лексики персонажа.
|
|
52
|
| М.М.Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство.
| Краткие сведения о писателе. Художественное своеобразие рассказов.
| Сатира. Ирония. Юмор. Жанр. Тема. Афоризм.
| Различные виды чтения и пересказа
| 2
|
53
|
| «Обезьяний язык». Традиции и новаторство в сказе М.Зощенко.
| Особенности языка и стиля рассказов писателя. Образы героев, рассказчика. Авторская позиция писателя.
| Литературный анекдот. Фельетон. Сказ. Градация.
| Составление словаря лексики персонажа.
|
|
54
|
| Н.А.Заболоцкий. Поэт труда, красоты, духовности.
| Краткие сведения о писателе. Темы лирики 1940-1950-х годов.
| Тема.
| Рассказ о писателе.
| 3
|
55
|
| «Я не ищу гармонии в природе» Связь человека с окружающим миром.
| Ощущение внутренней связи человека и родной природы.
| Глагольная метафора. Метафорический эпитет.
| Выразительное чтение наизусть.
|
|
56
|
| «Некрасивая девочка», «Старая актриса». Подлинная красота и счастье человека.
| Художественная идея стихотворения. Поэтизация людей, способных к подлинной самоотверженной любви.
| Портрет.
| Устное сочинение – рассуждение.
| Дом соч.
|
57
|
| М.В.Исаковский. «Враги сожгли родную хату». Нравственная чистота воина-освободителя.
| Основные вехи биографии поэта. Традиции устной народной поэзии в стихотворении.
| Ассонанс. Риторический вопрос. Символ.
| Выразительное чтение.
| 2
|
58
|
| «Три ровесницы». Самостоятельная письменная работа.
| Многоуровневый анализ лирического произведения.
| Художественная идея. Тема. Народная поэтика.
| Выразительное чтение.
|
|
59
|
| А.Т.Твардовский. «За далью – даль». Россия на страницах поэмы.
| Основные вехи биографии писателя. История создания поэмы. Анализ первой главы.
| Дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
|
| 3
|
60
|
| Ответственность художника перед страной. Образ автора.
| Смысл названия поэмы и её художественная идея. Анализ первой главы.
|
| Различные виды чтения. Цитатный план.
|
|
61
|
| Художественное своеобразие главы «Огни Сибири».
| Глубокая вера автора в русский народ, восхищение его трудовым подвигом. Анализ главы «Огни Сибири».
| Лирический герой. Авторская позиция.
|
|
|
62
|
| В.П.Астафьев. «Последний поклон». Тема человека и истории .
| Краткие сведения о писателе. Художественная идея книги.
| Тема. Художественная идея.
| Различные виды пересказа.
| 3
|
63 64
|
| Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет».
| Художественная идея главы. Особенности образов героев рассказа. Авторская позиция.
| Композиция. Образ. Сюжет. Эпизод.
| Сложный план к сочинению. Подбор эпиграфа.
|
|
65
|
| В.Г.Распутин. XX век на страницах прозы писателя.
| Основные вехи биографии писателя. Гражданская позиция писателя.
| Автобиография.
| Рассказ о писателе. Составление словаря.
| 2
|
66
|
| Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского».
| Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.
| Конфликт. Сюжет. Портрет. Эпизод. Художественная идея. Типы рассказчиков в художественной прозе.
| Подготовка тезисов к уроку-диспуту.
|
|
67
|
| Из зарубежной литературы. У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта».Певец великих чувств и вечных тем.
| Вечные темы в трагедии (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы.
| Трагедия (Основные признаки жанра).
|
| 1
|
68
|
| М.Сервантес. Роман «Дон Кихот». Основная проблематика и художественная идея.
| Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
| Рыцарский роман. Романный герой. Пародия.
|
| 1
|