Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська»





Скачать 111.92 Kb.
НазваниеТема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська»
Дата публикации03.09.2014
Размер111.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
МОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа»


Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема урока: Басня И.А.Крылова « Слон и Моська»

Волкова Нина Григорьевна,

учитель начальных классов

МОУ «Менделеевская СОШ».

Стаж работы – 36 лет.

Образование - высшее.

Квалификационная категория – высшая


2009 год

Пояснительная записка.

Урок литературного чтения по теме: И.А.Крылов «Слон и Моська».

(традиционная программа)
Урок знакомства с новой басней и закрепления изученного материала по творчеству И.А.Крылова в 4 классе.
Главной целью урока является развитие творческих, исследовательских способностей детей через серию заданий на уроке, привитие интереса к чтению.
Урок построен с использованием информационно-компьютерных технологий.
Групповая работа на уроке стимулирует интерес детей, формирует познавательную активность, учит самостоятельности, готовит детей к проектной деятельности.
Разработка конспекта урока соответствует требованиям и содержанию государственного стандарта образования.


Урок литературного чтения. 4 класс.
Тема: И.А.Крылов «Слон и Моська».

(Урок обобщения знаний учащихся по творчеству баснописца).
Цель: 1. Познакомить детей с новой басней И.А.Крылова « Слон и Моська»,

обобщить знания по творчеству баснописца.
2. Развивать творческие, исследовательские способности детей через

серию заданий на уроке.
3. Воспитывать негативное отношение у учащихся к порокам людей.



  1. Организационный момент.


Народная пословица гласит: « Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? Что для вас значит урок чтения? Что нового и интересного вы ждёте от нащего урока чтения?


  1. Речевая разминка.


Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Прочитайте эти слова в медленном темпе, быстром темпе, «птичьим базаром», с интонацией восклицания. Какие слова в этом четверостишии нам говорят о том, как нужно работать на уроке литературного чтения?
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.


  1. Вступительное слово учителя.


С творчеством какого автора мы на уроке будем работать?

  • Годы жизни: 1769-1844гг

  • Родился в семье бедного дворянина в Москве.

  • В 11 лет работает в суде канцеляристом.

  • Автор более трёхсот басен.


Какие автобиографические данные вы дополните к этому списку?

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Как вы понимаете значение слова великого?
Проблемный вопрос: Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни?


  1. Изучение новой басни « Слон и Моська».


Чем характеризуются произведения басенного жанра?

  • небольшой объём произведения

  • герои –животные и растения

  • часто стихотворная форма

  • поучительность « мораль»


а) Анализ иллюстрации к басне в учебнике.
Кого вы видите на этой иллюстрации?

Как выглядят герои басни?

Предположите, какой разговор могут вести герои басни?
б) Словарная работа.
Объясните значение данных слов.

Ключ к разгадке данных слов найдёте в фамилии автора:
навИ волырК


икавез- тот, кто слоняется по улицам без дела

закопан- обратить внимание для вида

икяибаз- человек, который любит затевать ссоры

елокто- откуда

акваш- непородистая собака, уличная или дворовая

акнивокид- странная, удивительная вещь или явление
в) Чтение басни хорошо подготовленным учеником.
Оправдались ли ваши предположения?

Где происходят действия?

г) Выразительное и выборочное чтение басни учащимися.
Опишите как выглядят, что делают, как говорят герои басни?

Над кем смеётся автор?

Что противопоставляется в басне?

Если в этой басне прямо сформулированная мораль?


  1. Физкультминутка.


А теперь, ребята, встали ,

Быстро руки вверх подняли

В стороны, вперёд , назад

Повернулись вправо, влево

Тихо сели – вновь за дело.


  1. Обобщение знаний по творчеству И.А.Крылова.


-Какие пороки людей высмеивает в своём творчестве И.А.Крылов?

( Лесть, жадность, лень, зависть, угодничество……)

-Подумайте, как относится автор к героям своих басен? Докажите.


  • с презрением

  • с любовью

  • с юмором

  • с добротой

  • с восхищением

  • с теплотой


И.А.Крылов через героев своих басен учит людей лучше узнавать самих себя, помогает устранять недостатки, учит мудрости жизни, любви к нороду.


  1. Групповая работа.


Мы изучили много басен И.А.Крылова. Какую интересную внеклассную работу вы предложили бы для ребят по творчеству баснописца? ( игры, викторины, конкурсы рисунков)

Вы предлагаете составить игру. Подумайте как можно её озаглавить?
Коллективное обсуждение заданий для каждой группы.

Задание для 1 группы.
(Детям предложены загадки. Герои басен являются отгадками.)

Отгадайте загадки . Какое задание можно предложить выполнить с отгадками?(составить кроссворд из отгадок)

  1. Лапка мягонькая, а коготок востёр. Кот.

  2. Не зверь, не птица, а нос как спица. Комар.

  3. Ест кокосы корчит рожи, ест бананы, абрикосы. Мартышка.

  4. Жёлтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала. Лисица.

  5. Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком. Ворона.

  6. Из под кустика хватыш. Волк.

Ответ:

К

о

т




к

О

М

а

Р




м

А

Р

т

Ы

ш

к

А




Л

и

с

и

ц

а

 













в

О

р

о

н

а
















В

о

л

К

 















  1. Летает зимою, жёлтая грудка, клювик прямой. Кто это такой? Синица.

  2. Сам мал, незаметно хожу, больше себя ношу. Муравей.

  3. Не птица, а с крыльями. Стрекоза.

  4. По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан. Ягнёнок.


Ответ:


с

и

н

и

ц

а







м

у

р

а

в

е

й

с

Т

р

е

к

о

з

а







я

г

н

ё

н

о

к

Задание для 2 группы.
Вам даны герои басен: петух, ворона, лисица, белка, мартышка, комар, слон, рак, лев.
Какое задание придумаете вы?(лабиринт с героями басен)

Е

л

п

е

Х

Б

к

в

т

У

Л

а

о

р

О

И

ц

а

в

Н

С

и

ы

д

А


Ответ: петух, ворона, лисица, белка.



л

м

с

н

д

е

а

л

о

н

в

р

т

ы

к

к

о

ж

ш

к

ф

м

а

р

а



Ответ: мартышка, комар, слон, рак, лев.


Задание для 3и4 группы.

Детям предложены тексты басен Крылова.

Какое интересное задание можно выполнить работая с текстами басен?
3 группа – выписывают из текста героев и предлагают задание: соедини героев басен.

1. Ворона Кот

Волк Муравей

Лягушка Лисица

Щука Ягнёнок

Стрекоза Вол
2. Кукушка Журавль

Осёл Моська

Лев Петух

Слон Щука и Рак

Лебедь Соловей
4 группа- предлагает задание продолжить строчки и назвать басню.

1. Уж сколько раз твердили миру, (Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

Ворона и Лисица

2. У сильного всегда бессильный виноват.

( Тому в Истории мы тьму примеров слышим, НО мы истории не пишем.)

Волк и Ягнёнок
3. Мартышка к старости слаба глазами стала.

( А у людей она слыхала, что это зло не так большой руки : Лишь стоит завести очки.)

Мартышка и очки
4.( Как милый, Петушок, поёшь ты громко, важно!) -

( А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!)

Кукушка и Петух
5. По улицам Слона водили,

(Как видно, напоказ -

Известно, что Слоны в диковинку у нас)

Слон и Моська
6. Когда в товарищах согласья нет,

(На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука).

Лебедь, Щука и Рак


7. А вы, друзья, как ни садитесь,

(Всё в музыканты не годитесь).

Квартет
8. Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой;

(«Смотри-ка, - говорит: - кум милый мой!

Что это там за рожа?» )


Сможем ли мы предложить нашу мини-игру из 4 заданий для других детей?


  1. Итог урока.


Басенных сюжетов существует не так много: они переходят от одного автора к другому. Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни?

Почему сюжеты не устаревают? ( человеческие пороки неискоренимы, неизменны, басни сохраняют свою актуальность)


  1. Рефлексия.


У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова. (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету баснописца на доске)


  1. Домашнее задание по выбору учащихся.



а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.

б) Подготовить 2-3 задания для литературной игры.

в) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: повторение изученных басен И. А. Крылова; знакомство с басней «Слон и моська»; развитие логического мышления, творческого воображения,...
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconКонспект урока литературного чтения
Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух»
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: И. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом»
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconУрок чтение + икт тема урока: Басни Крылова Возрастной диапазон урока:...
Учебное оборудование: Для выполнения заданий учащиеся используют текстовые материалы для учащихся, ноутбук/планшет (7 шт.) и фотоаппарат...
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconКонспект урока и. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня...
«Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» icon«урок фауста»
«Человек-слон» (англ. The Elephant Man) — фильм, основанный на биографии знаменитого британца XIX века Джозефа Меррика. В основе...
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня»
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Русская басня»; выявить мораль басен И. А. Крылова «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха»
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconМкоу «Яланская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района Курганской области Слон
Познакомить обучающихся с шахматной фигурой «слон», с общими принципами ходов слона
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconТема урока Домашнее задание
Поэтическая тетрадь. Саша Черный "Что ты тискаешь утенка”,"Воробей","Слон". А. Блок "Ветхая избушка","Сны","Ворона"
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров...
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconКонспект урока л. Н. Толстой Басня «Белка и волк» (Тема урока) фио...
Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Автор Л. А. Ефросинина, М. Т. Оморокова. М.: Вентана-Граф,...
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconКонспект открытого урока по развитию речи. Тема: "Сравнение свойств фруктов"
Называют последнее слово в стихотворении, выделяя первый звук в словах-ответах (сверчок, светлячок, слон)
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconРеферат по литературе на тему "Умерла ли басня? Если да, то почему?"
В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания молодого поколения. И в XXI веке басни не уходят на второй...
Тема урока: Басня И. А. Крылова «Слон и Моська» iconРеферат по литературе на тему "Умерла ли басня? Если да, то почему?"
В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания молодого поколения. И в XXI веке басни не уходят на второй...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск