Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»





Скачать 72.65 Kb.
НазваниеКонспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Дата публикации28.09.2014
Размер72.65 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Культура > Конспект
6 класс

3 четверть

Конспект урока № 3 по теме:

«Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского»

Цели урока:

Обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры- фантазии “Ромео и Джульетта” П.И.Чайковского (в процессе восприятия увертюры, осмысления ее образов).

Закрепить и углубить понятие “сонатная форма”.
Задачи урока:

Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии.

Научить распознавать образы музыкального произведения.

Расширить понятие “сонатная форма” и сопоставить его с развитием сюжета в трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта”.

Дать понятие “программное произведение”.

Расширить кругозор учащихся в области искусства и литературы (эпоха Возрождения).
Музыкальный материал:
П.И.Чайковский “Увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта”.

М.И.Глинка “Руслан и Людмила” увертюра (экспозиция).
Оборудование: компьютер; портреты деятелей культуры (Леонардо да Винчи, Микеланджело Рафаэля Санти, В. Шекспира, П.И.Чайковского); репродукции картин (“Мадонна с младенцем”, “Мона Лиза”); раздаточный материал (трагедия В.Шекспира “Ромео и Джульетта”).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: “Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с понятием “сонатная форма”. Мы уже несколько раз встречались с вариантами построения музыки в сонатной форме. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

Из каких разделов состоит сонатная форма?

Что такое экспозиция?

Что такое разработка?

Что такое реприза?

Что такое кода?

Какие произведения пишутся в сонатной форме? (соната, концерт, симфония, целые оперные сцены, оратории, увертюры и т. д.).

Учитель: “Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно условно сравнить с развитием сюжета в драматургии. Музыка, написанная в сонатной форме, населена разными героями, наполнена различными мелодиями- темами. И данные мелодии не просто идут одна за другой, а также взаимодействуют, вступают в конфликты. В зависимости от характера конфликтов драматические произведения делятся на особые жанры: драмы, комедии, трагедии. И особое внимание сегодня мы уделим трагедии. Трагедия – это такое драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя. Но сегодня я познакомлю вас не с современной трагедией, а перенесу в далекое прошлое.

  1. Актуальность темы.

Учитель: “Уже в 14 веке в Италии создавались творения, прославляющие физическую красоту и духовное совершенство человека. А каких великих деятелей культуры этой эпохи вы знаете?”

Учитель показывает портреты и репродукции картин, дает к ним пояснения, дети называют имена.

Например, Леонардо да Винчи – он был художником, поэтом, архитектором, скульптором, музыкантом, увлекался физикой, математикой, историей, философией. Героями его произведений были не боги и святые, а обыкновенные люди. Таковы персонажи его живописных полотен “Мадонна с младенцем”, “Мона Лиза”.

Учитель: “В далекой Англии взошла звезда другого титана Возрождения – автора “Отелло”, “Гамлета”, “Короля Лира”, “Ромео и Джульетты”. О ком идет речь?
Ученики: “Вильям Шекспир”.
Учитель: “Английская литература выдвинула на рубеже 16-17 веков Вильяма Шекспира, одного из крупнейших трагиков всех времен и выдающегося драматурга эпохи Возрождения. Основная тема шекспировской трагедии – столкновение благородной личности, героя – гуманиста с миром зла и несправедливости. Шекспировские герои любят и страдают, совершают ошибки, разочаровываются, борются за свое счастье и чаще всего в этой борьбе погибают. Умирает несчастная Офелия, поверив клевете; Отелло убивает Дездемону; отравленный клинок поражает Гамлета; короля Лира лишают крова и обрекают на скитания и нищету собственные дочери. Но каждый шекспировский герой ищет свой ответ на вопрос: “Как поступить, столкнувшись со злом?”. Примером того может являться внутренний монолог принца-бунтаря Гамлета:

… покориться стрелам яростной судьбы?

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?

Учитель: “Сегодня мы познакомимся с величайшим творением Шекспира, с его трагедией “Ромео и Джульетта”. Послушайте строки, которые могли бы стать “кратким конспектом” содержания трагедии:

Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни.

К жанру трагедии обращались многие русские и зарубежные композиторы. Творчество Шекспира вызвало большой интерес у передовых деятелей русской культуры. С.Прокофьев написал балет “Ромео и Джульетта”, а П.И.Чайковский увертюру-фантазию “Ромео и Джульетта”. На уроках мы уже знакомились с творчеством П.И.Чайковского. Как подлинный драматург Чайковский показывает жизненные явления в их непрерывном развитии при столкновении противоборствующих сил. Увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” для Чайковского – это первое крупнейшее достижение в области программного симфонизма. То есть, увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта” Чайковского – это программное произведение.

Программное произведение – это такое произведение, в основе которого заложен определенный сюжет, “взятый” из реальных событий истории и современности. Это рожденная творческая фантазия композитора, которая помогает слушателям понять основы музыкальной драматургии произведения: музыкальный образ, взаимоотношения, общий замысел сочинения, его главную идею.

  1. Изучение нового материала.

Увертюра – фантазия очень близка к идейному своеобразию шекспировского творчества. Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и “столкновение” различных по своему характеру музыкальных тем. Ответьте на следующие вопросы:

Ребята, как вы считаете, сколько образов мы можем услышать в этом произведении?

В какой музыкальной форме может быть написано это произведение?

Как должны взаимодействовать образы, чтобы внимательный слушатель воспринял все тончайшие особенности музыкальной драматургии произведения, его главную идею?

Ученики отвечают на вопросы.

Учитель: “Увертюра написана в сонатной форме с широким вступлением и развернутой кодой – эпилогом”.

Звучит фрагмент темы вступления

Учитель: “Как можно охарактеризовать эту тему? Какие инструменты звучат в этой теме?”

Ученики отвечают

Учитель: “Начинается увертюра с сумрачного вступления, звуковое воплощение которого представляет собой четырехголосное изложение, имеющее спокойный характер. Эта тема уносит нас в мир средневековья. Звучат кларнеты и фаготы. Мелодия напоминает звучание органа. Так воссоздаётся образ монаха Лоренцо – наставника и покровителя Ромео и Джульетты. Это тема Добра”.

Звучит фрагмент главной темы

Учитель: “Дайте характеристику этой темы. Сравните ее с начальной темой. Определите особенности музыкального языка”.

Ученики отвечают

Учитель: “Вступление переходит в основной раздел увертюры – экспозицию. Вы прослушали главную партию, которая начинается энергичной, порывистой, устремленной вперед темой, с синкопированным и судорожным ритмом, диссонирующими аккордами. Эта тема контрастна музыке вступления. Воля, упорство, устремленность, настойчивость сочетаются в этой музыке со зловещими, грозными чертами. Это образ Вражды”.

Звучит побочная тема

Учитель: “Какие интонации вы услышали в данной мелодии? Как развивалась мелодия?”

Ученики отвечают

Учитель: “Вы услышали широкую, вокально напевную мелодию. Это побочная партия. Так воплощён образ Любви. Мелодия светла, изящна, чиста. Таким образом, выражен контраст образу Вражды (главная партия).

Слушание всей увертюры с сопутствующими комментариями учителя

Комментарии

При прослушивании увертюры учителю необходимо заострить внимание обучающихся на то, что в разработке звучит тема Добра из вступления и тема Вражды (гл.партия). С каждым новым проведением все больше и больше возрастает драматическое напряжение. Тема из вступления звучит очень взволнованно и драматично: упорные, настойчивые удары аккордов tutti, судорожный ритм. Трагическую напряженность усиливают литавры и барабаны. В репризе представлено кульминационное развитие образов Вражды и Любви. Тема Вражды звучит уверенно и настойчиво (fortissimo всего оркестра), а тема Любви показана еще более широко и развернуто, чем в экспозиции (флейта – пиккало) – звучит, как гимн любви, как уверенное утверждение красоты человеческого чувства. Казалось бы, светлое начало победило. Однако радостное настроение внезапно нарушается появлением образа Вражды. Он, как новый натиск зловещей силы, разбивает жизнь и счастье героев. Кода – смерть Ромео и Джульетты – звучит подобно траурной песни, но светло, как бы подчеркивая, что настоящая любовь продолжает озарять своим светом жизни людей. Внезапно резкие удары всего оркестра – развязка трагедии – завершают увертюру.

  1. Вывод по теме урока.

Учитель: “Чайковский с шекспировской глубиной раскрыл в музыке красоту и верность человеческого чувства. Вслед за Шекспиром русский композитор вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев.

Вопросы по итогу урока.

- В чем особенность драматургии произведения?

- Основной принцип сонатной формы?

- Сколько музыкальных образов в увертюре Чайковского “Ромео и Джульетта”? Есть ли между ними контраст?

- Что такое программное произведение?
На основе поставленных вопросов учитель и ученики подводят итоги урока

Учитель: “На протяжении всей своей жизни вы будете читать произведения Шекспира, смотреть их постановки на сценах драматических, оперных, балетных театров, слушать симфоническую музыку, написанную по мотивам шекспировских произведений. И всегда вы будете, прежде всего, восхищаться яркостью шекспировских образов, их могучей драматической силой. Вам сейчас столько же лет, сколько было Ромео и Джульетте. Их чувство любви вечно! И мы преклоняемся пред святостью и вечностью этого чувства. Все же мы живем в иное историческое время, слушаем современную музыку, поем песни о любви!

  1. Вокально-хоровая работа.

И я предлагаю завершить наш сегодняшний урок исполнением выученной песни.

  1. Оценка за урок.

Учитель комментирует выставленные им оценки за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconУрок по литературе и английскому языку по теме «У. Шекспир. Писатель...
«Уроки культуры речи» в 9 «Б» классе гбоу лицей №179 был проведен открытый бинарный урок по литературе и английскому языку по теме...
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconПравда и вымысел в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»
Эта ранняя трагедия Шекспира принадлежит первому периоду его творчества. Ее атмосфера пронизана духом жизнерадостности, насыщена...
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект урока в 6а классе по теме «Нравственная суть взаимоотношений...
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconУрок по теме «cinema» Конспект открытого урока английского языка по теме "Кино"
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект урока Предмет
Номер урока в системе изучаемой темы Заключительный (6-й) урок по теме «Решение уравнений». На предыдущем уроке каждой из пяти групп...
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект игрового урока по теме «Рождество в Британии»
План – конспект игрового урока по теме «Рождество в Британии» («Christmas in Great Britain») в 6 классе со средней языковой подготовкой...
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект урока окружающего мира 3 класс Тема: Животноводство
План-конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания"
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект и презентация урока по теме "Водород"
Тема и номер урока в теме: Какой бывает вода? (десятый урок в разделе «Родная природа»)
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект урока Тема урока: «Чтение слов с буквой ш. Сочетание ши.»
Методика преподавания интегрированных уроков осуществляется путем межпредметных связей с созданием реальных жизненных ситуаций. Конспект...
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект открытого урока по теме «Значение закона сохранения импульса. Реактивное движение»
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Конспект урока №3 по теме: «Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» iconКонспект урока по теме «Равнобедренный треугольник и его свойства»
План-конспект открытого урока по математике в 4Б классе. Учитель: Илюшина Ольга Львовна, высшая квалификационная категория


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск