№
урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Вид занятия
| Виды деятельности
| Характеристика видов деятельности
| Дата проведения
|
По плану
| По факту
|
|
Мир вокруг меня.4 часа.
|
1
| Кизэнь каникулат.
(Летние каникулы.)
| 1
| Повторение
| Работа с текстом: чтение и перевод
| Знать: слова, имя существительное;
Уметь: находить существительные в предложениях.
|
|
|
2
| Кизэнь каникулат.
(Летние каникулы.)
| 1
| Повторение
| Рассказ по картинке
|
|
|
3
| Иень шкатне. Сёксесь сась.
(Времена года.Наступила осень.)
| 1
| Повторение
| Составление текста по картинке
|
|
|
4
| Иень шкатне. Сёксесь сась. Существительноесь.
(Времена года. Наступила осень. Имя существительное.)
| 1
| Объяснение нового материала. Имя сущ - ое существительные
| Грамматические задания; чтение стихотворений
|
|
|
Я и моя школа. 2 часа.
|
5
| Школань кедьёнкстнэ.
(Школьные принадлежности.)
| 1
| Повторение
| Составление диалога
| Знать: постоянные признаки существительных;
Уметь: находить одушевленные и неодушевленные существительные, переводить текст с эрзянского на русский
|
|
|
6
| Школань кедьёнкстнэ. Одушевлённой ды аволь одушевлённой существительнойтне.
(Школьные принадлежности. Одушевлённые и неодушевлённые существительные.)
| 1
| Объяснение нового материала. Одушевленные и неодушевленные существительные.
| Грамматич. задание
|
|
|
7
| Ошонь ванномась. Транспортось.
(Путешествие по городу. Виды транспорта.)
| 1
| Ввод новой лексики
| Чтение и перевод
| Знать: виды транспорта на эрзянском языке
Уметь: составлять предложения на эрзянском языке.
|
|
|
8
| Ошонь ванномась. Транспортось.( Путешествие по городу. Виды транспорта.)
| 1
| Повторение
| Работа с картинками
|
|
|
Культурное наследие. 3часа.
|
9
| Эрзянь келень валкстнэ ды кортамолезкстнэ. Собственной ды нарицательной существительнойтне. (Словари и разговорники эрзянского языка. Собственные и нарицательные существительные)
| 1
| Объяснение нового материала.
Собственные и нарицательные сущ. - ые
| Работа со словарями
| Знать: словари эрзянского языка, новые слова.
Уметь: определять число существительного, понимать речь учителя и учеников.
|
|
|
10
|
Эрзянь келень валкстнэ ды кортамолезкстнэ. (Словари и разговорники эрзянского языка.)
| 1
| Повторение
| Работа со словарями
|
|
|
11
|
Эрзянь келень валкстнэ ды кортамолезкстнэ. Существительнойтнень числаст.
(Словари и разговорники эрзянского языка. Единственное и множественное число существительного)
| 1
| Объяснение нового материала.Множественное и единственное число существительных.
| Работа со словарями, составление таблицы ед. ч. И мн. ч.
|
|
|
Я и моя семья. 2 часа.
|
12
| Чачомачинь тешкстамось. Кудораськень койтне.
(Празднование дня рождения. Семейные традиции.)
| 1
| Объяснение нового материала
| Выразительное чтение стихотворений
| Знать: новые слова, склонения существительного.
Уметь: читать, переводить текст с эрзянского на русский и с русского на эрзянский, определять склонение существительных..
|
|
|
13
| Чачомачинь тешкстамось. Кудораськен койтне.
Существительнойтнень полавтнемаст. Аволь невтемачинь полавтнемась.
(Празднование дня рождения. Семейные традиции. Склонение существительного. Основное склонение.)
| 1
| Повторение
| Составление таблицы склонения сущ.- ых
|
|
|
Моя малая Родина. 2 часа.
|
14
| Монь ошом, монь велем. Невтемачинь ды азорксчинь полавтнемась.
(Мой город, моё село.Указательное и притяжательное склонения.)
| 1
| Объяснение нового материала
| Составление рассказа - описания
| Знать: новые слова, склонения существительного.
Уметь: отвечать на вопросы учителя, определять склонения
|
|
|
15
| Монь ошом, монь велем. Падежтнень лемест ды кевкстемаст. (Мой город, моё село.Падежи в эрзянском языке.)
| 1
| Активизация речевых умений и навыков
| Составление таблицы: падежи
|
|
|
Культурное наследие. 4 часа.
|
16
| Мордовиянь сермадыцятне ды поэттнэ.
(Писатели и поэты Мордовии.)
| 1
| Знакомство с биографией писателей
| Выразительное чтение стихотворения
| Знать: писателей и поэтов Мордовии.
Уметь: составить рассказ о мордовском писателе, определять падежи.
|
|
|
17
| Вечкевикс сёрмадыцям ды поэтэм. Именительной ды родительной падежтнэ. (Мой любимый писатель и поэт.Именительный и родительный падежи.)
| 1
| Объяснение нового материала
| Грамматические задания
|
|
|
|
|
18
| Мордовиянь сёрмадыцятне ды поэттнэ. (Писатели и поэты Мордовии.)
| 1
| Повторение
| рефераты
|
19
| Ютазенть мельслецтямось. (Повторение пройденного материала.)
| 1
| Повторение
| Грамматические задания
|
|
|
Я и мои друзья. 2 часа.
|
20
| Монь ялгам. Дательной ды отложительной падежтнэ. (Мой друг (подруга).Дательный и отложительный падежи.)
| 1
| Объяснение нового материала
| Составление рассказа
| Знать: падежи, суффиксы.
Уметь: составлять предложения о своем друге, определять суффиксы.
|
|
|
21
| Монь ялгам. Отложительной падеженть суффикстнэ. (Мой друг (подруга).Суффиксы отложительного падежа.)
| 1
| Объяснение нового материала
| Составление таблицы
|
|
|
Культурное наследие. 2 часа.
|
22
| «Чилисема» журналонть марто вастовомась. Местной ды исходной падежтнэ. (Встреча с журналом «Чилисема».Местной и исходной падежи.)
| 1
| Знакомство с журналом
| Чтение и перевод текста
| Знать: новые слова, содержание журналов, падежи.
Уметь: уметь отвечать на вопросы на основе прочитанного, определять падеж существительного.
|
|
|
23
| «Чилисема» журналонть марто важодемась. (Работа с журналом «Чилисема».)
| 1
| Повторение
| Чтение и перевод текста
|
|
|
Профессии. 2 часа.
|
24
| Кудораськень профессиятне. Вечкевикс профессиям. Направительной ды вносительной падежтнэ. (Профессии в нашей семье. Моя любимая профессия. Направительной и вносительной падежи.)
| 1
| Объяснение нового материала
| Составление текста
| Знать: названия профессий эрзянском языке, новые слова.
Уметь: рассказать о профессии родителей на эрзянском языке, определять падежи.
|
|
|
25
| Кудораськень профессиятне. Вечкевикс профессиям. (Профессии в нашей семье.Моя любимая профессия.)
| 1
| Повторение
| Работа с картинками
|
|
|
Я и моя школа.2 часа.
|
26
| Монь классом. Переместительной превратительной падежтнэ. (Мой класс.Переместительной и превратительной падежи.)
| 1
| Объяснение новой темы
| Составляем таблицу с примерами.
| Знать: падежи, новые слова.
Уметь: составлять предложения на эрзянском языке.
|
|
|
27
| Монь классом.Мой класс.
| 1
| Повторение
| Составляем
рассказ
|
|
|
Мир вокруг меня. 3 часа.
|
28
| Телень налксематне. Телень тешкстнэ. Сравнительной ды изъятельной падежтнэ. (Зимние забавы. Приметы зимы.Сравнительной и изъятельной падежи.)
| 1
| Объяснение новой темы
| Работа с картинкам
| Знать: названия времён года на эрзянском языке, падежи.
Уметь: понимать общий смысл прочитанного незнакомого текста, опираясь на знакомые слова.
|
|
|
34
| Од иентень ды Роштовантень анокстамось. Прилагательноесь. (Подготовка к Новому году и к Рождеству.Имя прилагательное.)
| 1
| Объяснение новой темы. Имя прилагательное
| Работа с текстом
| Знать: новые слова, мордовские праздники, качественные прилагательные.
Уметь:определять качественные прилагательные, составлять рассказ о новогодних праздниках.
|
|
|
|
|
35
| Од иентень ды Роштовантень анокстамось. (Празднование Нового года и Рождества.)
| 1
| Повторение
| Составление текста
|
36
| Од иентень ды Роштовантень анокстамось. (Празднование Нового года и Рождества.)
| 1
| Ввод новой лексики
| Грамматические задания
|
|
|
37
| Калядомань моротне. Качественной прилагательнойтне. (Колядки.Качественные прилагательные.)
| 1
| Объяснение новой темы.
| Работа с картинками
|
|
|
38
| Калядомонь моротне. (Колядки.)
| 1
| Повторение
| рефераты
|
|
|
39
| Даволковонь 23 – це чись – Отечествань ванстомань чи. Относительной прилагательнойтне. (23 февраля – День защитников Отечества.Относительные прилагательные.)
| 1
| Объяснение новой темы.
| Грамматические задания
|
|
|
|
|
Я и моё здоровье. 2 часа.
|
40
| Чинь ютавтомась. Прилагательноень вишкалгавтомань – кольневтемань суффикстнэ. (Распорядок дня.Уменьшительно - ласкательные суффиксы прилагательных.)
| 1
| Объяснение новой темы.
| Составление таблицы
| Знать: суффиксы прилагательных
Уметь: читать и понимать текст.
|
|
|
41
| Чинь ютавтомась. (Распорядок дня.)
| 1
| Повторение
| Составление рассказа
|
|
|
Мир вокруг меня. 8 часов.
|
42
| Эйзюрковонь 8 – це чись – Авань покшчи. Валзюлмавкст. (8 Марта – Международный женский день.Словосочетание.)
| 1
| Объяснение новой темы.Словосочетание
| Составление предложений
| Знать: праздники на эрзянском языке, новые слова, часть речи глагол, еду и напитки мордвы.
Уметь: рассказать о весне, о птицах на эрзянском языке.
|
|
|
43
| Эйзюрковонь 8 – це чись – Авань покшчи. (8 Марта – Международный женский день.)
| 1
| Проектные работы
| Изготовление открытки
|
|
|
44
| Тундонь тешкстнэ. Прилагательноенть существительной вельде теевемазо. (Приметы весны.Образование прилагательных от существительных.)
| 1
| Объяснение новой темы.
| Чтение и перевод текстов
|
|
|
45
| Тундонь тешкстнэ. (Приметы весны.)
| 1
| Повторение
| Составление текста
|
|
|
46
| Нармунтнень обуцяст. Валмельгакст. (Повадки птиц.Послелоги.)
| 1
| Работа с лексическим материалом по теме «Птицы».
| Составление таблицы
|
|
|
47
| Нармунтненьобуцяст. (Повадки птиц.)
| 1
| Проектная работа
| рефераты
|
|
|
48
| Эрзянь ды мокшонь ярсамопельтне ды симемапельтне. Глаголось. (Еда и напитки (национальные).Глагол.)
| 1
| Объяснение новой темы.
| Работа с текстами
|
|
|
49
| Эрзянь ды мокшонь ярсамопельтне ды симемапельтне. (Еда и напитки (национальные).
| 1
| Повторение
| рефераты
|
|
|