№ п/п
| Тема урока
| Цели и задачи
| Содержание
| Формируемые УУД
|
Тема «Родной очаг» (9 часов)
|
1.
| Вводный урок «Истоки»
Инструктаж по ТБ
| О чём рассказывает предмет?
| Инструктаж по ТБ
| Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
- нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- Умение контролировать процесс и результаты УД.
|
2.
| Имя.
| О чём рассказывает предмет?
Подвести учащихся к восприятию и усвоению значимости имени для человека.
| Выбор, смысл имени (филологический перевод, освящение). Триединство имени, отчества, фамилии (человек в непрерывной цепочке поколений)
| Л. самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми),
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации
К. согласование усилий по достижению общей цели.
развитие монологической формой речи
|
3.
| Семья.
| Развитие
социокультурного опыта учащихся. Развитие мышления, умения высказывать свою точку зрения. Воспитание любви к ближним.
| Семья – мир дорогих людей. Родители- творцы семьи. Главные начала семьи - любовь и согласие. Почитание родителей - залог чистой совести.
| Л. нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
П. - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- построение логической цепи рассуждений,
К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
4.
| Семья.
|
5.
| Род.
| Формирование понятия о родственных связях, понятия «честь рода».
| Связь с прошлым и будущим. Три формы родства: кровная, по свойству, кумовство. Механизмы сохранения памяти о прошлом рода.
| Л. нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Преодоление импульсивности.
П. - поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
К. - умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- взаимодействие (учет позиции собеседника или партнера по деятельности).
|
6.
| Дом.
| Формируется представление о родном очаге, хранителях устоев семейного очага.
| Мир людей и мир вещей. Основа, начало дома - порядок. Бережное хранение реликвий дома.
| Л. нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
П. - поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
К. - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-развитие монологической и диалогической форм речи
|
7.
| Дом
|
8.
| Деревня.
| Дать образное представление о деревне и других типах сельских поселений. Развивать целостное представление о сельском образе жизни.
| Единство с природой. Мир-община. Мирское милосердие.
| Л. самоопределение (система оценок и представлений о своем месте в мире и в отношениях с другими людьми),
Р. Умение действовать по плану и планировать свою Д.
П. - поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
К. Развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся:
- согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
- умение договариваться, находить общее решение.
|
9.
| Город.
| Социокультурное наполнение категории ГОРОД. Учащиеся учатся работать в номинальной группе, приобретая более высокие навыки: коммуникативные, социокультурное развитие группы. Развитие мотивации совместного успеха.
| Промышленное производство. Историческая память. Храмы. Памятники. Милосердие.
| Л. подведение учащихся к значимости нравственных законов в жизни улицы, двора, города. Развитие идеи приоритета нравственных ценностей в организации малого пространства и его освящении.
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- Умение контролировать процесс и результаты УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
К. Развитие коммуникативных, управленческих навыков учащихся: уровне, едином
умение общаться на едином аналоговом уровне, единого контекста в группе.
|
10.
| Обобщающий урок
| Актуализация социкультурного опыта полученного учащимися в изучении предыдущей темы. Социокультурное наполнение категории «Вечные ценности» Обобщение по разделу «Родной очаг».
Развивать умение анализировать и обобщать.
| Забота, любовь, согласие, ответственности за престиж семьи, рода, деревни, города.
| Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
- нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- Умение контролировать процесс и результаты УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- построение логической цепи рассуждений,
К. Развитие умения высказывать свою точку зрения.
|
Тема «Родные просторы» (9 часов)
|
11.
12.
| Нива и поле.
Нива и поле.
| Социокультурное наполнение категории «Нива и поле». Воспитание уважительного, бережного отношения к природе. Развитие восприятия пространства, как социокультурной среды.
| Образ необъятного пространства. Русское ощущение воли. Открытость. Место честной битвы. Образ золотой нивы. Трудолюбие - мерило человеческих добродетелей.
| Л. - нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
П. - поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
К. Развитие умения высказывать свою точку зрения.
- согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
|
13.
| Лес.
| Формировать у обучающихся представление о том, как лес служит человеку, в чём красота леса. Воспитание уважительного, бережного отношения к природе.
| Палитра красок. Ощущение защищенности. Царство сказок. Дерево жизни.
| Л. - нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение.
П. - поиск и выделение необходимой информации;
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
К. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
|
14.
15.
| Река.
Река.
| Формировать у обучающихся представление о том, как река служит человеку. Развитие эстетических чувств. Воспитание уважительного, бережного отношения к природе.
| Течение реки - задумчивость, лирика, откровенность. Образ времени, постоянного обновления. Способность воды очищать и освещать.
| Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- Умение действовать по плану и планировать свою Д.
- Умение контролировать процесс и результаты УД.
П. - Выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
К. согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
|
16.
| Море.
| Формировать у обучающихся представление о том, как море служит человеку. Формировать понятие социокультурных ценностей, понимание духовных идеалов соединяющихся с земными делами и устремлениями людей.
| Завершение обжитой земли. Непредсказуемая стихия. Освоение и освещение моря. Преображение.
| Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- Умение действовать по плану и планировать свою Д.
- Умение контролировать процесс и результаты УД.
П. - Выбор наиболее эффективных способов решения задачи;
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
К. согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
|
17.
| Путь-дорога.
| Поразмышлять над знакомыми понятиями: путь, дорога. Почувствовать значимость дороги в жизни человека.
| Гамма переживаний. Разлуки и встречи. Раздумье и созерцательность. Особая культура дороги. Свобода выбора. Выбор пути. Святыни дороги.
| Л. самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми),
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение.
П. - поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
К. умение договариваться, находить общее решение.
|
18.
| Путь-дорога.
|
19.
| Обобщающий урок.
| Актуализация социкультурного опыта полученного учащимися в изучении предыдущей темы.
Развивать умение анализировать и обобщать.
| Родные просторы помогают человеку стать добрым, заботливым, трудолюбивым, мудрым.
Успокаивают и лечат душу.
| Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
- нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- Умение контролировать процесс и результаты УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- построение логической цепи рассуждений.
- Умение структурировать знание;
К. Развитие умения высказывать свою точку зрения.
|
Тема «Труд земной» (8 часов)
|
20.
| Сев и жатва.
| Социокультурное наполнение категории «Сев и жатва». Семейное, общественное, государственное служение крестьянина. Формировать понятие о единстве человека и природы – главной особенности труда и жизни крестьянина.
| Устойчивость приемов и навыков земледелия. Большая наблюдательность, высокая ответственность за результаты труда. Возрождение жизни.
| Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Р. Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи. П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
К. Развитие целостного восприятия, общения на едином аналоговом уровне; - Развитие навыка работы в паре, делегирования.
|
21.
| Братья меньшие.
| Социокультурное наполнение категории «Братья наши меньшие». Воспитание любви к животным, заботы о них.
| Устойчивость приемов и навыков животноводства. Забота и любовь к животным.
| Л. - нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Преодоление импульсивности.
- Умение контролировать процесс и результаты УД.
П. - поиск и выделение необходимой информации;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
К. Развитие целостного восприятия, ресурса успеха в группе.
- Развитие навыка работы в паре.
|
22.
23.
| Ткачихи-рукодельницы
Ткачихи-рукодельницы
| Глубокое знание материала, секретов ремесла, творческое воображение мастериц. Результат мастерства. Творчество, создание того, чего нет в окружающей природе.
| Удивительное терпение ткачих. Традиция домашних посиделок. Нить пряхи напоминает о вечности.
| Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом). Р. Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
К. Развитие эффективного общения.
|
24.
| Мастера –плотники.
| Познакомить обучающихся с плотницким делом, предающимся из поколения в поколение. Познакомить с понятиями «артель», «репутация».
Плотницкое дело. Рубить дом. Добросовестность. Рассудительность.
| Дело каждого мужчины. Умение работать артельно. Забота о репутации.
| Л. - нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
К. согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
|
25.
| Кузнецы-умельцы.
| Жизненные уроки кузнечного ремесла.
Познакомить с понятиями: Кузнец. Горн. Молот. Наковальня. Сила и ловкость.
Развивать творческое мышление.
| Специальные знания, умения, навыки. Профессиональные секреты. Династии мастеров. Преображение.
| Л. - нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
К. согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
|
26.
| Ярмарка.
| Познакомить с понятиями: Ярмарка. Купец. Покупатель. Товар. Честная торговля.
| Праздник плодов труда земного. Живая газета. Секреты торговли. Средства коммуникации.
| Л. самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми),
Р. Умение действовать по плану и планировать свою Д.
- Умение контролировать процесс и результаты УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
|
27.
| Обобщающий урок.
| Актуализация социкультурного опыта полученного учащимися в изучении предыдущей темы.
Развивать умение анализировать и обобщать.
| Осмысление видов человеческой деятельности, которые содержат аналоги вечных, непреходящих ценностей.
| Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
- нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- Умение контролировать процесс и результаты УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- построение логической цепи рассуждений.
- Умение структурировать знание;
К. Развитие умения высказывать свою точку зрения.
|
Тема «Труд души» (8 часов)
|
28.
| Слово.
| Слово как отражение духовно-нравственных идеалов и земной действительности.
Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слово покаяния. Молитва.
| Слово-великий дар. В слове разум, сердце и душа. Умение вовремя сказать нужное слово.
| Л. - нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
К. согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
|
29.
| Сказка.
| Сказка. Сказочник. Житейская мудрость. Развитие интереса к народному творчеству.
| Сказка- учебник житейской мудрости. Народные сказители.
| Л. – смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
К. согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности;
|
30.
| Песня.
| Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн. Развитие интереса к народному творчеству.
| Песня созвучная сердцу и душе. Многожанровость русских песен.
| Л. - самоопределение (система оценок и представлений о, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми),
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- ориентация в учебнике и тетради для самостоятельных работ;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
К. развитие навыка эффективного общения в четвёрке, выбор лидера.
|
30.
| Праздник.
| Праздник. Смысл праздника. Радостный труд души.
| Соединение слова, песни, действия, сказки. Духовный смысл-родство людей между собой и единение с богом. Чествование и поминовение.
| Р. Умение контролировать процесс и результаты УД.
- Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
П. - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
К. согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.
|
31.
| Книга.
| Книга книг. Книга рукописная. Книга печатная. Книжное слово. Читатели и книголюбы. Воспитывать любовь к чтению, книге.
| Книга-хранитель правил и воспитатель чувств.
| Л. - нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
П. - знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
К. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
|
32.
| Икона.
| Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Познакомить с понятиями: Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир.
| Икона-хранитель и спутник человека во всех жизненно важных обстоятельствах. Ощущение душевного равновесия.
| Л. - нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
П. - знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
К. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
|
33.
| Храм.
| Рассмотреть архитектурные особенности храма. Знакомство с Сергием радонежским. Познакомить с понятиями: Храм. Крест. Купол. Храм в жизни человека.
| Итог общего труда, таланта и душевной щедрости многих людей. Вмещает в себя молитву, пение, зрительные образы.
| Л. - нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
П. - знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
К. постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
|
34.
| Обобщающий урок.
| Актуализация социкультурного опыта полученного учащимися в изучении предыдущей темы. Повторение категорий всего курса за 2 класс.
Развивать умение анализировать и обобщать.
| Осмысление истоков интеллектуальной, нравственной и духовной жизни человека в обществе. Слово как результат действия разума, души и духа.
| Л. смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).
- нравственно-этическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).
Р. Способность принимать, сохранять цели и следовать им в УД.
- Умение контролировать процесс и результаты УД.
П. - смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- построение логической цепи рассуждений.
- Умение структурировать знание;
К. Развитие умения высказывать свою точку зрения.
|