№п/п
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания и основные
понятия урока
| Формы контроля
| Оборудование
Наглядность
| Дата проведения
план
| Дата проведения
факт
|
1
| Искусство вокруг нас.
| Урок изучения нового материала.
Урок-беседа.
| Взаимодействие и взаимопроникновение музыкального, изобразительного искусства и литературы. Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
| Устный опрос
| Презентации «Синтез искусств»,
«Музыка как вид искусства».
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
|
|
|
2
| Художественный образ – стиль – язык.
| Урок закрепления.
| Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык.
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметов материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале)
| Фронтальный опрос.
| Презентация «Виды искусства»
|
|
|
3
| Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
| Урок - обзорная лекция.
| Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. Многогранная личность Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения — вот уже пять столетий восхищает человечество.
| Устный опрос
| Презентация
«Леонардо да Винчи (1452—1519) — основоположника художественной культуры Высокого Возрождения»
|
|
|
4
| Искусство рассказывает о красоте Земли.
| Урок изучения нового материала.
Урок-беседа.
| Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире.
Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира
|
| Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
Образы природы и быта (А.Вивальди,
К. Дебюсси,
П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков,
Г. Свиридов)а.
| Презентация
по теме
«Образы природы и быта».
|
|
5
| Зримая музыка.
| Комбинированный
урок
| Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Незатейливая красота среднерусской полосы
Долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? В русских пейзажах-настроениях —
стихотворных, живописных и музыкальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают
лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.
| Групповая работа
| Презентация «Образы природы» (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне).
|
|
|
6
| Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
| Урок - собеседование
| Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино.
Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Изображения детей в русском искусстве.
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека.
| Групповая работа
| Презентация
«Портретная живопись»
|
|
|
7
| Портрет в искусстве России.
Портреты наших великих сооте-чественников.
| Урок закрепления.
Урок - собеседование.
| Портреты наших великих соотечественников.
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. В России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский,
К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве русского художника
Ильи Ефимовича Репина.
| Групповая работа
| Презентация «Как начиналась галерея», «Русские художники-портретисты».
|
|
|
8
| Портрет композитора в литературе и кино.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Образы природы и быта. Видение мира в произведениях современных художественных направлений (натюрморты и жанровые картины).
Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору учителя). Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.
| Тематический контроль
| Фрагменты фильма. Презентация по теме.
|
|
|
9
| Мир в зеркале искусства.
| Комбинированный
урок.
Урок-беседа.
| Искусство как проводник духовной энергии. Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.
Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.
| Фронтальная работа
| Презентация «Искусство как проводник духовной энергии».
|
|
|
10
| Роль искусства в сближении народов.
| Урок изучения нового материала.
Урок-беседа.
| Искусство художественного перевода – искусство обще-ния. Как происходит передача сообщений в искусстве?
Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств. Благодаря общению людей с выдающимися творениями мирового искусства прошлого и настоящего времени становится возможным диалог культур.
Большим вкладом в распространение литера-турных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии.
| Групповая работа
| Презентация « Музеи мира»
|
|
|
11
| Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах. Символика архитектуры. Символика в скульптуре, живописи.
Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.
| Тематический контроль
| Презентация «Знаково-символический характер искусства»
|
|
|
12
| Художественные послания предков. Разговор с современником.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
| Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения.
Передача информации современниками и последующими поколениями: росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура.
Передача информации современниками и последующими поколениями в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.
| Фронтальная работа
| Презентация «Диалог искусств».
|
|
|
13
| Символы в жизни и искусстве.
| Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок-беседа.
| Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации.
Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.
Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной.
Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога.
| Тематический контроль
| Презентация «Образы и символы в русской поэзии и прозе»
|
|
|
14
| Что есть красота.
| Комбинированный
урок.
Урок-беседа.
| Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания.
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталоном красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
| Групповая работа
| Презентация «Эталоны красоты»
|
|
|
15
| Есть ли у красоты свои законы.
| Комбинированный
урок.
Урок-беседа.
| Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.
Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты.
Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.
| Устный опрос
| Презентация «Жанры искусства и их роль в жизни человека».
|
|
|
16
| Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
| Урок повторения.
Урок – дискуссия.
| Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.
Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.
| Контроль знаний
| Презентация «Красота и эпоха»
|
|
|