Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности





Скачать 103.7 Kb.
НазваниеРазвитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности
Дата публикации02.09.2014
Размер103.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Федотова Елена Викторовна,

учитель изобразительного искусства МБОУ

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Развитие личности ребёнка в процессе обучения

изобразительной деятельности
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира.

В древние времена искусство было неразрывно связано с магией, однако на более поздних этапах развития общества его предназначение сменилось. В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» человеческой души. Он пробуждает в сердцах нашего подрастающего поколения всё самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры, способствует всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка.

Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, и конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство воспитывает и развивает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в ребёнке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности не возможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается так же в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Изобразительная деятельность создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребёнка, влияя на его восприятие в целом.

Чаще всего дети любят рисовать. Наблюдения жизни являются обязательным условием занятий рисованием. Особое значение имеют наблюдения за поведением людей. Изображение человека углубляет представления ребёнка о людях, вызывает у него потребность в оценке эстетическими средствами нравственного смысла поведения. Сталкиваясь с различными поступками людей в школе, семье, ребёнок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению нравственного опыта ребёнка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.

Сначала наблюдения касаются любой содержательной стороны поведения людей. Например, учитель предлагает детям подумать и понаблюдать: "Что самое интересное ты видел по дороге в школу или на прогулке?" Затем дети пытаются изобразить эту тему в рисунке. Конечно, не всё доступно и посильно ребёнку для изображения. Поэтому педагог старается дать для наблюдений близкий детям материал. Со временем содержание наблюдений усложняется.

Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведёт, в конечном счёте, к самовоспитанию.

Большое значение имеют темы детских рисунков. Эти темы могут быть самыми разнообразными. Но задания на темы, связанные с жизнью детей, следует считать наиболее важными для формирования личности ребёнка.

Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у младших школьников способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям. Уроки по изобразительному искусству помогают формировать у ребёнка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством - всё это доступно и в семье, и в школе.

В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства достаточно высок: в числе любимых их называет каждый пятый ученик, тогда как в 5-7 классах – лишь 7-8 % обучающихся. У школьников ослабевает интерес к художественно-творческой деятельности, дети перестают рисовать на уроках, дома. Следовательно, работу по развитию художественно-творческих способностей нужно сделать более интересной и качественной1.*

Создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Ещё Аристотель отмечал, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого – Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель – и многие отечественные исследователи.

Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

В настоящее время разработано большое число образовательных программ обучения изобразительному искусству для общеобразовательной школы. Среди них получили достаточное распространение и признание программы Б. Н. Неменского, В. С. Кузина,Т. Я. Шпикаловой.

Разумеется, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения. Отсюда можно сделать вывод: если учить ребенка только ремесленным навыкам, без учета особенностей его психического развития, то занятия окажутся бесполезными. Но если принимать во внимание, что занятия любым искусством способствуют приобщению детей к сокровищнице мировой культуры, формируют их личность – польза очевидна. Овладевая культурой при помощи взрослых, ребенок имеет шанс значительно быстрее и на принципиально ином уровне сложности овладеть искусством, при этом личностно развиться также на более высоком уровне.

Каждый новый виток культурного прогресса создает возможности иного порядка для развития последующих поколений. Культурный опыт и развитие, таким образом, являются взаимно обусловленными процессами.

Развивается ли личность ребёнка при систематических занятиях изобразительным искусством? Несомненно.

Рисование способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы. Особенно эффективным оказывается обучение, основанное на синтезе искусств. Надежными союзниками изобразительному искусству оказываются литература и музыка. Если преподаватели этих дисциплин находят общий язык, разрабатывают интегрированные уроки, то выигрывают все – в первую очередь дети. Урок оказывается интересным, полезным, познавательным.

Изобразительное искусство участвует и в процессе развития интеллектуальных операций. Корни человеческой фантазии сокрыты в самой природе интеллектуальных трансформаций (моделировании), вызывающей переживание уникальных эмоциональных состояний. Поэтому в творческой деятельности наиболее ярко и целостно удается соединить воедино эмоциональную, интеллектуальную и духовные сферы. Развитие способности правильно передавать пропорции тесно связано с развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависи-мости.

Занятия изобразительным искусством способствуют развитию навыков моделирова-ния, развивают сенсорное восприятие детей.

Разумеется, нельзя не упомянуть тот факт, что изобразительное искусство тесно связано с развитием речи и мышления. Еще в детском саду дети привыкли составлять рассказы по картинкам, рассуждать на темы сюжетов картин. Развитие образного мышления неминуемо подтолкнет и развитие речи, сделает ее более яркой. В процессе ознакомления с произведениями искусства формируется критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства – а это невозможно без хорошего владения средствами речевой выразительности.

Цель, которую традиционно ставят перед собой преподаватели изобразительного искусства - развитие у детей эстетических и нравственных норм и идеалов. Но есть цели, которые не столь очевидны. Сейчас, когда успеха в жизни может достигнуть только психологически уверенный в себе человек, стоит уделять внимание и таким аспектам обучения основам изобразительной деятельности, как развитие механизмов поиска и создания личностных смыслов; развития концепции, формирования индивидуальной картины мира (модели). На занятиях ИЗО учитель первый, кто наблюдает психическое состояние ребенка по рисунку. Можно определить его настроение, тревожность и что является причиной тому. Л.С. Выготский писал, что «… детский рисунок научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению. Ребенок, нарисовавший собаку, тем самым победил, преодолел и поднялся выше над непосредственным переживанием»2.

Уроки искусства как способ совершенствования инструментов моделирования трудно недооценить для развития интеллекта и личности в целом. Основное их предназначение – формирование стратегий и навыков построения бесчисленного множества реальностей, что является фундаментальной основой мышления и творчества. Мышление и творчество неотделимы, так как любой мыслительный процесс всегда связан с преобразующим оперированием внутренними элементами сознательного плана действия (сенсорными репрезентациями, интеллектуальными операциями, структурами речи и т.д.).

В итоге занятия искусством способствует развитию особого художественно- эстетического восприятия мира, созданию уникальной для каждого ученика модели мира.

По мере того как они формируются, их роль становится все более и более активной в построении системы отношений школьника с окружающей действительностью. Ученик на определенном этапе своего развития, благодаря сложнейшей системе внутренних установок, накопленных знаний, тончайшей системе интерпретаций и личностных смыслов, начинает в большей степени исходить из созданной им модели мира, чем объективной реальности. А от того, насколько широкой, многомерной и гибкой она будет, зависит настоящее и будущее ученика.


1 Красильников, И. Творческое задание на уроках искусства/И. Красильников//Искусство в школе.- 2001, -№3.-С.26.

2 Трофимова, М.В.И учеба, и игра: изобразительное искусство/ М.В.Трофимова, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2001. – С.74.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconПрограмма по изобразительной деятельности направлена на формирование...
И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного...
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconО роли творческой деятельности учащихся в процессе обучения
Предметы гуманитарного цикла играют огромную роль в становлении личности ребёнка
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая тема: «Развитие личности младшего школьника в процессе совместной деятельности ребёнка и педагога»
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconКурсовая работа по теме: “Развитие личности в дошкольном возрасте”
Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребёнка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности icon«Права ребенка» Авторизованный реферат по курсу
Права ребенка на свободное развитие его личности, образование и культурное развитие 32
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconК. Д. Ушинский Современная школа призвана научить ребенка познавательной...
Целостное гармоничное развитие личности, т е развитие ребёнка, как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее:...
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconФормирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В. С., Ломов С. П., Шорохов...
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconОсобенности взаимодействия специалистов доу с семьёй, имеющей ребёнка с овз
Семья – ближайшее и постоянное окружение ребёнка. Именно общественные ценности личности, её духовный стержень формируются в процессе...
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconОбразовательная программа учреждения и учебный план предусматривают...
Финансово-хозяйственная деятельность учреждения в период с сентября 2012 г по июнь 2013 года
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconЗадачи первого года обучения
...
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью курса «Технология» является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную...
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconПояснительная записка Программа «Лицеист»
...
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconЛ. Н. Толстой говорил, что знания чего-то стоят, если они добыты...
Организация исследовательской деятельности учащихся по краеведению в процессе обучения решает главную задачу школы – раскрытие способностей...
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности icon3 Второе направление «Нравственное развитие личности с помощью ктд...
Приложение Образовательные технологии и методы обучения нашего учреждения, используемые в образовательном процессе. 1
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconРабочая программа по изобразительной деятельности для 7 класса уровень:...
Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет большое значение в воспитании учащихся. В процессе занятий по...
Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста (на примере изобразительной, конструктивной деятельности – по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск