Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 83.96 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.11.2013
Размер83.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Название документа: разработка урока «Священные сооружения православной и иудейской культуры» и презентация к нему

Название информационного блока: коллекция авторских уроков

Вид документа: документ Microsoft Word, презентация

Потребитель информации: педагоги

Область применения: уроки по предмету ОРКСЭ

Автор разработки: Нестерова Елена Валерьевна, учитель начальных классов

Название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №5 городского округа город Буй

Почтовый адрес школы: Костромская область, город Буй, улица Дзержинского, дом 3

Электронный адрес: scool5 buy@rambler.ru

Аннотация

Разработка урока и презентация к нему будет полезна тем педагогам, которые приступили к апробации в школах нового учебного курса ОРКСЭ в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур»

Художественно – педагогическая идея урока: «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом»

(Из «Повести временных лет»)

Цель урока: Помочь учащимся почувствовать и осознать что, несмотря на то, что священные сооружения православной и иудейской культур разные по своему внутреннему и внешнему виду, они служат одной цели – объединить людей с целью обращения к Богу через молитву; показать внешнюю и внутреннюю красоту священных сооружений

Задачи урока:

  1. С помощью текста в учебнике узнать, как назывались первые священные сооружения и как они выглядели;

  2. Вместе с учащимися совершить заочную экскурсию в православный храм и синагогу с помощью мультимедийной презентации;

  3. Постараться выявить общие и отличительные черты православного храма и синагоги;

  4. Прийти к выводу, какой же цели служат эти священные сооружения;

  5. Знакомясь с отрывком из «Повести временных лет», задуматься над тем, а что хотели сказать нам наши предки, какой вывод для себя мы должны сделать.

Оборудование урока: учебник «Основы мировых религиозных культур», рабочая тетрадь, листки с таблицей, компьютер, мультимедийная установка, экран.

Ход урока:

I.Организационный момент

Звучит классическая музыка на фоне видеоряда священных сооружений с целью эмоционального погружения в тему (Слайды: №5,6,7,8)

II. Проверка домашнего задания

Беседа

- Давайте вспомним, что такое религия?

+ Это связь человека и Бога.

- Что объединяет людей всех религиозных культур?

+ Объединяет людей всех религиозных культур обращение к Богу через молитву.

- Как называются места, где собираются люди, чтобы обратиться к Богу с молитвой?

+ Эти места называются священными.

III. Сообщение темы урока

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

+ Священные сооружения мировых религиозных культур. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.

IV. Из истории священных сооружений

Работа с учебником.

- Откройте учебник на странице 30 и прочитайте статью «Для чего нужны священные сооружения»

- Как назывались священные сооружения наших предков?

+ Скинии, Стоунхендж, Древние храмы.

- Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы (Слайды: №2,3,4)

- Первые священные места наших предков имели вид палатки, либо были сделаны из камня, позднее строились древние храмы.

Скиния (·греч. skene - шатер) По библейскому сказанию - переносный храм в шатре, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме.

“скиния” в словаре Ефремовой:

1) Походный переносный храм, который - по библейскому сказанию - был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме.


2) устар. Священное место.

Стоунхендж (англ. «каменный хендж») - «Каменная изгородь» — гигантское сооружение, каменная загадка в самом центре Европы

V. Священные сооружения мировых религиозных культур

- Посмотрите на экран. Что вы видите?

+ Мы видим священные сооружения разных религиозных культур. Может кто – то скажет, как они называются и какой религиозной культуре принадлежат (Слайд №9)

- Как называется священное место у христиан?

+ Храм

- Как называется священное место у иудеев?

+ Синагога

- Как называется священное место у мусульман?

+ Мечеть

- Как называется священное место у буддистов?

+ Пагода

- Мы сегодня будем подробно говорить о священных сооружениях христиан и иудеев. На слайде они выделены по особому (Слайд № 9). В своих тетрадях допишите тему урока «… христианства и иудаизма»

VI. Знакомство с внутренним и внешним строением храма и синагоги. Заочная экскурсия.

- Чтобы нам более подробно познакомиться с тем, как выглядит снаружи и изнутри православный храм и синагога, я предлагаю вам совершить заочную экскурсию по эти священным местам. Итак, отправляемся в путь. По ходу будем заполнять сравнительную таблицу на листочках.

Православный храм

Синагога

Алтарь – священное место

Арон Кодеш – Святая Святых

Иконостас и иконы

Вышитый занавес со стихами Торы

Распятие Христа

Каменная плита или бронзовая доска

для скрижалей

Подсвечники для свеч, паникадила

Минора

Солея

Бима

Молятся стоя, все вместе.

Женщины с покрытой головой, мужчины

без головного убора.

Молятся сидя, женщины отдельно от

мужчин. Мужчины молятся с покрытой

головой.

Красив снаружи и внутри

Красива снаружи и внутри

- Итак, мы попадаем в православный храм. Давайте посмотрим, как он выглядит снаружи и внутри (Слайд №10)

- Храм - заимствовано из старославянского языка «хором», что обозначало «крыша, навес», а позднее «дом». В толковом словаре В. И. Даля определение храм следущее: здание для общественного богослужения, всякого исповеданья.

- Любой православный храм состоит из трёх частей: алтарь, сам храм, притвор

(Слайд № 11)

- Алтарь – «небо, где обитает Бог». Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.   Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица, возвышающийся посреди него (Слайд № 12)

Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого.

   Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.

- Сам храм (средняя часть). Сам храм предназначен непосредственно для верующих (Слайд № 13)

- Притвор. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных (Слайд № 14)

- А сейчас, мы попадём в синагогу. Давайте рассмотрим её снаружи и внутри (Слайд № 15). Синагога (греч.) – собрание, учреждение и помещение , которое служит местом общественной молитвы. Синагога храмом не является, это просто молитвенный дом, освещение не проводится.

- Главнейшей частью синагоги является Арон Кодеш. Это шкаф (или ниша), где хранятся свитки Торы. Он расположен у стены напротив входа, куда обращены лицом все молящиеся. Арон Кодеш открывают перед чтением Торы, а в праздники – и во время чтения других отрывков молитв (Слайд № 17)

- В православном храме алтарь отделён от остального храма иконостасом (Слайд № 18). Иконостас – это стена из икон. В центре иконостаса – двери. Они называются Царские врата. Справа от них – икона Христа, слева – икона Марии, Божией Матери.

- В синагоге иконостаса нет, но Арон Кодеш закрыт занавесом (паро - хетом), который украшен вышитыми стихами Торы (Слайд № 20)

- В храме есть солея – находится перед иконостасом. Возвышение посреди храма, её середина – амвон. С амвона священник произносит самые значительные слова во время службы (Слайд № 21)

- В синагоге есть бима – возвышение для чтения Торы, на нём установлен стол для свитка (Слайд № 22)

- В храме есть алтарь распятия Христа (Слайд № 23)

- В синагоге есть каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями (Слайд № 24)

- В храме есть паникадило (от греч. многосвечие) — в

православном храме центральная люстра (Слайд № 25)

- В синагоге есть менора – «неугасимый светильник». Масляный светильник храма. В меноре семь фитилей, один горит постоянно (Слайд № 26)

- Посмотрите, как проходит служба в храме и синагоге. В чём вы видите отличие?

+ …

- В православном храме молятся все вместе. Женщины в головных уборах, а мужчины – без головного убора (Слайд № 27)

- В синагоге мужчины молятся внизу, а женщины вверху – на специальных балконах. Мужчина надевает на голову специальную шапочку – кипу, а на лоб и на руку – привязывает две коробочки, затем набрасывает на голову белое покрывало - галит, женщина молится с непокрытой головой (Слайд № 28, 29, 30).

V I. Итог урока

- Нам удалось побывать в православном храме и иудейской синагоге. В таблице мы отразили отличия между ними. В этих священных сооружениях народ воплотил свои самые лучшие идеалы и устремления. Они разные по внешнему и внутреннему виду, но служат одной цели. Как вы думаете, какой?

+ Собрать вместе людей одной веры с целью их обращения к Богу с молитвой.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из «Повести временных лет» (Зачитываются учителем). Как вы думаете, о чём говорили наши предки и какая главная мысль содержится в этих словах?

+ Наши предки говорили о священных сооружениях. Что нет на земле ничего лучше и удивительнее, чем священные сооружения разных народов.

- Да, действительно (учитель зачитывает текст на слайде № 31)

VII. Рефлексия

- Поднимите руки, кому понравилась наша заочная экскурсия и возникло желание по настоящему побывать в храме или синагоге, чтобы воочию полюбоваться их красотой.

VIII. Домашнее задание

- Письменно ответить на вопрос 4 на странице 33 учебника вместе с родителями, или подготовить сообщение об одном из священных храмовых предметах, символах (крест, жертвенник, ризница, клирос и др.)

- Если у учителя на этом уроке останется время, то можно предложить учащимся посмотреть фрагмент видеофильма «Священнические одежды» (Диск «Азбука православия» , часть 1- Храм)



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск