Скачать 83.96 Kb.
|
Название документа: разработка урока «Священные сооружения православной и иудейской культуры» и презентация к нему Название информационного блока: коллекция авторских уроков Вид документа: документ Microsoft Word, презентация Потребитель информации: педагоги Область применения: уроки по предмету ОРКСЭ Автор разработки: Нестерова Елена Валерьевна, учитель начальных классов Название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №5 городского округа город Буй Почтовый адрес школы: Костромская область, город Буй, улица Дзержинского, дом 3 Электронный адрес: scool5 buy@rambler.ru Аннотация Разработка урока и презентация к нему будет полезна тем педагогам, которые приступили к апробации в школах нового учебного курса ОРКСЭ в рамках модуля «Основы мировых религиозных культур» Художественно – педагогическая идея урока: «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом» (Из «Повести временных лет») Цель урока: Помочь учащимся почувствовать и осознать что, несмотря на то, что священные сооружения православной и иудейской культур разные по своему внутреннему и внешнему виду, они служат одной цели – объединить людей с целью обращения к Богу через молитву; показать внешнюю и внутреннюю красоту священных сооружений Задачи урока:
Оборудование урока: учебник «Основы мировых религиозных культур», рабочая тетрадь, листки с таблицей, компьютер, мультимедийная установка, экран. Ход урока: I.Организационный момент Звучит классическая музыка на фоне видеоряда священных сооружений с целью эмоционального погружения в тему (Слайды: №5,6,7,8) II. Проверка домашнего задания Беседа - Давайте вспомним, что такое религия? + Это связь человека и Бога. - Что объединяет людей всех религиозных культур? + Объединяет людей всех религиозных культур обращение к Богу через молитву. - Как называются места, где собираются люди, чтобы обратиться к Богу с молитвой? + Эти места называются священными. III. Сообщение темы урока - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. + Священные сооружения мировых религиозных культур. Давайте откроем тетради и запишем тему урока. IV. Из истории священных сооружений Работа с учебником. - Откройте учебник на странице 30 и прочитайте статью «Для чего нужны священные сооружения» - Как назывались священные сооружения наших предков? + Скинии, Стоунхендж, Древние храмы. - Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы (Слайды: №2,3,4) - Первые священные места наших предков имели вид палатки, либо были сделаны из камня, позднее строились древние храмы. Скиния (·греч. skene - шатер) По библейскому сказанию - переносный храм в шатре, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме. “скиния” в словаре Ефремовой:1) Походный переносный храм, который - по библейскому сказанию - был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме.2) устар. Священное место. Стоунхендж (англ. «каменный хендж») - «Каменная изгородь» — гигантское сооружение, каменная загадка в самом центре Европы V. Священные сооружения мировых религиозных культур - Посмотрите на экран. Что вы видите? + Мы видим священные сооружения разных религиозных культур. Может кто – то скажет, как они называются и какой религиозной культуре принадлежат (Слайд №9) - Как называется священное место у христиан? + Храм - Как называется священное место у иудеев? + Синагога - Как называется священное место у мусульман? + Мечеть - Как называется священное место у буддистов? + Пагода - Мы сегодня будем подробно говорить о священных сооружениях христиан и иудеев. На слайде они выделены по особому (Слайд № 9). В своих тетрадях допишите тему урока «… христианства и иудаизма» VI. Знакомство с внутренним и внешним строением храма и синагоги. Заочная экскурсия. - Чтобы нам более подробно познакомиться с тем, как выглядит снаружи и изнутри православный храм и синагога, я предлагаю вам совершить заочную экскурсию по эти священным местам. Итак, отправляемся в путь. По ходу будем заполнять сравнительную таблицу на листочках.
- Итак, мы попадаем в православный храм. Давайте посмотрим, как он выглядит снаружи и внутри (Слайд №10) - Храм - заимствовано из старославянского языка «хором», что обозначало «крыша, навес», а позднее «дом». В толковом словаре В. И. Даля определение храм следущее: здание для общественного богослужения, всякого исповеданья. - Любой православный храм состоит из трёх частей: алтарь, сам храм, притвор (Слайд № 11) - Алтарь – «небо, где обитает Бог». Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица, возвышающийся посреди него (Слайд № 12) Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей. - Сам храм (средняя часть). Сам храм предназначен непосредственно для верующих (Слайд № 13) - Притвор. В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных (Слайд № 14) - А сейчас, мы попадём в синагогу. Давайте рассмотрим её снаружи и внутри (Слайд № 15). Синагога (греч.) – собрание, учреждение и помещение , которое служит местом общественной молитвы. Синагога храмом не является, это просто молитвенный дом, освещение не проводится. - Главнейшей частью синагоги является Арон Кодеш. Это шкаф (или ниша), где хранятся свитки Торы. Он расположен у стены напротив входа, куда обращены лицом все молящиеся. Арон Кодеш открывают перед чтением Торы, а в праздники – и во время чтения других отрывков молитв (Слайд № 17) - В православном храме алтарь отделён от остального храма иконостасом (Слайд № 18). Иконостас – это стена из икон. В центре иконостаса – двери. Они называются Царские врата. Справа от них – икона Христа, слева – икона Марии, Божией Матери. - В синагоге иконостаса нет, но Арон Кодеш закрыт занавесом (паро - хетом), который украшен вышитыми стихами Торы (Слайд № 20) - В храме есть солея – находится перед иконостасом. Возвышение посреди храма, её середина – амвон. С амвона священник произносит самые значительные слова во время службы (Слайд № 21) - В синагоге есть бима – возвышение для чтения Торы, на нём установлен стол для свитка (Слайд № 22) - В храме есть алтарь распятия Христа (Слайд № 23) - В синагоге есть каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью Заповедями (Слайд № 24) - В храме есть паникадило (от греч. многосвечие) — в православном храме центральная люстра (Слайд № 25) - В синагоге есть менора – «неугасимый светильник». Масляный светильник храма. В меноре семь фитилей, один горит постоянно (Слайд № 26) - Посмотрите, как проходит служба в храме и синагоге. В чём вы видите отличие? + … - В православном храме молятся все вместе. Женщины в головных уборах, а мужчины – без головного убора (Слайд № 27) - В синагоге мужчины молятся внизу, а женщины вверху – на специальных балконах. Мужчина надевает на голову специальную шапочку – кипу, а на лоб и на руку – привязывает две коробочки, затем набрасывает на голову белое покрывало - галит, женщина молится с непокрытой головой (Слайд № 28, 29, 30). V I. Итог урока - Нам удалось побывать в православном храме и иудейской синагоге. В таблице мы отразили отличия между ними. В этих священных сооружениях народ воплотил свои самые лучшие идеалы и устремления. Они разные по внешнему и внутреннему виду, но служат одной цели. Как вы думаете, какой? + Собрать вместе людей одной веры с целью их обращения к Богу с молитвой. - Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова из «Повести временных лет» (Зачитываются учителем). Как вы думаете, о чём говорили наши предки и какая главная мысль содержится в этих словах? + Наши предки говорили о священных сооружениях. Что нет на земле ничего лучше и удивительнее, чем священные сооружения разных народов. - Да, действительно (учитель зачитывает текст на слайде № 31) VII. Рефлексия - Поднимите руки, кому понравилась наша заочная экскурсия и возникло желание по настоящему побывать в храме или синагоге, чтобы воочию полюбоваться их красотой. VIII. Домашнее задание - Письменно ответить на вопрос 4 на странице 33 учебника вместе с родителями, или подготовить сообщение об одном из священных храмовых предметах, символах (крест, жертвенник, ризница, клирос и др.) - Если у учителя на этом уроке останется время, то можно предложить учащимся посмотреть фрагмент видеофильма «Священнические одежды» (Диск «Азбука православия» , часть 1- Храм) |