Скачать 111.92 Kb.
|
МОУ «Менделеевская средняя общеобразовательная школа» Урок литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Басня И.А.Крылова « Слон и Моська» Волкова Нина Григорьевна, учитель начальных классов МОУ «Менделеевская СОШ». Стаж работы – 36 лет. Образование - высшее. Квалификационная категория – высшая 2009 год Пояснительная записка. Урок литературного чтения по теме: И.А.Крылов «Слон и Моська». (традиционная программа) Урок знакомства с новой басней и закрепления изученного материала по творчеству И.А.Крылова в 4 классе. Главной целью урока является развитие творческих, исследовательских способностей детей через серию заданий на уроке, привитие интереса к чтению. Урок построен с использованием информационно-компьютерных технологий. Групповая работа на уроке стимулирует интерес детей, формирует познавательную активность, учит самостоятельности, готовит детей к проектной деятельности. Разработка конспекта урока соответствует требованиям и содержанию государственного стандарта образования. Урок литературного чтения. 4 класс. Тема: И.А.Крылов «Слон и Моська». (Урок обобщения знаний учащихся по творчеству баснописца). Цель: 1. Познакомить детей с новой басней И.А.Крылова « Слон и Моська», обобщить знания по творчеству баснописца. 2. Развивать творческие, исследовательские способности детей через серию заданий на уроке. 3. Воспитывать негативное отношение у учащихся к порокам людей.
Народная пословица гласит: « Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? Что для вас значит урок чтения? Что нового и интересного вы ждёте от нащего урока чтения?
Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Прочитайте эти слова в медленном темпе, быстром темпе, «птичьим базаром», с интонацией восклицания. Какие слова в этом четверостишии нам говорят о том, как нужно работать на уроке литературного чтения? Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.
С творчеством какого автора мы на уроке будем работать?
Какие автобиографические данные вы дополните к этому списку? Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского баснописца И.А.Крылова. Как вы понимаете значение слова великого? Проблемный вопрос: Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни?
Чем характеризуются произведения басенного жанра?
а) Анализ иллюстрации к басне в учебнике. Кого вы видите на этой иллюстрации? Как выглядят герои басни? Предположите, какой разговор могут вести герои басни? б) Словарная работа. Объясните значение данных слов. Ключ к разгадке данных слов найдёте в фамилии автора: навИ волырК икавез- тот, кто слоняется по улицам без дела закопан- обратить внимание для вида икяибаз- человек, который любит затевать ссоры елокто- откуда акваш- непородистая собака, уличная или дворовая акнивокид- странная, удивительная вещь или явление в) Чтение басни хорошо подготовленным учеником. Оправдались ли ваши предположения? Где происходят действия? г) Выразительное и выборочное чтение басни учащимися. Опишите как выглядят, что делают, как говорят герои басни? Над кем смеётся автор? Что противопоставляется в басне? Если в этой басне прямо сформулированная мораль?
А теперь, ребята, встали , Быстро руки вверх подняли В стороны, вперёд , назад Повернулись вправо, влево Тихо сели – вновь за дело.
-Какие пороки людей высмеивает в своём творчестве И.А.Крылов? ( Лесть, жадность, лень, зависть, угодничество……) -Подумайте, как относится автор к героям своих басен? Докажите.
И.А.Крылов через героев своих басен учит людей лучше узнавать самих себя, помогает устранять недостатки, учит мудрости жизни, любви к нороду.
Мы изучили много басен И.А.Крылова. Какую интересную внеклассную работу вы предложили бы для ребят по творчеству баснописца? ( игры, викторины, конкурсы рисунков) Вы предлагаете составить игру. Подумайте как можно её озаглавить? Коллективное обсуждение заданий для каждой группы. Задание для 1 группы. (Детям предложены загадки. Герои басен являются отгадками.) Отгадайте загадки . Какое задание можно предложить выполнить с отгадками?(составить кроссворд из отгадок)
Ответ:
Ответ:
Задание для 2 группы. Вам даны герои басен: петух, ворона, лисица, белка, мартышка, комар, слон, рак, лев. Какое задание придумаете вы?(лабиринт с героями басен)
Ответ: петух, ворона, лисица, белка.
Ответ: мартышка, комар, слон, рак, лев. Задание для 3и4 группы. Детям предложены тексты басен Крылова. Какое интересное задание можно выполнить работая с текстами басен? 3 группа – выписывают из текста героев и предлагают задание: соедини героев басен. 1. Ворона Кот Волк Муравей Лягушка Лисица Щука Ягнёнок Стрекоза Вол 2. Кукушка Журавль Осёл Моська Лев Петух Слон Щука и Рак Лебедь Соловей 4 группа- предлагает задание продолжить строчки и назвать басню. 1. Уж сколько раз твердили миру, (Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.) Ворона и Лисица 2. У сильного всегда бессильный виноват. ( Тому в Истории мы тьму примеров слышим, НО мы истории не пишем.) Волк и Ягнёнок 3. Мартышка к старости слаба глазами стала. ( А у людей она слыхала, что это зло не так большой руки : Лишь стоит завести очки.) Мартышка и очки 4.( Как милый, Петушок, поёшь ты громко, важно!) - ( А ты, Кукушечка, мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всём лесу у нас такой певицы нет!) Кукушка и Петух 5. По улицам Слона водили, (Как видно, напоказ - Известно, что Слоны в диковинку у нас) Слон и Моська 6. Когда в товарищах согласья нет, (На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука). Лебедь, Щука и Рак 7. А вы, друзья, как ни садитесь, (Всё в музыканты не годитесь). Квартет 8. Мартышка, в Зеркале увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой; («Смотри-ка, - говорит: - кум милый мой! Что это там за рожа?» ) Сможем ли мы предложить нашу мини-игру из 4 заданий для других детей?
Басенных сюжетов существует не так много: они переходят от одного автора к другому. Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни? Почему сюжеты не устаревают? ( человеческие пороки неискоренимы, неизменны, басни сохраняют свою актуальность)
У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова. (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету баснописца на доске)
а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть. б) Подготовить 2-3 задания для литературной игры. в) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: повторение изученных басен И. А. Крылова; знакомство с басней «Слон и моська»; развитие логического мышления, творческого воображения,... | Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: И. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом» | Урок чтение + икт тема урока: Басни Крылова Возрастной диапазон урока:... Учебное оборудование: Для выполнения заданий учащиеся используют текстовые материалы для учащихся, ноутбук/планшет (7 шт.) и фотоаппарат... | ||
Конспект урока и. А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня... «Литература. 5 класс» В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, изд. «Просвещение» 2010г | «урок фауста» «Человек-слон» (англ. The Elephant Man) — фильм, основанный на биографии знаменитого британца XIX века Джозефа Меррика. В основе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На примере басни Крылова «Квартет» определить роль музыки в литературном жанре «басня» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Русская басня»; выявить мораль басен И. А. Крылова «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Мкоу «Яланская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района Курганской области Слон Познакомить обучающихся с шахматной фигурой «слон», с общими принципами ходов слона | ||
Тема урока Домашнее задание Поэтическая тетрадь. Саша Черный "Что ты тискаешь утенка”,"Воробей","Слон". А. Блок "Ветхая избушка","Сны","Ворона" | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», показать мастерство Крылова-баснописца в изображении характеров... | ||
Конспект урока л. Н. Толстой Басня «Белка и волк» (Тема урока) фио... Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. Автор Л. А. Ефросинина, М. Т. Оморокова. М.: Вентана-Граф,... | Конспект открытого урока по развитию речи. Тема: "Сравнение свойств фруктов" Называют последнее слово в стихотворении, выделяя первый звук в словах-ответах (сверчок, светлячок, слон) | ||
Реферат по литературе на тему "Умерла ли басня? Если да, то почему?" В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания молодого поколения. И в XXI веке басни не уходят на второй... | Реферат по литературе на тему "Умерла ли басня? Если да, то почему?" В басне заключено нравственное поучение, так необходимое для воспитания молодого поколения. И в XXI веке басни не уходят на второй... |