Скачать 210.86 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт фундаментального социально-гуманитарного образования Кафедра культурологии Рабочая учебная программапо дисциплине «Имиджелогия» для ООП направление 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» М.2.В.ДВ.1(2) – профессиональный цикл, вариативная часть
Екатеринбург 2012 Рабочая учебная программа по дисциплине «Имиджелогия». ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 16 с. Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ (протокол № 1 от 27 августа 2012 г.)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цели и задачи дисциплины Цель курса: раскрытие закономерностей, управляющих функционированием имиджа в различных сферах общественной жизни, и формирование представления о применении социокультурных методов и теоретических положений имиджелогии для решения практических задач в профессиональной сфере. Задачи изучения дисциплины формулируются на основе изложения требований к формированию компетенций согласно соответствующим знаниям, умениям, навыкам в соответствии с требованиями ФГОС ВПО:
1.2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина является составной частью профессионального цикла. Дисциплина вносит свой вклад в гуманитаризацию образования, способствует свободному самоопределению студентов в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях и играет важную роль в профессиональной подготовке студентов. Учебная дисциплина базируется на обобщении теоретических разработок по проблемам маркетинга, бизнеса, массмедиа, современной истории, искусства, культурологии, экономики, существующих в профессиональной литературе, носит проблемный и прикладной характер. В курсе предлагаются формы письменной (письменные контрольные работы) и устной (собеседования, доклады с электронными презентациями по отдельным темам) отчетности. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины. Кроме традиционной лекции используются следующие виды и формы лекционных занятий: проблемная лекция, лекция с элементами видеолекции, лекции с элементами мультимедиа-лекции. В курсе предлагаются формы письменной (письменные контрольные работы) и устной (собеседования, доклады с электронными презентациями по отдельным темам) отчетности. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины. Кроме традиционной лекции используются следующие виды и формы лекционных занятий: проблемная лекция, лекция с элементами видеолекции, лекции с элементами мультимедиа-лекции, просмотры записей театральных постановок с их последующим обсуждением. 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате изучения дисциплины студент должен знать
уметь
владеть
1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц. Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения разделов дисциплины. Практический компонент дисциплины реализуется в ходе практических занятий. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе подготовки к практическому занятию. Для закрепления и систематизации знаний в рамках самостоятельной работы студентов предлагаются: работа с конспектом лекции; повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.). Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе включает следующие организационные формы учебной деятельности: работа с ресурсами Интернет по заданной проблеме, составление аннотированных списков интернет-источников, просмотр видеолекций, изучение дополнительных тем занятий, выполнение домашних заданий. II. Учебно-тематическое планирование 2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
Учебно-тематический план заочной формы обучения
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет и законы имиджелогии. Имиджелогия в комплексе наук. Имидж и его изучение в современной науке. Введение в имиджелогию. Философия имиджелогии. Антропологическая основа имиджелогии. Предмет и проблемы научного анализа имиджелогии, её место в системе научного знания. Структура имиджелогического знания. Тема 2. Формирование представлений об имидже в культуре. Сущность и атрибуты имиджа. Функции имиджа. Роль имиджа в истории культуры. Постиндустриальная культура как фактор формирования феномена имиджа в культуре второй половины XX века. Динамика представлений об имидже. Имидж как научное понятие. Теоретические аспекты имиджелогии: сущность, атрибуты, функции имиджа. Тема 3. Имидж как система и как процесс. Классификация имиджей. Типы имиджей. Закономерности восприятия в психологии и культуре. Имидж как система. Составляющие элементы системы. Структурный подход к формированию имиджа. Критерии классификации имиджа. Типология имиджей. Трёхмерная модель имиджеологического пространства. Тема 4. Инструментарий имиджелогии. Современные коммуникативные и имиджевые технологии. Основные закономерности формирования имиджа. Порождение информации. Коммуникативные стратегии. Техники создания образа. Стереотипизация. Типизация, позиционирование, имиджевая символика. Мифологизация имиджа. Модели визуальной коммуникации. Методы формирования позитивного отношения. Способы продвижения имиджа. Тема 5. Персональная имиджелогия. Закономерности восприятия человека человеком. Психодинамика имиджа. Самоопределение в личном имидже. Алгоритмы формирования персонального имиджа. Технологии имиджирования. Технологии управления персональным имиджем. Эффективная самопрезентация. Тема 6. Корпоративная имиджелогия. Структура имидж организации. Имидж в контексте корпоративной философии и культуры. Стратегии формирования имиджа организации. Фирменный стиль как средство визуализации корпоративного имиджа. Имидж товара, продукта, услуги. Имидж лидера и персонала. Критерии эффективного имиджа организации. Роль PR-службы в формировании позитивного имиджа организации. Тема 7. Имидж территории. Субъекты имиджа территории. Характеристики имиджа страны, региона, города. Внутренний и внешний имидж территории. Имидж территории как способ позиционирования и как средство улучшения инвестиционного климата территории. Тема 8. Имиджелогия идеальных структур (бренда, торговой марки и т.п.). Конструирование образа и подведение характеристик объекта имиджа под требования аудитории. Перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную, событийную составляющие имиджа. Мониторинг сформированного имиджа, способы корректировки и оптимизации текущего имиджа. Тема 9. Технологии управления имиджем. Роль PR-воздействия в эффективных имиджевых коммуникациях. Стратегии управления имиджем Техники создания яркого и узнаваемого образа. Методы формирования позитивного отношения к имиджу. Роль PR-воздействия в эффективных имиджевых коммуникациях. Нейтрализация последствий воздействия «чёрного» PR средствами имиджмейкинга. Перечень практических занятий Тема 1. Формирование представлений об имидже в культуре. Сущность и атрибуты имиджа. Функции имиджа Вопросы для обсуждения:
Тема 2. Имидж как система и как процесс. Классификация имиджей Вопросы для обсуждения:
Тема 3. Инструментарий имиджелогии. Современные имиджевые технологии Вопросы для обсуждения:
Тема 4. Персональная имиджелогия Вопросы для обсуждения:
Тема 5. Корпоративная имиджелогия Вопросы для обсуждения:
Тема 6. Имидж территории. Вопросы для обсуждения:
Тема 7. Имиджелогия идеальных структур Вопросы для обсуждения:
Тема 8. Технологии управления имиджем. Вопросы для обсуждения:
IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯКОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТемы реферативных работ
Вопросы к зачету
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫРекомендованная литература Основная литература Михайлец Г.П. Практическая имиджелогия: управляй своей репутацией! [Текст] / Г. П. Михайлец – М. : Вершина , 2008 .- 200 с. (1 экз.) Ушакова Н.В., Стрижова А. Ф. Имиджелогия [Текст] : учеб. пособие для студентов / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова – М. : Дашков и К , 2011 .- 280 с. (22 экз.) Дополнительная литература Гаджиев К. С. Имидж как инструмент культурной гегемонии // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2007. – № 12. – С. 3-14. Горбушина О. Имидж педагога // Школ. психолог: прил. к газ. "Первое сент.". – 2011. – № 8. – С. 10-12. Горчакова В. Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? / В. Г. Горчакова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 252 с. (1 экз.) Горчакова В. Г. Прикладная имиджелогия: учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Горчакова. – М.: Акад. Проект, 2007. – 400 с. (5 экз.) Имидж: энцикл. слов. / А. Ю. Панасюк – М.: РИПОЛ классик , 2007 .- 768 с. (1 экз.) Имиджелогия. Как нравиться людям: Учеб.пособие / В.М.Шепель, Я.С.Турбовская, Н.Ф.Метленков и др. – М.: Нар.образование, 2002 .- 576с. (1 экз.) Камышева Е. Ю. Педагогический имидж учителя // Изв. Урал. гос. ун-та. – 2009. – Сер. 1. – № 4 (68).- С. 48-53.- Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. "Социал.-культур. деятельность" / А. С. Ковальчук – Ростов н/Д : Феникс , 2007 .- 282 с. (1 экз.) Михайлец Г.П. Практическая имиджелогия : управляй своей репутацией! [Текст] / Г. П. Михайлец – М. : Вершина , 2008 .- 200 с. (1 экз.) Ушакова Н.В., Стрижова А. Ф. Имиджелогия [Текст] : учеб. пособие для студентов / Н. В. Ушакова, А. Ф. Стрижова – М. : Дашков и К , 2011 .- 280 с. (12 экз.) Шибаева С.В. 12 секретов имиджа преуспевающих женщин / С.В.Шибаева – М. : ФАИР-ПРЕСС , 2003 .- 256с. (1 экз.) Адамьянц Т.З., Социальные коммуникации – М.: Феникс, 2009. – 368 с. Бычков В.В. Эстетика: Учебник / Бычков Виктор Васильевич; Рец. Л.И.Новикова; С.А.Завадский. – М.: Академический проект, 2009. – 452с. (27 экз.) Панасюк А. Ю. Имидж. Энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ классик, 2007. – 768 с (1 экз.) Шарков Ф. И. Имидж фирмы: технологии управления: учеб. пособие для студентов/ Ф. И. Шарков. – М.: Акад. Проект, 2006. – 272 с. (1 экз.) Энциклопедия паблик рилейшнз / [Жак Сегела, Татьяна Лебедева, Алексей Ситников и др.]. – М.: ИМИДЖ-Контакт; Париж: Изд-во IEERP – L’Harmattan, 2009. Электронный ресурс: http://www.sitnikov.com/ VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:При изучении данной дисциплины рекомендуется:
ЭБС «Университетская библиотека онлайн» (http://www.biblioclub.ru) ЭБС «Лань» (http://www.e.lanbook.com) Подписные ресурсы «Ивис» (http://www. ivis.ru) Электронная библиотека диссертаций РГБ (http://diss.rsl.ru) Научная электронная библиотека eLibrari (http://www. elibrari.ru). Ресурсы сайта «Академия имиджелогии». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.academim.org/ Закаблуцкая Е. Имиджмейкинг: создание нужного образа [Электронный ресурс]. Режим доступа: (http://www.artmanage.ru) Работы студентов, размещенные на сайте проф. Т.Ю. Быстровой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.taby27.ru/ VII. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ ПРОГРАММЫ Калюжная Екатерина Геннадьевна, ст. преподаватель Р.тел: 235 -76- 42 Рабочая учебная программапо дисциплине «Имиджелогия» для ООП направление 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование» М.2.В.ДВ.1 – профессиональный цикл, вариативная часть Подписано в печать . Формат 60х84/16 Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. – 1,0 Тираж 100 экз. Заказ______ ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». 620017. г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26 |