Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей





Скачать 217.62 Kb.
НазваниеПояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей
страница1/3
Дата публикации14.07.2013
Размер217.62 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса
  1   2   3
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления развития личности кружка «Удивительный мир слов» для 2 класса МОУ «Журавлевская СОШ» составлена на основе авторской программы по внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю.Романова «Удивительный мир слов»(Сборник программ по внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2012, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:

  • осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;

Знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

  • овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Общая характеристика курса.

«Удивительный мир слов» — внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

Место факультатива в учебном плане.

Изучение курса целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).

Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

В рабочую программу внесены изменения: авторская программа рассчитана на 33 часа, но в соответствии с учебным планом школы, ориентированным на 35 учебных недель, в рабочую программу добавлено 2 часа, которые отведены в раздел «Секреты правильной речи».,для культурного развития детей Программа рассчитана на 1 ч в неделю, итого 35 часов в год. Ценностные ориентиры содержания курса.

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

  • развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

  • формирование представлений о языке как универсальной ценности;

  • изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

  • развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

  • включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

В процессе изучения данного факультатива ученики получают знания:

  • об истории русского языка,

  • рассматривают памятники древней письменности,

  • знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,

  • осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.

Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

Особенности содержания обучения.

Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание курса строится на основе деятелъностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

  • использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры

Календарно- тематическое планирование



Дата факт

ТЕМА ЗАНЯТИЙ

Кол-во

часов теория

Кол-во

часов практика

Воспитательная работа







Мир полон звуков

1

5










Звуки вокруг нас.


1 час




Чувство дружбы, понимания







Фабрика речи. Проект «Как я говорил, когда был маленьким»;





1 час

Чувство дружбы, товарищества







Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Анаграммы, шарады, кроссворды





1 час

Чувство дружбы, умение общаться







Полоса препятствий. Игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат»,





1 час

Уситчивость, любовь к труду







Рисуем звуками. Мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».





1 час

Любовь к окружающему







Трудности словесного ударения.




1 час

Любовь к родному языку







Азбука, прошедшая сквозь века

1


4










Буквы старые и новые. Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей




1 час

Уважение к родному языку







Так считали наши предки.

1 час




Уважение к предкам







Страницы древних книг. Экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);





1 час

Любовь к прекрасному







Живая и весёлая буква алфавита. Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);





1 час

Любовь к прекрасному







Загадки русской графики. Рисование: «Весёлая буква Ё».





1 час

Любовь к родному языку







Всему название дано

2


3










Рождение языка.


1 час




Любовь к прекрасному







Сколько слов в языке?


1 час




Чувство коллективизма







Имена, имена, имена... проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;




1 час

Чувство гордости за свое имя







Увлекательные истории о самых простых вещах. Мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;




1 час

Любовь к прекрасному







Словари — сокровищница языка. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;




1 час

Уважение к труду товарища







Как делаются слова

2

5










«Дальние родственники».





1 час

Уважение к труду товарища







Слова «готовые» и «сделанные». Игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото»,





1 час

Гордость за красоту и величие русского языка







Есть ли «родители» у слов?

1 час

1 час

Любовь к прекрасному







Внимание, корень! Лингвистический эксперимент «Свойства корня»;





1час

Любовь к прекрасному







Такие разные суффиксы. Конструирование слов по словообразовательным моделям;




1 час

Любовь к родному языку







Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?


1 час




Любовь к прекрасному







Что нам стоит слово построить? Проект «Как конфеты получают свои названия».




1 час

Любовь к прекрасному







Секреты правильной речи

12













Словарное богатство русского языка.


1 час




Гордость за красоту и величие русского языка







Словарное богатство русского языка.

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».





1 час

Гордость за красоту и величие русского языка







Выбираем точное слово. Игры: «Табу», «Не повторяться»,





1 час

Гордость за красоту и величие русского языка







Выбираем точное слово. Игры: «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»





1 час

Гордость за красоту и величие русского языка







Одно или много?


1 час




Любовь к труду писателей







Когда у слов много общего?


1 час




Гордость за красоту и величие русского языка







Когда значения спорят?





1час

Гордость за красоту и величие русского языка







Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю синонимы»





1 час

Гордость за красоту и величие русского языка







Слова одинаковые, но разные. Составление мини-словариков: «Собираю антонимы»,





1 час

Гордость за красоту и величие русского языка







«Местные жители» и «иностранцы». Составление шуточных рассказов и стихов.




1 час

Любовь к прекрасному







Как рождаются фразеологизмы?


1 час




Любовь к прекрасному







Выбор фразеологизма в речи. Составление мини-словариков: «Собираю фразеологизмы»;





1 час

Гордость за красоту и величие русского языка
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconРеспублики Татарстан «согласовано»
В. Н. Рудницкой, утвержденной мо РФ в соответствии с требованием федерального компонента государственного стандарта начального образования....
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение русского языка в начальной школе с...
Развитие речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconПояснительная записка Освоение физической культуры в начальной школе...

Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconРабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение окружающего мира в начальной школе...
...
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconРабочая программа по русскому языку Пояснительная записка
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,...
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconРабочая программа по русскому языку 8 класс
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconОбразовательный стандарт основного общего образования по русскому языку
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconПрограмма по русскому языку (образовательный стандарт основного общего образования)
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconПояснительная записка изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconПояснительная записка Изучение иностранного языка в начальной школе...
С учётом постановленных учебных, образовательных, воспитательных и развивающих целей изучения предмета “Иностранный язык ” в начальной...
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconРабочая программа по русскому языку пояснительная записка
Только изучая законы языка, и развивая свою речь, человек становится умнее, мудрее, быстрее постигает современную культуру и открытия...
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconРабочая программа учителя русского языка и литературы первой квалификационной...
...
Пояснительная записка внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей iconПояснительная записка Биология
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск