Скачать 183.58 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации Кафедра культурологии Рабочая учебная программапо дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ООП направление 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» цикл М.1.Б.2 – общенаучный цикл, базовая часть
Екатеринбург 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине «Методология и методы научного исследования» ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 13 с. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ (протокол № 1 от 27 августа 2012 г.)
I. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель курса – представить магистранту широкую панораму методологических принципов и подходов к научному исследованию. Задачи курса:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП Содержание курса основано на принципе методологической априорности научного исследования, позволяющей интегрировать междисциплинарные подходы: рефлексии не только общих категорий, но и различных типов методологий. Программа учитывает определенную предварительную базу знаний, полученную магистрантом в курсах бакалавриата. Самые общие подходы к научному исследованию конкретизируются в данном курсе прагматически важными для аудитории вопросами методологии разработки диссертационного исследования. Успешное изучение содержания курса по предлагаемой рабочей программе способствует формированию методологической и научной культуры, гибкому восприятию научных текстов, участию в дискуссиях по методологии, эффективному применению полученных знаний в научно-исследовательской работе. 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студенты должны: знать:
уметь:
владеть:
1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость составляет 3 зачетные единицы. Курс состоит из лекционных, практических, контрольных занятий и самостоятельной работы студентов и завершается итоговым экзаменом по данной дисциплине. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины. Практический компонент дисциплины реализуется в ходе практических занятий. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе подготовки к практическому занятию. Для закрепления и систематизации знаний в рамках самостоятельной работы студентов предлагаются: работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.). Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе включает следующие организационные формы учебной деятельности: работа с ресурсами Интернет по заданной проблеме, составление аннотированных списков интернет-источников, просмотр видеолекций, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий. II. Учебно-тематическое планирование 2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
III. Содержание дисциплины Тема 1. Метод и методология Философский анализ категории «метод». Понятие «методология» в двух основных значениях: как системы определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); как учения об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Функции метода как системы предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Исследование проблемы в философии: метод как «светильник» (Ф. Бэкон), «точные и простые правила» (Р. Декарт), диалектический метод (Г.Гегель), Проблемы метода и методологии в современной западной философии. Тема 2. Классификация методов Классификация методов: методы духовной, идеальной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности. Методы науки. Содержание изучаемых наукой объектов как критерии для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. Методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные в гуманитарном знании. Аспекты метода: объективно-содержательный, операциональный и праксеологический. Характерные признаки научного метода: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. Многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения): философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, мепждисциплинарные. Тема 3. Основные модели соотношения философии и частных наук Вопрос о соотношении философии и частных наук можно свести к двум основным моделям (типам): абсолютизация одной из сторон (метафизический подход); взаимосвязь, взаимодействие обеих сторон (диалектический подход). Спекулятивное умозрение и позитивизм. Наука и философия. Тема 4. Функции философии в научном познании Модели реальности сквозь «призму» философии (онтологический аспект). Смысл и назначение философии. Философское знание и общие закономерности познавательного процесса; учение об истине, путях и формах ее постижения (гносеологический аспект). Категориальный аппарат науки. Принципы, универсальные нормы и требования к субъекту познания (методологический аспект). Философско-мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры науки, которые влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологический аспект). Интеллектуальные (рациональные), нравственно-эмоциональные, эстетические и другие человеческие универсалии (общечеловеческие ценности). Значимость философии для научного познания при построении. Философско-методологические принципы и их роль. Интегративная (синтетическая) функция философии – системное, целостное обобщение и синтез разнообразных форм познания. Критическая функция философии. Тема 5. Общенаучные методы и приемы иссследования Три уровня в структуре общенаучных методов и приемов: методы эмпирического исследования; методы теоретического познания; общелогические методы и приемы исследования. Суть этих методов, приемов и операций. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение, Методы теоретического познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному, Общелогические методы и приемы исследования: анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход, структурно-функциональный (структурный) метод, вероятностно-статистические методы. Методы и операции, обусловленные особенностями социально-гуманитарных наук: идиографический метод, диалог («вопросно-ответный метод»), понимание и рациональное (интенциальное) объяснение, качественный и количественный анализ (контент-анализ), опросные методы, проективные методы (характерные для психологии), тестирование, биографический и автобиографический методы, метод социометрии, игровые методы. Тема 6. Понимание и объяснение Проблема понимания и его соотношения с познанием и объяснением (В. Дильтей, Г. Гадамер, М. Хайдеггер). Обыденность понимания, иллюзия легкой, почти автоматической его достижимости и проблемы герменевтики. Процедуры понимания. Рациональный и иррациональный моменты. Многочисленные подходы к исследованию понимания. Понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Концепция П. Рикера. Множественность смыслов и их историческая детерминация. Понимание и диалог в культуре. Тема 7. О современной методологии Современная методология: абстракция (отвлечение) и демаркация (разграничение) от индивидуальных, психологических, коллективистских или исторических и культурных условий. Многоуровневость методологии. Внутрифилософская и собственно профессиональная методологии. Самостоятельный статус методологии. Постнеклассический этап развития методологии. Сущностные черты, характеризующих «методологические новации»: усиление роли междисциплинарного комплекса программ в изучении объектов; укрепление парадигмы целостности и интег-ративности, осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир; широкое внедрение идей и методов синергетики, стихийно-спонтанного структурогенеза; выдвижение на передовые позиции нового понятийного и категориального аппарата, отображающего постнеклассическую стадию эволюции научной картины мира, его нестабильность, неопределенность и хаосомность; внедрение в научное исследование темпорального фактора и многоальтернативной, ветвящейся графики прогностики; изменение содержания категорий «объективности» и «субъективности», сближение методов естественных и социальных наук; усиление значения нетрадиционных средств и методов исследования, граничащих со сферой внерационального постижения действительности. Стремление современной методологии к осознанию постаналитического способа мышления. Методологические барьеры. Множественность методологий и проблема единства методологических сценариев в рамках одной методологической стратегии. Перечень тем практических занятий
Примерные вопросы для самоконтроля
IV. Самостоятельная работаи организация контрольно-оценочнойдеятельностиВопросы для зачета
V. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 5.1. Рекомендуемая литература Основная литература Бессонов Б. Н., История и философия науки. учебное пособие – М.: Высшее образование , 2009. (1 экз.) Кузнецов И. Н., Научное исследование. методика проведения и оформление – М. : Дашков и Кш , 2007. (1 экз.) Лебедев С. А. Философия науки : Слов. основ. терминов – М.: Акад. Проект , 2004. (1 экз.) Лебедев С. А. Философия науки: учеб. пособ. / С. А. Лебедев. – М.: Юрайт, 2011. (1 экз.) Павлов А. В. Логика и методология науки. Современное гуманитарное познание и его перспективы : учеб. пособие для бакалавров, магистров и аспирантов гуманитар. дисциплин / А. В. Павлов ; Тюмен. гос. ун-т - М.: Флинта: Наука , 2010 – 344 с. Рузавин Г. И. Методология научного исследования: Учеб.пособие для студентов вузов – М.: Юнити-Дана, 1999. (3 экз.) Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки : учеб. для студентов вузов / Е. В. Ушаков - М.: Кнорус , 2008. (3 экз.) Чебанюк Т.А. Методы изучения культуры. СПб.: «Наука», 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/945796/ Черникова И. В. Типология науки в контексте современной философии науки // Вопр. философии. – 2011. – № 11. – С. 71-78. (1 экз.) Дополнительная литература Лакатос И. Избранные произведения по философии и методологии науки – М.: Акад. Проект: Трикста, 2008. (2 экз.) Лебедев С. А. Рубочкин В. А. История и философия науки. Учебно-методическое пособие. М.: МГУ, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/56893_Istoriya_i_filosofiya_nauki_Uchebno_metodicheskoe_posobie.html Мурзина И.Я. Наука в системе культуры [Текст] : учеб. пособие для студентов и аспирантов / И. Я. Мурзина. – Екатеринбург : Изд-во УГТУ-УПИ, 2009. (1 экз.) Мурзина И.Я. Наука как феномен культуры [Текст] : учеб. пособие / И. Я. Мурзина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2008. (75 экз.) Павлов А. В., Логика и методология науки. современное гуманитарное познание и его перспективы. учебное пособие – М. : Флинта : Наука , 2010. (3 экз.) Паршукова Г. Б., Методика поиска профессиональной информации. учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений – СПб. : Профессия , 2009. (2 экз.) Шалак В. И., Современный контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы – М. : Омега-Л , 2009. (3 экз.) 5.2. Информационное обеспечение дисциплины При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать ресурсы сети Интернет: История науки [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.hrono.ru/proekty/nauka/ Представлены разделы: ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ, СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ, ТОЧНЫЕ НАУКИ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, ЗНАМЕНИТЫЕ УЧЕНЫЕ VI. Материально-техническое и дидактическое обеспечение дисциплиныПри изучении данной дисциплины рекомендуется использовать
VII. Сведения об авторе программы Мурзина Ирина Яковлевна, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии УрГПУ. Тел. 235-76-42 Рабочая учебная программапо дисциплине «Методология и методы научного исследования» для ООП направление 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» цикл М.1.Б.2 – общенаучный цикл, базовая часть Подписано в печать_____ Формат 60х84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл.печ.л. – 0,75 Тираж ____экз. Заказ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 |
Протокол № от 20 12 г. Председатель Рабочая программа «Методология научного исследования» Ооп направление 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ооп направление 050100. 68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» | ||
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | ||
Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | Методические рекомендации по написанию реферата Вопросы для самоконтроля Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | ||
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100 Педагогическое образование Содержание: умк по дисциплине философия для студентов направления подготовки 050100 Педагогическое образование профиля подготовки... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Методы ботанических исследований» Направление – 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Экологическое образование Форма подготовки очная | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден на заседании кафедры... История и методология химии Направление — 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Химическое образование Форма... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методология и методы научного исследования: Учебная программа дисциплины. Для студентов вуза, обучающихся по направлению 050100.... | ||
Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100 Педагогическое образование Содержание: умк по дисциплине б в. Дв 2 Мировая художественная культурадля студентов направления подготовки 050100 Педагогическое... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной... Д. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Курс «Методология и методы научного исследования» относится к общенаучному циклу дисциплин учебного плана по направлению подготовки... | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко... Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Селиванова О. А. Молодежное движение и развитие социальной активности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная |