В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе





Скачать 55.81 Kb.
НазваниеВ. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе
Дата публикации21.09.2014
Размер55.81 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

Детство – каждодневное открытие мира,

и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский

 При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе. М.Н. Скаткин писал: «Урок – «клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». Это означает, что процессы, заявленные государством в качестве приоритетных, должны быть реализованы в ходе школьного занятия. Но К.Д. Ушинский говорил : «И воспитание, и образование нераздельны». Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека».

Обучение сегодня приобретет все более гуманно-личностный характер, становясь по своей сути воспитывающим. Воспитывающее обучение – это обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу. Особая роль при этом отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного образа человека.

Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей. Известно, например, что А.С. Макаренко писал: «Я считаю, что воспитательная область – область чистого воспитания – есть в некоторых случаях отдельная область, отличная от методики преподавания».

Охарактеризовать эти отличия процессов обучения и воспитания не столь просто, так как в реальном педагогическом процессе, прежде всего бросается в глаза их общность: процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр.

Расширяя идеи Л.И. Маленковой, отметим, что воспитание (в образовательном смысле слова) имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением:

1.       Воспитание шире и сложнее обучения, ибо оно:

-   предшествует обучению, начинаясь с самого рождения человека;

-   осуществляется и в процессе обучения, в любой другой внеурочной деятельности;

- продолжается и после окончания человеком систематического обучения;

-   происходит ежедневно, ежечасно и ежеминутно во всей жизнедеятельности человека.

2.       Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке, как результаты обучения. Зачастую они сильно отдалены во времени и могут проявить себя спустя несколько лет.

3.       Процесс воспитания – многофакторный, в этом его сложность. Обучение осуществляет, в основном, учитель. Воспитывающими же факторами в процессе воспитания являются (помимо педагога) семья, сверстники, окружающей ребенка социум, средства массовой информации и т.д.

4.       В обучении успешность определяется в основном учителем, в воспитании не только им, а в ряде случаев не столько им, сколько обществом и его гражданами.

5.       Воспитание не имеет строгих, четких организационных форм, как обучение. Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия и т.д., то в воспитательном процессе – воспитательные мероприятия коллективного характера, общественная деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния и пр.

6.       Методы воспитания тесно связаны с методами обучения. Фактически, все методы обучения являются одновременно и методами воспитания, так как невозможно сформировать какого-либо качества личности или поведения, не обучая учеников нормам общественного поведения, не разъясняя требований, не формируя определенных взглядов и убеждений. В тоже самое время, методы воспитания , особенно такие, как предъявление требований, поощрение, порицание, создание общественного мнения, пример воспитателя и др., выступают в роли методов стимулирования учения. Более того, без применения методов воспитания в процессе обучения невозможно обеспечить его успешное и тем более оптимальное функционирование.

7.       Воспитание охватывает более широкий спектр задач в формировании отношений растущего человека к окружающему миру (и даже обучение). Но без основания обучение можно назвать средством воспитания.

8.       Воспитание создает необходимые условия для развития человека, влияя на его сознание, эмоционально-волевую сферу и на поведение (все виды деятельности, одним из которых является индивидуально-познавательная).

За свою школьную жизнь человек проживает примерно 10 000 уроков (более года непрерывного ежедневного учения в режиме нон - стоп). Одной из главных характеристик обучения считается его воспитывающий характер. Действительно, в процессе обучения воспитывает все:

1.       Содержание учебного материала – мировоззренческие идеи, факты из истории и теории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей художников, композиторов, исторических деятелей.

В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и общеучебных умений и навыков. Этот процесс одновременно содействует решению задач воспитания и развития, формируя диалектико-материалистическое мировоззрение обучаемых.

В.А. Караковский выделяет основные слагаемые воспитательного потенциала содержания образования:

- формирование основ мировоззрения – целостной картины мира (естественно-научной, социальной и художественной), нового стиля на основе идей синергетики (науки о самоорганизации процессов, происходящих в мире);

 формирование экологической грамотности и экологического сознания на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере;

    - обращение учащихся к гуманитарным идеям образования через включение в ткань предметного материала философских, аксиологических, историко-научных знаний, биографий ученых. 

2.       Организация – все на своем месте, в свое время. Приобщение к НОТ (научной организации труда) ученика. Известно, что эффективное воспитание происходит при рациональной организации жизнедеятельности детей. А условия обучения (чистота, уют, и т.п.) являются средством эстетического воспитания.

3.     Методы обучения – например, репродуктивные методы обучения помогают формированию дисциплинированности, исполнительности, внимательности.

Проблемные методы, направленные на развитие интеллекта, способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к решению жизненных проблемных ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориентируют на ценности науки и культуры, на саморазвитие и самоактуализацию.

4.       Формы обучения -  работа в коллективе сверстников включает школьников   в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям.

Групповая форма работы позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого. Необходимо сочетание индивидуальных, групповых и парных форм работы.

Усиление воспитательного потенциала обучения достигается применением необычных уроков: урок-размышление, урок-праздник, научно-практические конференции, дидактические и эстетические спектакли, суд над негативными явлениями, уроки по заявкам и т.п.

5.     Личность учителя – носителя культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир. Нередко выступает в роли помощника, защитника интересов и прав, доверенного лица, носителя педагогической поддержки. Учитель становится для ученика наставником, покровителем, другом, единомышленником, соучастником жизненных событий. Личность воспитывается личностью – это базис. Культура учителя, его интеллектуальный и нравственный облик являются одним из главных условий эффективности урока. Урок можно рассматривать как «зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» (В.А. Сухомлинский).

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconУрок Современный урок математики: теория и практика
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. В современной школе основной формой...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconПлан Предисловие «А урок остается!»
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной формой организации образовательного процесса в школе остается урок. От качества урока в первую очередь зависит реализация...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconЧто такое хорошее образование, что такое качественное образование?
Но преобладающей формой организации обучения в школе остается традиционный урок. Это определило тему статьи
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconО чем чаще всего говорят, когда вспоминают школу?
Урок был и есть и в ближайшем будущем, по-видимому, останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся в школе....
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconУроки математики, физики и информатики в современной школе
Районный методический фестиваль "Уроки математики, физики и информатики в современной школе" является массовой формой повышения квалификации...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconОрганизация образовательных ресурсов условие повышения качества образования
Организация образовательных ресурсов – условие повышения качества образования. – Уварово: Издательство «Лувр», 2008. – 27 с
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconМбоу «Алдиаровская сош» Янтиковского района aldiar-, тел. 89278643748
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconПоложени е о городском инновационном комплексе по оптимизации урока
Ачинский городской инновационный комплекс (далее – комплекс) – объединение учреждений, служб, коллективов и отдельных профессионалов...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconУрок остается вечной и главной формой обучения
«Эффективность работы педагогического коллектива по обеспечению положительной динамики в формировании и развитии учебных компетенций...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconСравнительная характеристика традиционного урока и урока в соответствии с фгос
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об этом написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии...
В. А. Сухомлинский При всей масштабности происходящих изменений, активном поиске ресурсов повышения качества образования школьный урок был и остается самой распространенной формой массового обучения в современной школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск