Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений»





Скачать 85.31 Kb.
НазваниеУрок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений»
Дата публикации24.08.2014
Размер85.31 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55 города Улан-Удэ»

Урок на тему:

«Род и семья – исток нравственных отношений»

Разработал:учитель начальных классов

Раданжапова Светлана Владимировна

г. Улан-Удэ, 2012 г

Тема: «Род и семья – исток нравственных отношений»

Цель урока:

- воспитание нравственных отношений учащихся к семье, родителям, своему роду через понятия «Род», «Семья», «Родословная» и «семейные ценности», через исследовательскую деятельность.

- помочь установить диалог между поколениями в процессе коллективной исследовательской деятельности.

Оборудование:

1. Учебник «Основы светской этики»

2. Компьютер и мультимедийная установка.

3. Раздаточный материал

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

  1. Вводная часть

- Тема нашего урока обозначена ребусом

7

я

( семья ).

- Приятно видеть вас с доброй, приветливой улыбкой, приветливым взглядом. Мы с удовольствием познакомимся друг с другом поближе, поразмышляем о своих семьях, что вас объединяет, почувствуем тепло и заботу друг друга.

Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: как холодно, все к ней собираются". В семейном кругу мы с вами растем,

- Ежегодно 15 мая отмечается День семьи, день радости и счастья, самый добрый, самый радостный праздник

II. Основная часть

Работа над новой темой.

1) Чтение (детьми) по ролям сказки В.А.Сухомлинского «Цветок и лепесток».

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? – спрашивает Муравей.

- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

- Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?

- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

(ответы дают и дети и родители)

Вывод: В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по – настоящему. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Учитель: Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева – его корни, начало реки – ручеёк. А истоки человека – это семья, где он родился, его РОД.

2)Работа с понятиями род и семья.

-Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода?

Работа в парах, на карточках. Прием «Соответствие»

-Найти слова соответствующие по смыслу слову РОД, соединить.

Родство

Родители

РОД Родина

Народ

Родословная

Работа с книгой

(частично – поисковый)

-По какому признаку различается один род от другого? Отгадайте ключевое слово в чайнворде (слайд) Дискуссия

-Как возникли разные символы рода? Например, фамилии?

-Расскажите, историю возникновения вашей фамилии.

-Что может изображаться на родовых гербах? Зачем знать родословную семьи?

(Ответы родителей и детей) Прием «Соответствие»

3)Практическая работа «В моей семье». (Составление мини – проектов)

Учитель: Жили славяне большой общиной, все родственники вместе или родом. У каждого из родственников имелось свое название. Эти названия дошли и до наших дней, но многие забылись. Попробуем восстановить родственные отношения. Чайнворд

4) Работа в парах. Прием «Родовое дерево»

Выступление. Обсуждение и корректировка понятий

5) Работа в парах. Прием «Моя родословная»

- Перед вами модели «домики» - не что иное, как список ваших родственников. Другими словами ваш род. Пока он неполный, вы лишь начнете его составлять. Ученые такой список называют «родословной», «генеалогическим древом» или «родовым древом». На строчках надо написать имена членов вашей семьи, тех, с кем вы живете. Прием «Моя родословная»



- Давайте начнем знакомство с вашими семьями. Поднимите руки те, кто живет с родителями, без старшего поколения, без бабушек и дедушек.

- Поднимите руки те, с кем в семье, кроме вас и ваших родителей живут бабушки и дедушки.

- Не важно, сколько человек живет в вашей семье. А что важно? (Важно, как относятся в семье друг к другу, к бабушкам и дедушкам)

Притча «Корзину-то возьми»

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

-О чем эта притча?

-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

-О каком важном законе нравственности напоминает притча?

-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

-Чему учит притча?

Ответы детей и родителей

Для размышлений: (слайд)

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…( Одна из заповедей христиан)

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости – оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

«Что ты даешь сегодня своим родителям – завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

«Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

«Поддерживать отца и мать – вот величайшее благословение». Буддизм

«Мера доблести детей в их отношении к родителям». Армянская поговорка

« Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а предупредительно давать потребное друг другу». Диоген

Работа в парах. Составление схемы «Семейные ценности»

Учитель: На чем основаны нравственные отношения в семье?

-Прочитайте 3 абзац и выделите главные отношения в семье, составьте схему?

(На отдельных листах, родители вместе с детьми, составляют различные схемы)

-Давайте дополним схемы понятиями, выделим главные слова и ключевое слово.

Работа со слайдом «Семейные ценности» Дискуссия

Работа в парах с моделью «домик». Прием «Воспроизведение образа семьи лексическими средствами языка». Моделирование

Прием «Воспроизведение образа семьи лексическими средствами языка»



- Запишите на обратной стороне «домика», в окошечках под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номерами.

Список №1. Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим

Физкультминутка - игра.

- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

Список №4. Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность

Список №5.

«Согласную семью и горе не берет»,

«Семья в куче – не страшна и туча»,

«На что клад, когда в семье лад». Игровой

- А теперь выберите для каждого записанного окошка цвет, закрасьте цветным карандашом.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите свои домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие.

-Расскажите о своей родословной с помощью модели.

-Я рада, что вы сумели составить родовое древо, а ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание. Метод демонстраций

Игра «Свеча любви»

Учитель. Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви»

Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие.

Описание игры.

Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся Игровой

4)Выступление с исследовательским проектом «Родословная моей семьи» ученицы 1 класса и ее мамы (с использованием презентации)

5)Определение главной задачи семьи

-Какова главная задача семьи?

Ответы детей и родителей Исследовательский

-Прочитайте последний абзац текста и дополните свои ответы. Работа с книгой

Заключительная часть

- В конце урока я хочу предложить прослушать китайскую притчу (читает хорошо читающий ученик).

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что вся семья была особая – мир и лад царили в этой семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада.

Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что - то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Итог:

- Ребята как вы считаете, что мы можем сделать, чем можем помочь, чтобы наши семьи были счастливыми?

- Для чего нужна счастливая семья?

- Закончить урок я хочу словами Людмилы Татьяничевой

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле. Обобщение

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1 уровень. Составить генеалогическое древо своей семьи

2 уровень. Нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи

3 уровень. Нарисовать герб семьи

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconУрок № «род и семья исток нравственных отношений в истории человечества»
Введение в тему урока. О чем пойдет речь сегодня на уроке? (чтение стихотворения учителем)
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconУрок №18 Тема: Род и семья исток нравственных отношений в истории...
Тема: Род и семья исток нравственных отношений в истории человечества. (Использованы Интернет-ресурсы)
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconТема: Род и семья- исток нравственных отношений
На доске записана тема урока, которая зачитывается вслух и записывается в тетрадь
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» icon«Род и семья – исток нравственных отношений». Когда в начале урока...
По решению родителей моих учеников я веду предмет основы светской этики. Летом 2012 года я прошла курсы по методике преподавания...
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconРеферат «Семья в экономике»
Все эти характеристики можно отнести и к семье. Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных...
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconИзначалье, исток, единый, единственный, человек
Изначалье, исток – это также означает движение, направление именно к данному образу. Точка из которой пошли лучи, лучи, содержащие...
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» icon§ 21 — 22. Этнос : нации и народности. Межнациональные отношения
Наименьшая по численности кровнородственная группа, связанная единством происхождения, называется: 1 клан; 2 семья; 3 народность;...
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconРеферат по социологии Тема: Изменение ролей и отношений внутри семьи
Это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений. Семья и брак относятся...
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconКонспект открытого занятия на тему
Оборудование: цветик – семицветик, буква Л; профиль звука «Л»; ребус; предметные картинки; картина «Семья»; сюрприз; стенд «Папа,...
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconРеферат на тему: «Моя семья»
Родительский дом начало начал. В жизни каждого из нас надежный причал. Каждая семья своеобразна по-своему. Отличается привычками,...
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconУрок №3 на тему: «Культура и мораль»
Цель: формирование нравственных качеств личности младших школьников через расширение представлений о культуре и морали
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconПубличный отчет моу «Посольская средняя общеобразовательная школа»
В школе обучается 115 учеников, 21 из них из села Исток (5 – 11 классы). В селе Исток находится начальная школа 1 – 4 классы в количестве...
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconПрограмма Спартакиады
«Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,...
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconУрок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное...
...
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconУрок по обществознанию на тему : «Семья ячейка общества»
Дидактическая уяснение учащимися основополагающих моментов, без которых невозможно создание счастливой семьи
Урок на тему: «Род и семья исток нравственных отношений» iconУрок по русскому языку Тема: «Род имён существительных»
Планируемые результаты: предметные – познакомить с грамматическим признаком имен существительных – числом и родом,научиться определять...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск