Скачать 193.07 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАННО на заседании директор школы зам.директора по УМР научно-методического от _______________ от ________________ совета ___________________ __________________ приказ № ___ Хаспекян А.Г. от _________ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП» Направление: художественно-эстетическое Срок реализации программы – 3 года. Составитель – Сорсорова Виолетта Витальевна 2012-13 учебный год Пояснительная записка Актуальность. Одним из приоритетных направлений социальной политики Российского государства является осуществление комплекса мер по воспитанию здорового поколения. Но в последние годы отмечается тенденция к существенному ухудшению состояния здоровья детского населения в нашей стране. Особое внимание следует уделить школьному периоду - возрасту, когда формируются основные системы жизнеобеспечения и их совершенствования, происходит активная морфологическая перестройка, адаптация к внешней среде, а также новообразования нервной системы и двигательного аппарата. Существуют различные методики, которые помогают укрепить опорно-двигательный аппарат школьников. Но одним из способов оздоровления детей, укрепления их опорно-двигательного аппарата, развития мышечного корсета, профилактики и коррекции нарушений осанки можно считать такое направление в искусстве, как хореография. Хореография – искусство синтетическое, издавна любимое детьми. Это органическое соединение движения, музыки, игры. Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Хореография способствует развитию координации движения, пространственной ориентировки, укрепляет здоровье и повышает жизненный тонус детей. Эти занятия помогают многим школьникам преодолеть стеснительность, учат чувству коллективизма, сотрудничества. Именно танец помогает ребенку раскрыться, а подчас и утвердиться в среде сверстников. Хореография способствует развитию интеллекта, памяти, внимания, является тренингом общения, социальных отношений, помогает раскрыть индивидуальность ребенка, стимулирует активность детского воображения, фантазии и творчества. Хореография решает определённые лечебно-профилактические задачи, в том числе направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, оздоровление различных функций и систем организма ребёнка. Музыка и танец являются значимыми специфическими средствами хореографии. Известно, что музыка и танец имеют большое оздоровительное значение и могут применяться в терапевтическом и психотерапевтическом лечении, а также для коррекции и профилактики различных заболеваний у детей школьного возраста. Все элементы музыкальной выразительности отражают содержание музыкального произведения, которое воспринимается человеком через органы чувств, воздействуют на различные функции и системы его организма. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребёнка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику. Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности может способствовать настройке занимающихся на определённый темп работы, повышать работоспособность, отдалять наступление утомления, ускорять протекание восстановительных процессов, в зависимости от задач урока возбуждать или успокаивать, снимать нервное напряжение. Образные музыкальные произведения, тщательно подобранные в данной программе, позволяют преодолевать монотонию при выполнении специальных упражнений на профилактику нарушений осанки, длительное удержание статических поз или многократное повторение одного и того же двигательного действия. Применение музыки в занятии оказывает большое влияние на желание детей заниматься. Танец также имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Осваивая его, занимающиеся не только разучивают движения, но и создают художественный образ, что позволяет эффективно воздействовать на формирование их эстетических вкусов, ненавязчиво, исподволь прививать культуру тела, понимание красоты движений. Плавные, ритмические движения под мелодичную, красивую музыку или озорные весёлые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребёнку и являются одним из любимых видов двигательной деятельности дошкольников. Танцевальные упражнения и танцы не требуют специальных снарядов, длительной подготовки, определённой площадки, они прививают занимающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, то есть формируют красивую, правильную осанку, умения сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положений звеньев тела, координационную целесообразность движений. Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств оздоровления детского организма. Это одновременно и средство тренировки, и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений. Использование в занятиях упражнений хореографии позволяет оказывать существенное влияние на развитие опорно-двигательного аппарата детей, профилактику и коррекцию имеющихся нарушений осанки и плоскостопия. Целью занятий хореографией является пробуждение в детях интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов других стран; развитие образного мышления и воображения. А также гармоничное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, профилактика плоскостопия и различных нарушений осанки. Основной задачей занятий является формирование у детей танцевальных знаний, умений, навыков на основе овладения и освоения программного материала. Хореография для школьников содержит следующие предметы: ритмика, танцевальная азбука, гимнастика. Раздел «Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, развить чувство ритма. Раздел «Танцевальная азбука» содержит элементы классического, народного и бального танцев. Задачей педагога при работе с детьми является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений. Раздел «Гимнастика» проводится для улучшения профессиональных физических данных учащихся, таких как: выворотность, шаг, подъём, гибкость, прыжок, для приобретения ими мышечной силы, выносливости и гибкости тела. Упражнения взяты из спортивной и художественной гимнастики, системы упражнений йогов, партерного экзерсиса. Обязательным на каждом уроке являются упражнения на силу брюшного и бокового пресса, мышц спины, упражнения в ходьбе на месте и в продвижении, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц. Комплексы физических упражнений содействуют развитию мышечной силы (формируют «мышечный корсет»), выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решаются задачи общей физической подготовленности занимающихся, а в связи с этим и их физического развития. Это также оказывает профилактическое воздействие на опорно-двигательный аппарат ребёнка. Упражнения хореографии включают упражнения для формирования и закрепления осанки, профилактики плоскостопия, упражнения дыхательной гимнастики. Все танцевальные композиции выполняются под специально подобранную музыку. Это способствует высокой эффективности в решении поставленных задач и эмоциональной привлекательности для занимающихся. Программа. Данная программа рассчитана на 3 года обучения и составлена на основе учебного материала для детей 7-9 лет. Программа направлена на эстетическое и физическое развитие школьника. Занятия хореографией проводятся групповым методом два раза в неделю. На занятиях используются следующие приёмы: беседы, разъяснения, поощрения, показ, упражнения. Форма занятия — урок, построенный на основе распределения физической нагрузки с несколькими вершинами. Обычно таких вершин 3-4. Наибольшая нагрузка падает на основную часть урока, когда физические упражнения охватывают крупные мышечные группы с элементами напряжения. Это соответствует 2—3-й вершине физиологической кривой. Длительность урока- 45 мин. Урок состоит из 3-х частей: 1) подготовительной; 2) основной; 3) заключительной. Первая часть урока является вводной ступенью к предстоящей основной задаче — подготовка организма к специальным танцевальным упражнениям и комбинациям. Дети выполняют поклон, затем 1-2 упражнения на внимание. Используются упражнения на укрепление мышечного корсета, расслабление, растягивание мышц. Также в этой части дети знакомятся с необходимыми элементами экзерсиса или выполняют разные танцевальные шаги. В этом разделе нужно стремиться развить у детей более свободные движения, устранить скованность, привести тело в правильное положение. В содержание этого раздела входит ряд физических упражнений, направленных на улучшение работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, воспитание правильной осанки, поднятие дисциплины и собранности детей. Продолжительность данной части урока 5-10 минут. В основной части урока используются физические упражнения, направленные на воспитание правильного дыхания, координационных качеств. Данная часть урока обязательно включает в себя разучивание или повторение танцевальных комбинаций, что приводит к выстраиванию танца или этюда. У детей повышается настроение, активность, бодрость, усиливается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Продолжительность составляет 15-25 минуты. В заключительную часть урока вводятся упражнения на воспитание правильной осанки. А также те игры, которые развивают воображение, фантазию, память, пластику, грацию движений, так как это необходимо юным танцорам. Преследуется цель снижения физической нагрузки на сердечно - сосудистую систему, нервно-мышечный и дыхательный аппараты. Поэтому подбираются более спокойные игры. Дыхательные упражнения в данной части урока обязательны. Продолжительность данной части урока 5-10 минут. Занятие заканчивается выравниванием осанки, ее проверкой, а затем поклоном. Во время занятия необходимо избегать утомительного однообразия и заботиться об эмоциональной насыщенности. Рекомендуется проводить уроки под музыку. Желательно наличие станка в зале. Помещение должно быть светлым, теплым, уютным, оснащено зеркалами. Для проведения урока большое дисциплинирующее значение имеет атмосфера в зале: авторитет и внешний вид преподавателя, его умение держаться. Благоприятная обстановка в зале привлекает внимание детей, побуждает заниматься регулярно. Психологическим стимулом к исправлению своей осанки у детей служит желание выступить на празднике в школе. На занятиях хореографией особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям. Задачи 1 года обучения: Обучающая: -понятия темп, ритм, размер; -сформировать навык исполнения простейших танцевальных комбинаций; Развивающая: -развить музыкально-ритмическую координацию, мышечное чувство, осанку, стопу; музыкально-двигательную память. Воспитывающая: -воспитывать трудолюбие. Учебно-тематический план работы кружка I год обучения
Задачи 2 и 3 года обучения: Обучающая: -совершенствование и формирование техники исполнения более сложных комбинаций; Развивающая: - развитие гибкости, координации движений. Воспитывающая: -воспитывать способность работать в коллективе. Учебно-тематический план II год обучения
Учебно-тематический план III год обучения
Перспективно-тематический план I год обучения
Учебно-тематический план II год обучения
Учебно-тематический план III год обучения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бекина, С.И. Музыка и движение. Музыкально-ритмическая деятельность детей дошкольного возраста: Уч./ С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е. Н Соковникова.- г. Москва.: Просвещение, 1981.- 158 с. 2.Горелов А.А. Асаны индийской хатха-йоги как средство адаптивной физической культуры для лиц с нарушением осанки/ А.А Горелов, Т. К. Шипкова //Адаптивная физическая культура.-2006.-№3.-С. 47 3.Егорова С.А. Интеграция музыки и лечебной физкультуры в комплексной реабилитации плоскостопия у детей/ С.А. Егорова, Н. Ю. Шумакова// Адаптивная физическая культура.-2004.-№4.-С. 29-31 4.Земсков Е. А. Откуда что берётся (о формировании осанки и походки у человека)./ Е. А. Земсков//Советский спорт.-1997. -№1.-С. 52-57 5.Ивановский, Н.П. Бальный танец XVI-XIX веков: Уч./ Н.П. Ивановский. – г.Калининград.: Янтарный сказ, 2004. – 208 с 6.Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей./ И.Д. Ловейко, М.И. Фонарёв// Медицина.-1988.-№3.-С.31-32 7.Милюкова, И.В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик: Уч./ И.В. Милюкова, Т. А. Евдокимова.- г.Москва.: АСТ-Сова,2007.-999 с 8.Милюкова, И.В. Лечебная физкультура. Уч./ И.В. Милюкова. – г.Москва.: Эксмо, 2003. – 862 с 9.Оганесян Н.Ю.Танцевальная игра как одна из частей танцевальной терапии./ Н.Ю. Оганесян //Адаптивная физическая культура.-2003.-№ 3.-С. 29-30 10.Петров В.С. Правильная осанка - хорошее здоровье/ В.С. Петров// Спортивная жизнь России.-1998.-№4-С. 24 11.Поликарпова О.А. Коррекция осанки детей на ранних стадиях функциональных нарушений осанки./О.А. Поликарпова//Физическая культура, образование, здоровье. -2002. – с.164-168. 12.Потапчук, А. А.Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений.: Уч./ А. А. Потапчук, М. Д. Дидур. – г.Санкт-Петербург.: Речь, 2001. - 166 с 13.Потапчук, А.А.Лечебная физическая культура в детском возрасте: Уч./ А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – г. Санкт-Петербург.: Речь,2007. - 464 с 14.Сайкина, Е. Г. Лечебно-профилактический танец «Фитнесс-данс». Учебно-методическое пособие для студентов физкультурных и педагогических университетов и специалистов по физической культуре в дошкольных и школьных учреждениях:Уч./ Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилёва. – г. Санкт-Петербург.: Утро,2005. -276 с 15.Сайкина Е.Г. Профилактика и коррекция нарушений осанки средствами лечебно-профилактического танца./ Е.Г. Сайкина// Адаптивная физическая культура.-2006.-№2.-С. 6-8 16.Сапин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Уч./ М.Р. Сапин, З.Р. Брыксина. – г.Москва.: Академия, 2000.-456 с 17.Смурова Т. С. Эффективность танцевальных занятий для повышения уровня физической подготовленности инвалидов по зрению./ Т. С. Смурова// Теория и практика физической культуры.-1998.-№1.-С. 54-55 18.Фитнесс-танец как средство профилактики и коррекции плоскостопия// Дошкольная педагогика.- 2004. - №5. – С.7-10 19.Фомина Н.А. Движение, музыка, слово./Адаптивная физическая культура.-2003.-№4.-С. 8 20.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. /Под ред. Л.В. Шапковой. –М.: Советский спорт, 2004.-464 с 21.Образы танца. /Под ред. Эльяш Н.И. - М.: Знание,1970. – 237с |
«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю» На заседании эмс Механизация процессов по выращиванию сельскохозяйственных культур способствует облегчению труда, повышению производительности и снижению... | Рассмотрено: Согласованно: Утверждаю На заседании шмо зам директора по Директор маоу руководитель шмо научно-методической работе Лицей №17 | ||
Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю Рассмотрено и согласовано Принято утверждаю: методическим объединением: на Педагогическом совете: Директор школы-интерната №29 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено на заседании М. О. Согласованно с зам директора по У. В. Р. Утверждено директором школы | ||
Г. Минусинск, Красноярский край рассмотрено согласованно утверждено... Основная общеобразовательная школа. Допущено Министерством Российской Федерации 2010 год | Рабочая программа по истории россии и мира для 11 класса на 2013-2014 учебный год Расмотренно согласованно утверждаю руководитель методического Заместитель директора по увр директор школы | ||
Согласованно Утверждаю «01» Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение: обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е. В.... | Образовательная программа «Охотничья тропа» (булчут ыыра) Возраст... «утверждаю» «согласованно» «рассмотренно» | ||
Рассмотрено Рассмотрено «Утверждаю» Использование возможностей умк «Школа России» и «Школа 2010» в образовательном процессе мбоу «сош №4» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании мо протокола Рассмотрено на заседании методсовета | ||
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лиманская средняя общеобразовательная школа №2» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Утверждаю: Рассмотрено | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо заместитель... | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель шмо зам директора... |