Скачать 0.83 Mb.
|
Немецкий язык, НОО Грошева Алена Александровна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа адресована обучающимся 2-4 класса общеобразовательной школы МКОУ СОШ № 19 изучающим курс «Немецкий язык» Настоящая программа составлена на основе
Срок реализации программы 3 года КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» Программа учебного курса для 2 - 4 класса нацелена на реализацию личностно -ориентированного деятельностного подхода к обучению немецкому языку. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур. Курс обучения немецкому языку в начальной школе в соответствии с настоящей программой делится на два этапа, каждый из них автономен в постановке целей и отборе содержания обучения, которые в то же время взаимообусловлены. Поэтому в качестве основной цели обучения выступает личностное развитие ребенка средствами предмета. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать немецкий язык в контекст жизнедеятельности школьника и определять конкретные пути осуществления интегративных связей иностранного языка с другими предметами. Реализация указанной цели предусматривает:
Личностное становление младших школьников осуществляется в процессе его общения с педагогами и другими учащимися. Разучивая стихи, песни на немецком языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. В этих целях широко будут применяться групповые, коллективные формы работы, в процессе которых язык органично вливается в деятельность и сопровождает ее, будут создаваться условия, в которых ребенок чувствует себя раскованным и свободным, испытывает положительные эмоции. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, в рамках реализации программы широко используется в качестве важного методического приема игра, позволяющая создать ситуацию, в которой ребенок не может отмолчаться. При этом речь идет не только о сюжетно-ролевых, но и о подвижных играх (в которых может обрабатываться разнообразный языковой материал), мимических играх, пальчиковых, настольно-печатных (играх с фишками и кубиком типа лото, домино) и др. Разучивая, воспроизводя, инсценируя стихи, песни, сказки на немецком языке, второклассник приобщится к культуре страны изучаемого языка. При этом речь идет о знакомстве с фоновыми знаниями сверстника за рубежом (что они поют и какими жестами это пение сопровождается, во что любят играть, что едят и пьют, какие сказки любят слушать и др.). Поэтому уже с первых шагов обучения дети знакомятся с аутентичным языком и аутентичной информацией, достоверно отражающей реалии культуры другого народа во всем ее многообразии (например, детский фольклор). Второй этап предполагает продолжение обучения немецкому языку учащихся в 3—4 классах. На данном этапе осуществляется постепенный переход к более целенаправленному развитию у учащихся коммуникативной компетенции с целью установления четкой взаимосвязи с содержанием обучения в последующих классах. Учащиеся овладевают коммуникативными умениями в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Однако если в начале второго этапа в обучении преобладает устная речь и требования к уровню владения чтением минимизированы, то к концу обучения в начальной школе устанавливается равное соотношение между аудированием, говорением, чтением и письмом. В области обучения говорению расширяется номенклатура речевых умений для реализации большего объема коммуникативных намерений, обогащается словарный запас школьников. У учащихся формируется представление о системе изучаемого языка (грамматическом строе), однако делается это в форме, соответствующей их возрасту и индивидуальным особенностям. На данном этапе школьники приобщаются к разным стратегиям овладения видами речевой деятельности: как читать текст и обрабатывать информацию, как строить свое высказывание с опорой на план и др. Предметная сторона содержания обучения немецкому языку на втором этапе отражает типичные для младшего школьника сферы общения: бытовую, учебно-трудовую и социокультурную. В рамках каждой сферы общения выделяется ряд тем и ситуаций, которые рассматриваются применительно к нашей стране и стране изучаемого языка. В то же время особо выделяется ряд вопросов, непосредственно связанных с первым приобщением учащихся к социокультурным знаниям о стране, народе, язык которого изучается в школе. Как и на первом, на втором этапе предполагается не последовательное изучение тем, а концентрическое, что позволяет их расширить и углубить за счет самых разнообразных ситуаций. В программе учитываются специфические особенности процесса обучения на втором этапе: – учебный предмет «иностранный язык», органически включаясь в общую систему обучения в начальной школе, должен приносить учащимся большую познавательную пользу, то есть помогать изучению других учебных дисциплин, при этом на данном этапе должен осуществляться постепенный переход от ведущей роли игровой мотивации, приоритетной на первом этапе, к «собственно школьной методике» (А. А. Леонтьев), и к усилению познавательной мотивации учащихся; – немецкий язык усваивается школьниками как средство общения в процессе заинтересованного взаимодействия друг с другом, учителем, книгой, при этом учащиеся осознают цели и мотивы своих речевых и неречевых действий, а сам процесс овладения иноязычным материалом подчиняется решению задач общения; – содержание обучения и способы его усвоения школьниками соответствует возрастным особенностям учащихся, отражает их реальные потребности и интересы в общении и познании, при этом ученик является главным действующим лицом на уроке, чувствуя себя свободно и комфортно, принимая активное участие в тех или иных коллективных, групповых, творческих видах работы на уроке; – в рамках курса предполагается создание таких ситуаций общения, в которых ученик испытывает насущную потребность в практическом применении изучаемого языка, в его использовании для решения задач общения, для осуществления конкретных дел в той или иной сфере предметно-практической деятельности, актуальной для детей младшего школьного возраста. – младшие школьники усваивают немецкий язык осознанно, то есть в каждый конкретный момент они видят смысл в том, что они делают на уроке, они должны осознавать значимость приобретенных знаний, навыков и умений для процесса общения; в этих целях, в частности, учебник предусматривает осуществляемую в доступной и адекватной возрасту ребенка форме сознательную ориентировку в языке, а также последовательную опору на его речевой опыт в родном языке. Цели обучения немецкому языку Обучение немецкому языку в начальной школе (2-4 классы) строится на основе УМК «Немецкий язык» 2 класс под редакцией Гальсковой Н.Д. и Гез Н.И. 2008 г, который реализует базовый уровень. УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013/14 учебный год и авторской программы под редакцией Гальсковой Н.Д. и Гез Н.И. 2008 г. В состав УМК входят:
Обучение направлено на развитие элементарной коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе с носителями изучаемого языка. Речь идет о формировании у младших школьников готовности и способности осуществлять устное и письменное общение на доступном уровне, т.е. в ограниченном круге типичных речевых ситуаций и сфер общения, с помощью усвоенных устных и письменных языковых средств, в соответствующих возрасту и типичных коммуникативных ситуациях. Поэтому данная программа обеспечивает реализацию следующих целей:
Реализация данных целей требует решения следующих задач:
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «НЕМЕЦКОГО ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МКОУ СОШ № 19 Настоящая программа предусматривает изучение немецкого языка 204 часа за 3 года
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Курс «Немецкий язык» обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты, которые выражаются в формировании:
Метапредметные результаты, связанные с:
Предметные результаты: А. В сфере коммуникативной компетенции: говорение:
аудирование:
чтение:
письмо:
Языковая компетенция (языковые представления и речевые навыки):
Социокультурная компетентность – знание:
Б. В познавательной сфере:
В. В ценностно-ориентационной сфере:
Г. В эстетической сфере:
Д. В трудовой сфере:
Содержание учебного предмета «Немецкий язык» Предметное содержание речи Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующее: Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений; имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета). Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки. Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы. Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать. Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках. Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода. Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи книг, популярных среди моих сверстников (имена героев книг, черты их характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки). Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине). Планируемые результаты изучения курса «Немецкий язык» Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
. Социокультурная осведомленность В процессе обучения немецкому языку обучающиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на немецком языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка. Специальные учебные умения
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомленность приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании. |
Рабочая программа учебного курса: «орксэ» Рабочая программа курса Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики, модуль... | Рабочая программа по немецкому языку для 5 класса к учебнику «Немецкий... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» | ||
Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе федерального... И. Л. Бим. Данная программа адресована общеобразовательным школам, в которых немецкий язык изучается с 5 класса. Рабочая программа... | Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного... Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9... | ||
Пояснительная записка статус документа Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе | Рабочая программа педагога Настоящая программа по математике для основной общеобразовательной школы 5 класса составлена на основе | ||
Рабочая программа по немецкому языку для 8 класса к учебнику «Deutsch»... Министерство образования Российской Федерации мо чернский район моу «Архангельская общеобразовательная средняя школа» | Пояснительная записка Настоящая рабочая программа курса «Химия» ... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса Данная программа адресована обучающимся 7 класса мбоу талицкая сош с. Талицы, рассчитана на 2013 -2014 учебный год | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа учебного курса «Технология» (труд) создана для учащихся 1 а класса общеобразовательной массовой школы мкоу... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 1 а класса общеобразовательной массовой школы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» создана для учащихся 1 а класса общеобразовательной массовой школы мкоу... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Настоящая рабочая программа по обществознанию для средней общеобразовательной школы 6 класса составлена на основе | Пояснительная записка рабочая программа по русскому для 8 класса... Рабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа начального общего образования по немецкому языку составлена в соответствии с авторской программой Н. Д. Гальсковой и Н.... | Пояснительная записка программа адресована обучающимся гимназии,... Примерные программы основного общего образования. Литература. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения) |