Скачать 124.83 Kb.
|
УРОК ОРКСЭ Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс Тема урока: Искусство в религиозной культуре. – 2 часа. Идея: Искусство есть одно из средств единения людей. (Л. Н. Толстой) Цель: Помочь учащимся осознать значимость искусства разных религиозных культур в жизни человека. Задачи:
Материалы к уроку: видеоролик «Эрмитаж», видеоролик «Как писали иконы», презентация, толковые словари, сообщение детей о чудесном явлении иконы князю Василию; стихотворение «Церковь». Авт. Виктор Смирнов; смайлики. ХОД УРОКА
–Эрмитаж – это главный музей нашей страны. Что хранится в музеях? ( Редкие вещи, произведения искусства)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Об искусстве) - Найдите в словарях определение слова искусство. - Какие виды искусства вы знаете? - Можно ли священные сооружения разных религий назвать произведениями искусства? - Вы уже знаете, что наша страна многонациональная. В России живут люди различного вероисповедания. У каждого народа существует своя культура, свои обычаи, традиции, с давних пор основанные на той вере, которую он исповедует. Искусство любой религии богато и неповторимо. В этом мы убедимся, познакомившись с особенностями искусства христианства, буддизма, ислама и иудаизма. 1. Искусство в религиозной культуре христианства. а). Иконы - Одной из особенностей христианского искусства является икона (от греческого слова «образ», «изображение»). Первоначально иконами называли любое священное изображение, выполненное на дереве, камне, ткани или металле. Самые первые иконы относятся к IV веку. (Слайд 4. Древняя икона) В основе христиансва лежит уверенность в том, что на земле родился Сын Божий – Иисус Христос. Он был человеком, поэтому его можно изобразить и писать о нем книги. Позднее иконами стали называть изображения на специальных досках Христа, его матери Марии и святых. Иконопись - процесс создания иконы, очень трудное и кропотливое дело. Вот как это происходило. (Слайд 5. Видеоролик «Как писали иконы») - Рассморите иконы на слайде. (Слайд 6) Какие особенности вы видите в изображении Христа и святых? Характерная особенность икон - строгие симметрии по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, высокий лоб, сияющий нимб вокруг головы, пристальный, суровый взор увеличенных глаз, плоское изображение подчеркивает бесплотность, бестелесность фигур. Цвета на иконах также имеют смысл. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий - божественности, белый – чистоту, невинность. - А какие особенности в изображении матери Иисуса Христа вы можете отметить? (Слайд 7) Образ матери Христа Марии на всех иконах выражает материнскую любовь. В ее глазах и в плотно сжатых губах – тревога и печаль. Она предвидит страшную участь своего сына и придерживает его рукой, как бы пытаясь защитить от уготованной ему судьбы. Есть иконы, одинаково почитаемые всеми христианами. А есть иконы, которые особенно почитают в данной местности. Иконой-покровительницей нашей Костромской земли стала икона Феодоровской Божией Матери. (Слайд 8. Сообщение ученика о чудесном явлении иконы князю Василию) Чудотворная икона Феодоровской Божьей матери известна с 12 века как святыня г. Городец. В 1239г монголо-татары сожгли Городец, и икона исчезла из города. Этой иконой великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына Александра Невского на брак с княжной Параскевой, т. к. на оборотной стороне иконы находится изображение святой мученицы Параскевы Пятницы – покровительницы свадеб и невест. Вместе с Александром Невским икона путешествовала в Орду и в военные походы. Чудесным образом явилась икона младшему брату Александра Невского - князю Василию, который княжил в Костроме, в конце 50-х годов 13 века. Однажды жители Костромы увидели, что по улицам ходит с иконой Божией Матери воин. Считается, что это был великомученик Феодор Стратилат. А на другой день, 16/29 августа, князь Василий во время охоты увидел эту икону на ветке дерева у речки Запрудня. В руки князю икона не далась. В присутствии большого числа жителей Костромы священники сняли икону с дерева и крестным ходом принесли ее в храм великомученика Феодора Стратилата. Икона дважды чудесным образом спасалась из горящих храмов и оставалась невредима. А в 1262 г, когда к Костроме неожиданно подступило монголо-татарское войско, она спасла немногочисленную дружину князя Василия. Враги, пораженные огненными лучами, исходящими от лика иконы, обратились в бегство. 14 марта 1613 г в Ипатьевском монастыре первый русский царь из династии Романовых Михаил перед ликом чудотворной иконы принял избрание на Российский престол. С тех пор образ Феодоровской Божией Матери стал особо чтимой святыней династии Романовых. б). Храм. (Слайд 9) - Еще одна особенность христианского искусства – храмы. Писатель А. И. Солженицин написал такие строки: «Пройдя проселками Средней России, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он – в церквях. … И где бы ты в поле, в лугах ни брел, вдали от всякого жилья, - никогда ты не один…всегда манит тебя маковка колоколенки… В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили все свое лучшее, все свое понимание жизни». - Деревянные или изготовленные из белого камня, величественные, устремленные ввысь, с позолоченными куполами православные храмы имеют великолепное внутреннее убранство. Многочисленные красочные фрески (техника росписи по свежей сырой штукатурке), мозаики, иконы в золотых и серебряных окладах украшают их. (Слайд 10) - (Слайд 11) Многие храмы и монастыри Костромы и Шарьинского района очень древние и не менее красивые, чем больших городов. Например, колыбель династии Романовых – Ипатьевский монастырь, Церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Печенкино и другие. в). Колокола (Слайд 12) – Неотьемлемой частью православного храма являются колокола. Их перезвон испокон веков на Руси не только возвещал о начале богослужения, но также звал на ратный подвиг, возвещал о бедах и радостях. Отлитые в старину колокола сами по себе являются произведениями искусства. Звук во многом зависит от свойств колокола, причины, по которой звучит колокол и умения звонаря. В умелых руках – колокольный звон - тоже искусство. (Колокольный звон) 2. Искусство ислама. (Слайд13) - Произведения искусства ислама воспевают земную красоту, созданную Аллахом. В нем нет живописи и скульптуры, т. к. ислам не рекомендует изображать людей и животных. Изображение живых существ представлено, в основном, в виде орнамента. а). Каллиграфия. - Священная книга мусульман - Коран. В исламе существует представление о том, что Коран является прямой речью Бога. Изречения из Корана, которые часто пишут на стенах мечетей, на картинах, должны быть очень красивыми. Поэтому, у мусульман получило большое развитие искусство каллиграфии, считающееся самым благородным искусством. Мухаммад сказал: «Письмо - половина знания». Иногда каллиграфы нарушают запрет и так передают некоторые фразы ииз Корона, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или свирепого льва. (Слайд 14. Каллиграфия) б). Арабески. - Для украшения Корана, других книг, стен зданий и посуды мусульмане используют декоративное искусство – орнамент. Из растительных и геометрических узоров создаются неповторимые произведения исскусства. Соединение сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекрещивающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных и растения развилось в искусство арабесок. (Сдайд15. Арабески) в). Архитектурные сооружения. - Архитектура ислама не уступает по своей красоте и изысканности ни одной другой религиозной архитектурной традиции. - Рассмотрите мечети - здания для молитвы мусульман. Что вас поражает в архитектуре этих сооружений? - Мечети, минареты - башни, с которых звучит сигнал, призывающий на молитву, украшены мозаикой, керамическими плитками с мозаикой, каллиграфическими изречениями из Корана. Полы застланы коврами. Освещаются мечети, искусно сделанными люстрами и лампами. (Слайд 16) - Неподалеку от мечетей над могилами усопших выдающихся людей возводят мавзолеи. (Слайд 17) Снаружи и изнутри они украшаются нарядными узорами, которые служат напоминанием о райских садах. - (Слайд 18) Правителями мусульманских стран построено множество роскошно украшенных дворцов с резными дверями, ажурными оконными решетками. Их стены украшены изразцовыми плитками, покрытыми орнаментом. Кажется, что весь дворец покрыт коврами. Возле дворцов расположены бассейны, фонтаны. - (Слайд 19, 20) Ковры, предметы домашнего обихода, кинжалы, посуда, украшения, оружие представляют собой произведения искусства, т. к. покрыты узорами исламских мотивов. А на одежде и головных уборах мусульман присутствует изысканная вышивка. 3. Самостоятельная работа с учебником. 1 группа: Ознакомиться со статьёй «Искусство в религиозной культуре христианства», составить ее план. 2 группа: Ознакомиться со статьёй «Искусство в религиозной культуре ислама», ответить на вопросы: - Какие формы искусства характерны для данной религии? - Можно ли, зная особенности искусства мусульман, выбрать предметы искусства данной конфессии? 3 группа: С помощью учителя выполнить орнамент из геометрических фигур. 4.Обобщение: -Какие чувства вы испытывали при знакомстве с искусством христианства и ислама? - К сожалению, многие храмы, являющиеся памятниками русской архитектуры, утрачены навсегда. (Ученик читает стихотворение «Церковь» Виктора Смирнова – поэта - земляк) Утопая в зелёном ложе, Ты ещё простоишь века. Над тобою, как лики Божьи, День и ночь плывут облака. Церковь русская, русский гений! Тяжело на тебя смотреть, После стольких бед и гонений, Как же ты смогла уцелеть? Гнев и боль разрывают душу, Да воздаст по заслугам Бог Всем, кто брался тебя разрушить, Всем, кто свято тебя берёг. - Фёдор Александрович Абрамов, российский писатель сказал: «Все великое в искусстве в единственном числе». Все люди, независимо от того, какую веру они исповедуют, должны беречь произведения искусства, чтобы сохранить их для будущих поколений. 5. Домашнее задание: перечитать страницы 34-36, ответить на вопросы, нарисовать любой предмет, обозначенный изученными терминами. Урок 2.
Рассказы учащихся об изображенных на своём рисунке предметах.
(Рассказ учителя в сопровождении презентации) Искусство в религиозной культуре буддизма. - Многие предметы и явления буддийской культуры являются произведениями изумительной красоты. Великий буддийский учитель Цонкапа говорил, что искусство должно служить высокой цели - учить людей добродетели и мудрости, и тем самым спосбствовать благу народа. а). Архитектура - Невозможно найти два одинаковых буддийских храма или ступы – сооружения над останками святых. Они Богато украшенные каменной резьбой и фресками, скульптурами и ритуальными предметами, они более двух тысяч лет восхищают своей красотой. Основными атрибутами буддийского храма считаются статуя Будды, расположенная посередине храма и изображение «колеса учения» на стенах и крыше храма. Для буддийских храмов характерно наличие позолоты, множество ярких красок, живых и искуственных цветов. Сама форма здания успокаивает и настраивает на молитву. б). Скульптура. - В буддизме важнейшую роль играют изображения Будды. Cуществует три вида изображений: Будда в образе Учителя – сидящий с приподнятой правой рукой, Будда Торжествующий – сидящий с опущенными руками и будда «спящий» - фигура лежащего Будды. При изображении Будды скульптор должен учитывать 32 основных признака «Великого человека» и 80 вторичных «признаков большой красоты». Эти признаки символизируют различные качества и достоинства Будды. - Изречения Будды содержатся в священной книге буддистов «Трипитака». Текст печатается на отдельных листах бумаги. Листы накладывают один на другой и обертывают щелковой тканью красного, желтого или синего цвета. Когда книгу читают, то прелистывают снизу вверх в). Искусство танка. - В буддизме большое распространение имеет искусство танка. Танки – это священные прямоугольные изображения, обрамленные шелком или парчой, которые вешают на стены храмов и святых мест как объекты почитания. К художнику, пишущему священные танки, предъявляются большие требования. Он должен быть хорошим человеком, никогда не иметь плохих мыслей, много и долго учиться, иметь огромное терпение, отказаться от развлечений. Срок обучения искусству танка – 12 лет. Буддисты считают: художник, пишущий священные образы, улучшает свою собственную жизнь. г). Прикладное искусство. - Буддийская культура богата разнообазием предметов декоративно-прикладного искусства. Изделия из глины, ритуальные предметы, музыкаьные инструменты отличаются благородной простотой и совершенством пропорций. Мастера, изготавливающие эти изделия, добиваются высокой эстетической ценности прежметов. Поэтому, каждый предмет буддийской религиозной жизни – произведение искусства.Например, пурбу- трехгранный кинжал с головой гневного божества на ручке, бумпа – ритуальный сосуд для хранения освященной воды.дунгар – ритуальная белая мороская раковина в серебре, капала - ритуальная чаша с подставкой. д). Мандала - Во время некоторых обрядов монахи-буддисты в Тибете изготовляют из окрвшенного песка мандалу (круг), символизирующую Вселенную. В конце ритуала ее разрушают. Это символизирует отрешенность монахов от всего земного. В Японии на основе этого получило развитие садовое искусство. До сих пор там создают «сады камней», чтобы создать благоприятные условия для духовных упражнений монахов. Также, в Японии появилась особая чайная церемония, т. к. чай монахи пьют во время медитаций и подносят Будде. 4. Искусство в религиозной культуре иудаизма. - Давным-давно в Иерусалиме на Храмовой горе стоял Иерусалимский Храм – Дом Святости – центр религиозной жизни иудеев. Он поражал своим великолепием. В 586г до н. э. Храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. Иудеи восстанавливали Храм, но захватчики снова его разрушали. Иудеи надеются, что когда-нибудь их святыня будет вновь отстроена и и станет центром мира, добра и справедливотси не толко для них, но и для всего человечества. а). Синагога. -А до тех пор центром иудейской религиозной жизни является синагога (дом собраний) – замечательные памятники архитектуры и искусства. Синагога – это не храм, а лишь помещение для общественной молитвы. Ведь Храм может стоять только в однном месте, на Храмовой горе. Синагога служит местом чтения Торы. Поэтому вдоль стен там расставлены шкафы с книгами имолитвенниками. Внешний вид синагоги не подчиняется каким-либо правилам. Но во внутреннем устройстве многое устроено так, как в Храме. Там нет картин, или других изображений, но должна быть всегда чистота и красота. У стены стоит арон – священный шкаф, завещенный покрывалом парохен, в котором хранится главная святыня синагоги - свиток Священного писания, Тора. Постоянно горит светильник нер тамид. б). Тора. - В иудаизме особое развитие получили виды искусства, связанные с украшением синагоги и священных предметов иудаизма. Тора одевается в специальные расшитые одежды, опоясанные пояском. Закладкой служит щиток из драгоценных камней.+ При чтение водят по страницам не пальцем, а специальными красиво оформленными указками. Свиток Торы при чтении надевают на стержни, на которые надевают роскошные навершия. На стержни надевается корона Торы - в знак того, что Писание – владыка народа. в). Ритуальные предметы. - Не только в синагоге, но и дома ритуальные предметы используются во время встречи иудейских праздников. В каждом доме есть кувшин для омовения рук, которое совершается утром и перед едой; специальный бокал для вина, который используют в субботней трапезе; металлические коробочки со специями; субботние свечи и девятиствольный светильник ханукия; особая лампа – семисвечник, которая зажигается в праздник. На входе в дом, в каждую комнату к косяку прикрепляется мезуза - маленький свиток, содержащий часть стихов из молитвы. При входе и выходе из дома иудеи прикасаются к мезузе пальцами и целуют их. Обобщение: перед вами бланк теста. В каждом задании даны варианты ответов, глядя на фотографии презентации, выберите правильный ответ, указав номер.
Домашнее задание: перечитать страницы 36-37, ответить на вопросы. |
Тема: «Искусство в религиозной культуре» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5) | Тематическое планирование по физической культуре для учащихся 9 классов 3 часа. № урока Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 9 классов – 3 часа | ||
Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... | Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... | ||
Тематическое планирование по физической культуре для учащихся 3 классов 2 часа в неделю. № урока Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 3 классов – 2 часа в неделю | Календарно-тематическое планирование №п/п Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... | ||
Урок по культуре родного края: «Символика государства это национальное... Это первое занятие, рассчитанное на 2 часа и основанное на местном материале. Предназначено для учащихся старшего звена, начиная... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: «Искусство в твоём доме. Открытки». 3 класс по учебнику «Искусство вокруг нас» под ред. Б. М. Неменского | ||
Урок по физической культуре в 5классе тема урока «Адаптационная гимнастика» ... | Конспект урока на тему ... | ||
Рабочая программа дисциплины Религиозная философия Цель данного курса – знакомство учащихся с религиозной философией различных направлений; выяснение места религиозной философии в... | Тема урока: «Картины моря» Разработка интегрированного урока по предметам Изобразительное искусство и Музыка для 7 класса | ||
Конспект открытого урока № З9 по физической культуре в 3 4 классе... Цель урока: «Формировать знания и представления о разнообразии подвижных игр; развить двигательные способности и укрепить здоровье... | Тема урока №1 по мировой художественной культуре (9 класс) Цель урока: Познакомить с жанром народного творчества эпосом, его элементами, характерными особенностями | ||
Конспект открытого урока по физической культуре в 5 «А» классе Тема урока: Физические упражнения, ориентированные на развитие координации, основных и специальных физических качеств | Урок 1 Тема урока Цель урока: «Как музыка и изобразительное искусство может изображать одно и тоже событие жизни» |