Карельский государственный педагогический университет





Скачать 223.12 Kb.
НазваниеКарельский государственный педагогический университет
Дата публикации08.10.2014
Размер223.12 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
А). Общая информация о модуле
КАРЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Туркина Валентина Михайловна – доктор педагогических наук, доцент;

Витухновская Алла Александровна – кандидат педагогических наук, доцент;

Марченко Татьяна Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Специальность:

031200(код ОКСО) «педагогика и методика начального образования»

Учебный курс: методика обучения математике
Б). Общие положения

1. Цели учебного модуля: содействие становлению ключевых компетентностей, в частности, развитие умения работать с текстом, развитие математической грамотности, развитие рефлексивных умений, развитие коммуникативных умений на основе овладения содержанием модуля «Использование ЦОР в организации процесса обучения математике в начальной школе».
2. Задачи учебного модуля:

  1. Формирование умения анализировать дидактические возможности ЦОР, выявлять их методические особенности в организации урочной и внеурочной учебной деятельности школьников, соответствующих ключевому, базовому и специальному уровню профессиональной компетентности учителя начальных классов (умение строить образовательный процесс, направленный на достижение поставленных целей);

  2. Развитие умений анализировать процесс своей деятельности, соответствующей базовому уровню профессиональной компетентности учителя начальных классов (умение проектировать и осуществлять профессиональное самообразование).

  3. Формирование умения выбирать фрагменты ЦОР, отличающихся формой представления, уровнем посильности, сложности и трудности с целью развития познавательного интереса учащихся, обеспечения индивидуализации и дифференциации обучения, что соответствует базовому уровню профессиональной компетентности учителя начальных классов (умение видеть ребенка в образовательном процессе).

  4. Формирование умения проводить логико-дидактический и методический анализ учебного материала, соответствующей базовому уровню профессиональной компетентности учителя начальных классов (умение строить образовательный процесс, направленный на достижение поставленных целей);

  5. Мотивация деятельности исследовательского характера, способствующей развитию творческих способностей студентов (умение проектировать и осуществлять профессиональное самообразование).

  6. Инициирование самообразовательной деятельности студентов в освоении предметной области «методика преподавания математики» (умение проектировать и осуществлять профессиональное самообразование).


3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля:
Для становления профессиональной компетентности учителя начальных классах в процессе освоения содержания данного модуля студенты будут решать задачи разных типов.
Типы задач для становления ключевых компетентностей:

  • конкретизируйте имеющийся в литературе материал по конкретной теме, подберите примеры (умение работать с информацией);

  • оцените содержание и форму представления фрагмента программы, его назначение и возможности его использования; его роль в овладении учащимися материалом конкретной темы (умение работать с информацией);

  • обобщите полученную в ходе выполнения задания информацию, проанализируйте ее и сформулируйте возможные способы выполнения задания (умение работать с информацией);

  • выберите оптимальный способ выполнения задания, отвечающий данной задачной ситуации, зафиксируйте его разными способами (умение работать с проблемой);

  • определите возможные затруднения учащихся при выполнении заданий, найдите выход из затруднительного положения, проведя обсуждение в группах (умение работать с проблемой);

  • обсудите способ выполнения задания в паре (коммуникативное умение).


Типы задач для становления базовых компетентностей:


  • зафиксируйте задания, выполнение которых, с вашей точки зрения, вызовет затруднения у учащихся, установите возможные причины затруднений, способы их преодоления (умение видеть ученика в учебном процессе);

  • проведите математический анализ содержания фрагмента программы (умение строить образовательный процесс, направленный на достижение целей);

  • сравните предложенные задания, установите причину, по которой они расположены в данной последовательности (умение создавать и использовать образовательную среду);

  • ответьте на систему вопросов, раскрывающих методику проведения данного занятия (строить образовательный процесс, направленный на достижение целей).


Типы задач для становления специальных компетентностей:


  • выделите математическую основу задания;

  • сформулируйте существенные и несущественные свойства понятия, о котором идет речь в задании;

  • сформулируйте свойства арифметических действий, которые лежат в основе выполнения задания;

  • найдите и исправьте математические ошибки в задании, предложенном в программе;

  • найдите и исправьте методические ошибки в задании, предложенном в программе.


4. Ожидаемые результаты освоения модуля:
В результате изучения материала данного модуля студент должен:
Знать:

  • типы уроков математики, их структуру;

  • различные подходы к определению натурального числа;

  • определение арифметических операций над натуральными числами и их свойства;

  • основные положения методики изучения нумерации чисел,

  • основные положения методики формирования вычислительного навыка.


Уметь:

  • выполнять анализ заданий в учебных компьютерных программах,

  • выявлять методические возможности ЦОР,

  • подбирать материал к уроку с учетом использования ЦОР,

  • проектировать урок с учетом использования ЦОР.


Иметь представление

  • о структуре обучающей программы

  • о возможностях ЦОР для создания образовательной среды.


5. Инновационность комплекта УММ:

5.1 Инновационность по целям обучения

Впервые ставятся цель обучения с точки зрения формирования ключевых, базовых и специальных компетентностей. Эта цель достигается посредством решения методических задач в курсе методики обучения математике, которые рассматриваются как с традиционной точки зрения (выявление математической, дидактической, методической основы), так и с точки зрения возможности включения в обучение ИКТ.

5.2.Инновационность по содержанию обучения

Знакомство с методикой использования ЦОР в процессе обучения математике.

5.3.Инновационность по методам обучения

Использование диалоговых методов обучения, информационных технологий.

5.4. Инновационность по формам обучения

Сочетание различных форм работы студентов (индивидуальной, групповой, фронтальной и др.) в ходе практического занятия.

5.5.Инновационность по средствам обучения

Использование ЦОР на занятиях по методике обучения математике.
6. Дополнительно.
Подготовка учителя начальных классов имеет свои особенности, что особенно важно учитывать при их обучении. Это обусловлено следующими причинами:

  1. На факультете начального обучения учатся студенты, которые достаточно поверхностно знают основные предметы, изучаемые в средней школе. Действительно, ученики, любящие и знающие математику, учатся на математическом факультете, ученики, любящие русский язык и литературу, учатся на филологическом факультете и т.д.

  2. На факультете начальных классов изучаются математика, биология, русский язык и т.д. и методики их преподавания на достаточно высоком теоретическом уровне, что мало мотивировано для будущих учителей начальной школы. Действительно, материал начальной школы они знают хорошо, поэтому у студентов есть иллюзия, что научить этим знаниям достаточно просто, это можно сделать без «всяких теорий».

Выделим основные положения разработанной нами методики обучения.

  1. Сосредоточение на одной предметной области, в частности, на изучении и обучении математике. Мы считаем, что в этом случае применение ЦОР в обучении станет предметом исследования, а математическое содержание его фоном. Поняв основные идеи методики применения ЦОР в одной конкретной области, студент сможет перенести их и на другие предметные области.

Выбор предметной области «Математика и методика обучения математике» обусловлен:

а) высоким уровнем абстрактности изучаемого материала, что требует не только хорошего развития логического мышления, а и умения представить его в виде разного вида наглядных моделях;

б) низким уровнем математической подготовки студентов факультета начального образования (это связано с высоким уровнем абстрактности математического материала), что мешает в методической подготовке.

  1. Выстраивание системы модулей, направленных на теоретическое осмысление математического материала, его методическую обработку и практическое применение. В связи с этим в нашей системе модулей присутствует два блока: УМ «Использование ЦОР в формировании понятия функциональной зависимости» в рамках изучения курса математики, УМ «Использование ЦОР в организации процесса обучения математике в начальной школе» в рамках изучения курса методики обучения математике. Изучая материал в первом блоке, ИКТ играют мотивирующую роль, помогают студентам убедиться на собственном опыте в эффективности применения ЦОР. Во втором блоке студенты овладевают необходимыми методическими умениями, что должно проявиться в написании конспекта урока, анализе уроков.

  2. Обучение студентов проведению логико-дидактического и методического анализа компьютерной программы. Необходимо отметить, что в школах есть учителя, которые используют ИКТ в процессе обучения. Но наблюдения показывают, что чаще всего компьютер является тренажером при формировании умений и навыков или средством контроля знаний, то есть возможности данного средства обучения используются недостаточно полно. Поэтому мы считаем, что для более эффективного использования ИКТ в первую очередь необходимо научить студентов проводить логико-дидактический и методический анализ компьютерной программы. Он составляется студентами в процессе обучения: студенты выделяют наиболее важные аспекты анализа, которые затем оформляются в виде таблиц:

  3. Построение процесса обучения на основе диалога между студентами. Психологи подчеркивают, что процесс эффективного обучения должен состоять из двух звеньев, перемежающихся между собой: «мышление для себя» и «мышление для другого». Мышление для другого наиболее ярко проявляется в диалоге. В диалоге, в процессе взаимодействия двух людей происходит как бы расширение позиции каждого партнера. Помимо собственной, раскрывающейся в выдвижении гипотезы и ее реализации, происходит оценка гипотезы партнера. Постепенно у каждого участника диалога формируется позиция «другого», т.е. решающие задачу начинают оценивать собственную гипотезу с позиции партнера, участвовать в со-творении гипотезы другого. В ходе диалога происходит развитие диалогической формы мышления каждого партнера, формирование рефлексивных механизмов мышления. В экспериментальном обучении диалог был организован в разных формах: в форме дискуссии, в форме парной и групповой работы.

  4. Целенаправленное развитие рефлексивных умений. Важное место в развитии профессиональной компетентности занимает умение анализировать и оценивать эффективность своей деятельности. Именно от способности адекватно интерпретировать результаты собственных усилий зависит успешность в решении педагогических задач. При обучении использованию ИКТ в обучении студентам приходится решать много новых, ранее не встречавшихся проблем. Поэтому именно на этом этапе нужно обратить особое внимание на развитие рефлексивных умений. Для этого на каждом практическом занятии после решения серии педагогических задач мы просили студентов ответить на серию специально разработанных вопросов.


В). Рабочая программа
2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по учебному модулю

Содержание модуля включено в курс «Методика обучения математике в начальных классах» очное отделение, 3 курс, второй семестр.


Вид учебной

деятельности

Всего

часов

Распределение часов по формам обучения

очная

в семестр1

в неделю

Лекции




17

1

Практические занятия




34(модуль 6)

2

Самостоятельная работа




34 (модуль 6)

2


2.1. Лекционные занятия – нет
2.2.1. Практические занятия, семинары


№ п/п

Тема занятия

Объем в часах по формам обучения

очная

Очно-заочная

заочная

1.

Логико-дидактический анализ программы «Математика и конструирование»

2







2.

Методический анализ программы «Математика и конструирование»

2







3.

Конструирование уроков математики в начальной школе с использованием программы «Математика и конструирование»

2










Всего

6







2.2.3. Самостоятельная работа


№ п/п


Наименование темы для проектирования урока с учетом использования ЦОР

Неделя семестра, на которой выдается задание

1.

Закрепление устных приемов сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания (2 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

2.

Сравнение двузначных чисел (2 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

3.

Устные приемы сложения двузначных чисел (2 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

4.

Формирование конкретного смысла деления (2 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

5.

Введение правила порядка выполнения арифметических действий, включающих все арифметические операции (3 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

6.

Закрепление правила порядка выполнения арифметических действий, включающих все арифметические операции (3 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

7.

Введение отношения «быть больше в» (3 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

8.

Формирование умения делить с остатком (3 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

9.

Формирование понятие доли (3 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

10.

Обучение чтению и записи многозначных чисел (4 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

11.

Закрепление правила порядка выполнения арифметических действий, включающих все арифметические операции (4 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя

12.

Формирование понятия дроби (4 класс, выбор учебника по желанию студента)

5 неделя


2.3 Практики


№ п/п

Наименование практики

курс

семестр

сроки

1.

Методическая практика 1.

3 курс

6 семестр

8 – 10 неделя

2.

Методическая практика 2

4 курс

7 семестр

11 – 14 неделя

3.

Методическая практика по специализации

4 курс

8 семестр

4 – 6 неделя

4.

Стажерская практика

5 курс

10 семестр

1 – 4 неделя


3. Требования к обязательному минимуму содержания программы
Лекций в данном модуле нет.
4. Литература (основная и дополнительная)

4.1. Основная

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М. – «Просвещение», 1984. – 335 с.

  2. Белошистая А.В.Методика обучения математике в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 455 с.

  3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

  4. Стойлова Л.П. Математика: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1997.


4.2. Дополнительная

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.:Центр «Педагогический поиск», 2000 – 336 с.

  2. Манвелов С.Г.Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2005. – 175 с.

  3. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

5. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *


№ п/п

Название ЦОР, автор, класс

Фирма - разработчик

1

«Математика и конструирование», программа разработана большой группой авторов, общее руководство проектом осуществлял Булычев В.А.

ООО «ДОС»


6. Формы итогового контроля


  1. Тестовая контрольная работа в начале и конце обучения.

  2. Защита разработанного сценария урока математики в начальной школе с использованием ЦОР.


7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе.
В начале каждого занятия преподаватель предлагает студентам заполнить в таблице первые два столбца:


Знаем

Хотим узнать

Узнали

Как узнавали


























Затем к этой таблице студенты возвращаются в конце занятия. И при заполнении этой таблицы важно, чтобы студенты осознали не только явные изменения (усвоение методических приемов использования ЦР для обучения), но и сам процесс создания фрагментов уроков, в которые будут включены в ЦОР.
На первом этапе работы в модуле студенты знакомятся с содержанием программы «Математика и конструирование». Для этого они разбиваются на пары и по схеме (см. ниже), разработанной на математике, делают анализ игры «Деление на части» (раздел «Конструкторы).


Логико-дидактический анализ программы
А) Логический анализ

- формируемые группы понятий, их свойства, факты и связи между ними.

- темы начального курса математики, при изучении которых может быть использована программа.

Б) Дидактический анализ

Соответствие принципам дидактики:

- научности;

- доступности;

- систематичности и последовательности;

- сознательности и др.

В) Технологический анализ

  • обеспечение интерактивности (работы в диалоговом режиме);

  • простота освоения программы и простота работы с ней;

  • отсутствие разного рода ошибок;

  • наличие справочного режима и возможность получения необходимой справки;

  • разнообразие выполняемых операций (выбирают ответ, вводят ответ, перетаскивают, редактируют и т.д);

  • открытость (возможность расширения круга решаемых задач).





Далее студенты разбиваются на группы и выявляют методические особенности построения игры «Деление на части». В процессе обсуждения каждая четверка проектирует схему методического анализа фрагмента программы, придумывает форму представления полученных выводов.

Во время фронтальной работы студенты обсуждают результаты своей работы, уточняют схему.


Методический анализ фрагмента программы


  1. Место использования фрагмента

- с содержательной точки зрения (концентр, тема),

- с процессуальной точки зрения (этап изучения темы)

  1. Возможная цель использования фрагмента при изучении конкретной темы

  2. Формируемые математические знания

  3. Формируемые умения

  4. Необходимость дополнительных инструкций, которые полезно дать детям при использовании фрагмента,

  5. Способы оценки и контроля выполнения задания.





Для закрепления умения делать методический анализ фрагмента студенты анализируют новые игры. Для этого они разбиваются на группы и получают для анализа целый раздел. Работу в группе студенты должны распределить самостоятельно, что позволяет каждому из них осуществить свой выбор, совершенствовать коммуникативные умения.

В ходе выполнения задания каждая группа заполняет таблицу, которую затем представляет для коллективного обсуждения.


Название раздела компью-терной программ-мы

Название

игры

в програм-ме

Концентр изучения и тема школьной програм-мы

Опор-ные матема-тичес-кие знания

Формируемые умения

Уровень задания (репродуктивный, частично-поисковый, творческий)

Этап обучения

(введение материала, первичное закрепление, закрепление и т.д.)























После выполнения задания в качестве взаимоконтроля полезно предложить студентам обменяться полученными результатами, задать друг другу вопросы, выяснить критерии, которыми они пользовались при выполнении задания. Затем в группах обсуждаются полученные выводы. Особое внимание обращается на возможные варианты использования игры на разных этапа изучения материала.

В результате выполнения этого задания все студенты будут иметь представление о тех темах школьного курса математики, где может быть использована данная программа «Математика и конструирование», какие умения с ее помощью можно формировать.

На следующем этапе студенты выполняют методический анализ фрагментов программы, которые целесообразно использовать при изучении конкретной темы курса математики начальной школы. Для рассмотрения была выбрана тема «Изучение нумерации чисел». Учителям начальной школы хорошо известно, что работа с числом в силу высокого уровня абстрактности этого понятия вызывает у младших школьников особые трудности. Для их преодоления необходимо большое количество разнообразной наглядности. И компьютер помогает решать большое количество возникающих проблем, помогая организовать предметную деятельность учеников.

Работа идет по прежней схеме: студенты индивидуально рассматривают фрагменты программы, заполняют таблицу:


Название раздела компьютерной программы

Название

игры

в программе

Концентр изучения нумерации

Формируемые умения по нумерации

Опорные математические знания

Уровень задания (репродуктивный, частично-поисковый, творческий)

Этап обучения











































Далее результаты выполнения задания обсуждаются в группе, студенты дополняют таблицу, предлагают различные варианты использования игр на уроке, представляют результаты своего исследования всем студентам. Далее предлагается каждой группе выбрать один из анализируемых фрагментов и спроектировать фрагмент урока с его использованием.

Во фронтальной работе каждая группа представляет свой вариант урока. Студенты разбиваются на три группы: учителя (те студенты, которые представляют фрагмент), ученики и эксперты.

На первом этапе один студент из группы «учителей» дает характеристику будущего разыгрываемого фрагмента: цель, типы заданий и их цели.

На втором этапе разыгрывается фрагмент. Студенты, играющие роль «учеников», должны использовать слова, которыми пользуются дети, пытаются сделать ученические ошибки, задать ученические вопросы.

На третьем этапе «эксперты» анализируют просмотренный фрагмент. Отмечают, удачные стороны разработанного фрагмента, возможность его совершенствования, точность игры в «учеников».

Теперь студенты готовы самостоятельно спроектировать урок с использованием ЦОР. Они выбирают тему урока, разрабатывают свой проект проведения урока, направленного на формирование конкретного умения.

На последнем занятии проводится защита проектов, которая проходит в форме деловой игры. Ход занятия разбивается на следующие этапы:

1) Дискуссия в группах - обсуждение процедуры проведения защиты проектов, процедуры обсуждения проектов, обсуждаются критерии оценки результатов.

2) Защита проектов – проведение фрагментов уроков.

3) Обсуждение проектов.

4) Оценка результатов.

При проведении занятия целесообразно придерживаться следующих правил:

1) Каждой группе на выступление отводится не более 10 минут.

2) После презентации дается время на обсуждение, в котором принимают участие все остальные слушатели. На обсуждение отводится 7-10 минут, в ходе которого рекомендуется:

  • перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;

  • указать два момента, требующих доработки;

  • внести свои предложения по усовершенствованию проекта;

  • сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление.

3) Участие всех слушателей в обсуждении обязательно.

Такое обсуждение помогает студентам, с одной стороны, научиться давать аргументированную положительную оценку, находить положительные стороны в любом выступлении, поддерживая своих коллег, с другой – научиться конструктивно критиковать отрицательные моменты представления проекта.

Для оценки проекта можно использовать оценочную таблицу, представленную ниже. Критерии оценки результатов можно обсудить со всеми участниками до представления презентаций. Возможные критерии: достижение поставленной цели, использование разных форм работы, их целесообразность, оригинальность, работа в группе и т.д.


Критерии оценивания

1

(плохо)

2

(слабо)

3

(хорошо)

4

(отлично)
































В конце каждого занятия проводился рефлексивный анализ сделанного. Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Какова цель выполнения заданий на компьютере?

  • Какими имеющимися умениями вы воспользовались?

  • Какими новыми умениями вы овладели?

  • Какие формы работы оказались наиболее эффективными в формировании умений?

  • Какие задания оказались легкими для вас?

  • Какие задания вызвали затруднения? Чем это вызвано? Какими способами вы преодолевали эти затруднения?



1 При базовой продолжительности семестра 17 недель.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Карельский государственный педагогический университет iconКарельский государственный педагогический университет
Список сотрудников, имеющихзвания заслуженных деятелей, почетных работников
Карельский государственный педагогический университет iconКарельский Государственный Педагогический Университет
Участие в экскурсии по г. Тамбов (вариант «да» может быть выбран только для докладов с оплатой оргвзноса)
Карельский государственный педагогический университет iconРоссийской Федерации Карельский государственный педагогический университет...
Соответствие учебно-методической документации по основной образовательной программе требованиям гос
Карельский государственный педагогический университет iconКарельский Государственный Педагогический Университет
Аэрогели (от лат aer-воздух и gelatus замороженный) класс материалов, представляющий собой гель, в котором жидкая фаза полностью...
Карельский государственный педагогический университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Карельский государственный педагогический университет iconПоложение об отделе аспирантуры государственного образовательного...
Федерального закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Устава университета и определяет порядок приема...
Карельский государственный педагогический университет iconКарельский Государственный Педагогический Университет Сложность в...
«простыми». Напротив, мы все готовы доказы­вать, что наша экономическая система, язык, на котором мы разговариваем, мозг млекопитающих...
Карельский государственный педагогический университет iconКарельский Государственный Педагогический Университет Оже-спектроскопия...
Столь пристальное внимание к поверхности связано с ее уникальными свойствами, которые, с одной стороны, в сильной степени влияют...
Карельский государственный педагогический университет iconФедеральное агентство по образованию Томский государственный педагогический университет
Томский государственный педагогический университет совместно с Сибирским нии торфа со расхн, Институтом климатических и экологических...
Карельский государственный педагогический университет iconКонкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование»
...
Карельский государственный педагогический университет iconКарельский Государственный Педагогический Университет Современная...
Разрешающая способность человеческого глаза около 100 микрометров (0,1 мм), что примерно соответствует толщине волоска. Чтобы увидеть...
Карельский государственный педагогический университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образование: Высшее, в 1988 году окончила Карельский государственный педагогический институт, по специальности «учитель немецкого...
Карельский государственный педагогический университет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет...
Карельский государственный педагогический университет iconРоссийской Федерации Карельский государственный педагогический университет...
В 1962 году на факультете физической культуры была создана первая специальная кафедра теоретических основ физического воспитания....
Карельский государственный педагогический университет iconДоброгорская Екатерина Николаевна Образование: 2009-2014 Universität...
Московский государственный областной педагогический университет (бывш. Мопи им. Крупской)
Карельский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск