Ум «Использование цор на уроках литературы в школе»





Скачать 314.55 Kb.
НазваниеУм «Использование цор на уроках литературы в школе»
страница1/3
Дата публикации22.09.2014
Размер314.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3

УМ «Использование ЦОР на уроках литературы в школе».



Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского

Е.И. Хачикян, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы

032900 «Русский язык и литература»

Учитель русского языка и литературы

Теория и методика преподавания литературы
1. Цели учебного модуля

Цель модуля заключается в том, чтобы обеспечить всестороннюю подготовку конкурентоспособного специалиста, обладающего глубокими теоретическими знаниями и высоким уровнем практической подготовленности, к использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в области преподавания литературы, обладающего соответствующими ключевой, базовой и специальной компетентностями.

2. Задачи учебного модуля

  • обобщение концепций авторов ЦОР, касающихся методики преподавания литературы, содействие развитию творческой инициативы будущих филологов, формирование готовности студентов к активному использованию цифровых учебных материалов по литературе;

  • систематизация знаний о структуре и содержании ЦОР, их методическом потенциале, необходимых для решения профессиональных задач базового и специального уровней компетентности на основе использования новых информационных технологий;

  • развитие умений базового и специального уровня компетентностей, а именно: управления процессом овладения учащимися литературой в процессе реализации прагматического, когнитивного и педагогического аспектов целей обучения; применение знаний, умений и навыков по данной дисциплине во внеурочной деятельности, ориентированной на повышение своего профессионального уровня;

  • организация деятельности, направленной на применение полученных знаний в процессе решения следующих типовых задач будущей профессиональной деятельности специалиста: управлять процессом овладения учащимися литературой с ориентацией на достижение комплексной цели обучения с учетом специфики предмета; оптимизировать внеурочную деятельность учащихся с использованием ЦОР, принимая во внимание психолого-педагогические требования, предъявляемые к образованию и обучению; анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

  • мотивация деятельности студентов, направленная на осознание необходимости информатизации образования как компонента современного фундаментального образования в предметной области литературы в единстве его основных функций: целеполагания, реализации поставленных целей, включая выработку индивидуальных стратегий их достижения, объективной оценки, самооценки и коррекции результатов своей деятельности;

  • развитие самообразования студентов на основе усиления автономии учебной деятельности в русле формирования независимости мышления и действий в своей профессиональной области, самостоятельности и ответственности в выборе и принятии решений, готовности и желания повышать свой профессиональный уровень.

3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля

В результате освоения модуля реализуются следующие задачи профессиональной подготовки студентов:

- на уровне ключевых компетентностей: овладение общими знаниями в области применения информационных технологий, выработка системного подхода к освоению компьютерной информационной среды, формирование автономии образовательной и самообразовательной деятельности;

- на уровне базовых компетентностей: развитие гибкого профессионального мышления и творческой активности, выработка системного подхода к решению задач преподавательской, научно-методической, воспитательной, культурно-просветительской профессиональной деятельности на основе усвоения необходимых стратегий; повышение личностного смысла профессионально-ориентированной учебной деятельности;

- на уровне специальных компетентностей: формирование профессионально-методических навыков и умений в области информатизации образования; усвоение способов решения типовых профессионально-методических задач с использованием цифровых образовательных ресурсов; развитие способности управлять процессом овладения учащимися литературой с ориентацией на достижение комплексной цели обучения с учетом специфики предмета «литература».

4. Ожидаемые результаты освоения модуля

Студенты, изучившие модуль, должны:

знать:

- концептуальные системы обучения методике преподавания литературы;

возможности использования в учебном процессе современных информационных технологий;

- основные модели решения методических задач на уроке литературы, задающие новый уровень наглядности и доступности при помощи ЦОР.

уметь:

- моделировать различные учебные ситуации с учётом активного использования ЦОР;

- определять оптимальные средства обучения для классов различного уровня подготовки;

- рационально использовать цифровые образовательные ресурсы в практике преподавания литературы.

владеть навыками:

- эффективного использования цифровых образовательных ресурсов как средства обучения литературе с учетом специфики учебного предмета;

- интерпретации и анализа эпического, драматического и лирического произведения;

- использования системных связей курса теории литературы на разных этапах литературного образования.

иметь представление о:

- концепции авторов используемых ЦОР применительно к обучению литературе;

- методическом потенциале и возможных путях применения ЦОР в обучении литературе;

- методической структуре серии уроков литературы с использованием ЦОР.

5. Инновационность комплекта УММ:

5.1. Инновационность по целям обучения

Цели и задачи модуля описываются в логике компетентностного подхода к подготовке специалиста, в соответствии с которым специальная компетентность и соответствующие ей профессиональные задачи базируются на ключевых и базовых компетентностях, что обеспечивается релевантностью модуля в качестве составляющей курса методики преподавания литературы, межпредметными связями модуля, его интегрированным характером и ориентацией на широкое использование полученных студентами знаний/умений/навыков в будущей профессиональной деятельности.

5.2.Инновационность по содержанию обучения

Содержанием обучения являются теоретические и оперативно-действенные элементы профессиональной компетентности преподавателя литературы, связанные с информатизацией образовательного пространства и ранее не входившие в курс «Теория и методика обучения литературе». Место модуля в рамках курса (7-й семестр) позволяет наиболее оптимально сочетать традиционное содержание курса и достижение целей и задач модуля. Фактологическая сторона содержания обучения базируется на наличии компьютерной информационной среды.

5.3.Инновационность по методам обучения

Применяются информационные технологии с использованием операционных (знания, умения, навыки и способы умственных действий), диалогических и программированных методов обучения на основе усиления автономии студентов в освоении современного образовательного пространства.

5.4. Инновационность по формам обучения

Обеспечивается оптимальным сочетанием групповых (лекции, практические занятия), индивидуальных форм работы и работы в малых группах (подготовка и презентация проектов) в условиях интенсивного усвоения содержания обучения за счет использования адекватных методов (см. п. 7.3.).

5.5.Инновационность по средствам обучения

Обеспечивается интерактивностью используемых средств обучения, что достигается за счет технических свойств ЦОР модуля, выступающих в различных функциях: обучающего, рабочего инструмента деятельности, объекта усвоения, партнера, объекта моделирования.

Рабочая программа

1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля


Вид учебной деятельности

Всего часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

6

6

1







Лабораторные занятия

2

2

1







Практические занятия

4

4

1







Самостоятельная работа

12

12

1








2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

2.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

11

Новые информационные технологии при обучении литературе


2







22

Решение учебных задач разного уровня сложности при помощи ЦОР «Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература»


2







33

Интеграция предметов гуманитарного цикла с использованием ЦОР «Электронное издание «Интегрированное межпредметное учебное электронное издание по гуманитарному циклу (отечественная история, литература, искусство)»

2










Всего

6








2.2. Практикум

2.2.1. Практические занятия, семинары

№ п/п

Наименование занятия

Номер темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

11

Использование ЦОР при изучении романа Достоевского «Преступление и наказание»


1,2,3

2







22

Варианты построения бинарного учебного занятия с использованием ЦОР. Презентация проектных заданий по теме «Пьеса Чехова «Вишнёвый сад».


1,2,3

2










Всего




4








2.2.2. Лабораторные занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Особенности проведения учебного занятия – творческой мастерской - с использованием ЦОР (творчество С. Есенина).

1,2,3

2










Всего




2








2.2.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

11

Подготовка творческих заданий по произведениям Достоевского, Чехова и Есенина.




2


3. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Краткое содержание лекционного материала дисциплины модуля отдельно по каждой теме.

Лекция № 1.

Тема: Новые информационные технологии при обучении литературе

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

  • Педагогические основы использования новых информационных технологий.

  • Состав и специфика цифровых образовательных ресурсов.

  • Базовые понятия ЦОР.

Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к фундаментализации, формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса. В связи с этим изменяются взгляды на деятельность педагога, роль которого должна измениться от роли простого транслятора знаний к достаточно сложной роли организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Важно отметить, что в таких условиях главной целью современного образования является обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями, развитие и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение учащихся суммой знаний, но и формирование современного мышления школьников, их познавательных способностей.

В ходе реализации личностно-ориентированного, культурологического, компетентностного подходов как факторов необходимости формирования ключевых компетенций (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) существенной проблемой является поиск разумного баланса между используемыми знаниевым и деятельностным подходами и определение потребностей системы образования в необходимых высокоэффективных средствах обучения.

Важно понимать необходимость баланса между такими подходами, поскольку очевидна нецелесообразность опоры только на знаниевый подход с акцентом только на формирование системы знаний у учащихся, или, наоборот, с акцентом только на деятельностный подход в его ограниченном понимании, как обучение, направленное на формирование практических умений и навыков. Ведь взаимосвязь знаний и способов деятельности очевидна: с одной стороны, знания, в отрыве от деятельности, могут оставаться бесполезными, а, с другой стороны, деятельность невозможна без предмета деятельности, так как всякая деятельность протекает в некоторой среде, в некоторой области действительности. При этом реализация относительно новой методологии деятельностного подхода порождает потребность в традиционных «бумажных» и цифровых образовательных ресурсах, которые позволили бы на практике перейти от обучения, носящего преимущественно информационный характер и направленного в основном на исполнительскую деятельность, на формирование личности, умеющей ориентироваться и принимать обоснованные решения в условиях современной информационной среды, владеющей приемами творческой деятельности и способной не только усваивать готовое знание, но и генерировать новое.

Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство ЦОР и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем контроля качества образования составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования.

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. Основные принципы информационных технологий:

  • интерактивный (диалоговый) режим работы;

  • интегрированность (взаимосвязь);

  • гибкость процесса;

Для активного внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и обеспечения существенного изменения качества образования, с одной стороны, и удобства их использования учителем в его профессиональной деятельности, с другой, необходимо наличие разнообразных системно-организованных цифровых ресурсов, соответствующих требованиям школы, предметов и программ обучения.

Цифровые ресурсы должны быть удобно организованы в соответствии с используемыми учебными программами и учебниками, естественным образом дополнять используемые учебно-методические комплекты.

Коллекции ЦОР должны формироваться по предметно-тематическому принципу и являться совокупностями элементарных информационных источников и источников сложной структуры. Примеры элементарных источников и источников сложной структуры приведены в таблице:


Элементарный информационный источник

Образовательный ресурс

Простой структуры

Сложной структуры

Текст стихотворения Лермонтова «Бородино»

Ресурс, содержащий учебный текст с анализом стихотворения и сам текст стихотворения

Гипертекст, содержащий ссылки на стихотворение, портреты автора, биографию автора, критические статьи о творчестве и т.д.

Основное назначение данного направления работ - это обеспечение учителей и учащихся набором инструментов для работы по созданию и редактированию цифровых ресурсов, например:

  • редакторы обработки текстовых и гипертекстовых документов, графических объектов; обработки и представления массивов числовых данных;

  • инструменты обработки изображений, звука, видео;

  • виртуальные лаборатории;

  • инструменты, обеспечивающие просмотр объектов;

  • системы обработки аудио, видео;

Основным принципом построения данного вида учебно-методических комплексов является разработка гипертекстовой структуры, в которой каждому пункту образовательного стандарта будет соответствовать определенный набор ЦОР и методических рекомендаций по их использованию. Работы должны включать:

  • анализ наличия ЦОР в единой коллекции по отдельным пунктам образовательного стандарта по предмету;

  • написание методических рекомендаций «Организация учебного процесса по предмету в условиях ИКТ - насыщенной среды»;

  • формирование html-структуры образовательного стандарта со ссылками на отдельные ЦОР из единой коллекции.

Качественное изменение в образовании может быть достигнуто созданием инновационных комплексов, ориентированных на «открытую архитектуру» школы, на инновационные формы организации педагогического процесса, современные информационно-коммуникационные технологии и доступность громадных массивов ресурсов. Такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения.

Информационные технологии предполагают использование новых форм образовательных технологий в учебном процессе для наиболее эффективного обучения. Эти технологии должны повысить эффективность образовательного процесса за счет:

        • индивидуализации учебного процесса;

        • обеспечения заданного «минимального» уровня

Формы использования информационных технологий:

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);

  • источник учебной информации, индивидуальное информационное пространство;

  • тренажер, средства диагностики и контроля.

ЦОР по литературе – программа, специально смоделированная для обучения литературе.

Компьютерные материалы для обучения литературе – любые программы, которые могут использоваться при обучении литературе, ориентированные на практические потребности пользователя (клавиатурные тренажеры, текстовые редакторы, редакторы презентаций и т. д.). ИКТ позволяют автоматизировать достаточно сложные тестовые задания:

  • заполнение всякого рода пробелов;

  • сравнение обширных текстовых ответов с контрольным текстом;

  • ранжирование ответов;

  • выделение специальных зон в схемах и диаграммах с текстовыми аннотациями;

  • перемещение компонентов и формирование сложных схем;

  • создание концептуальных карт-схем темы;

  • создание заполнение двухмерных и трёхмерных матриц.

Таким образом, возможности, предоставляемые современными цифровыми образовательными ресурсами, позволяют на качественно новом уровне организовать процесс обучения в школе. Преимущества этого подхода наиболее явно проявляются в тех случаях, когда речь идет о преподавании комбинированного курса, опирающегося на знания учащихся из различных областей.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconИспользование икт на уроках литературы
Так вот, наряду со знаниями, необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти...
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconУм «Использование цор на уроках русского языка в школе»
Методические указания по выполнению контрольной работы одобрены на заседании Научно-методического совета взфэи
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconИспользование цор на уроках английского языка
Для сельских школ на сегодняшний день важной является проблема создания, распространения и внедрения в учебный процесс цифровых образовательных...
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconИспользование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 9 классе
Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории...
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconКарельский государственный педагогический университет
«использование цор в организации процесса обучения математике в начальной школе»
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconДоклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
«Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconМбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» icon«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение...
Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;...
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconИспользование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка

Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» iconТема недели
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» icon«Использование цор, как активной формы работы на уроках информатики»
Образовательные системы должны быть ориентированы на развитие интеллектуального потенциала, не только за счет овладения содержанием,...
Ум «Использование цор на уроках литературы в школе» icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск