Скачать 486.1 Kb.
|
Принято Утверждаю Методическим советом Директор школы №____от____________ __________ Е.И.Кулакова «___» ________ 2010 г. Авторская программа «Формирование культуры ЗОЖ у младших школьников». «Тропинка здоровья». на 2010 -2014 учебный год Составитель: Панова А.Г. учитель начальных классов первой квалификационной категории Павино 2010г. Авторская программа «Формирование культуры ЗОЖ у младших школьников». «Тропинка здоровья». Пояснительная записка Здоровье человека – тема достаточно актуальная, а сегодня она становится первостепенной. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. На основании результатов медицинских осмотров за последние три года 2007-2009 в МОУ Павинская СОШ по начальным классам выявлены следующие результаты: увеличилось количество детей, страдающих ожирением, нарушением осанки, с ухудшением зрения. Полностью здоровых детей – 18%! Ухудшение здоровья зависит от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью, к здоровью своих детей, отрицательное влияние окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил ЗОЖ. Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является младший школьный возраст. Программа составлена мною на основе собственного опыта работы. Раньше я использовала лишь элементы по здоровьесбережению учащихся в учебной и внеклассной деятельности, теперь решила работу систематизировать. На сегодняшний день приоритетным направлением в работе с классным коллективом для меня является применение здоровьесберегающих технологий, как на уроке, так и во внеурочное время. В основе построения методической и воспитательной работы мною определены «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая» среда связана с развитием интеллектуальных способностей учащихся. Это и самостоятельный поиск информации, способов решения поставленных перед детьми задач, разработка проектов, творческих заданий, общение. Без всего этого не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия. «Сохраняющая» здоровье ребенка среда опирается на состояние психологического комфорта, эмоциональной активности. К этой среде следует отнести и санитарно-гигиенические требования; поддержание физического здоровья; правильное питание; отсутствие вредных привычек; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе. Программа включает в себя также три раздела: учебная деятельность (физкультминутки, физкультпаузы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика и др.), внеурочные занятия, работа с родителями. Реализация данной программы основывается на тесном сотрудничестве школы и семьи. Родители должны научить своих детей воспринимать жизнь и здоровье как великую ценность. Эта задача не имеет однозначного решения. Она включает в себя формирование у детей основ физиологической, психической и интеллектуальной культур. Родители должны умело использовать эти основы для организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными для здоровья делами. Программа носит гуманистическую направленность, имеет практическую значимость. Программа нацелена на:
Задачи:
Содержание программы: Программа построена так, чтобы ребенок через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую, спортивную) формировал потребность в ЗОЖ. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Курс рассчитан на 4 года обучения, с 2010 -2014 г.г., состоит из четырех блоков. Блоки повторяются в каждом классе, но углубляется материал, усложняются формы работы. Содержание санитарно-гигиенического 1 блока «Мое здоровье» дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Содержание социального 2 блока «Мои друзья» и одноклассники» направлено на приобретение учащимися навыков оказания первой медицинской помощи, профилактики поведения, психологическую подготовку к действиям в экстремальных ситуациях, изучение различных сторон личности ( психическое здоровье, отношение к внешнему миру ). Содержание семьеведческого 3 блока «Моя семья» формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, реализации ЗОЖ в семье. В содержании 4 блока «О вредном и полезном» рассматриваются вопросы о формировании негативного отношения к вредным привычкам и позитивного к полезным привычкам, оценивание качества своего здоровья. Блок «Мое здоровье» 1 класс: 1. Чистота – залог здоровья. 2. Режим дня. 2 класс: 1.Твой внешний вид. 2.Осанка – стройная спина ! 3 класс: 1. Закаливание организма 2.Я выбираю движение. 4 класс: 1. Как ты питаешься 2.Что нужно знать о лекарствах. Блок «Мои друзья и одноклассники» 1 класс: 1. Правила безопасного поведения дома на улице в транспорте. 2. Боль душевная и физическая. 2 класс: 1. Как вести себя с незнакомыми людьми. 2. Первая помощь при укусах животных, насекомых. 3.Чувства и поступки. 3 класс: 1.Дружба. 2.Нехорошие слова. Нехорошие шутки. 4 класс: 1.Научись радоваться чужим успехам. 2.Познай и оцени себя. Блок «Моя семья» 1 класс: 1.Домашний досуг. 2. Твой труд дома. 2 класс: 1.Почему мы не слушаемся родителей. 2.Уважительное отношение в семье, к людям. 3 класс: 1.Наша дружная семья. 2.Поддержка и помощь семьи. 4 класс: 1. Родительский совет. Блок «О вредном и полезном» 1 класс: 1.О вредном и полезном. 2 класс: 1.Как помочь сохранить себе здоровье. 3 класс: 1. Вредной привычке – нет! 4 класс: 1. Волевое поведение. Ожидаемый результат:
Материал по формированию культуры ЗОЖ можно использовать фрагментально на разных уроках: в текстах и предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению и окружающему миру, играх и соревнованиях на уроках физической культуры. Неуместно оценивать интерес детей к ЗОЖ, но практические работы должны оцениваться. Это могут быть дипломы, например: «За спортивные достижения», «Лучший знаток спорта», «За доброту и отзывчивость», «Самый быстрый», «Самый ловкий» и т.д. Для объективного и систематического оценивания достижений учащихся проводить викторины, тесты, соревнования. «Устный журнал» подведет итог большой работы по формированию ЗОЖ у младших школьников, начатой в 2010 году. Условия для реализации программы:
Участники программы:
Литература
Формы и приемы по формированию у младших школьников культуры ЗОЖ: Конкурсы рисунков: «Осторожно, дети!» «Зеленая аптека». «Я за здоровый образ жизни!» «Самое хорошее и самое плохое». «Моя дружная семья». «Мы дружим с физкультурой и сортом». «Черно-белый мир». Выставка фотографий из семейного альбома: «Спорт в нашей семье». «Семейный труд и отдых». «Мои маленькие радости». Сочинения: «Мой режим дня». «Что значит быть здоровым». «Выходной день в моей семье». «Сказка о правильном питании». «Мой друг». «Обида, которую не могу забыть». «Самый счастливый день в моей жизни». Конкурсы плакатов, газет: «Нет вредным привычкам!» «Опасно для жизни!» «Дружба – это важно!» Исследовательские проекты: «Курение – главный враг здоровья». «Вредна или полезна жевательная резинка?» «Полезен ли так завтрак?» «Каша – пища наша». Викторины: «Кушайте на здоровье». «Правила дорожного движения». «Страна Витаминия». «ЗОЖ». Спортивные соревнования: «Веселые старты». «Спортивный муравейник». «Малые Олимпийские игры». «В команде с чемпионом». Экскурсии: «Луг. Съедобные и ядовитые растения». «Пожарная охрана села». «Школьный двор и опасности в нем». Поход «Возьмемся за руки, друзья!» Уголок здоровья. Доска вопросов и ответов «Спрашивайте!" Приложение №1 Календарно - тематическое планирование в 1 классе по программе «Формирование культуры ЗОЖ у младших школьников «Тропинка здоровья».
Требования к уровню знаний учащихся первого класса: Учащиеся первого класса должны знать: Правила личной гигиены; свой режим дня; правила поведения дома, на улице, в транспорте; свои домашние обязанности; иметь представления о важности планирования своего свободного времени дома; о вредных и полезных привычках; о пользе физических упражнений и занятии спортом. Уметь: Правильно мыть руки, чистить зубы, пользоваться расческой, носовым платком; правильно распределять время на труд и отдых; уметь ответственно вести себя дома, на улице, в транспорте; обратиться к взрослому человеку с просьбой о помощи в случае боли; выполнять зарядку, комплекс упражнений. Приложение №2 Календарно – тематическое планирование в 2 классе по программе «Формирование культуры ЗОЖ у младших школьников «Тропинка здоровья».
|
Программа внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного... Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | Рабочая программа по химии 9 кл ас Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель... | ||
План работы по проекту «острова в океане книг» на 2013 – 2014 учебный... По популяризации чтения и вовлечению младших школьников в активную читательскую деятельность | Анализ работы методического объединения учителей начальных классов... Работа велась в рамках единой методической темы «Формирование ключевых компетенций младших школьников через внедрение новых педагогических... | ||
Воспитание культуры здоровья младших школьников. "Путешествие на остров Неболеек" Состояние здоровья подрастающего поколения важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую... | Анализ здоровьесберегающей деятельности за 2011-2012учебный год Зож, использование полученных знаний в практике. Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу... | ||
Анализ внеурочной деятельности в мбоу кордовская сош №14 за 2013-2014 учебный год Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков, реализацию планов воспитательной... | Рабочая программа по музыке для 4 класса на 2013/2014 учебный год Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной... | ||
Формирование зож на уроках иностранного (английского) языка Однако время и жизнь расставили все по своим местам, доказав, что одному физическому воспитанию здесь не справиться. Так появилось... | Анализ работы по здоровьесбережению по мбоу «Верхнеошминская сош» за 2012-2013 учебный год Основной целью здоровьесберегающего сопровождения являлось сохранение и укрепление здоровья детей через обучение, и воспитание, формирование... | ||
Г. о духовно-нравственном воспитании младших школьников : урок Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | Программа мобу сош №1 г. Якутска на 2013 2014 учебный год г. Якутск 2013 Образовательная программа мобу сош №1 г. Якутска направлена на формирование и развитие у школьников таких ценностей как свобода личности,... | ||
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 2 «Б» класса (на 2013-2014 учебный год) Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... | «Здоровое питание – залог успешного обучения и крепкого здоровья школьников» Цель: Обеспечение здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактика заболеваний. Развитие культуры... | ||
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 2 «Б» класса (на 2013-2014 учебный год) «Школа России»). Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных... | Реферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников» Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников |