Урок: 13. Тема: Священные сооружения





Скачать 117.86 Kb.
НазваниеУрок: 13. Тема: Священные сооружения
Дата публикации28.08.2014
Размер117.86 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Урок: 13. Тема: Священные сооружения.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

  1. Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – церковь, синагога, ступа, пагода, мечеть.

  2. Научить различать священные сооружения разных религий по их характерным архитектурным особенностям.

  3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к священным сооружениям разных религиозных культур как к памятникам мировой культуры.

  4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.

  5. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источниками информации, игра, работа с текстом.

Основные термины и понятия: Синагога, церковь, мечеть, минарет, ступа, пагода, алтарь, икона, фреска.

Используемые методы и технологии: беседа, комментированное чтение, словарная работа, диалог, работа в группах, презентация.

Оборудование: ПК, мультимедиа, раздаточный материал, выставка рисунков -аппликаций на классной доске.

Планируемые результаты:

1 Личностные: воспитание чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

2 Метапредметные: оценивать правильность выполнения действий, использовать знаково-символические средства, схемы для решения задач, работать в группах, строить понятные для партнера высказывания;

3 Предметные: познакомить с описанием основных священных сооружений.



Этапы урока

Ход урока

Примечание

1.

Организационный

Организация деятельности уч-ся. Создание рабочего настроя.




2.

Проверка усвоения материала прошлого урока и домашнего задания

-Ребята, какую тему мы начали на прошлом уроке?

-Со священными сооружениями каких мировых религий мы уже познакомились? (иудаизм, православие)

Как называется священное сооружение в православии? (церковь)

- А в иудаизме подобное сооружение как называется? (синагога)

- По какому яркому признаку мы узнаем, что перед нами церковь?

(купола)

- Дома вы должны были нарисовать, сделать аппликацию или макет священного сооружения либо иудейской культуры, либо православной культуры. Давайте посмотрим на нашу своеобразную галерею изображений архитектурных сооружений этих культур, которую вы сами создали. Какие у вас возникают чувства, мысли, эмоции глядя на это великолепие? (очень красивые, великолепные отличаются от других зданий)

До начала урока необходимо собрать рисунки детей и оформить их в виде небольшой выставки, можно на классной доске.

3.

Введение в тему

Создание проблемной ситуации


И сегодня мы продолжим знакомство со священными, культовыми сооружениями других религиозных культур.

–О священных сооружениях, каких религий мы ещё не знаем? (буддизм и ислам)Я предлагаю посмотреть, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга.

Посмотрите, ребята, какая красота!

Какие же молодцы были древние зодчие, создавшие такие прекрасные и необычные здания! Только что это?

Как узнать, к какой культуре они относятся? Давайте попробуем предположить, догадаться к какой из религиозных культур – буддизму или исламу – они относятся и обоснуем наши ответы. (ответы-предположения детей, каждое предположение должно обосновываться)

Ну, это только наши предположения, а нам необходимо знать точно. Советую обратиться к нашим друзьям – книгам.

Перед вами статья из энциклопедии.(см. приложение 1)

Ваша задача: внимательно прочитать текст и проставить соответствующие знаки (см. слайд)

До начала урока на парты разложить раздаточный материал каждому ребенку

Слайд (пагода, ступа, мечеть, минарет)

Демонстрация слайда «с проблемной ситуацией»


4.


Объяснение нового материала.

Работа с текстом

- О каком священном сооружении нам рассказала данная статья? (о мечети) - К какой религиозной культуре она принадлежит? (исламу)

- Что вы уже знали? (ответы детей)

- А что нового вы узнали из этой статьи? (о минаретах, об омовении-) Какая информация для вас оказалась непонятной? (ответы детей и комментарий учителя)

Итак делаем вывод:

- Что же характерно для мечети как архитектурного сооружения? (наличие минаретов-свечек не более 8, купол главного здания с полумесяцем)

- А теперь, давайте еще раз посмотрим на слайд и скажем, на какой по счету иллюстрации изображена мечеть? Теперь нам осталось разобраться ещё с двумя иллюстрациями.

- К какой же культуре относятся остальные сооружения и как они называются. Я предлагаю использовать для этого проверенный способ: источник знаний.

слайд

Рассказчик - подготовленный ученик , который выполнил индивидуальное задание: нашел материал о пагоде. Можно в костюме китайцев (кимоно).





5

6


Индивидуальное сообщение по теме.

(?) учителя

Учитель:

Словарная работа

Проверка усвоения знаний

Игра

Работа в группах

В Китае можно увидеть большие, устремленные вверх многоярусные башни, высота которых достигает 50 метров и более. Называется такое сооружение ПАГОДА. Такая башня видна издалека. В ней несколько этажей-ярусов. Каждый ярус-этаж отделяется от другого яруса своеобразной кровлей с заостренными и приподнятыми кверху краями.

- Необычные сооружения. Но, как и зачем создавать такие сооружения?

- Пагоды возводили в честь деяния знаменитых людей или какого-то важного и значимого события из жизни паломников, монахов или священнослужителей. Также в пагодах живут монахи-буддисты, которые изучают учение Будды и пытаются постичь истину.

- Спасибо! Теперь мы с ребятами сможем из двух неизвестных ещё нам сооружений одно определить точно. Итак, под каким же номером находится пагода? (ответ)

- А к какой культуре она относится? (к буддийской)

- Ну, а теперь внимательно посмотрите на последнее пока неизвестное нам сооружение.

-Что оно вам напоминает? На что оно похоже? С чем можно сравнить? Совершенно верно, оно похоже на половину шара, на купол, полусферу,.. Так вот, именно такую форму должно было иметь погребальное сооружение Будды. По легенде, он сам объяснил своим ученикам, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу. Называется такое сооружение «ступа» - что значит «погребальный холм». Внутри ступы нет пространства, в неё нельзя войти. Наверху купола ступы установлена небольшая надстройка – «дворец богов» - для хранения реликвий буддийской религии. И еще одна отличительная особенность ступы – шпиль, устремленный в небо.

- А теперь, давайте подведем итог нашего исследования:

- Со священными сооружениями, каких религий мы сегодня познакомились? (ислам, буддизм)

- Как называются священные сооружения буддизма? ( ступа, пагода)

- А такое священное сооружение как мечеть, в какой культуре будем искать? (в исламской)

-Сейчас самостоятельно заполните таблицу у себя в тетради.(приложение 3)

Итак, что нужно было вписать в первую графу таблицы? (ответы, которые воспроизводятся на слайде) Соответственно во вторую графу мы впишем …. (ответы)

Для проверки усвоения знаний проведём игру «Угадай, что это?». Вы должны определить, какое священное сооружение представлено и к какой религии мира оно относится.

- Для выполнения следующего задания разделимся на четыре группы-команды. Задача каждой команды получить как можно больше жетонов, которые выдаются только за правильный ответ, либо «да», либо «нет». Готовы?

Игра «Да-нет» (приложение 2). Вопросы каждой команде задаются по очереди. Подводим итог - у какой команды сколько жетонов?)

слайд

Слайд (ступа)

слайд

слайды

В ряд слайдов для игры можно поместить изображение любого другого архитектурного сооружения не относящегося к религиозным культурам , например Эйфелева башня, Китайская стена и т.п.

Жетоны для игры находятся у учителя.







-Теперь от каждой команды я приглашаю представителя, он выбирает понравившийся конверт и вместе с группой выполняет задание из конверта. (помощь учителя при необходимости)

Что же у вас получилось. Пожалуйста, представители-рассказчики от команды вам слово. (Далее выслушиваются составленные рассказы о священных сооружениях, которые получились в процессе сборки мозаики. Параллельно на экране высвечивается тоже изображение)

В каждом конверте мозаика, при сложении которой получится изображение либо мечети, либо православного храма, либо ступы, либо пагоды. Задача собрать, закрепить на бумаге и подготовить краткий рассказ о данном сооружении, указать характерные, отличительные особенности данного сооружения.


7.

Итог занятия

Рефлексия

- Какие священные сооружения религий мира мы знаем? (мечеть, церковь, пагода, ступа, синагога)

- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики внешнего вида этих сооружений?

(красивые, величавые, великолепные, необычные,…)

- Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? - Как должны к ним относится люди?

- Зачем нам необходимо беречь подобные архитектурные сооружения?

- Правильно ребята, охрана и бережное отношение памятников культуры это долг каждого человека перед самим собой и перед потомками. А скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем) А почему так бывает?

-В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Вот и в Москве недавно построена новая мечеть.

- Вот и закончилось наше знакомство со священными сооружениями религий мира. Какое впечатление у вас осталось от этого «знакомства»? Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях? На маленьких листочках запишите кратко ваши мысли и поместите их в нашу шкатулку - «ларец мудрости».



Ответы на записки детей можно использовать в будущем как дополнительные сведения.

8.

Домашнее задание

Рассказать родителям о священных сооружениях мировых религий, детям нарисовать любое, понравившееся сооружение.





Приложение 1

МЕЧЕТЬ - так называется храмовое, священное сооружение исламской культуры, с большим куполом, на вершине которого находится полумесяц. В переводе с арабского слово «мечеть» значит «место для совершения земных поклонов».

Рядом с мечетью возводят минареты. Минареты это символ воздетых к небу рук. В переводе с арабского это слово означает «маяк». Минареты – это высокие башни, устремленные в небо. Высота минаретов может быть более 40 метров. Мечеть и минарет составляют единый архитектурный ансамбль.
Приложение 2

ВОПРОСЫ К ИГРЕ «ДА-НЕТ»

1 .У пагоды есть колокола? – нет

  1. У православного храма есть купола? – да

  2. Ступа - это место для молитвы? – нет

  3. Войдя в православный храм мужчины должны снимать головные уборы? – да

  4. Прежде чем войти в мечеть нужно снять обувь? – Да

  5. В синагоге прихожане сидят на полу? – нет

  6. В православном храме мы увидим иконы? – да

  7. Минарет похож на перевернутую чашу? – нет

  8. В пагоде можно сидеть на скамейках? - да

  9. Синагога – это здание где молятся иудеи? – да

  10. Священное сооружение любой религии - это шедевр архитектуры? – да

  11. У пагоды два купола? - нет


Приложение 3

Священные сооружения религий мира

Священные сооружения исламской культуры

Священные сооружения христианской

культуры

Священные сооружения иудейской культуры

Священные сооружения буддийской культуры

мечеть

минарет

собор

церковь

синагога

пагода

ступа

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconУрок №12 Тема: Священные сооружения
Цель: освоение учащимися первичных представлений о священных сооружениях религий мира
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconДергачевского района саратовской области
Тема: Священные сооружения. Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых...
Урок: 13. Тема: Священные сооружения icon*Модуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Урок «Священные сооружения» (2 ч.)
Орксэ, заместитель директора по вр моу красносельской сош красносельского района Костромской области
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconУроки 12-13 Священные сооружения Комментарий: на двенадцатом уроке...
Цель: Знакомство с устройством, предназначением и архитектурными особенностями священных сооружений
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconМетодическая разработка урока в 4 классе по курсу «оркм и сэ» на тему: «Священные сооружения»
Сформировать понятие «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Название документа: разработка урока «Священные сооружения православной и иудейской культуры» и презентация к нему
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconРекомендации к использованию презентации «Священные сооружения»
Презентация к уроку из модуля «Основы мировых религиозных культур» предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconУрок №13 Комментарий: на уроке №12 дети познакомились с древними...
Комментарий: на уроке №12 дети познакомились с древними священными сооружениями, разобрали многозначность слова «храм», развели понятия...
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconУрок №6 Священные книги религий мира
Мбоу большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconОтчёт по теме
«Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных...
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «ф изкультурно-спортивные сооружения»
Дпп. Ф. 15 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды: физкультурно-спортивные сооружения
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconТема 2
Тема: Защитные сооружения гражданской обороны и их оборудование. Классификация защитных сооружений, их защитные свойства. Оборудование...
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconРеферат по обж тема: Гидродинамические аварии
К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосборные сооружения (шлюзы)
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconУрок во 2 классе. Тема: «Угол. Виды углов»
Открытый урок в 5 клас-се. Тема: Сложение и вычитание дробей с оди-наковыми знаменателя-ми. ( 3 урок)
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру кафедры Строительных конструкций по специальности 05. 23. 01 Строительные конструкции,...
Урок: 13. Тема: Священные сооружения iconКонспект урока (изо) Тема: «Кто в тереме живёт?» с применением икт (интерактивной доски) 5 класс
Цель урока: выполнить чертёж фасада архитектурного сооружения, используя различные по форме и размерам многоугольники


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск