Перевод статьи Натали Роджерс





НазваниеПеревод статьи Натали Роджерс
Дата публикации01.10.2014
Размер205 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Перевод статьи Натали Роджерс.
Принять тень,

Принять свет.
Принять тень, принять свет – это необходимо для каждого из нас, если мы хотим быть в гармонии с миром и с самим собой.

Мы действуем согласно нашим чувствам и убеждениям. Если мы верим в то, что зло находится «вне нас» - мы проецируем нашу «темную сторону» на других людей.

Порой мы стремимся «переложить» наши нежелательные стороны на других, и тем самым возлагаем на них ответственность за «переработку» данных качеств. Если мы, столкнувшись со своей темной стороной, смогли бы научиться преобразовывать энергию, содержащуюся в ней, в конструктивные действия, это был бы важный шаг к тому, чтобы изменить мир.

Вместо того, чтобы винить «нас» или «их», мы сами смогли бы быть ответственными за то, что происходит в мире.

Я никогда не забуду тот момент, когда я испугалась теневой стороны, находящейся во мне. Я росла в любящей семье и редко сталкивалась с чувством гнева. По натуре я пацифист. И однажды я была шокирована тем, что я действительно была способна убить. В тот момент своей жизни, я была очень напугана, сконфужена и поставлена в безвыходное положение. Я помню, как возрастал мой гнев, и, в конце концов, пришло ужасное ощущение того, что я хочу убить. Ужаснувшись того, что я могу испытывать такое, мне стало стыдно, и я почувствовала себя виноватой. Долгое время, я никому не говорила об этом. Но я решила не забывать о том, что я тоже способна проявить жестокость. Внезапно проявившаяся теневая сторона, привела меня к глубинному пониманию того, что потенциально жестокость есть в каждом из нас.

Я начала сочувствовать тем, кто чувствует себя угнетенным из-за того, что чувство гнева переполняет их и вырывается наружу.

В терминологии Юнга, тень – это часть нас, которая нам не известна, или которая находится в области бессознательного. Тень состоит из всего того, что становится бессознательным в результате прошлого опыта и обстоятельств. Это та часть нас, от которой мы отказались, которую отвергли или подавили. Когда мы были детьми, мы понимали, что некоторые наши поступки не нравятся окружающим: маленькие девочки могли слышать такое как: «Ты не красивая, когда злишься»; «Женщины так не поступают», маленькие мальчики: «Большие мальчики не плачут»; «Можешь быть спокойнее?»

В процессе того, как мы растем, подобные замечания дают нам понять то, что какое-то поведение приемлемо, а какое-то нет. Что происходит, когда девочка хочет постоять за себя? Или когда мальчик хочет проявить свои эмоции? Как говорит Роберт Бли, когда мы понимаем, что некоторое наше поведение не приемлемо, мы заталкиваем его в «длинную черную сумку и помещаем за спиной». Когда мы позже заглядываем в эту сумку, мы обнаруживаем, что «запихнули» туда и хорошие вещи. Согласно вышеприведенным примерам, девочки помещают в «черную сумку» способность постоять за себя, а мальчики способность выражать свои чувства.

Подавленные мысли, чувства, действия, которые находятся в бессознательном, содержат в себе много энергии, и способны взорваться как вулкан. Это как в скороварке - подавленные стороны личности находятся под очень сильным напряжением. Контролировать эту взрывную силу отнимает очень много энергии. Напряжение в мускулах, боль в суставах и сердце – это результат того, что мы храним такие мысли, чувства под замком. Многие из нас бояться сталкиваться с бессознательным, но иногда понимают, насколько много физической и эмоциональной энергии мы тратим на то, чтобы сдерживать то, что находится в нем.

Подавленные или отвергнутые аспекты нашей личности часто рассматриваются нами в качестве злых и деструктивных. Они понуждают нас убивать, воровать или мстить. Но, тем не менее, мы часто подавляем нашу творческую силу, гордость, чувственность, сексуальность и стремление любить. И когда мы исследуем глубины нашего бессознательного, мы обнаруживаем много потерянных «сокровищ».

Действительно, принять тень это иногда менее сложно, чем принять свет.

Есть что- то таинственное в том, когда мы говорим о принятии света.

Мы говорим об открытии нашей духовной стороны: способность испытывать чувство любви, сострадания и другие состояния сознания. Работая в качестве группового и индивидуального терапевта, я обнаружила, что люди испытывают дискомфорт, когда осознают то, что испытывают любовь. С большей легкостью они принимают негативные мысли о себе или о других, и «защищаются» от комплиментов, заботы и любви. Быть открытым к любви – это доступно всем. Но мы постоянно отгораживаем самих себя от этого. Научиться принимать любовь полноценно, от одного человека, или от всей вселенной может помочь человеку самому дарить любовь.

Дарить любовь – это приятное чувство, но мы боимся делать это: боимся быть уязвимыми, отвергнутыми, «пораненными» - это чаще всего те, кто пострадал от того, что часто проявлял любовь. Любовь – это самая мощная сила во вселенной. Когда мы открываем наши сердца для других – это приносит нам радость. Когда мы любим – мы дарим самим себе подарок. Любовь – это то, что является наивысшим значением в мире, это та радость, которую мы все ждем.

Эта глава описывает динамические процессы столкновения с собственной тенью и ее трансформации с помощью терапии выразительными искусствами. Мы обнаруживаем, что темная и светлая стороны расположены рядом друг с другом и рассматриваем, как возможно объединить наши противоположности. Хотя я разделяю такие процессы как выявление и интеграция – на самом деле они являются частью единого целого. Как символ инь - янь: на светлой части есть черная точка, и на темной части, есть светлая точка. Не возможно по – настоящему любить и сочувствовать, не будучи открытым к темным сторонам личности другого человека. В конце, я привожу примеры двух людей, которые испытывали трансцендентное переживание света и любви.
Выявление тени

Знать, принимать, выражать и проявлять темную сторону так, чтобы это было безболезненно для человека – необходимо, чтобы предотвратить проявление этой силы в жестокой форме. Выразительные искусства – естественный способ «путешествия» по теневой стороне, чтобы «вынести» оттуда образы, движения, звуки, литературное творчество, которые отражают неизвестные стороны нашей личности.

Если мы разрешим себе, выразительные искусства смогут погрузить нас в мифические, метафорические и кинетические аспекты нашего бессознательного. Когда мы начнем познавать свою тень, мы сможем найти много полезных, неожиданных «посланий» для нашей жизни. Выявление неизвестных нам сторон, позволяет им воплотиться в жизнь: давно забытые суб - личности, которые «нужны» нам, чтобы быть целостными.

Моя концепция о том, что нужно выявить и принять нашу тень, отличает мое мировоззрение и мою работу от того, что говорил мой отец. В поздние годы своей жизни, Карл полагал, что часто он не был в контакте со своим гневом.

Я точно знала об этом, когда работала с ним совместно в группе на семинарах Человекоцентрированного подхода, которые проводились каждое лето с 1975 по 1980 г. Хотя другие ведущие, и я могли говорить честно друг с другом и с тысячью участниками, когда мы были рассержены, Карл никогда не выглядел сердитым. В тот период случалось много неприятных и фрустрирующих ситуаций, и отсутствие реакции с его стороны давило на нас, и я решила высказать то, что он чувствовал за него.

Возможно, именно неспособность моего отца переживать гнев, указала мне на то, что потенциально это очень важная, и даже конструктивная эмоция. Слово «гнев» не указано ни в одном из содержаний к его книгам. В посмертно изданном сборнике работ Карла Роджерса гнев упоминается четыре раза, в одном из текстов замаскировано описывается мой гнев (моя спасительная энергия), когда я добивалась развода. ( О чьем разводе идет речь?) В той книге Карл объясняет, что брак Дженнифер мог быть спасен, если бы она знала, как контролировать свой гнев. Но Дженнифер не имела представления о семейной жизни – она не представляла как двое людей, которые злятся друг на друга могут спорить конструктивно, и в итоге придти к согласию.

В работе с клиентами, с группой, и в моей жизни я всегда стараюсь быть внимательной к этой эмоции и поддерживаю вербальное и творческое выражение гнева, так как это помогает лучше понять себя, доверять себе. Мне кажется подозрительным, когда люди говорят, что они никогда не испытывали гнев. Я делаю все что могу, и помогаю осознавать и выражать гнев с помощью выразительных искусств.

Гнев – это важный стимул для конструктивных действий. Я осознала это когда я перестала быть «услужливой» женой и стала уверенным в себе человеком. (в альбоме с моими рисунками отображены некоторые из этих перемен). Не смотря на то, что трансформация заняла несколько лет, урок, который я вынесла, поддерживал меня на каждом переломном моменте в моей жизни.

В 1980ом, будучи активной феминисткой, я негодовала по поводу любой несправедливости, которую я видела: отсутствие женщин в Сенате, Парламенте, Верховном суде, в редакционной коллегии, на конференциях, и в руководстве – везде было заметно неравенство их позиции, как в нашей стране, так и во всем мире.

Как и множество женщин, которые выступали против несправедливости, я была осуждена и названа «злой женщиной». Но все же, «быть в контакте» со своим гневом, и разрешать себе выражать его, дало мне гораздо больше энергии делать что – то с этой несправедливостью, нежели сидеть дома и быть в депрессии. Я поняла, что если я буду осознавать свой гнев, то я смогу использовать его как ракетное топливо для воплощения своих целей.

Женщины очень нуждаются в том, чтобы иметь возможность «выплеснуть» свой гнев при помощи творчества, а не на окружающих. К примеру, когда издатели отвергли мою книгу «Emerging woman: a decade of midlife transitions», потому что они не хотели «пропагандировать» мой стиль жизни. Сначала я подумала, что я плохой писатель и чувствовала себя не очень адекватно. Когда я поняла, что они были не правы, я использовала мой гнев, который стимулировал меня публиковаться самостоятельно. (Прошло уже двенадцать лет, а книга все еще продается и переведена на пять языков). Также, когда я была подавлена и рассержена в конце взаимоотношений, я поняла, что я могу сфокусировать свою энергию на моей работе. Это положило начало организации института Человеко – центрированной терапии выразительными искусствами, что поспособствовало развитию моей карьеры и новых личных взаимоотношений.

Таким образом, мой опыт показал, что осознание своего гнева и его выражение может быть очень полезной движущей силой. Этот опыт я передавала многим, кто также пытался «закупорил» свой гнев и нуждался в конструктивных способах выражения через искусство, драму, или политическую деятельность.

Принятие нашего гнева – это первый шаг к тому, чтобы научиться выражать его конструктивно.

Не смотря на то, что гнев это конечно не только эмоция в большом черном мешке, в котором находится тень – это нечто более мощное.

Карл Юнг заинтересовал меня, когда он самостоятельно проанализировал и выразил свою тень через искусство в своей «Красной книге». Как терапевт он был готов столкнуться со своим гневом и страхом. Хотя моему отцу было трудно принять его гнев, его вера в человека была потрясающей. Я начала интегрировать то как Карл Юнг говорил о тени и то как Карл Роджерс говорил о неисчерпаемости человеческого потенциала. Творческая связь – тот процесс, который я развивала и которому обучала, в действительности объединяет в себе мысли обоих людей, о которых было сказано выше, но основывается на глубинном женском принципе – принципе целостности, который подчеркивает важность и ценность таких качеств как интуиция и восприятие.

Обучение раскрытию наших качеств, которых мы не принимаем можно назвать «теневой работой».

Работа с тенью подразумевает под собой «рассмотрение» темных углов нашего разума, где спрятано то, чего мы стыдимся, и то, что о чем мы не можем сказать вслух.

Работа с тенью подразумевает под собой то, чтобы максимально честно и точно понять, кто этот человек, который раздражает нас, вызывает у нас отвращение, а кто этот «возлюбленный», который очаровывает нас и призывает к тому, чтобы идеализировать ее или его.

Работа с тенью – это заключение соглашения, разговор внутри себя, который в конечном счете может привести к подлинному принятию себя и сочувствию к другим. Полем для борьбы противоположностей является человеческое сердце. И так или иначе, принимая темную сторону реальности, мы становимся «носителями» света. Мы открываем другим странную, слабую, грешную, презренную сторону своей личности, и через это, мы трансформируем ее. И это очень важный шаг на пути к целостности.

Как мы исследуем темные углы нашего разума? Как мы делаем сознательное усилие, чтобы изучить наше бессознательное? Если мы согласны с тем, что принятие наших подавленных частей личности дает нам возможность быть более целостными, энергичными, сочувствующими, то нам нужны способы для того, чтобы увидеть нашу тень.

Безопасное окружение – это всегда первичное условие для того, чтобы как можно более глубоко исследовать бессознательное. Осознание того, что окружающие не будут осуждать за постыдные мысли или действия, дает нам свободу выражать через рисование, создание масок, через ритуальные танцы, звуки, театральную импровизацию. Однажды на групповом сеансе одна женщина начала работу с раскрытия своего «Маленького дьявола». Эта молодая русская женщина участвовала в нашем тренинге, который проводился в Москве. Ее беспокоили приступы икоты, когда она общалась со своим боссом. Сначала она очень сопротивлялась тому, чтобы поработать над этой проблемой. Не смотря на то, что другие участники группы также исследовали свои теневые стороны, что должно было помогать ей чувствовать себя более спокойно. Когда она добровольно решила продемонстрировать свою проблему, я спросила ее – будет ли ей интересно нарисовать ее икающей. Спонтанно и быстро она нарисовала «маленького дьявола». Она использовала язык тела, когда описывала значение этой картинки, и я предложила ей подвигаться так, как если бы она была этим маленьким дьяволом. Я стояла и двигалась с ней, предлагая ей исследовать этот образ кинестетически.

Она начала «общаться» со своим маленьким дьяволом, и поняла, что он является очень важной частью ее личности. Он настаивал на том, что у нее есть свое мнение, которое не должны подавлять другие. Ее рисунок показал ей, что ее дьявол был шаловливый, а не страшный. Через движение, звук и рисование, она открыла активного, энергичного маленького дьявола, который одновременно и помогал и мешал ей в сложных ситуациях. Она никогда раньше не осознавала для себя положительную сторону своей дьявольской части личности.

Когда она начала внимательно изучать, что именно запускает приступы икоты, она была действительно напугана. Час спустя, ее страх уменьшился. Это всегда так: в том, что пугает больше всего, в итоге раскрываются положительные стороны. Осознание этого иногда может способствовать снижению напряжения, которое вызывает приступы икоты.

Многие из нас очень ценят свой интеллект и думают, что он – это часть нашей креативности. Одна женщина потратила больше часа на то, что рисовала темные изображения, и затем руками и ногами «затаптывала» свой интеллект, тем самым выражая свой гнев по отношению к нему.

Она осознала, что очень злиться на себя за то, что она не делает того, что она хочет в своей жизни. Ее черный, помятый, истоптанный рисунок сопровождался словами: «Ты мрачный, тяжелый, серьезный интеллект, ты не уничтожишь мою творческую энергию и ту радость, которую мне приносит игра!».

Для этого человека, интеллект был «уничтожителем» творческой энергии. Ее строгий, осуждающий разум не позволял раскрыться ее творческим способностям.

Ее лево-полушарное мышление подавляло ее интуитивную, спонтанную часть ее личности. Высвобождение этой темной энергии позволило ее рисовать с чувством свободы и раскрепощенности. The Сreative connection process помогает нам обнаружить наши убеждения и суждения, которые мешают нам ощущать себя наполнено и целостно. Опираясь на слова Джосефа Кембела, идея Юнга заключалась в следующем: С психологической точки зрения, цель жизни – это не подавлять и отрицать другую сторону своей личности, а попытаться узнать ее, что поможет ощутить себя более целостным.

Для кого-то этой «другой стороной» может быть интеллект, для кого-то – творческая энергия.

Смотря на пустой лист, пустота – это часть тени, которая часто является невыявленной. Для начинающих художников (а возможно и для всех художников), пустая, чистая страница может быть пугающей. Пустота в жизни также пугает людей. Один мужчина в тридцать лет «заглянул» в неизвестные ему стороны его личности и обнаружил там пустоту.

Пустота пустота пустота пустота

Пустота в глубине

Пустота безобразна

Пустота пустота пустота

Пустота как спираль

Пустота это водоворот

Пустота уничтожает

Быстрый Коричневый Лис Прыгнул

Через пустоту

Уничтожение

Танец в пустоте

Эта пустота

Исчезает

Через воронку…

Заметьте как в процессе того, как он писал, чувство пустоты стало исчезать через воронку. Это кажется для меня чем-то волшебным, но множество примеров показывают, что столкновение со страхом или пустотой дает начало угасанию этих чувств.

Тот же самый человек, ветеран Вьетнамской войны, нарисовал рисунок и написал больше о его необходимости столкнуться со своей тенью. Его рисунок дал понять ему, что он был зол. Лучше видеть это, осознавать и говорить об этом в поддерживающем окружении, нежели чем сдерживать это.

После рисования изображения, он продолжил процесс.

«Теневая сторона, темное зеркало света. Что спрятано за твоими закрытыми дверьми в темных углах? Свет окутан туманом, дымкой. Сквозь затуманенные окна, появляются и исчезают неясные очертания. Серые ворота закрыты и манят к себе. Темные, смутные фигуры исчезают. Тени наших темных сторон сливаются воедино и превращаются в искусный танец Дервишей, и медленно вращаются. Мы стремимся к свету, но свет не может возникнуть без тьмы. Жизнь без смерти, цветок без глубокого покоя посевного сезона темноты…»

Рисунок тени, рассказ о тени, и танец тени могут расшевелить множество эмоций у партнера по упражнению или у терапевта. Как я реагирую на то, когда творческий интеллект клиента борется сам с собой на бумаге. Для начала, своим физическим присутствием я даю понять то, что я здесь для нее. Если мы работаем в группе, я могу ходить по помещению или тихо стоять и быть свидетелем того, что происходит. Я ничего не говорю, не утешаю, и не запрещаю ей экспериментировать. Я по-настоящему поддерживаю ее изучение своего внутреннего мира. Когда она рассказывала о своем рисунке и о чувстве удовлетворения по поводу проделанной работы, я тоже была поражена ее открытиям. Я сделала все, чтобы не оценивать этот процесс, также когда люди восхищаются своими новыми открытиями, я часто говорю: «Это замечательно, я рада, что вы нашли свой путь». Или я могу сказать: «Я действительно поддерживаю вас в этом». Быть тем, кто поддерживает личностный рост, который происходит через изучение своего внутреннего мира, отличается от того, кто просто дает советы, а потом хвалит человека за то, что он добился цели. Когда я вижу людей цветущими, мое чувство радости очевидно.

Когда кто-либо глубоко исследует собственную тень, я стараюсь удостовериться в том, что я полностью присутствую и способна сохранять психологическое пространство, в котором происходит данный процесс.

Мне совсем не обязательно постоянно быть рядом, и участники знают, что даже если я отхожу на небольшое расстояние, я внимательна к ним и предлагаю им работать на глубинном уровне. Я всегда обращаю внимание на рисунки, маски, танцы, тексты, которые открывают темную сторону личности. Я спросила автора, хочет ли он поделиться своим стихотворением «Пустота». Если он читает со стеснением и без вдохновения, я спрашиваю его, не могу ли я прочитать за него.

С помощью своего голоса я интонационно окрашиваю ту или иную эмоцию, чтобы передать ее значение: чувство одиночество или страха. Когда он слышит свои слова, прочитанные с выражением, он ощущает то, что он написал более насыщенно.

На данном этапе я поддерживаю стремление клиентов исследовать свой внутренний мир. Я не пытаюсь сочувствовать им и акцентироваться на их ситуациях. Я являюсь их сопровождающим, во время их путешествия по диким местам своей души. Я доверяю самому процессу: в то время как мы познаем, сталкиваемся, и принимаем неизвестные нам части самих себя, эти части становятся нашими союзниками.
Объединение противоположностей

Принятие тени и принятие света – это объединение наших внутренних противоположностей. Часто, когда мы путешествуем в наш внутренний мир, мы переживаем некоторые вещи абсолютно по-иному. Когда мы фантазируем или пишем, или проигрываем наши противоположности, связь между ними начинает проявляться. Когда связь появляется, случается нечто большее, чем просто принятие двух противоположностей. Карл Юнг говорит о трансцендентной функции, которая возникает вследствие объединения сознательного и бессознательного.

«Перемещение туда и обратно мыслей и эмоций показывает одну очень важную функцию противоположностей. Противоречие двух сторон порождает напряжение, заряженное энергией и создает нечто новое, что является новой ступенью существования. Трансцендентная функция является тем, что отражает степень качества соединения противоположностей. В то время как они существуют по отдельности – чаще всего в целях избегания конфликта – они не функционируют и пребывают в бездействии».

Следующий пример иллюстрирует активацию и объединение противоположностей.

Мери, тридцати семи летняя женщина пишет о творческой связи и ее опыте внутреннего перерождения. Сначала она описывает свое нежелание путешествовать по своему внутреннему миру.
«Страдания породили три яйца»

Я все еще плаваю на поверхности, мне кажется, что часть меня просто спит. Я зеваю и бездельничаю, находясь в основном наедине с собой и наслаждаясь свободной и одиночеством. Я видела, как рисуют другие. Я нарисовала одну или две картины, но я считаю себя не творческим и необразованным человеком в области искусства. Я чувствую себя бесцветным ничтожеством, которое ничего не делает – я никто…

Потом наступил День Хиросимы. Некоторые участники предложили почтить этот день, и мы приступили к интуитивному рисованию. Рисуя моей не доминантной рукой, я заметила, что я рисую яркие, выразительные изображения, которые появляются на бумаге без заранее продуманного плана. Каждое изображение полностью передавало те чувства ужаса, которые я испытывала по отношению к тому, что случилось в Хиросиме. Страдания и смерть были изображены резкими линиями черного и красного цвета. Следующим изображением было розовое яйцо, очерченное по кругу, как символ новой жизни. Мой последний образ символизировал возрождение – яркое, четкое подтверждение новое жизни.

В потрясающе красивых оттенках оранжевого и розового: слово «да!» звучало у меня в душе. Я открыла для себя источник жизни, красоты, который жил во мне.

Теперь моя творческая энергия проявилась, и я стала рисовать более свободно.

Несколько следующих изображений темные и отображают мой страх быть подавленной душевной тяжестью. Поверх темных цветов я нанесла яркие, как символ того, что я вношу их в свою жизнь. Когда я внесла в изображение яркие цвета – я знаю, что я сделала выбор – впустить в мой внутренний мир свет и надежду. Я ждала какого-то момента, что ускорит мой успех.

Это началось с того дня, когда я нарисовала стилизованное лицо, отображающее две стороны меня – одна - «хорошая» сторона спит, когда бодрствует темная, злая и мощная. Пока остальные члены группы делились рисунками… Я спокойно заканчивала рисовать.

Мое обновление произошло на следующий день, когда мы рисовали, а затем танцевали левой и правой стороной нашего тела. Я нарисовала другое лицо – одной его стороной была маска, другой – простой яркий овал. Женщина – маска говорила: «Я мощная, жаждущая, несчастная, мудрая, проклятая». Яркий желтый овал говорил: «Кто я? Я яркий, милый, заботливый, умный. Я маска».

Я боялась, что вот вот «темная женщина» проявится во мне. Вскоре этот момент настал. Мой танец – грубый и резкий, он отображал ту сильную, отвергаемую женщину, которая спрятана за моей социальной маской. Группа поддержала меня.

Мои следующие рисунки пестрили яркими цветами, что символизировало перерождение. Я нарисовала серию рисунков, где были изображены три яйца, которые лопались от прорывающей их энергии.

Cледующий шаг в интеграции Мери произошел на демонстрационной сессии Карла Роджерса (которая проходила во время одного из тренингов на нашем факультете). Чтобы рассказать о своих страхах, Мери использовала свои рисунки.
В глубине души я сильная, творческая женщина, мои ценности расходятся с общепринятыми ценностями женщин в мире.

(Пока Карл Роджерс слушал Мери, спрашивал о рисунках, новый образ пришел к Мери) – змея с настолько широко открытой пастью, будто она готова проглотить весь мир. Я змея, которая хочет быть сытой и принятой миром, нежели чем быть отвергнутой им.

Через это необычное переживание внутри себя я перешла на новый уровень.

Я чувствую внутри мир, чувствую себя целостно, наполнено, я спокойна…

Случай Мери описывает, как исследование собственных противоположностей может породить новый образ, новую индивидуальность. Терапия, проведенная в день Хиросимы, дала свободу проявления ее эмоций, что позволило ей выразить глубинные чувства. Черный цвет преобразился в яркий розовый: чтобы найти внутри свет, сначала нужно погрузиться во тьму.

Всплеск глубинных эмоций, привел к тому, что она стала использовать яркие цвета, взамен темных. Исследуя новые противоположности, рисуя их, двигаясь, она почувствовала свободу и энергию. Когда она стала проговаривать то, что происходило с ней, возник новый образ: змея, открывающая пасть так, словно готова проглотить весь мир. Это помогло Мери почувствовать внутреннюю гармонию и спокойствие. Это сопровождается рисунками, которые символизируют надежду.
Изящные цветы превращаются в тигра
Процесс исследования внутренних противоположностей часто приводит к переживанию интеграции и целостности. Один из наших участников из Японии открыл для себя это переживание.

Я написала о ней в своем журнале:

Я предложила группе выразить через движение «Это я», предполагая, что они закроют глаза и позволят внутренним импульсам управлять их движениями.

Я наблюдала за Мако. Как изящный японский цветок, она вошла в комнату, улыбнулась и поклонилась другим. Когда началось двигательное упражнение, она закрыла глаза. Она начала танцевать, словно струящаяся река, плавно и грациозно. Потом она стала могущественным ветром, несущим облака по небу. Через семь минут, я дала группе новую инструкцию: а теперь двигайтесь так чтобы выразить: «Это не я! Это совсем на меня не похоже».

Мако стала мощным, разъяренным тигром. Этот изящный цветок превратился в свирепого зверя. Она стала словно охотник, выслеживающий жертву, чтобы убить ее.

Позже, она выразила это в искусстве. Она слепила из глины «маску ярости». Она сказала мне, что никогда раньше не использовала глину, но ее желание было так сильно, что она создала гротескное лицо, которое привлекло наше внимание.

Во время обсуждения, Мако сказала: «Я не знала до этого, что я способна быть такой злой и сильной, мне так понравилось быть дикой. Я почувствовала, что это было частью меня. Я могу принять темную, беспокойную, злую часть меня.

Я выразила это через маску и танец. Сейчас это уже не со мной. Это «вылилось» из меня через танец и глину». Она сидела спокойно. Я смотрю на расслабленное тело, открытое лицо – без напряжения. Чувствуется мир внутри.

Два вышеприведенных примера описывают постепенный процесс принятия тени. Всегда мило улыбающаяся, застенчивая Мако «выпустила» тигра, живущего в ней, в ответ на задание выразить «не меня». С помощью таких стимулов человек сам себе позволяет выразить неизвестные ему части себя.

На другом семинаре, группа участников и ее лидер (Конни Смит Сигел) предложили поразмышлять о последствиях бомбежки Хиросимы американцами и вспомнить это событие.

Мы очень тонко переживали это. Мы глубоко погрузились в эту личностную и политическую трагедию. Хотя это заняло много времени, но возможность выразить свое отчаяние и поделиться подарило нам предчувствие чего-то нового и смелость действовать. Если выражение гнева, отчаяния, и злости табуировано в нашей культуре, то их выражение через танец, звук и рисунок – это важный шаг к принятию тени.

Иногда я предлагаю клиенту выразить гнев, с помощью удара по подушке теннисной ракеткой. Я поддерживаю, когда клиент параллельно выражает свои эмоции голосом. Этот процесс помогает людям столкнуться со страхом того, что их эмоции выйдут из-под контроля (что действительно может случиться с теми, кто долго не выражал их). Выпустить внутренний пар – это очень полезно. Это и есть начало процесса излечения. Но, как написала одна женщина: «Если я ударяю и колочу что-то, я не выражаю гнев через это – этот гнев ни во что не преобразуется, но когда я использую краску снова и снова, я вижу, что гнев преобразуется во что-то осмысленное. Рисунок приобретает новую форму. Я начинаю лучше понимать свой гнев, когда выражаю его через рисунок».

Символдрама – это еще один путь к исследованию тени.

Одному своему клиенту я предложила закрыть глаза и «спуститься на лифте» в его грудную клетку, где он часто чувствовал боль.

Его описание показывает его огромное желание столкнуться с темной стороной.
«Черная птица открывает сердце»

Я вижу мое сердце и вижу длинные черные вены вокруг него – нет, это когти огромной, злой птицы. Мое сердце захвачено в эти когти. Если я попытаюсь убрать свое сердце, когти проткнут его, и птица знает и смеется над тем, что это будет моя вина. Птица полностью обладает всей силой тени. Я чувствую эту мощь и невероятно сильную энергию. Она говорит: «Если ты думаешь, что скоро проиграешь, подумай еще раз».

Я предложила, чтобы птица и сердце поговорили друг с другом:

Сердце: я прошу тебя не сжимать меня так сильно, отпустить меня.

Птица: мои когти для тебя как тюрьма, но я также защищаю тебя от опасностей, которые ты не видишь. Я не обманываю себя тем, что верю в Бога, я один, кто может видеть чисто и спасти тебя, потому что мне не нужно ни во что верить.

Сердце: Я верю и доверяю твоей заботе и дружбе, когда ты говоришь так.

В последующем образе птица относит человека на гору, где разбросанные осколки показывают на то, что сердце было украдено Богом. Хуже то, что боль и печаль от этой потери не может быть выражена, так как бог забрал себе все слова. Боль и негодование птицы обречены быть не услышанными.

Я посчитала нужным отдать сердце птице. Это и есть истинное доверие. В то время как это чувство внутри меня становилось все глубже, я внезапно почувствовала, что я посланник Бога, возвращающий украденное сердце птице. Это не просто случайное событие, это глубинный акт духовного перерождения, который я пропустила через себя.

Я чувствую, будто светлячки внутри груди уничтожают тиски, сжимающие мое сердце. Пока птица превращается в сердце, я ощущаю в себе присутствие любви так сильно, что все, что я хочу - это быть рядом с этим источником света, где нет места страху. Я чувствую себя все более и более пустой. Я обессилена. Я ощущаю себя большой черной птицей с сердцем – сердцем, наполненным силой и мощью. Жестокое сердце, любовь и чувства которого перемешаны с кровью птицы. И я думаю, сколько еще я смогу удержать в своем сердце тот источник, мою «лучшую часть». И та птица говорила мне: «Хорошо, ты хочешь оставить его в своем сердце?» «Ты думаешь это верный путь?» «Хорошо, тогда я дам тебе это». Сейчас я чувствую, что птица никогда больше не будет просто «прохожим» - она и я теперь едины – она больше не инопланетянин, а друг.

В этом примере показано, что столкновение со страхом перед тенью, осознание того, что теневая сторона обладает важными качествами, уменьшение страха перед тенью ведут к интеграции противоположностей и рождению новой силы внутри человека. Предлагая свое сердце злой птице – он совершил акт доверия, что привело к появлению чувства любви и света.

Я не говорю, что один такой момент меняет жизнь человека навсегда. Просто мы должны переживать чувство печали снова и снова, чтобы освободиться от боли и отпустить того, кого мы любим, мы должны стремиться принять тень и придти к свету – это непрерывная внутренняя работа.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Перевод статьи Натали Роджерс iconИгра искусства Перевод статьи выполнен по изданию: Gadamer H. G
Редакция журнала и авторы Введения выражают благодарность издательству Mohr Siebeck GmbH & Co. Kg, г. Тюбинген за любезно предоставленное...
Перевод статьи Натали Роджерс iconРоджерс К. Что значит "становиться человеком"
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 153-171
Перевод статьи Натали Роджерс iconОбеспечение формирования и развития профессиональных переводческих...
Художественный перевод как разновидность межъязыковой и межкультурной коммуникации. Понятие «художественный перевод». Цели и задачи...
Перевод статьи Натали Роджерс iconК. Г. Юнг Психология переноса
Ответственный редактор -с. Л. Удовик Перевод М. А. Собуцкий (Психология переноса) Е. Б. Глушак (статьи)
Перевод статьи Натали Роджерс iconТребования к оформлению материалов
Объём статьи – до 10 страниц. Принимаются статьи на русском, иностранных и национальных языках. Информация об авторах, аннотация...
Перевод статьи Натали Роджерс iconПредлагаем Вам разместить статьи в научно-практическом журнале «Управленческое...
Автор(-ы) представляет в редакцию: распечатанный экземпляр статьи, подписанный автором, а также электронную версию статьи в формате...
Перевод статьи Натали Роджерс iconИзложение в форме вопросов и ответов этики, науки и философии для...
Перевод с английского В. С. Зуевой под редакцией Н. В. Иваницкой и Д. Н. Попова. (При подготовке текста ис­пользован также перевод...
Перевод статьи Натали Роджерс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 031202. 65 «Перевод и переводоведение»
Специальность: 031202. 65 – «Перевод и переводоведение», специализация: письменный и устный перевод
Перевод статьи Натали Роджерс iconРеферат на право получения допуска к кандидатскому экзамену по языку...
Требования к реферату по курсу подготовки к кандидатскому экзамену по иностранному языку в рэу им. Г. В. Плеханова
Перевод статьи Натали Роджерс iconЮлий Борисович Харитон 4 Раздел I. Публикации трудов и статей 5 Ю....
Харитон юлий Борисович : Рекомендательный указатель литературы / мук цбс им. В. Маяковского. – Саров, 2009. – 37 с. 36
Перевод статьи Натали Роджерс iconКира кирилл вика ваня долли мери санек натали костя денис леша
Санек. Классуха совсем озверела, блин. Сразу собрание? Неужели сами не могли разобраться
Перевод статьи Натали Роджерс iconСтратегия продвижения нового туристического продукта на рынок Италии...
Факультет/отделение факультета/Подразделение: Мировая экономика (направление Экономика) Кафедра: Международный бизнес
Перевод статьи Натали Роджерс iconСтатьи
Название статьи: нестандартные способы решения уравнений элективный курс в рамках реализации профильного обучения
Перевод статьи Натали Роджерс iconПриказ от 2 сентября 2014 г. N 3986 о создании условий для непрерывного...
Московской области и в соответствии с пунктом девять части один статьи 8, статьей 16, статьей 76, частями первой-третьей статьи 89,...
Перевод статьи Натали Роджерс iconПравила для авторов, публикующих статьи в журнале
Основной язык публикаций – русский, статьи на английском языке публикуются по согласованию с редколлегией журнала
Перевод статьи Натали Роджерс iconПрактический курс ия методические рекомендации для 5 аод группа 1б 10 семестр. Составитель
Цветкова: упр. 2, 3, 6, 9, 10 перевод в классе Иосифов: Урок 1 introduction, в классе, перевод на слух English for beginners (E4B),...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск