К. Г. Юнг Психология переноса





НазваниеК. Г. Юнг Психология переноса
страница1/34
Дата публикации22.03.2015
Размер3.61 Mb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Психология > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

К.Г.Юнг

Психология переноса



УДК 159.964 ББК 56.14

Ответственный редактор -С.Л.Удовик Перевод - М.А.Собуцкий (Психология переноса) Е.Б.Глушак (статьи)

В оформлении суперобложки использована гравюра из Splendor solis S.Trismosin, London, 16 век.

Перепечатка отдельных глав и произведения в целом без письменного разрешения издательств

«Рефл-бук», «Ваклер» запрещена и преследуется по закону

ISBN 5-87983-027-6, серия ISBN 5-87983-060-8 («Рефл-бук») ISBN 966-543-003-3 («Ваклер»)

© Изд. «Рефл-бук», 1997 © Изд. «Ваклер», 1997

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции....................................................................................7

Предисловие....................................................................................8

Цели психотерапии..................................................................11

Некоторые принципиальные соображения

о практической психотерапии..........................................27

Основные вопросы психотерапии.........................................47

Практическое использование анализа сновидений..........61

Шизофрения...............................................................................83

Психология переноса...................................................99

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НА ОСНОВЕ АЛХИМИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................... 101

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................ 105

ОПИСАНИЕ ФЕНОМЕНОВ ПЕРЕНОСА

НА ОСНОВАНИИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

К "ROSARIUM PHILOSOPHORUM".............................................. 145

1 ФОНТАН МЕРКУРИЯ............................................................. 147

2 ЦАРЬ И ЦАРИЦА.................................................................. 156

3 ОБНАЖЕННАЯ ИСТИНА......................................................... 183

4 ПОГРУЖЕНИЕ В КУПЕЛЬ....................................................... 188

5 СОЕДИНЕНИЕ...................................................................... 195

6 СМЕРТЬ............................................................................... 206

7 ВОЗНЕСЕНИЕ ДУШИ............................................................. 216

8 ОЧИЩЕНИЕ......................................................................... 223

9 ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУШИ.......................................................... 233

10 НОВОЕ РОЖДЕНИЕ............................................................... 258

эпилог ................................................................................ 274

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................... 281

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................... 282

ИНДЕКСНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.......................................................... 295

От издательства

Издательство продолжает знакомить читателей с наиболее значительными произведениями К.Г.Юнга, неизвестными рус­скоязычному читателю.

Данный сборник К.Г.Юнга основан на работах, собранных в 16 томе собрания сочинений К.Г.Юнга. За исключением статьи "Цели психотерапии", все работы предлагаются впервые.

Хотя работа "Цели психотерапии" и выходила (в хорошем переводе) в сборнике К.Г.Юнга "Проблемы души нашего вре­мени", наряду с работой "Проблемы современной психоте­рапии", также входящей в 16 том СС, издательство сочло не­обходимым ввести ее в сборник в новом переводе, т.к. она важна для понимания Юнга-психотерапевта.

Перевод статей осуществлен с немецкого Е.Б.Глушак, а мо­нументальная работа "Психология переноса" - М.А.Собуцким с английского с прямым переводом с латыни и греческого, по 16 тому СС. В работе сохранена нумерация параграфов в соот­ветствии с 16 томом английского СС, что позволит читателям пользоваться этой работой при перекрестных ссылках как при чтении других работ Юнга, так и внутри выпускаемой изда­тельством серии работ К.Г.Юнга.

Также следует отметить, что издательство использовало примечания, сделанные английскими издателями к собранию сочинений, они помечены -Изд. Для облегчения чтения книги практикующими врачами и читателями, малознакомыми с ла­тынью, М.А.Собуцким даны переводы практически всех латин­ских фраз по ходу текста.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Труды Карла Густава Юнга уже хорошо известны россий­ским читателям. В меньшей степени отечественным психоло­гам знаком Юнг психиатр и психотерапевт. А между тем эта его "непознанная самость" не менее интересна, чем философские, алхимические или религиоведческие студии ученого.

Становление психотерапевтического метода Юнга проис­ходило в начале века, в рамках всемирно известной швейцарс­кой школы психиатрии (Э.Блейлер) и под непосредственным влиянием З.Фрейда. Однако Юнг, отдавая должное своим учителям, довольно рано выбрал собственный путь, противо­поставив классическому психоанализу и адлеровской индиви­дуальной психологии диалектический метод. Сущность его выводится из природы человеческой индивидуальности, особен­но часто служащей исходной точкой психических расстройств. Решительно отбросив любые попытки внушения и давления авторитетом врача, Юнг считал единственно возможной фор­мой психотерапевтического процесса равноправный диалог, с пациентом: "Желая психологически лечить индивида, я должен волей-неволей отказаться от любого всезнайства, всякого авторитета и каких-либо попыток влияния. Мне не остается ничего другого, как выбрать диалектический способ действия, состоящий в сравнении обоюдных данных", (стр. 30 наст, изд.) Метод Юнга - естественное выражение масштаба его лич­ности. Юнгианский аналитик должен обладать поистине колос­сальной эрудицией в различных областях человекознания, осо­бенно в сфере мифологии, религии, мировой литературы и фольклора. Эти знания необходимы в анализе влияния архе­типов коллективного бессознательного на процесс личностного роста и развития, ведь архетипическая символика проявляется обычно при весьма серьезных его нарушениях. Юнг указывает, что сильные сопротивления пациента или "застревание" анали­тического процесса, как правило, невозможно преодолеть, не обративших к спонтанно продуцируемым бессознательным архетипическим образам. Наиболее подходящим средством является толкование сновидений.

Обсуждая свои различия с подходами Фрейда и Адлера, Юнг пишет о несводимости бессознательной символики к однотипным значениям и смыслам. Невозможно объяснить все многообразие личностных проблем сексуальностью или волей к власти и стремлением к превосходству. Образы бессознатель­ного -это подлинные, глубокие символы, со множеством оттен­ков значений, разобраться в которых нелегко даже опытному аналитику. Поэтому Юнг считает более надежным толкование не единичных снов, а целых серий, делая особый упор на так называемых инициальных сновидениях, относящихся к само­му началу анализа. Последние не только изображают истинное состояние психотерапевтического процесса, но и дают весьма точные прогнозы исхода лечения.

Отношения аналитика и пациента составляют особую проб­лему в психотерапии. Юнг был первым, кто настоял на необ­ходимости учебного анализа, без которого психотерапевт, оста­ваясь в рамках субъективного, обремененного комплексами восприятия, зачастую лечит у клиента свой собственный не­вроз. Неизжитые комплексы аналитика представляют собой "слепые пятна" его профессионального мировосприятия, они порождают у пациентов закономерное сопротивление, которое тем сильнее, чем серьезнее проблемы. Так же опасно, по мне­нию Юнга, придерживаться жестких религиозных или фило­софских принципов, точнее превращать их в догму, парализу­ющую терапевтическую активность. Всячески подчеркивая не просто важную, но этиологическую роль мировоззрения в возникновении неврозов у социально зрелых, образованных людей, основоположник аналитической психотерапии предос­терегает психотерапевтов от легковесного отношения к пробле­мам духа, являющегося главным целителем души.

Проблема трансфера, переноса чувств и привязанностей в терапевтическом процессе, считается центральной в любой психотерапевтической школе. Юнг, стоявший у истоков эмпири­ческого изучения этого явления (вспомним нашумевшую историю с Сабиной Шпильрейн), внес в нее и теоретический вклад. Рассматривая перенос как повсеместно распространенный культурный феномен, он вскрывает бессознательные основы этого процесса. По мнению Юнга, сущность трансферентной динамики обусловлена коллективными содержаниями архетипической природы, а не только эмоциональными реакциями аналитика и пациента. Поэтому нельзя (как это делал Фрейд,

бурно возражавший против всякого рода "мистики" в психоа­налитической работе) считать перенос относительно простым терапевтическим средством, а контрперенос негативным явле­нием, которое нужно всего лишь вовремя распознать и устранить. В публикуемой работе "Психология переноса" Юнг описывает сложную динамику трасферентных отношений, устанавливае­мых не только между двумя участниками анализа, но и между их архетипическими "двойниками", Анимой и Анимусом. С помощью этих представлений современным аналитикам будет легче распознать природу различных видов переноса - сексу­ального, агрессивного, делюзивного (разрушительного), нега­тивной терапевтической реакции и т.п. Читатели убедятся, что алхимическая символика в очередной раз оказалась эвристичным средством репрезентации и понимания сложных психологических проявлений и отношений.

В данный сборник также вошла одна из наиболее интерес­ных работ Юнга, посвященная этиологии шизофрении. Рас­сматривая шизоидное расщепление как следствие неразрешен­ных внутриличностных конфликтов, инспирированных в том числе и архетипами бессознательного, он предлагает эффек­тивные способы диагностики и лечения, рекомендуя их не в качестве панацеи, а как один из возможных способов "проник­новения" в психотический мир пациента. Последний ведь орга­низован иначе, чем здоровая сознательная психика, он во мно­гом похож на сумрачное царство архаических коллективных представлений-символов.

Характерная особенность психотерапевтических (как, впро­чем, и иных) работ Юнга - их предельно осторожный, лишен­ный категоричности стиль. Свои мнения он высказывает очень взвешенно, не скрывает сомнений и противоречий. Юнг не склонен к поспешным выводам, но его обдуманные наблюдения и мудрые советы проливают свет на весьма запутанные и слож­ные проблемы психической патологии. Любому, кто интересуется психиатрией и психотерапией, придется по душе юнговский подход к этой области психологической практики: "Непредвзя­то мыслящий ученый, ищущий истину и только ее, должен воз­держиваться от опрометчивых суждений и интерпретаций".

Н.Ф.Калина

Цели психотерапии

Доклад, опубликованный в отчете конгресса Немецкого психотера­певтического общества, 1929 г. и в Seelenprobleme der Gegenwart (Проблемы души нашего времени) 5. Aufl. 1950, р. 76 ff. GW (Полное собрание сочинений) 16

12

К.Г.Юнг

Практически все разделяют представление о неврозах как о функциональных психических нарушениях, поддающихся пре­имущественно психическому лечению. Но переходя к вопросу о принципах терапии и структуре неврозов, приходится признать, что на сегодняшний день еще нет удовлетворительного предс­тавления ни о сущности неврозов, ни о принципах их лечения. Особое влияние в этой области имеют два течения или школы, но их взгляды далеко не исчерпывают число существующих мнений. Среди нас множество беспартийных, имеющих особое мнение в общем споре. Если задаться целью набросать общую картину, придется, пожалуй, собрать на палитре все цвета радуги. Будь на то моя власть, я бы с удовольствием так и сделал, ибо сопоставление разных мнений всегда было моей потреб­ностью. Я всегда учитывал основания самых разных мнений, ведь они вообще не возникли бы, не будь людей с особой психологией, различными темпераментами, а также повсемес­тно встречающихся психических фактов. Если исключить одно из мнений как неприемлемое заблуждение, то тем самым придется отвергнуть чей-либо особый темперамент или конкрет­ный факт, то есть совершить насилие над экспериментальным материалом. Отклик, встреченный Фрейдом с его каузальной сек­суальной теорией неврозов и убеждением, что психическая жизнь вращается, главным образом, вокруг инфантильной жажды удо­вольствия и ее удовлетворения, должен был бы показать психоло­гу, что такой образ мысли широко распространен. Это своего рода духовная установка, течение, независимо от теории Фрей­да проявляющееся как коллективно-психологический феномен одновременно в разных местах и обстоятельствах. Я хочу на­помнить, с одной стороны, работы Хэвлока Эллиса (Havelock Ellis) и Августа Фореля (August Forel), собирателей (Sammler) Anthropophyteia', а также сексуальные эксперименты пост­викторианской эпохи в англосаксонских странах и широкое обсуждение сексуальной темы в художественной литературе, начиная с французских реалистов. Фрейд является одним из представителей нынешней психической действительности, это факт особой природы, на которой, по понятным причинам, мы не будем подробно останавливаться.

Признание по обе стороны океана, встреченное Адлером на­равне с Фрейдом, указывает на неоспоримый факт: потребность в самоутверждении, основанная на неполноценности, убедительно объясняет факты множеству людей. Нельзя отрицать, что его взгляды объясняют психические факты, не нашедшие долж­ного внимания во фрейдовской концепции. Мне вряд ли стоит под­робно ссылаться на те коллективно-психологические и социальные условия, которые отвечают адлеровской концепции и делают ее своей теорией. Они очевидны.

Было бы непростительной ошибкой не видеть истинности фрейдовской и адлеровской концепций - но столь же неверно считать истинной только одну из них. Действительно, одни случаи лучше описываются и объясняются одной теорией, а другие - другой.

Я не могу обвинить ни одного из авторов в фундаментальной ошибке, напротив, я стремлюсь как можно шире использовать обе гипотезы, признавая их относительную правильность. Мне вообще бы не пришло в голову уходить с пути Фрейда, если бы я не споткнулся о факты, потребовавшие изменений. Это каса­ется и моего отношения к концепции Адлера.

После всего вышесказанного вряд ли стоит подчеркивать, что истинность моих собственных взглядов представляется мне столь же относительной, и я чувствую себя лишь сторонником другой предрасположенности. Могу повторить вслед за Кольриджем: "Я верую в единую и единственно благодатную цер­ковь, единственным членом которой пока являюсь." Где-где, а в прикладной психологии мы должны быть скромны и допус­кать многообразие противоречивых мнений, поскольку еще очень далеко до того, чтобы знать что-нибудь фундаментальное о самом благородном объекте науки - человеческой душе. Пока у нас есть лишь более-менее убедительные мнения, которые никак не удается наложить друг на друга.

Поэтому, мое обращение к аудитории с изложением своих взглядов не надо превратно понимать как восхваление новой истины или провозглашение окончательного евангелия. В действительности я могу говорить лишь о попытках пролить свет на непонятные психические факты, либо преодолеть тера­певтические трудности.

Как раз с этого последнего момента я хотел бы начать, пото­му что здесь и заключена настоятельная необходимость изме­нений. Известно, что можно долго продержаться со слабой теорией, но никак не с плохими терапевтическими методами. В своей почти тридцатилетней психотерапевтической практике я собрал немалую коллекцию неудач, запомнившихся гораздо

14

К.Г.Юнг

лучше, чем удачи. Удачи могут быть у любого, начиная с примитивного шамана и знахаря. На успехах психотерапевт мало чему или ничему не учится, ибо они, главным образом, ук­репляют его заблуждения. Неудачи же - чрезвычайно ценный опыт, потому что в них не только открывается путь к истине, но и происходит изменение наших представлений и методов.

Признавая и на практике тот стимул, которым я обязан в первую очередь Фрейду, а затем и Адлеру (что выражается в стремлении использовать в лечении пациентов каждую воз­можность, предоставляемую их точками зрения), тем не менее, я должен подчеркнуть, что бывали и поражения, оставившие ощущение, что их можно было бы избежать, если бы учесть факты, позднее вынудившие меня к изменениям.

Обрисовать здесь все обстоятельства, в которых я спотыкал­ся, почти невозможно. Могу выделить несколько типичных случаев. Основные трудности у меня были с немолодыми па­циентами, в возрасте после сорока. С молодыми людьми я, как правило, обхожусь уже известными точками зрения, ибо и психоанализ Фрейда, и адлерианство стремятся адаптировать пациента, привести его к норме. Обе точки зрения прекрасно годятся для молодых людей, их использование не оставляет непроработанного материала. С более старыми людьми, как свидетельствует мой опыт, все не так просто. Мне вообще ка­жется, что основные психические данности сильно меняются в ходе жизни, настолько, что можно говорить о психологии первой и второй половины жизни. Как правило, жизнь молодо­го человека идет под знаком общей экспансии с достижением зримых целей, и его невроз основывается, главным образом, на нерешительности или отступлении перед трудностями. В отличие от него, жизнь стареющего человека находится под знаком укрепления достигнутого. Его невроз основывается на несвоевременном сохранении юношеской установки. Как мо­лодой невротик боится жизни, так старый отступает перед смертью. То, что было для молодого нормальной целью, ста­новится для старого невротическим препятствием; в конечном итоге медлительность молодого невротика превращает его нор­мальную (первоначально) зависимость от родителей в проти­вящееся жизни отношение инцеста. Естественно, что у моло­дого человека невроз, сопротивление, вытеснение, перенос, фикции и т.д. имеют обратный смысл по сравнению со всем этим у старого, несмотря на все кажущееся сходство. Соответственно, и цели терапии должны быть изменены. Поэтому возраст пациента представляется мне в высшей степени важным фактором.

Но и в рамках юношеской фазы жизни есть разные пока­зания. Так, по-моему, было бы ошибкой лечить пациента адлеровского типа (например, неудачника с инфантильной потреб­ностью самоутверждения) по Фрейду; как и наоборот, вредно навязывать адлеровские взгляды преуспевающему человеку с выраженным принципом удовольствия. В сомнительном случае ценными указателями могут быть сопротивления пациента. Я склонен принимать всерьез глубинные сопротивления, особен­но поначалу - как бы парадоксально это ни звучало. Я убежден, что врач не обязательно все знает лучше - пациента или соб­ственную психическую организацию. Скромность врача вполне уместна перед лицом того факта, что не только нет (до сих пор) общепризнанной психологии, но существует множество темпе­раментов и более или менее индивидуальных типов психичес­кой организации, которые нельзя уложить ни в какую схему.

Вы знаете, что по части темпераментов я предполагаю две различные основные установки, отталкиваясь от угадывавших­ся уже многими знатоками людей типичных различий, -
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. Г. Юнг Психология переноса iconТема: Правила переноса слов
Цель: упражнять в делении слов на слоги, в чтении слов с изученными буквами, познакомить с правилами переноса слов
К. Г. Юнг Психология переноса iconРоссийской федерации
«Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Дифференциальная...
К. Г. Юнг Психология переноса iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
К. Г. Юнг Психология переноса iconIii требования к результатам освоения дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности». Данная дисциплина является продолжением изучения дисциплин общепрофессионального цикла: «Введение...
К. Г. Юнг Психология переноса iconУчебный курс «Социальная психология»
Специализации: организационная психология, психология менеджмента, психологическое консультирование, клиническая психология, юридическая...
К. Г. Юнг Психология переноса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Магистерские программы: «Психология и педагогика инклюзивного образования», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Геронтопедагогика...
К. Г. Юнг Психология переноса iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
К. Г. Юнг Психология переноса iconКафедра немецкой филологии
«Общая психология, психология личности, история психологии», 19. 00. 05 «Социальная психология», 19. 00. 07 «Педагогическая психология»,...
К. Г. Юнг Психология переноса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебная дисциплина «Психология стресса» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами «Анатомия и физиология...
К. Г. Юнг Психология переноса iconУчебно-методический комплекс
Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности...
К. Г. Юнг Психология переноса iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психология развития и возрастная...
Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная...
К. Г. Юнг Психология переноса iconПрограмма «Психология труда, инженерная психология и эргономика»...
Программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300...
К. Г. Юнг Психология переноса iconПрограмма учебной дисциплины «Профессиональная психология личности»
«Профессиональная психология личности» вузовского компонента цикла дс составлена в соответствии с государственным образовательным...
К. Г. Юнг Психология переноса iconРабочая программа Дисциплины по выбору (опд. В. 03) Развитие когнитивных...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для...
К. Г. Юнг Психология переноса iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология»
К. Г. Юнг Психология переноса iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
«Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста», «Социальная психология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск