Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа





Скачать 124.83 Kb.
НазваниеТема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа
Дата публикации28.08.2014
Размер124.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
УРОК ОРКСЭ

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

Тема урока: Искусство в религиозной культуре. – 2 часа.

Идея: Искусство есть одно из средств единения людей. (Л. Н. Толстой)

Цель: Помочь учащимся осознать значимость искусства разных религиозных культур в жизни человека.

Задачи:

  1. Дать учащимся возможность почувствовать, что искусство делает человека богаче и радостнее, доставляет ему удовольствие.

  2. Воспитывать толерантное отношение к предметам искусства разных религий.

  3. Познакомить с формами искусства, характерными для традиционных религий России.

  4. Подчеркнуть роль искусства в сохранении памяти о прошлом, раскрыть созидательную роль в жизни человека.

  5. Познакомить учащихся со святынями православия древней Костромы (Ипатьевским монастырём, колыбелью двух царских династий – Годуновых и Романовых; одной из главных святынь – чудотворным образом Феодоровской иконы Божьей Матери, которая находится в Костроме).

Материалы к уроку: видеоролик «Эрмитаж», видеоролик «Как писали иконы», презентация, толковые словари, сообщение детей о чудесном явлении иконы князю Василию; стихотворение «Церковь». Авт. Виктор Смирнов; смайлики.

ХОД УРОКА

  1. Завязка. Видеоролик «Эрмитаж»

–Эрмитаж – это главный музей нашей страны. Что хранится в музеях? ( Редкие вещи, произведения искусства)

  1. Основное содержание урока

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Об искусстве)

- Найдите в словарях определение слова искусство.

- Какие виды искусства вы знаете?

- Можно ли священные сооружения разных религий назвать произведениями искусства?

- Вы уже знаете, что наша страна многонациональная. В России живут люди различного вероисповедания. У каждого народа существует своя культура, свои обычаи, традиции, с давних пор основанные на той вере, которую он исповедует. Искусство любой религии богато и неповторимо. В этом мы убедимся, познакомившись с особенностями искусства христианства, буддизма, ислама и иудаизма.

1. Искусство в религиозной культуре христианства.

а). Иконы

- Одной из особенностей христианского искусства является икона (от греческого слова «образ», «изображение»). Первоначально иконами называли любое священное изображение, выполненное на дереве, камне, ткани или металле. Самые первые иконы относятся к IV веку. (Слайд 4. Древняя икона) В основе христиансва лежит уверенность в том, что на земле родился Сын Божий – Иисус Христос. Он был человеком, поэтому его можно изобразить и писать о нем книги. Позднее иконами стали называть изображения на специальных досках Христа, его матери Марии и святых. Иконопись - процесс создания иконы, очень трудное и кропотливое дело. Вот как это происходило. (Слайд 5. Видеоролик «Как писали иконы»)

- Рассморите иконы на слайде. (Слайд 6) Какие особенности вы видите в изображении Христа и святых?

Характерная особенность икон - строгие симметрии по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, высокий лоб, сияющий нимб вокруг головы, пристальный, суровый взор увеличенных глаз, плоское изображение подчеркивает бесплотность, бестелесность фигур. Цвета на иконах также имеют смысл. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий - божественности, белый – чистоту, невинность.

- А какие особенности в изображении матери Иисуса Христа вы можете отметить? (Слайд 7)

Образ матери Христа Марии на всех иконах выражает материнскую любовь. В ее глазах и в плотно сжатых губах – тревога и печаль. Она предвидит страшную участь своего сына и придерживает его рукой, как бы пытаясь защитить от уготованной ему судьбы.

Есть иконы, одинаково почитаемые всеми христианами. А есть иконы, которые особенно почитают в данной местности. Иконой-покровительницей нашей Костромской земли стала икона Феодоровской Божией Матери. (Слайд 8. Сообщение ученика о чудесном явлении иконы князю Василию)

Чудотворная икона Феодоровской Божьей матери известна с 12 века как святыня г. Городец. В 1239г монголо-татары сожгли Городец, и икона исчезла из города. Этой иконой великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына Александра Невского на брак с княжной Параскевой, т. к. на оборотной стороне иконы находится изображение святой мученицы Параскевы Пятницы – покровительницы свадеб и невест. Вместе с Александром Невским икона путешествовала в Орду и в военные походы.

Чудесным образом явилась икона младшему брату Александра Невского - князю Василию, который княжил в Костроме, в конце 50-х годов 13 века. Однажды жители Костромы увидели, что по улицам ходит с иконой Божией Матери воин. Считается, что это был великомученик Феодор Стратилат. А на другой день, 16/29 августа, князь Василий во время охоты увидел эту икону на ветке дерева у речки Запрудня. В руки князю икона не далась. В присутствии большого числа жителей Костромы священники сняли икону с дерева и крестным ходом принесли ее в храм великомученика Феодора Стратилата. Икона дважды чудесным образом спасалась из горящих храмов и оставалась невредима. А в 1262 г, когда к Костроме неожиданно подступило монголо-татарское войско, она спасла немногочисленную дружину князя Василия. Враги, пораженные огненными лучами, исходящими от лика иконы, обратились в бегство.

14 марта 1613 г в Ипатьевском монастыре первый русский царь из династии Романовых Михаил перед ликом чудотворной иконы принял избрание на Российский престол. С тех пор образ Феодоровской Божией Матери стал особо чтимой святыней династии Романовых.

б). Храм. (Слайд 9)

- Еще одна особенность христианского искусства – храмы. Писатель А. И. Солженицин написал такие строки: «Пройдя проселками Средней России, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он – в церквях. … И где бы ты в поле, в лугах ни брел, вдали от всякого жилья, - никогда ты не один…всегда манит тебя маковка колоколенки… В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили все свое лучшее, все свое понимание жизни».

- Деревянные или изготовленные из белого камня, величественные, устремленные ввысь, с позолоченными куполами православные храмы имеют великолепное внутреннее убранство. Многочисленные красочные фрески (техника росписи по свежей сырой штукатурке), мозаики, иконы в золотых и серебряных окладах украшают их. (Слайд 10)

- (Слайд 11) Многие храмы и монастыри Костромы и Шарьинского района очень древние и не менее красивые, чем больших городов. Например, колыбель династии Романовых – Ипатьевский монастырь, Церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Печенкино и другие.

в). Колокола (Слайд 12)

– Неотьемлемой частью православного храма являются колокола. Их перезвон испокон веков на Руси не только возвещал о начале богослужения, но также звал на ратный подвиг, возвещал о бедах и радостях. Отлитые в старину колокола сами по себе являются произведениями искусства. Звук во многом зависит от свойств колокола, причины, по которой звучит колокол и умения звонаря. В умелых руках – колокольный звон - тоже искусство. (Колокольный звон)

2. Искусство ислама. (Слайд13)

- Произведения искусства ислама воспевают земную красоту, созданную Аллахом. В нем нет живописи и скульптуры, т. к. ислам не рекомендует изображать людей и животных. Изображение живых существ представлено, в основном, в виде орнамента.

а). Каллиграфия.

- Священная книга мусульман - Коран. В исламе существует представление о том, что Коран является прямой речью Бога. Изречения из Корана, которые часто пишут на стенах мечетей, на картинах, должны быть очень красивыми. Поэтому, у мусульман получило большое развитие искусство каллиграфии, считающееся самым благородным искусством. Мухаммад сказал: «Письмо - половина знания». Иногда каллиграфы нарушают запрет и так передают некоторые фразы ииз Корона, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или свирепого льва. (Слайд 14. Каллиграфия)

б). Арабески.

- Для украшения Корана, других книг, стен зданий и посуды мусульмане используют декоративное искусство – орнамент. Из растительных и геометрических узоров создаются неповторимые произведения исскусства. Соединение сложных орнаментов, состоящих из бесконечно повторяющихся и перекрещивающихся друг с другом геометрических фигур, узоров, напоминающих животных и растения развилось в искусство арабесок. (Сдайд15. Арабески)

в). Архитектурные сооружения.

- Архитектура ислама не уступает по своей красоте и изысканности ни одной другой религиозной архитектурной традиции.

- Рассмотрите мечети - здания для молитвы мусульман. Что вас поражает в архитектуре этих сооружений?

- Мечети, минареты - башни, с которых звучит сигнал, призывающий на молитву, украшены мозаикой, керамическими плитками с мозаикой, каллиграфическими изречениями из Корана. Полы застланы коврами. Освещаются мечети, искусно сделанными люстрами и лампами. (Слайд 16)

- Неподалеку от мечетей над могилами усопших выдающихся людей возводят мавзолеи. (Слайд 17) Снаружи и изнутри они украшаются нарядными узорами, которые служат напоминанием о райских садах.

- (Слайд 18) Правителями мусульманских стран построено множество роскошно украшенных дворцов с резными дверями, ажурными оконными решетками. Их стены украшены изразцовыми плитками, покрытыми орнаментом. Кажется, что весь дворец покрыт коврами. Возле дворцов расположены бассейны, фонтаны.

- (Слайд 19, 20) Ковры, предметы домашнего обихода, кинжалы, посуда, украшения, оружие представляют собой произведения искусства, т. к. покрыты узорами исламских мотивов. А на одежде и головных уборах мусульман присутствует изысканная вышивка.

3. Самостоятельная работа с учебником.

1 группа: Ознакомиться со статьёй «Искусство в религиозной культуре христианства», составить ее план.

2 группа: Ознакомиться со статьёй «Искусство в религиозной культуре ислама», ответить на вопросы:

- Какие формы искусства характерны для данной религии?

- Можно ли, зная особенности искусства мусульман, выбрать предметы искусства данной конфессии?

3 группа: С помощью учителя выполнить орнамент из геометрических фигур.

4.Обобщение:

-Какие чувства вы испытывали при знакомстве с искусством христианства и ислама?

- К сожалению, многие храмы, являющиеся памятниками русской архитектуры, утрачены навсегда. (Ученик читает стихотворение «Церковь» Виктора Смирнова – поэта - земляк)

Утопая в зелёном ложе,

Ты ещё простоишь века.

Над тобою, как лики Божьи,

День и ночь плывут облака.
Церковь русская, русский гений!

Тяжело на тебя смотреть,

После стольких бед и гонений,

Как же ты смогла уцелеть?
Гнев и боль разрывают душу,

Да воздаст по заслугам Бог

Всем, кто брался тебя разрушить,

Всем, кто свято тебя берёг.

- Фёдор Александрович Абрамов, российский писатель сказал:

«Все великое в искусстве в единственном числе». Все люди, независимо от того, какую веру они исповедуют, должны беречь произведения искусства, чтобы сохранить их для будущих поколений.

5. Домашнее задание: перечитать страницы 34-36, ответить на вопросы, нарисовать любой предмет, обозначенный изученными терминами.

Урок 2.

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Рассказы учащихся об изображенных на своём рисунке предметах.

  1. Основное содержание урока

(Рассказ учителя в сопровождении презентации)

Искусство в религиозной культуре буддизма.

- Многие предметы и явления буддийской культуры являются произведениями изумительной красоты. Великий буддийский учитель Цонкапа говорил, что искусство должно служить высокой цели - учить людей добродетели и мудрости, и тем самым спосбствовать благу народа.

а). Архитектура

- Невозможно найти два одинаковых буддийских храма или ступы – сооружения над останками святых. Они Богато украшенные каменной резьбой и фресками, скульптурами и ритуальными предметами, они более двух тысяч лет восхищают своей красотой. Основными атрибутами буддийского храма считаются статуя Будды, расположенная посередине храма и изображение «колеса учения» на стенах и крыше храма. Для буддийских храмов характерно наличие позолоты, множество ярких красок, живых и искуственных цветов. Сама форма здания успокаивает и настраивает на молитву.

б). Скульптура.

- В буддизме важнейшую роль играют изображения Будды. Cуществует три вида изображений: Будда в образе Учителя – сидящий с приподнятой правой рукой, Будда Торжествующий – сидящий с опущенными руками и будда «спящий» - фигура лежащего Будды. При изображении Будды скульптор должен учитывать 32 основных признака «Великого человека» и 80 вторичных «признаков большой красоты». Эти признаки символизируют различные качества и достоинства Будды.

- Изречения Будды содержатся в священной книге буддистов «Трипитака». Текст печатается на отдельных листах бумаги. Листы накладывают один на другой и обертывают щелковой тканью красного, желтого или синего цвета. Когда книгу читают, то прелистывают снизу вверх

в). Искусство танка.

- В буддизме большое распространение имеет искусство танка. Танки – это священные прямоугольные изображения, обрамленные шелком или парчой, которые вешают на стены храмов и святых мест как объекты почитания. К художнику, пишущему священные танки, предъявляются большие требования. Он должен быть хорошим человеком, никогда не иметь плохих мыслей, много и долго учиться, иметь огромное терпение, отказаться от развлечений. Срок обучения искусству танка – 12 лет. Буддисты считают: художник, пишущий священные образы, улучшает свою собственную жизнь.

г). Прикладное искусство.

- Буддийская культура богата разнообазием предметов декоративно-прикладного искусства. Изделия из глины, ритуальные предметы, музыкаьные инструменты отличаются благородной простотой и совершенством пропорций. Мастера, изготавливающие эти изделия, добиваются высокой эстетической ценности прежметов. Поэтому, каждый предмет буддийской религиозной жизни – произведение искусства.Например, пурбу- трехгранный кинжал с головой гневного божества на ручке, бумпа – ритуальный сосуд для хранения освященной воды.дунгар – ритуальная белая мороская раковина в серебре, капала - ритуальная чаша с подставкой.

д). Мандала

- Во время некоторых обрядов монахи-буддисты в Тибете изготовляют из окрвшенного песка мандалу (круг), символизирующую Вселенную. В конце ритуала ее разрушают. Это символизирует отрешенность монахов от всего земного. В Японии на основе этого получило развитие садовое искусство. До сих пор там создают «сады камней», чтобы создать благоприятные условия для духовных упражнений монахов. Также, в Японии появилась особая чайная церемония, т. к. чай монахи пьют во время медитаций и подносят Будде.

4. Искусство в религиозной культуре иудаизма.

- Давным-давно в Иерусалиме на Храмовой горе стоял Иерусалимский Храм – Дом Святости – центр религиозной жизни иудеев. Он поражал своим великолепием. В 586г до н. э. Храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. Иудеи восстанавливали Храм, но захватчики снова его разрушали. Иудеи надеются, что когда-нибудь их святыня будет вновь отстроена и и станет центром мира, добра и справедливотси не толко для них, но и для всего человечества.

а). Синагога.

-А до тех пор центром иудейской религиозной жизни является синагога (дом собраний) – замечательные памятники архитектуры и искусства. Синагога – это не храм, а лишь помещение для общественной молитвы. Ведь Храм может стоять только в однном месте, на Храмовой горе. Синагога служит местом чтения Торы. Поэтому вдоль стен там расставлены шкафы с книгами имолитвенниками. Внешний вид синагоги не подчиняется каким-либо правилам. Но во внутреннем устройстве многое устроено так, как в Храме. Там нет картин, или других изображений, но должна быть всегда чистота и красота. У стены стоит арон – священный шкаф, завещенный покрывалом парохен, в котором хранится главная святыня синагоги - свиток Священного писания, Тора. Постоянно горит светильник нер тамид.

б). Тора.

- В иудаизме особое развитие получили виды искусства, связанные с украшением синагоги и священных предметов иудаизма. Тора одевается в специальные расшитые одежды, опоясанные пояском. Закладкой служит щиток из драгоценных камней.+ При чтение водят по страницам не пальцем, а специальными красиво оформленными указками. Свиток Торы при чтении надевают на стержни, на которые надевают роскошные навершия. На стержни надевается корона Торы - в знак того, что Писание – владыка народа.

в). Ритуальные предметы.

- Не только в синагоге, но и дома ритуальные предметы используются во время встречи иудейских праздников. В каждом доме есть кувшин для омовения рук, которое совершается утром и перед едой; специальный бокал для вина, который используют в субботней трапезе; металлические коробочки со специями; субботние свечи и девятиствольный светильник ханукия; особая лампа – семисвечник, которая зажигается в праздник. На входе в дом, в каждую комнату к косяку прикрепляется мезуза - маленький свиток, содержащий часть стихов из молитвы. При входе и выходе из дома иудеи прикасаются к мезузе пальцами и целуют их.

Обобщение: перед вами бланк теста. В каждом задании даны варианты ответов, глядя на фотографии презентации, выберите правильный ответ, указав номер.

  1. Икона.

  2. Арабеска.

  3. Храм.

  4. Семисвечник.

  5. Мандала.

Домашнее задание: перечитать страницы 36-37, ответить на вопросы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconТема: «Искусство в религиозной культуре»
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconТематическое планирование по физической культуре для учащихся 9 классов 3 часа. № урока
Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 9 классов – 3 часа
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconТема урока Тип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconТема урока Тип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconТематическое планирование по физической культуре для учащихся 3 классов 2 часа в неделю. № урока
Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 3 классов – 2 часа в неделю
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconКалендарно-тематическое планирование №п/п Тема урока Тип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconУрок по культуре родного края: «Символика государства это национальное...
Это первое занятие, рассчитанное на 2 часа и основанное на местном материале. Предназначено для учащихся старшего звена, начиная...
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: «Искусство в твоём доме. Открытки». 3 класс по учебнику «Искусство вокруг нас» под ред. Б. М. Неменского
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconУрок по физической культуре в 5классе тема урока «Адаптационная гимнастика»
...
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconКонспект урока на тему
...
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconРабочая программа дисциплины Религиозная философия
Цель данного курса – знакомство учащихся с религиозной философией различных направлений; выяснение места религиозной философии в...
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconТема урока: «Картины моря»
Разработка интегрированного урока по предметам Изобразительное искусство и Музыка для 7 класса
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconКонспект открытого урока № З9 по физической культуре в 3 4 классе...
Цель урока: «Формировать знания и представления о разнообразии подвижных игр; развить двигательные способности и укрепить здоровье...
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconТема урока №1 по мировой художественной культуре (9 класс)
Цель урока: Познакомить с жанром народного творчества эпосом, его элементами, характерными особенностями
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconКонспект открытого урока по физической культуре в 5 «А» классе
Тема урока: Физические упражнения, ориентированные на развитие координации, основных и специальных физических качеств
Тема урока: Искусство в религиозной культуре. 2 часа iconУрок 1 Тема урока
Цель урока: «Как музыка и изобразительное искусство может изображать одно и тоже событие жизни»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск