Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе»





Скачать 247.03 Kb.
НазваниеУм «Использование цор на уроках русского языка в школе»
Дата публикации15.08.2013
Размер247.03 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок

УМ «Использование ЦОР на уроках русского языка в школе».


Калужский государственный педагогический университет им. К.Э.Циолковского

А.Н.Еремин, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, Н.А.Исаева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка

032900 «Русский язык и литература»

Учитель русского языка и литературы

Теория и методика преподавания русского языка
1. Цель модуля заключается в том, чтобы подготовить студентов к активному использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках русского языка в школе.
2. Задачи учебного модуля

изучение дидактических возможностей ЦОР в образовательной области «Русский язык»;

актуализация умений студентов эффективно использовать ЦОР в различных видах своей учебной деятельности;

систематизация знаний о структуре и содержании ЦОР, их методическом потенциале;

обучение созданию методических и организационных материалов для проведения уроков русского языка;

развитие теоретических, творческих, операционных способностей студентов, направленных на выбор оптимальных решений рассматриваемых проблем;

мотивация деятельности студентов, направленная на осознание необходимости информатизации образования как компонента современного фундаментального образования в предметной области «Русского языка».
3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля
В результате освоения модуля реализуются следующие задачи профессиональной подготовки студентов:

- на уровне ключевых компетентностей: овладение общими знаниями в области применения информационных технологий, выработка системного подхода к освоению компьютерной информационной среды, формирование автономии образовательной и самообразовательной деятельности;

- на уровне базовых компетентностей: развитие гибкого профессионального мышления и творческой активности, выработка системного подхода к решению задач преподавательской, научно-методической, воспитательной, культурно-просветительской профессиональной деятельности на основе усвоения необходимых стратегий; повышение личностного смысла профессионально-ориентированной учебной деятельности;

- на уровне специальных компетентностей: формирование профессионально-методических навыков и умений в области информатизации образования; усвоение способов решения типовых профессионально-методических задач с использованием цифровых образовательных ресурсов; развитие способности управлять процессом овладения учащимися литературой с ориентацией на достижение комплексной цели обучения с учетом специфики предмета «русский язык»
4. Ожидаемые результаты освоения модуля

Студенты, изучившие модуль, должны:

знать:

- возможности использования в учебном процессе современных информационных технологий;

- основные модели решения методических задач на уроке русского языка, задающие новый уровень наглядности и доступности при помощи ЦОР.

уметь:

- моделировать различные учебные ситуации с учётом активного использования ЦОР;

- определять оптимальные средства обучения для классов различного уровня подготовки;

- рационально использовать цифровые образовательные ресурсы в практике преподавания русского языка.

владеть навыками:

- эффективного использования цифровых образовательных ресурсов как средства обучения русского языка с учетом специфики учебного предмета;

– уметь выделять языковой материл в соответствии с нормативными требованиями грамматик и словарей;

- использования системных связей курса теории русского языка на разных этапах его изучения.

иметь представление о:

- концепции авторов используемых ЦОР применительно к обучению русскому языку;

- методическом потенциале и возможных путях применения ЦОР в обучении русскому языку;

- методической структуре серии уроков русского языка с использованием ЦОР.

5. Инновационность комплекта УММ:

5.1. Инновационность по целям обучения

Цели и задачи модуля описываются с учётом компетентностного подхода к подготовке специалиста, в соответствии с которым специальная компетентность и соответствующие ей профессиональные задачи базируются на ключевых и базовых компетентностях, что обеспечивается релевантностью модуля в качестве составляющей курса методики преподавания русского языка, межпредметными связями модуля, его интегрированным характером и ориентацией на широкое использование полученных студентами знаний/умений/навыков в будущей профессиональной деятельности.

5.2.Инновационность по содержанию обучения

Содержанием обучения являются теоретические и оперативно-действенные элементы профессиональной компетентности преподавателя русского языка, связанные с информатизацией образовательного пространства и ранее не входившие в курс «Теория и методика обучения русского языка». Место модуля в рамках курса (7-й семестр) позволяет наиболее оптимально сочетать традиционное содержание курса и достижение целей и задач модуля. Фактологическая сторона содержания обучения базируется на наличии компьютерной информационной среды.

5.3.Инновационность по методам обучения

Применяются информационные технологии с использованием операционных (знания, умения, навыки и способы умственных действий), диалогических и программированных методов обучения на основе усиления автономии студентов в освоении современного образовательного пространства.

5.4. Инновационность по формам обучения

Обеспечивается оптимальным сочетанием групповых (лекции, практические занятия), индивидуальных форм работы и работы в малых группах (подготовка и презентация проектов) в условиях интенсивного усвоения содержания обучения за счет использования адекватных методов (см. п. 7.3.).

5.5.Инновационность по средствам обучения

Обеспечивается интерактивностью используемых средств обучения, что достигается за счет технических свойств ЦОР модуля, выступающих в различных функциях: обучающего, рабочего инструмента деятельности, объекта усвоения, партнера, объекта моделирования.
Рабочая программа
1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение модуля



Вид учебной деятельности

Всего часов

Распределение часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

в семестр

в неделю

в год

в год

Лекции

2

2

1







Лабораторные занятия

2

2

1







Практические занятия

6

6

1







Самостоятельная работа

10

10

1








2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по разделам модуля

2.1. Лекционные занятия

№ п/п

Тема лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1

Новые информационные технологии при обучении русскому языку

2










Всего

2








2.2. Практикум

2.2.1. Практические занятия, семинары

№ п/п

Наименование занятия

Номер темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

11

Использование ЦОР при изучении «Орфографии» на примере темы «Чередующиеся гласные в корне»


1

2








2

Варианты построения бинарного учебного занятия с использованием ЦОР по теме «Знаки препинания в бессоюзном предложении»

1

2







3
3

Презентация проектных заданий по теме «Устаревшая лексика»


1

2










Всего




6








2.2.2. Лабораторные занятия

№ п/п

Наименование занятия

Номер

темы лекции

Объем в часах по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

1.

Особенности проведения учебного занятия – творческой мастерской - с использованием ЦОР («Безударные гласные в окончаниях глаголов»).

1

2










Всего




2








2.2.3. Самостоятельная работа

№ п/п

Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы)

Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ)

Неделя семестра, на которой выдается задание

11

Подготовка творческих заданий по различным темам орфографии и пунктуации




2


2.3. Практики

Не предусмотрены. Однако в рамках педагогической практики на 4 и 5 курсах предполагается обязательная разработка уроков на основе новых информационных технологий.
3. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Тема: Новые информационные технологии при обучении русскому языку

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Педагогические основы использования новых информационных технологий.

2. Базовые понятия ИСО.

3. Состав и специфика цифровых образовательных ресурсов по русскому языку.

4. Характерные особенности ЦОР «1С Репетитор «Русский язык» и коллекции ЦОР по русскому языку к учебнику В.В. Бабайцевой и ИУМК.
Современный этап развития российского образования характеризуется устойчивыми тенденциями к фундаментализации, формированию ключевых компетенций, созданию условий для реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, для дифференциации и индивидуализации образовательного процесса.. Важно отметить, что в таких условиях главной целью современного образования является обеспечение качественного образования для каждого обучаемого в соответствии с его интересами и склонностями, развитие и воспитание учащихся, формирование их активной позиции в образовательном процессе, не только вооружение учащихся суммой знаний, но и формирование современного мышления школьников, их познавательных способностей.

Создание цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) определено в качестве одного из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России. Развитие индустрии информационных услуг сферы образования, включающей производство ЦОР и программно-методического обеспечения, наряду с созданием и развитием телекоммуникационных структур отдельных образовательных учреждений и отрасли в целом, систем контроля качества образования составляет основу формирования инфраструктуры информатизации образования.

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. Основные принципы информационных технологий:

  1. интерактивный (диалоговый) режим работы;

  2. интегрированность (взаимосвязь);

  3. гибкость процесса;

Цифровые ресурсы должны быть удобно организованы в соответствии с используемыми учебными программами и учебниками, естественным образом дополнять используемые учебно-методические комплекты.

Базовые понятия ИСО.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.

Простой ЦОР (элементарный ЦОР) – ЦОР, пригодный для использования как единое целое, и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.

Примеры простых ЦОР:

Статья в формате MS Word, HTML с иллюстрациями, PDF и др.;

Иллюстрация в формате JPEG;

Иллюстрация в формате JPEG с сопроводительным текстом в формате HTML;

Книга в виде набора отсканированных страниц в формате GIF c оглавлением в формате HTML;

Книга в формате HTML (набор файлов HTML и связанных с ними картинок);

Аудиозапись mp3;

Видеозапись DivX;

Презентация в формате MS Power Point;

ЦОР сложной структуры – ЦОР, допускающий деление на отдельные элементы. Например,

- Интерактивные таблицы с разными уровнями сложности;

- Интерактивные определения, правила в виде гипертекста;

- Гипертекст, содержащий ссылки на стихотворение, портрет автора, биографию автора, критические статьи о его творчестве.

Коллекции ЦОР должны формироваться по предметно-тематическому принципу и являться совокупностями элементарных информационных источников и источников сложной структуры. Примеры элементарных источников и источников сложной структуры приведены в таблице:


Элементарный информационный источник

Образовательный ресурс

Простой структуры

Сложной структуры

Интерактивный диктант

Обучающий диктант

Интерактивный диктант с творческими заданиями.


Качественное изменение в образовании может быть достигнуто созданием инновационных комплексов, ориентированных на «открытую архитектуру» школы, на инновационные формы организации педагогического процесса, современные информационно-коммуникационные технологии и доступность громадных массивов ресурсов. Такие комплексы предназначены для творческого учителя, готового и способного самостоятельно строить процесс обучения.

Информационные технологии предполагают использование новых форм образовательных технологий в учебном процессе для наиболее эффективного обучения. Эти технологии должны повысить эффективность образовательного процесса за счет:

    1. индивидуализации учебного процесса;

    2. обеспечения заданного «минимального» уровня.

Формы использования информационных технологий:

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);

  • источник учебной информации, индивидуальное информационное пространство;

  • тренажер, средства диагностики и контроля.

Краткое описание ЦОР по русскому языку.

  • Содержание - набор мультимедийных информационных объектов (ИО) и инструментальных средств для работы с ними.

  • Соответствие нормативным документам в области образования – ЦОР разработан в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку и федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по русскому языку в рамках внедрения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в обучение русскому языку.

  • ЦОР охватывает материал 5-9 классов основной школы и интегрирован с традиционными пособиями.

  • Цель ЦОР - способствовать повышению эффективности учебного процесса. По решаемым педагогическим задачам ЦОР является вспомогательным средством; по функциям в организации образовательного процесса – информационно-обучающей электронной технологией с поисковой системой; по типу информации – электронным ресурсом с текстовой, визуальной. По форме применения в образовательном процессе материалы ЦОР могут быть использованы в урочной и во внеурочной деятельности.

  • Задачи ЦОР: а) облегчить достижение целей, закрепленных программой; б) помочь учителю при подготовке и проведении уроков; в) способствовать развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учителя и обучающихся.

  • Преимущества ЦОР: 1) принципиально новый уровень наглядности; 2) интерактивность; 3) опора на коммуникативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Подробное описание ЦОР по русскому языку

ЦОР по русскому языку – программа, специально смоделированная для обучения русскому языку.

Компьютерные материалы для обучения русскому языку – любые программы, которые могут использоваться при обучении русскому языку, ориентированные на практические потребности пользователя (клавиатурные тренажеры, текстовые редакторы, редакторы презентаций и т. д.). ИКТ позволяют автоматизировать достаточно сложные тестовые задания:

  1. заполнение всякого рода пробелов;

  2. сравнение обширных текстовых ответов с контрольным текстом;

  3. ранжирование ответов;

  4. выделение специальных зон в схемах и диаграммах с текстовыми аннотациями;

  5. перемещение компонентов и формирование сложных схем;

  6. создание концептуальных карт-схем правил;

  7. создание заполнение двухмерных и трёхмерных матриц.

Библиотека электронных наглядных пособий по русскому языку включает более 1000 информационных объектов и базируется на следующих компонентах: Реалистичном визуальном ряде (статический и динамический), Синтезированном визуальном ряде (статический и динамический), Звукоряде, Символьных объектах и графике (статический). Компьютерном моделировании.

Для учебного предмета «Русский язык» в основном используются таблицы, различного рода тесты с единственным и неединственным вариантом ответа, задания с коррекцией предложенного текста, справочные материалы по теории, полные и свернутые схемы правил, опорные конспекты, интерактивные правила и определения в виде гипертекста и.т.д. В ЦОР подобраны этически и эстетически выдержанные тексты, ориентированные в том числе и на различные исторические периоды функционирования русского литературного языка.

В настоящее время существуют несколько коллекций ЦОР по русскому языку: в поставках на 1 этапе предлагалось использовать ЦОР «1С Репетитор «Русский язык», на 2 этапе используются разработки проекта ИСО, коллекция ЦОР по русскому языку к учебнику В.В. Бабайцевой и ИУМК.

«1С Репетитор «Русский язык» по дисциплине «Русский язык» основана на модульном принципе. Работа с модулями дает возможность ученику при любых конфигурациях компьютерного оборудования:

  1. использовать готовые модели на всех этапах проведения урока (организационный момент, объяснение, закрепление, обобщение); проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения; выполнять задания по раздаточному материалу, включающему в себя иллюстративный и тестовый материал «1С Репетитор «Русский язык»; организовывать работы в проекте; осуществлять самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, сочинений, создании школьной библиотеки наглядных пособий.

Коллекция ЦОР «1С Репетитор «Русский язык» состоит из 3-х глав: дидактические материалы, учебные программы и материалы мультимедиа комплекса и примеры уроков.

В 1 главе описаны все составляющие комплекса: справочные материалы, обучающие и контролирующие задания, контрольно-диагностические тесты, интерактивные уроки-демонстрации и наглядные материалы.

Во 2 главе «Учебные программы и материалы комплекса» предложены материалы, соответствующие конкретным условиям работы учителя – тем темам, которые представлены в том учебнике, которым пользуется учитель.

3 глава предоставляет разработки некоторых уроков с использованием мультимедиа комплекса.

Материалы ЦОР охватывают весь школьный курс русского языка и представлены в самой разнообразной форме: учебник, сборники упражнений и диктантов, "открывающиеся" таблицы, альбомы иллюстраций и анимаций, учебные словари, тесты и т.д. Это обеспечивает обратную связь с учащимся, занимающимся самостоятельно, и интерактивность, и высокую степень наглядности, и оперативный доступ ко всем частям, разделам, статьям, а также отдельным их фрагментам.

Мультимедиа комплекс включает систему контрольно-диагностического тестирования «1С: Репетитор. Тесты по орфографии» и «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации».

Коллекция ЦОР по русскому языку к учебнику В.В. Бабайцевой является электронным компонентом учебно-методического комплекса по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой, охватывающего весь общеобразовательный курс русского языка и базирующегося на единой программе изучения русского языка в 5–9 классах.
ЦОР поддерживают все этапы работы с учебным материалом, т. е. могут использоваться при объяснении, тренировке и контроле; они предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.
Набор ЦОР не является последовательным курсом или учебником, пользователь (учитель или ученик) может и должен сам отбирать объекты, которые ему необходимы при изучении темы.
Все представленные в наборе ЦОР по русскому языку к учебнику В.В. Бабайцевой разделены на группы по способу использования:

  • Демонстрационные материалы

  • Демонстрационно-опорные материалы

  • Обобщающие материалы

  • Тренировочно-контролирующие материалы

  • Учебно-справочные материалы


Каждая группа материалов содержит общую характеристику объектов (языковое явление или образец речевого поведения), раскрывает их структуру, определяет функцию на разных этапах урока, формы работы, возможные творческие задания, необходимое оборудование.

В коллекции ЦОР содержатся примеры фрагментов уроков, например для 9 класса приводится фрагмент урока по теме «Сложное бессоюзное предложение» с использованием обобщающего материала (ЦОР – интерактивная таблица «Сложные бессоюзные предложения»)

Таким образом, возможности, предоставляемые современными цифровыми образовательными ресурсами, позволяют на качественно новом уровне организовать процесс обучения в школе. Преимущества этого подхода наиболее явно проявляются в тех случаях, когда речь идет о преподавании комбинированного курса, опирающегося на знания учащихся из различных областей.
4. Литература (основная и дополнительная)

4.1. Основная.

  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение //Компьютеры в учебном процессе. М., Интерсоциоинформ, 1998.

  2. Гаврилин А.В., Лученков А.В., Сергоманов П.А. Программы и программирование информатизации образования: школьный и муниципальный уровни. Учебно-методический комплект и материалы для стратегических команд. – Красноярск, Гротеск, 2005.

  3. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Макаров С.И. Методико-технологические основы создания электронных средств обучения. – Самара: Издательство Самарской государственной экономической академии, 2002.

  4. Дистанционное обучение / Под ред. Полат Е.С. - М.: Владос, 1998.

  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. - М.: Academia, 1999.

4.2. Дополнительная.

    1. 1.Ахаян А.А. Практика применения дистанционных форм образовательной деятельности// Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал, СПб, 2000, ART 771 http://www.emissia.50g.com/offline/2000/771.htm

    2. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования // СПб., Радом, 1997.

    3. Глейзер Г.Д., Розов Н.Х., Седякин В.П. Учительство и опора на него - основа информатизации российского образования. // Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал, СПб, 2000, ART 803 http://www.emissia.50g.com/offline/2000/803.htm

    4. Ефимова О.В., Моисеева М.В., Шафрин Ю.А. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры, задачи. М.: АБФ, 1997. 3.Компьютерные телекоммуникации - школе. Пособие для учителя./ Под ред. Полат Е.С. - М..1995.

    5. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета // СПб, СПбГУ, 1999.

    6. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // М., МЭСИ, 1998.

    7. Основные модели образовательных проектов. // Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал, СПб, 2000, ART 802 http://www.emissia.50g.com/offline/2000/802.htm

Ссылки на Интернет-ресурсы.

http://www.ioso.ru/distant/ - Российская Академия Образования. Лаборатория Дистанционного Обучения

http://www.emissia.50g.com/ - Письма в Emissia.Offline: электронный научно-педагогический журнал

http://vio.fio.ru/vio_site/ - Вопросы Интернет образования.

http://www.gramota.ru – Русский язык – справочно-информационный портал.

http://www.gramma.ru – Культура письменной речи.

http://spravka.gramota.ru – Грамота.ру – справочно-информационный портал.
5. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР


п/п

Наглядное

пособие

Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.)

Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)

1

ЦОР по русскому языку к учебнику В.В. Бабайцевой и ИУМК

Таблицы, рисунки, схемы, гипертекст, модели, электронные задания, тесты, тематические словари

электронный

2

ЦОР «1С: Репетитор «Русский язык»

учебник, сборники упражнений и диктантов, "открывающиеся" таблицы, альбомы иллюстраций и анимаций, учебные словари, тесты

электронный

3

Презентации в Power Point для лекционных занятий

Схемы, рисунки

электронный

4.

Видеоурок по правописанию личных окончаний глагола

видеофильм

электронный



6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Контроль усвоения содержания модуля осуществляется в следующих формах:

Текущий: По каждой теме проводится текущий контроль в форме вопросов и отчетов о выполнении проектных заданий.

Итоговый: зачет по содержанию модуля, включающий презентацию творческих заданий, тест.
7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Лекция проводится с демонстрациями примеров из ЦОР на компьютере с использованием проектора.

Использование информационных технологий предполагает последовательное соблюдение следующих принципов осуществления образовательного процесса:

Модульная и модульно-курсовая организация учебного материала и учебного процесса, позволяющая гибко вводить новые элементы содержания в учебный процесс и интегрировать традиционно разнородные элементы содержания образования.

Проектная форма организации обучения.

Повышение практической, навыкообразующей направленности содержания образования.

Повышение удельного веса решения различных творческих задач и проблем.

Повышение многообразия видов и форм организации деятельности учащихся: рост проектных, лабораторных, индивидуальных и групповых видов деятельности, самостоятельная работа с различными источниками информации и базами данных, введение социальной практики, дифференциация учебной среды (классно-кабинетное пространство, лаборатории, практикумы, сфера самостоятельной работы и др.)

Различные формы оценивания и контроля качества знаний. Изменение в системе оценивания (дифференциация оценивания: само- и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев оценки для учащихся).

Возможность построения индивидуальной образовательной программы, определение личной траектории изучения ряда предметов по особым программам.

Изменение в методах обучения (активные, интерактивные, лабораторные, опытно-экспериментальные).

Целостный подход к формированию общеучебных компетентностей (с использованием информационных технологий).

Принципиально важно успешно решить следующие задачи:

осознать методический потенциал использования ЦОР в преподавании русского языка;

применять полученные знания, умения и навыки в области использования информационных технологий в ситуациях, приближенных к ситуациям будущей профессиональной деятельности учителя-словесника;

отбирать материал ЦОР при подготовке конкретному занятию;

определять место материалов ЦОР в структуре урока;

разработать упражнения для разных режимов их проведения.
На практических занятиях предполагается индивидуальная или групповая работа студентов с ЦОР непосредственно на компьютере.

Практические занятия выстроены в логике компетентностного подхода в соответствии с ориентацией модуля на широкое использование приобретенных элементов профессиональной компетенции в будущей образовательной деятельности специалиста, что обеспечивает инновационность целей. Наличие компьютерной информационной среды и соответствующих технологий способствует инновационности форм, методов и средств обучения.

Необходимо отметить, что первое практическое занятие проходит в режиме мастер-класса, когда преподаватель демонстрирует несколько фрагментов уроков с последующим обсуждением использования ЦОР, ИУМК и новых технологий в структуре урока.

Практическое занятие № 3 по структуре отличается от стандартных занятий, так как представляет презентацию и обсуждение творческих проектов студентов по разработке уроков с использованием ЦОРа. Данный вид работы способствует развитию гибкого и творческого мышления, а также развивает умение самостоятельно решать поставленные проблемы. Разработанный в рамках практических занятий материал может включаться в состав ЦОРа.

В соответствии с целями и задачами модуля практические занятия предусматривают использование материалов школьных УМК, что укрепляет связь с курсом методики, обеспечивая реальный выход в практику преподавания.
Технические свойства ЦОР предполагают вариативность подготовки отдельных заданий практического занятия. Это позволяет студенту работать в удобном для него режиме с применением индивидуальных стратегий, что развивает автономию учебной деятельности, повышает ее личностный смысл и ответственность за ее выполнение. Обсуждение различных вариантов выполнения учебных заданий в ходе занятия неизбежно усилит их интерактивную составляющую, что принципиально важно для формирования профессионально-значимых качеств личности будущего преподавателя русского языка.

К практическому занятию рекомендуется готовиться в следующей последовательности:

- изучить конспект лекций с учетом вопросов для подготовки к занятию;

- познакомиться с методическими и структурными особенностями ЦОР;

- проанализировать имеющиеся ЦОР с точки зрения методических и технических характеристик;

- отработать разные режимы реализации учебных задач на соответствующем литературном материале;

- составить упражнение с использованием ЦОР;

- разработать фрагмент урока с использованием ЦОР.

Предлагаются следующие групповые формы работы:

фрагменты урока разрабатываются в творческих группах до 5 человек, при этом желательным является, чтобы каждый участник отвечал за отдельные элементы предполагаемого урока, уделяя особое внимание инновационному характеру занятия;

занятия проходят с элементами ролевых игр, в которых группа экспертов (три человека) оценивает методический потенциал разработанных вариантов урока с использованием ЦОР.
Ход групповой работы предполагает реализацию следующих этапов: получение студентами задания (см. практические занятия 3,4), определение и распределение студентами обязанностей внутри группы, выполнение задания, презентация проекта.

В ходе контроля групповых заданий целесообразно сравнение и обсуждение результатов выполнения одного и того же проекта разными группами студентов (как минимум, двумя), что будет способствовать развитию общих коммуникативных умений (обоснование, аргументация, доказательство, обобщение и т.д.).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconИспользование цор на уроках английского языка
Для сельских школ на сегодняшний день важной является проблема создания, распространения и внедрения в учебный процесс цифровых образовательных...
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconУм «Использование цор на уроках литературы в школе»
Е. И. Хачикян, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой литературы
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» icon«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы»
Педагогами кафедры русского языка и литературы были даны открытые уроки на высоком методическом уровне
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование икт на уроках русского языка в начальной школе "Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных"....
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconУчебно-методический комплекс по олимпийскому и паралимпийскому образованию...
Учебно-методический комплекс предназначен для использования на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классах)
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconИспользование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка

Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconУрок русского языка Тема: Образование наречий, их роль в предложении
Именно на таких уроках сочетается теория и практика обучения. Таким образом, использование Классмейт пк помогает детям усвоить материал...
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconПовышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование икт

Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconТема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка»
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только...
Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» icon«Использование технологии развития критического мышления через чтение...

Ум «Использование цор на уроках русского языка в школе» iconУрок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…»
«Использование проблемно диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск