Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка»





Скачать 75.45 Kb.
НазваниеТема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка»
Дата публикации29.09.2014
Размер75.45 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Кирилина Нина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы МАОУ «Куровская СОШ №2».

Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка».

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию русского языка в школе. Во главу угла ставится не только приобретение учащимися знаний орфографических и пунктуационных правил, но и формирование коммуникативных умений.

Мы , учителя словесности, конечно же , хорошо понимаем, какая огромная ответственность лежит на нас : ведь именно на наших уроках в первую очередь происходит подготовка выпускников к новому этапу жизни – жизни после окончания школы, когда они, выпускники, должны найти своё место в обществе, смогли реализоваться в своей личной жизни и профессии, а для этого им необходимо обладать многими качествами, среди которых важнейшим является умение говорить, умение « преподнести» себя.

Работая в старших классах , мы видим, какими разными являются наши дети: любящими , например, читать и, к сожалению, не читающими совершенно; желающими постоянно быть в центре внимания – и , с другой стороны, быть совершенно незаметными; молчаливыми, склонными к внутренним размышлениям – и теми , кто много и в общем-то ни о чём говорит.

А наша задача сводится к тому, чтобы воспитать таких ребят ( повторю, это требование времени) , которые могут продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу, которые ,например, не испытывают страх перед предстоящим телефонным разговором и в других жизненных ситуациях.

Наша традиционная программа по русскому языку предполагает систему работы по развитию речи, т.е мы учим ребят писать изложения, сочинения разных жанров , другие творческие работы. Безусловно, это приносит свои определённые результаты : мы практически научились писать сочинения довольно серьёзные – те , которые требует ГИА ( сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) и ЕГЭ. Но этого мало. Время требует молодых людей, умеющих не только создать в письменном варианте какое-то высказывание , а умеющих ( и желающих) быть серьёзными участниками мероприятий, предполагающих диалоги, дискуссии – людей, у которых сформированы коммуникативные навыки .

Самое серьёзное внимание этому вопросу необходимо уделить на уроках русского языка у старшеклассников. Как сказано выше, совсем скоро этим ребятам придётся организовывать свою речевую деятельность в самых разных ситуациях , очень отличающихся от тех, которые предлагались в школе. Этому есть объективное объяснение : по окончании школы наши дети выходят во взрослую, самостоятельную жизнь, где решения нужно принимать самим, где зачастую положительный исход дела будет зависеть от коммуникабельности человека, от умения наладить отношения с людьми . Общение играет важную роль в современном мире. Например, исследователи деловой коммуникации утверждают : у тех , чья работа предполагает постоянные контакты типа « человек – человек», деловое общение составляет от 70 до 90 % ! Это общение лицом к лицу, по телефону, по электронной почте. Чтобы осуществлять эффективную деловую коммуникацию, человеку необходимо обладать достаточными знаниями и сформированными умениями в этой области.

Учащиеся старших классов уже знакомы с основными речеведческими понятиями, речевыми нормами и законами создания текста. Теперь нам, учителям, просто необходимо создать условия, в которых учащиеся смогут закрепить имеющиеся знания и применить их в практической деятельности.

В чём же состоит сущность коммуникативного метода в преподавания русского языка? Где на уроке найти возможность работать над формированием коммуникативной компетенции?

Мы , конечно, помним , что всё новое – это хорошо забытое старое. Поэтому нужно пересмотреть построение своих традиционных уроков и внести в их ход фрагменты, направленные на формирование коммуникативных навыков. Это должны быть уроки, где главное место принадлежит методам, активизирующим самостоятельную работу учащихся.

  1. В процессе опроса ( связный монологический ответ ученика) может быть реализован весь комплекс знаний и умений, связанных с работой над замыслом и построением устного высказывания.

Монологическая форма ответа сопровождается отработкой умений владеть своим голосом, следить за темпом речи, силой и высотой голоса, ясностью и чёткостью произношения. Организация опроса в активной форме ( взаимоопрос в парах) позволяет закрепить умение тактично обращаться к товарищу, корректно вести диалог.

  1. В процессе объяснения нового материала. Самостоятельная формулировка вопросов по содержанию теоретического материала позволяет как осознать содержание изученного, так и сформировать определённые коммуникативные умения.

  2. При использовании опорных конспектов ( элемент блочной подачи теоретического

материала) и сигналов при работе над любым материалом по русскому языку. Составление опорного сигнала – кодирование информации, представление её в сжатом виде – ответ по опорному конспекту – развёртывание речевого высказывания.

  1. При использовании технологии коллективных способов обучения : при работе в парах постоянного состава ( говорящий – слушающий; вопросник, интервью, анкета, рассказ, отчёт, сообщение)

Вот далеко не полный перечень моментов на уроке , где можно решать задачу по формированию коммуникативной компетенции.

Как же построить урок, на котором ребёнок начнёт говорить?

Автор собственного метода обучения иностранному языку Игорь Шехтер сказал замечательные слова : « Психология даёт ответ на вопрос « В каких случаях человек говорит?». Когда у него появляется желание что-то сказать и цель, и ещё, конечно же, собеседник. Вот эти три компонента.» Очень важно, чтобы на уроке были созданы все условия для того, чтобы эти три понятия раскрыть.

Остановимся на отдельных моментах таких уроков.

Создание проблемной ситуации .

1,Учитель. О слове, о языке размышляют с древних времён, пытаясь определить его роль в жизни человека. Перенесёмся в Древнюю Грецию и послушаем разговор рабовладельца Ксанфа и его раба – первого баснописца Эзопа.

- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую вещь. Где она?

- Вот, мой господин. Это – язык!

- Почему язык? Неужели ты считаешь, что этот самая дорогая в мире вещь?

- Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка: « мама», « солнце», « цветок». Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

- Хорошо. Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.

-Вот она, мой господин.

- Снова язык?!

- Да. Язык – это самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

Учитель. Согласны ли вы с Эзопом? ( Далее , конечно же, следуют высказывания ребят , возможно, будут и элементы спора, в котором, как известно, и рождается истина)

2. Или ещё пример. С 10 «а» классом я занимаюсь русским языком по учебнику В.В.Бабайцевой ( профильный уровень). Уже в самом начале курса в нём есть замечательное упражнение на развитие коммуникативных навыков ( упр. 1). Это вроде бы обычный текст о роли языка, слова в нашей жизни. Но после упражнения среди дополнительных заданий есть такое : выскажись

( обращение к ученику) на тему « Три главные слова в моей жизни» . Я прочитаю вам работы на эту тему. ( тексты прилагаются) Думаю, вы согласитесь с тем, что данные детские работы достаточно откровенны, в меру глубоки и свидетельствуют о том, что правильно проведённая подготовительная работа

( упражнение в учебнике) и чётко сформулированное задание по тексту и обеспечивают тот импульс к творчеству, к желанию поделиться сокровенным, чего мы и хотим от наших учеников. « Как жить с самим собой?», « Что ты думаешь о современной молодёжи? «, « Возможно ли повлиять на время?»,

« Надо ли говорить о пороках?» и т.д. - вот какими должны быть темы высказываний- темы, которые не могут оставить подростка равнодушным.

3. Кроме того, коммуникативная направленность предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать собственное речевое высказывание на заданную тему. Вспомним, как в недалёком прошлом , сдавая экзамен по русскому языку, наши девятиклассники писали изложение с элементами сочинения. Эту форму работы безусловно, нельзя сбрасывать со счетов ! (У меня сохранились сборники текстов для такого вида аттестации прошлых лет , и я иногда использую их на уроках; тем более, что подобранные тексты имеют как познавательное, так и воспитательное значение)

Лингвистический эксперимент. Работа в группах.

Учитель. Анализируя речь подростков в 13-14 лет , лингвисты выявили наиболее частые проявления неточной и неправильной речи :

  1. путают слова, схожие по звучанию ( паронимы):

дружный- дружеский

эффектный – эффективный;

  1. неправильное сочетание слов:

моя автобиография;

  1. засорение языка нелитературной лексикой;

  2. нарушение стилистических норм языка ( уместность и неуместность речи).

Предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит карточки с предложениями, в которых нарушены определённые языковые нормы. Ваша задача – используя карточки, определить, какие нормы нарушены, и записать предложения в соответствии с нормами литературного языка.

1 группа ( стилистические нормы).

По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры.

Гринёв сочинил песенку и принёс её Швабрину на рассмотрение.

К пристани подъехала карета , и из неё вылезла прекрасная девушка.

2 группа.( морфологические нормы).

Светлана рассказала стихотворение про мыша.

В ихнем доме всегда чисто и прибрано.

Петя не с нами, он идёт взади.

3 группа ( синтаксические нормы).

Я с братом ходили на рынок.

Катаясь на моторных лодках и создавая шум, рыбы не всегда откладывают икру.

Я скучаю за ним.

Просмотр видеофрагментов, анализ речи персонажей, ведущих телепередач.

( Прокомментировать речевое поведение персонажей.: фрагмент фильма по роману Ильфа и Петрова « Двенадцать стульев», эпизод « Бендер и Эллочка Щукина». Речь участников и ведущего передачи « Пусть говорят», речь ведущего Дмитрия Крылова и т.д.)

Творческая мастерская, урок-диспут, урок-дискуссия, защита творческих проектов и т.д. - вот далеко не полный перечень разных по форме проведения уроков , на которых у ребят прекрасная возможность говорить и говорить.

И в заключение хочется подчеркнуть следующее : результат обучения определяется не столько программой, учебником, оснащённостью или неоснащённостью кабинета, сколько учителем, его позицией, его профессионализмом и той атмосферой, которая создаётся на уроке. Только учитель , и в первую очередь учитель русского языка и литературы, может спасти нашего ученика от той речевой зажатости , которая поселилась в его душе.

Предоставим ученикам возможность общаться на уроке и друг с другом, и с учителем наравных, и тогда процесс обучения превратится в интересное, увлекательное познание.

Литература.

  1. Е.В.Пересветова .« Сопоставительный анализ художественных текстов на уроках русского языка». Библиотечка « Первого сентября» серия « Русский язык» №2 ( 14) 2007.

  2. В помощь преподавателю. « Русский язык. Формирование коммуникативной компетенции старшеклассников» . Разработка уроков. Ситуативные упражнения. 9-11 классы. Изд. « Учитель». Волгоград. 2013 .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconОтчет о работе вмо учителей русского языка и литературы оош №4 за...
Методическая тема: формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconСамообразования «Формирование орфографической зоркости на уроках...
В ходе изучения опыта работы Качановой Светланы Викторовны по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка»,...
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconУроках английского языка Тема Современная школа. Девочки и мальчики
Развитие коммуникативных и информационных компетенций на уроках английского языка
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconО преподавании русского языка и литературы в 2010-2011 учебном году
Целью курса русского языка является формирование у школьников коммуникативных умений (в устной и письменной формах), необходимых...
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconДоклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»...
С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка...
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconРайонный конкурс «Учитель года». Отдел образования Первомайского мр. Представление опыта работы
«Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconСловарная работа на уроках русского языка
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по...
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconТема: «Создание условий для самореализации личности обучающихся на...
Тема: Создание условий для самореализации личности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мо работает над проблемой «Повышение качества обучения на уроках русского языка и литературы путем внедрения в учебный процесс информационно-коммуникативных...
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconТема: «Формирование ключевых компетенций у учеников на уроках русского...
Цель работы мо: повышение качества образования, качества обучения по русскому языку и литературе
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconРеферат. Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского...
Тема. Формирование лексических навыков на уроках английского языка через использование икт
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconИсследование различных форм и методов контроля на уроках русского языка и литературы
С. М. Нетрадиционные формы контроля на уроках литературы: Статья из сборника: Воспитание личности на уроках русского языка и литературы:...
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconНа уроках русского языка и литературы
Калныш С. В. Приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconТема работы шмо: Использование педагогических технологий, форм и...
Отчет о работе шмо русского языка и литературы мбоу «сош №15» 2011-2012 учебный год
Тема: «Формирование коммуникативных навыков старшеклассников на уроках русского языка» iconРеферат Тема: Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка
Тема: Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск