Скачать 107.91 Kb.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ. Овсянникова Р.Н. Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность. Б. Шоу В настоящее время все большее значение для специалиста имеет способность творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки в условиях современного производства. Профессионал должен уметь планировать свою деятельность, принимать оперативные решения на основе анализа ситуации, контролировать ход результатов труда. Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. У учащихся эти умения и навыки формируются в процессе самостоятельной работы по выполнению конкретного задания, причем при неоднократном повторении соответствующих заданий. Самостоятельная работа - это высший тип учебной деятельности, который требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, самодисциплины, ответственности, и доставляющий учащемуся удовлетворение. Качество профессиональной подготовки будущих специалистов определяется не только качеством преподавания и обучения, но и эффективной организацией самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, способы деятельности, убеждения, творчество нельзя передавать от мастера к учащемуся так, как передаются материальные предметы. Каждый учащийся овладевает ими путём выполнения самостоятельной практической работы. Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: восприятие, переработка, осознание, применение на практике. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться. В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа способствует возникновению у учащегося стремления к совершенствованию профессиональных навыков, проявлению творчества и инициативы, формированию индивидуального профессионального стиля будущего специалиста. Самостоятельность – как характеристика деятельности учащегося представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи. Составными компонентами самостоятельности как субъективной, собственно индивидуальной самоуправляемой деятельности являются:
целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
В процессе организации самостоятельной деятельности, главной психолого-педагогической задачей мастера является его умение создать такие условия, в которых каждый учащийся мог проявить индивидуальную самостоятельность, творческие способности, профессиональные навыки и умения. Таким образом, самостоятельная деятельность на занятиях производственного обучения способствует формированию творческого характера применения умений и способов деятельности на практике. НПО, профессия «Повар». Занятие производственного обучения, 1 курс. Тема занятия: Приготовление и отпуск блюд из фаршированных овощей: голубцы со сметанным соусом с томатом, помидоры, перец фаршированные. Тип урока: изучение и первичное закрепление способов деятельности. Цели:
Метод проведения практического урока: практический показ мастера с элементами самостоятельной работы учащихся на основе технологических карт. Межпредметная связь: Кулинария: «Блюда и гарниры из овощей». Оборудование: «Тепловое и холодильное оборудование». Товароведение: «Корнеплоды. Капустные овощи». Организация: «Организация работы в горячем цехе». Оснащение урока:
Ход урока: I. Организационный этап.
II. Этап проверки изученного материала.
Мастер использует прием «Верно, не верно»
«Вставь пропущенное слово»
III. Изучение нового материала.
Тепловая обработка блюд из фаршированных овощей – запекание. По способу это полезный вид тепловой обработки, потому что сохраняются находящиеся в продуктах питательные вещества, витамины, что положительно отражается на здоровье организма. И сегодня вы в этом убедитесь.
Перед учащимися мастер ставит вопрос: Какие из овощей лучше подходят для фарширования? Почему? (картофель, капуста, баклажаны, кабачки, перец сладкий болгарский; кулинарное использование овощей зависит от технологических свойств – протопектин легко переходит в пектин и они успевают дойти до готовности раньше, чем испарится влага) Ответы учащихся сопровождаются слайдами презентации - Презентация «Овощи - кладезь витаминов».
- организация рабочего места. - подготовка продуктов. Практический показ мастера
Фарш для голубцов: нарезанную морковь, лук пассеруют; добавляют зелень петрушки, вареный рассыпчатый рис, рубленные, сваренные вкрутую яйца и все перемешивают. Фарш для перца: морковь, петрушку и лук нарезают соломкой, добавляют пассерованный томат, вареный рассыпчатый рис, доводят до вкуса. Фарш для помидоров: грибы и сердцевину помидоров мелко нарезают, обжаривают, рис припускают, лук и морковь пассеруют, смешивают, доводят до вкуса.
На подготовленный капустный лист кладут фарш, заворачивают его в виде конверта.
Подготовленные перец и помидоры наполняют фаршем.
Соус сметанный с томатом: белую мучную пассеровку развести бульоном, проварить 20 мин, ввести сметану, проварить 3-5 мин, добавить пассерованный томат, довести до кипения, заправить по вкусу солью и перцем. 5. Тепловая обработка блюд из фаршированных овощей. Перец фаршированный: Подготовленный перец уложить на сковороду, залить сметанным соусом с томатом и запечь в жарочном шкафу при температуре 250оС в течение 10 минут. Голубцы овощные: голубцы обжарить с двух сторон до образования румяной корочки, переложить в сотейник, залить сметанным соусом с томатом и запечь в жарочном шкафу при температуре 250оС в течение 15-20 минут. Помидоры фаршированные: подготовленные помидоры посыпают тертым сыром, смешанным с сухарями, поливают маслом и запекают в жарочном шкафу при температуре 250оС в течение 10 минут. 6. Оформление, отпуск и кулинарная характеристика блюд. При подаче блюд из фаршированных овощей используют посуду: подогретое овальное блюдо, баранчик или мелкую столовую тарелку. Изделия укладывают аккуратно в баранчик, тарелку или порционное блюдо по 2-3 шт. на порцию, поливают сверху соусом, в котором запекалось блюдо, оформляют зеленью. Блюда из фаршированных овощей подают как самостоятельные блюда.
Хранить эти блюда длительное время нельзя. Хранят фаршированные овощи на мармите в посуде с закрытой крышкой, реализуют в течение не более 2 часов. IV. Этап закрепления.
Учащимся предлагается выполнить творческое задание «Презентация фаршированных блюд». Мастер определяет индивидуальные задания учащимся по оформлению готовых блюд. Учащиеся самостоятельно оформляют блюда. ( Приложение №2) Представление творческих презентаций учащихся по следующим критериям: - наименование блюда - технология приготовления - реклама пищевой ценности - правила подачи
Учащиеся определяют кулинарную характеристику блюд (Приложение № 3) V. Этап подведение итогов. Мастер дает оценку работы каждого учащегося, а также рекомендации и советы. (Приложение № 4) Домашнее задание
VI. Рефлексия. Техника «Незаконченное предложение». - На уроке мне больше всего понравилось……. - На уроке мне не понравилось……. Приложение №1 Карточка № 1 1. Какие инструменты, инвентарь используют для приготовления зраз картофельных? 2. Краткая технология приготовления. 3. Температура подачи, выход зраз картофельных. Карточка № 2 1. Какое оборудование используют для приготовления котлет картофельных? 2. Краткая технология приготовления. 3. В чем отличие котлет морковных от капустных. Приложение №2 Таблица кулинарной характеристики блюд
Приложение № 3 Требование к качеству Овощные голубцы. Внешний вид – голубцы политы соусом и посыпаны зеленью. Консистенция – мягкая, сочная, капуста и фарш не должны хрустеть при разжевывании. Цвет – сверху румяный, на разрезе соответствует цвету сырья, из которого приготовлен фарш. Вкус и запах – в меру соленый, с ароматом использованных овощей и специй; не допускается запах пареной капусты. Фаршированные перец, помидоры. Внешний вид – перец или помидоры политы соусом, посыпаны зеленью. Консистенция – мягкая, сочная. Цвет – сверху слегка румяный, на разрезе соответствует цвету сырья, из которого приготовлении фарш. Вкус и запах – в меру соленый, с ароматом использованных овощей и специй. Приложение №4 Дневник индивидуального учета практической работы учащихся
Литература:
|
Программа Внеклассной работы «Вместе мы сила» Все это требует высокого уровня развития культуры личности, ее самосознания, ответственности. Способности осуществлять свой выбор... | Методические указания по выполнению самостоятельных работ оп. 07. Технологическое оборудование Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности студентов, способствует развитию самостоятельности, ответственности... | ||
Методические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине... Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности студентов, способствует развитию самостоятельности, ответственности... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Усвоение знаний – достаточно сложный процесс, который в большей степени происходит в ходе собственной познавательности деятельности... | ||
Веб-квест как одна из форм организации самостоятельной работы студентов Самостоятельная учебная работа студентов – это род деятельности, который включает себя поиск источников познания, средства осуществления... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной... | ||
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов... Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самостоятельная работа студентов обеспечивает формирование профессиональной компетенции, воспитывает потребность в самообразовании,... | ||
Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов Он предполагает знание и учет интересов, склонностей, уровня развития, пробелов в знаниях и умениях каждого ученика. На уроке это... | Общие положения Реферативная работа – это комплексная самостоятельная работа среднего медицинского работника, в ходе выполнения которой он решает... | ||
Доклад на педагогическом совете «Внеаудиторная самостоятельная работа... «Работа педагогического коллектива по теме педсовета в 2009-2010 уч году» (Савицкая Д. А., зам директора по ур) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Правильно организованный урок, сочетающий дифференцированный и развивающий характер, является залогом достаточно высокого уровня... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок разработан для учащегося 11 класса Центра дистанционного образования для детей-инвалидов. Учащемуся по состоянию здоровья... | Самостоятельная работа студентов Целями учебной дисциплины «Информационные технологии и системы в юридической деятельности» являются | ||
К. В. Никутина Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания,... Сегодня профессиональные социально-гуманитарные знания, педагогические умения не обеспечивают современному педагогу достижения высокого... | 2 «Б» Личностно-ориентированный подход к учащимся посредством новых технологий Работа по формированию адекватной самооценки путем диалога, направленного на развитие самосознания учащихся, и путем фиксирования... |