Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки





Скачать 38.73 Kb.
НазваниеДуховно-нравственное воспитание на уроках музыки
Дата публикации03.10.2014
Размер38.73 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки.

(текст выступления Разгуловой Л.Н., учителя музыки Мисковской школы, 2012- год)

1.Переход к стандартам нового поколения обусловили необходимость повышения значимости духовно – нравственного воспитания в современных образовательных учреждениях. Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны.

Духовно–нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий в себя педагогическую, социальную и духовные составляющие. Духовное состояние общества – одна из актуальных проблем нашего общества. Д.С. Лихачев был убеждён, что нравственность, духовный мир личности зиждутся на «памяти, культуре, почтении к национальным святыням, искусстве, доброте».

2.Говоря о духовно-нравственном воспитании, в последнее время это понятие так или иначе связывают со сравнительно молодыми школьными предметами: Истоки, ОРКиСЭ. Но и до введения этих предметов мы каждый на своем уроке всегда способствовали духовно-нравственному развитию детей. Любой урок несет и выражает духовность. И, конечно, урок музыки, который по значимости в воспитании нравственности я бы поставила на одну линию с родным языком, литературой и историей.

В программе Д.Б. Кабалевского, по которой я работаю, сформулирована цель – музыкальное воспитание как формирование музыкальной культуры как части всей духовной культуры.

Музыка – особый вид искусства, обращенный к чувствам, эмоциям, внутреннему миру человека, поэтому оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.

Главная задача учителя музыки состоит в том, чтобы в изучении музыкального искусства раскрыть его высокий духовный смысл, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике массового музыкального образования главным становиться обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт школьников, а также опыт музыкально - художественного творчества. Начинать учить ребёнка слушать и слышать музыку надо как можно раньше, пока «звучащий хаос» не оглушил его, не сделал невосприимчивым к красивым мелодиям. Личность любого человека формируется постепенно, начиная с самого первого этапа – детства. Именно с самого раннего детства в душу ребёнка закладываются основные принципы, помогающие ему стать личностью, занять достойное место в жизни.

Нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

В каждом музыкальном произведении есть отражение того, что мы называем ВЕЧНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни.

3. Фрагмент урока в 5 классе по теме «Можем ли мы услышать живопись»

На уроках этой темы мы, знакомясь с произведениями живописи, учимся не только в них всматриваться, но и вслушиваться.

Знакомясь с картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» дети, всматриваясь в изображение, описывают её. Затем я дополняю их ответы, раскрывая содержание картины:

В основу ее содержания художник положил библейскую легенду.

Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы не смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором читается вопрос: «Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?».

Картина прославляла великую силу материнства. Рафаэль славит величие женщины, способность во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

Тема материнства отражена во многих других произведениях Рафаэля и других художников.

Вслушиваясь в изображение, дети предполагают, какая по характеру музыка подойдет к изображению (добрая, светлая, нежная, колыбельная).

Предлагаю: давайте послушаем музыку, которую написал немецкий композитор Франц Шуберт, произведение «Аве, Мария».

Слушаем произведение, даём определения характера музыки, затем сравниваем свои предположения до слушания музыки с тем, что услышали.

Что общего в музыке Шуберта и картине Рафаэля?

Говоря об идеале материнства в русском искусстве, нельзя не сказать о иконописных образах Богородицы.

Их мы тоже рассматриваем и слушаем песнопение «Богородице Дево, радуйся».

4. Важное место в духовно-нравственном воспитании детей в нашей школе отводилось предмету «Народное творчество», на котором мы знакомились с народной культурой через народные песни, обряды, а потом свои знания переносили во внеурочную деятельность. Каждый год в репертуар музыкальных кружков я вношу народные песни, которые исполняются и сольно, и в ансамбле. Сейчас есть ансамбль «Млада», это 5-е поколение фольклорного ансамбля.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconДуховно-нравственное воспитание детей на уроках музыки в школе
Божий с его внешним и внутренним устройством, священными предметами, одеждами, богослужеб-ными книгами, уставным порядком отправления...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconДуховно – нравственное воспитание учашихся на уроках русского языка и литературы
А образованию в реализации данного документа отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, в...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconРабочая программа по музыке 8 класс Составитель: Белова Ольга Николаевна
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconДуховно-нравственное воспитание на уроках физики
Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Обогатить и расширить...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Духовно-нравственное воспитание личности школьника на уроках изобразительного искусства посредством приобщения к истокам русского...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconРусской Православной Церкви Администрация Томской области Духовно-нравственное...
Материалы 18-ых Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconОб утверждении муниципальной программы «Патриотическое и духовно-нравственное...
Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на территории Чернушинского...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconДуховно нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование...
...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки iconДуховно-нравственное воспитание школьников
Учителя нашей школы показали открытые уроки по данному направлению: Ефремова Светлана Михайловна «С чего начинается Родина?» и Лобанова...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск