«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар





Скачать 39.05 Kb.
Название«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар
Дата публикации22.08.2014
Размер39.05 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Выступление учителя ОРКСЭ (основы светской этики)

МБОУ СОШ № 7 г. Павлово Зуевой Е. В.
По решению родителей моих учеников я веду предмет основы светской этики. Летом 2012 года я прошла курсы по методике преподавания ОРКСЭ, сейчас регулярно посещаю занятия в творческой группе и заседания РМО.
Конечно, когда вводится что – то новое, мы вначале теряемся. И даже после курсов, на которых нам предоставили обширную информацию по каждому из модулей, в сентябре у меня в голове не было чёткого представления о предмете и о том, что я должна делать.
Сейчас, проработав полгода, о светской этике я могу с уверенностью сказать, что это предмет нужный, приносящий только пользу. Но, как я сама ощущаю, это не совсем учебный предмет, а одно из направлений духовно – нравственного воспитания.
С большинством понятий: добро, зло, справедливость, дружба, эгоизм, совесть, этикет, вина, ответственность… - мы и раньше работали, проводя тематические классные часы или мероприятия. Только раньше тему я избирала по мере необходимости, а сейчас – по календарно-тематическому плану.
Очень хорошо, что в предмете основы светской этики затрагиваются важные для нравственного человека понятия. И если раньше, как я уже сказала, мы поднимали вопросы по мере их назревания, много нужного при этом упуская, то теперь, благодаря этим урокам, у нас появилась возможность, занимаясь воспитанием учащихся, не упустить из виду всё важное, что впоследствии поможет ребёнку самостоятельно совершать моральные поступки. А, значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Родители моих учеников, естественно, ничего против этических понятий и норм, поднимаемых в учебнике, не имеют. Им нравится, что дети начинают задумываться над, казалось бы, привычными словами, которые становятся для них понятиями, несущими в себе важный смысл.
Например, совсем недавно у нас был урок по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что старшие требуют, а младшие подчиняются. А после того, как мы обсудили на уроке материал учебника, мнение детей изменилось. Они признались, что раньше не задумывались над тем, что у взрослых обязанностей и ответственности перед другими членами семьи больше, что раньше они думали только о себе, и им казалось, что дома взрослые ими только командуют и, в какой – то мере притесняют.
В качестве домашнего задания им нужно было подготовить творческую работу о своей семье. Кто – то принёс её в печатном варианте, другие – в виде презентации. Но что я заметила практически у всех детей – повествование о своей семье они начали со взрослых её членов. А когда дошли до себя, говорили о своих обязанностях.
Таких примеров можно привести много, т.е., я могу с уверенностью сказать, что предмет основы светской этики помогает детям правильно смотреть на окружающих и на отношения с ними.
Но в процессе преподавания у меня нередко возникают и проблемы. Многие тексты, данные в учебнике, изложены, на мой взгляд, слишком сложным и часто пафосным языком. Очень многое из того, что написано в учебнике, дети просто не понимают. Вместо того, чтобы прочитав часть текста, приступить к обсуждению, я вынуждена выступать сначала в роли переводчика. При этом теряется время на уроке.
А еще мне кажется, что некоторые фотографии, помещённые в учебнике, не соответствуют теме. Например, к уроку № 15 «Что значит быть моральным?» есть 2 фотографии: на одной – девочка с букетом срезанных подсолнухов, на другой – девочки играют куклами. Мы на уроке долго говорили о добродетели, моральных нормах… А в конце урока 1 ребёнок меня спрашивает: «А разве просто играть куклами – это уже быть моральным? Или срезать целый букет подсолнухов, которым не дали соспеть и через день их выкинут – это быть моральным?» И вот после таких вопросов – грошь цена тому, что говорили в течение 40 минут.
Таких недоработок и нестыковок в учебнике не одна и не две… То есть сама идея ввести такой предмет в начальной школе неплохая, но не всё продумано.
В своей работе на уроках, кроме текстов учебника, я использую электронные диски. У меня их 2 – по основам светской этики и основам православной культуры. В основном, конечно, я использую диск по светской этике, но к некоторым урокам беру материал и по православной культуре, потому что некоторые темы пересекаются.
Например, к теме «Культура и мораль» можно взять слайд-шоу и словарь из урока «Культура и религия». И вообще, я довольно часто использую словарь терминов из основ православной культуры, потому что на диске по светской этике приводятся только 2 слова: альтруизм и альтруист. Словарь по православной культуре обширнее и богаче. Там, кроме терминов по православию, есть и общие: Родина, подвиг, культура, душа, духовность. Там есть хорошие и слайд-шоу, подходящие для нашего предмета; «Защитники Отечества», «Мы россияне», «Родина Россия», «Счастье в труде», «Учись милосердию». Кстати, тему «Школы» из раздела диска по православию «Исторический факт» я использовала на уроке по истории по теме «Крещение Руси».
Очень помогают в работе приёмы и методы, с которыми нас познакомили на курсах и которые разбираем на занятиях творческой группы. Некоторые из них я использую не только на уроке основы светской этики, но и на истории, окружающем мире, литературном чтении. Например, приём маркировки текста, составление синквейна по заданной теме, работа с табличкой «Знаю – не знаю – хочу узнать», составление портрета слова, правдивые и неправдивые предложения, приём, когда одна группа детей готовит задания и вопросы по тексту для другой группы и многое другое.
Закончить своё выступление мне хотелось бы мудрым изречением Уильяма Теккерея, который говорил об образовании характера человека: «Посейте поступок, и вы пожнёте привычку, посейте привычку, и вы пожнёте характер, посейте характер – и вы пожнёте судьбу».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconУрок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений»
«Род», «Семья», «Родословная» и «семейные ценности», через исследовательскую деятельность
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconУрок № «род и семья исток нравственных отношений в истории человечества»
Введение в тему урока. О чем пойдет речь сегодня на уроке? (чтение стихотворения учителем)
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconУрок №18 Тема: Род и семья исток нравственных отношений в истории...
Тема: Род и семья исток нравственных отношений в истории человечества. (Использованы Интернет-ресурсы)
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconТема: Род и семья- исток нравственных отношений
На доске записана тема урока, которая зачитывается вслух и записывается в тетрадь
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconУрок 28 Тема урока: Семья
Актуальность темы урока Семья для каждого человека нужна. И для каждого ребёнка важно, чтобы у него были мама и папа. Чтобы в семье...
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconНа тему
«Семья – это семеро таких же, как я». И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером....
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconУрок русского языка в 7 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
Вы, ребята, наверное, знаете, что 2008 год объявлен Годом семьи. А что такое семья?
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconСемья и семейные ценности
Ежегодно 63% детей в стране подвергаются насилию в семье, увеличивается количество нежеланных, беспризорных и безнадзорных детей....
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconРеферат «Семья в экономике»
Все эти характеристики можно отнести и к семье. Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных...
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconТы и твоя семья
Оборудование: материалы для интерактивной доски: «Зарядка для глаз», «Иллюстрированные страницы»; мультфильм «Что такое хорошо и...
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconТематическое планирование по теме «Моя семья»
Дать представление о том, что такое семья, называть своих ближайших родственников
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconДжанетт Рейнуотер Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом...
Быть может, в последнее время вас что-то тревожит? Или вы чувствуете усталость от множества обязанностей в семье и на работе? Кажется,...
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Беседы с детьми: «Моя семья», «Что такое родословное древо», «Что радует и что огорчает близких людей»
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар iconУрок 11. Семья и семейные ценности. Актуальность
Актуальность: семья играет особую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны,...
«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока я задала детям вопрос: «Что такое для вас ваша семья?», большинство детей ограничились тем, что перечислили членов своей семьи. Когда я спросила, в чём различие между старшими и младшими членами в семье, многие дети сказали, что стар icon«Что такое семья»
Ведущий Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о семье, семейных ценностях


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск