Скачать 1.74 Mb.
|
Министерство культуры и туризма Свердловской области Свердловский государственный областной Дворец народного творчества СОКРОВИЩА УРАЛЬСКИХ ГОР НОВЫЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА Выпуск II Екатеринбург 2010 ББК 77.02 С 42 СОКРОВИЩА УРАЛЬСКИХ ГОР. Новые пьесы для любительского театра. Выпуск II. – Екатеринбург: СГОДНТ, 2010 г., 96 с. * * * Составитель С.Ф. Берсенева Редакторы И.И. Золотова, О.И. Перунова Дизайн обложки Д.А. Штанько Ответственный за выпуск И.И. Золотова * * * Сборник подготовлен по итогам II Конкурса драматургических произведений для детского и юношеского театра «ДА!», который был учрежден Фондом поддержки и развития любительского театрального искусства «Перспектива». Стратегические партнеры: Свердловский государственный областной Дворец народного творчества Министерства культуры и туризма Свердловской области, Российский центр международной Ассоциации любительских театров АИТА, Свердловское региональное отделение Общероссийской общественной организации СТД РФ (ВТО). Финансовая поддержка - «Школа игровых технологий «ПерсонАЖ», директор – Ольга Бубенцова. В сборнике использованы снимки из архивов авторов. ------------------------------------------ ãСГОДНТ, 2010 год ВВЕДЕНИЕ Светлана БЕРСЕНЕВА, руководитель проекта «Конкурс драматургических произведений для детского и юношеского театра «ДА!», заведующая отделом народного творчества СГОДНТ Этот сборник, в который вошли работы победителей II Конкурса драматургических произведений для детского и юношеского театра «ДА!», адресован, прежде всего, вам, уважаемые руководители детских и юношеских любительских театров. Он будет интересен и тем, кто занимается литературным творчеством. Возможно, работы, опубликованные здесь, побудят людей пишущих обратиться к непростым детским вопросам - вопросам нравственного и социального взросления, взаимоотношений с современным миром, родителями, педагогами и друг другом. Конкурс драматургических произведений для детского и юношеского театра стал не просто популярным, он стал частью творческой жизни авторов, чьи работы были опубликованы в первом выпуске. Второй раз в нем участвовали - Мария Снегирева, Татьяна Кирилкина, Владимир Ганзенко, и снова их работы получили высокую оценку экспертного совета. Жюри (экспертный совет) единодушно отметило, как удивительно просто и глубоко создана Татьяной Кирилкиной атмосфера добра и позитивного настроения в сказке «Мешочек счастья», не оставила равнодушными и блестящая стилизация в пьесе «Сокровища Уральских гор» Дмитрия Кочеткова. Особо эксперты конкурса отметили молодых авторов, чьи работы представлены в этом сборнике, Александру Шестерову и Антона Петрова, подчеркнув своеобразное «предчувствие собственного литературного языка». Особая ценность нашего конкурса – в заинтересованном, пристальном внимании к миру детства и юношества. Погружаясь в него, наблюдая, постигая, осмысливая и воплощая замысел произведения для подрастающего поколения, мы становимся причастными ко всему, происходящему с нашими детьми, причем не формально, а на деле. Мы в активном диалоге с миром детства и юношества, в диалоге конструктивном. В 2010 году конкурс обрел свое имя «Да!», и совсем не случайно, что оно выражает утверждение, принятие, согласие. ДА! - новым идеям, новым именам, новым талантам, новым открытиям. ДА! - творческому началу в каждом из нас. ДА! - сотрудничеству и воплощению лучших из замыслов. * * * О конкурсе... Евгения ПАНАСОВА, председатель экспертного совета конкурса, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных дисциплин Екатеринбургского Гуманитарного университета, театральный критик В этом году мне выпала честь работать в экспертном совете конкурса. Я благодарна устроителям за предоставленную мне честь и радость (пусть и в суровой роли судьи) прикоснуться к миру одаренных и вдохновляющих других людей. Значение конкурса трудно переоценить: в Свердловской области огромное количество детско-юношеских любительских театров, и все они держатся на энтузиастах, специалистах своего дела, практически без поддержки со стороны государственных и негосударственных организаций. При этом именно здесь ощущается огромный недостаток качественных, пригодных для постановки материалов. На круглом столе «Осторожно! В театре - дети! Детский спектакль в XXI веке: традиции и новации», проведенном в рамках проекта «Время культуры», многие видные театральные критики и деятели культуры с грустью отмечали то незавидное состояние, в котором оказались детские театры, и, в частности, любительские коллективы. В этих условиях коллективы вынуждены ставить уже давно известное или что-то придумывать, перерабатывать. Творческих людей, знатоков своего дела, на которых, по сути, держится культура, – просто необходимо поощрять. И этот конкурс, который предоставляет такую возможность, – поистине прекрасная инициатива. Здесь важен не только денежный приз, но и фактор признания, который является ведущим. Отдельным, самостоятельным и очень важным результатом становится публикация ряда пьес – именно в этом случае они могут быть поставлены на сцене. Хочется верить, что конкурс будет способствовать развитию и даже творческому прорыву в этой сфере. * * * Татьяна ВДОВИНА, член экспертного совета конкурса, драматург, хореограф, художественный руководитель Театра НЛО12 Я очень рада, что подобный конкурс существует. Современная драматургия, как известно, испытывает определённые трудности, а такой зоны, как детская драматургия и драматургия для подросткового возраста практически не существует. К сожалению, на сегодняшний день детский и юношеский зрительский пласт остаётся без внимания драматургов. В профессиональных театрах не могут найти материала для постановок и вынуждены обращаться к старым, зачастую лишённым актуальности, пьесам. Сегодня, как правило, пьесы для детей и юношества пишут участники или сами руководители самодеятельных коллективов, которые, чаще всего, не являются профессионалами, не имеют возможности ознакомить заинтересованных лиц со своими произведениями, которые потом и осуществляют постановки своих пьес. Конкурс необходим. Он дает возможность автору заявить о себе, познакомиться с работами других драматургов-любителей. Он предоставляет возможность не просто обсудить тексты, а дать им оценку, и, таким образом, профессионально развиваться. Благодаря публикации у авторов появляется перспектива серьезно заняться драматургическим творчеством, познакомить со своими произведениями более широкий круг единомышленников, выйдя за рамки того коллектива, для которого сценарии и создавались. Дмитрий КОЧЕТКОВ Родился в 1964 году, в городе Каменске-Уральском, где проживает и поныне. Работал на крупных и малых предприятиях города, в одной из местных газет. Автор юмористических и серьезных стихов и рассказов, публиковавшихся в российских и зарубежных изданиях, а также нескольких пьес для детского театра, в разное время поставленных образцовым театром-студией «Да здравствуют дети!» (руководитель – Людмила Борисовна Иванова). Руководит городским литературным клубом «Феникс», является администратором одноименного интернет-сайта. Актер Каменск-Уральского камерного театра «Артель». На II Конкурсе драматургических произведений «ДА!» для детских и юношеских любительских театральных коллективов пьесам Дмитрия Кочеткова присуждено первое место. СОКРОВИЩА УРАЛЬСКИХ ГОР сценарий Новогоднего представления (по мотивам сказов П.Бажова) Действующие лица: Машенька Лизонька Сашенька Федюнька Нянюшка, она же Лисичка Дед Ефим, он же Великий Полоз Огневушка-Поскакушка Золотой Волос Хозяйка Медной Горы Филин (возможно, кукла) Горничная Дед Мороз Снегурочка Характеры (описания по П.П. Бажову). Хозяйка Медной Горы – девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка. Золотой Волос – дочка Полоза, девица красоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула, а коса-то у ней золотая и длиной десять сажен. Лисичка – старушонка сухонькая, лисичкой оборачивается. Нянька дочки Полоза. Великий Полоз – одет не по-нашенски. Кафтан это на ем, штаны - все желтое, из золотой, слышь-ко, поповской парчи, а поверх кафтана широкий пояс с узорами и кистями, также из парчи, только с зеленью. Шапка желтая, а справа и слева красные зазорины, и сапожки тоже красные. Лицо желтое, в окладистой бороде, а борода вся в тугие кольца завилась. Так и видно, не разогнешь их. Только глаза зеленые и светят, как у кошки. А смотрят по-хорошему, ласково. Огневушка-Поскакушка – девчоночка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. I ДЕЙСТВИЕ На сцене полутьма. Горит огонь в камине, свечи в подсвечнике на нем. У стены стоит сундук, накрытый тряпицей, на столе – поделки из камня. (Было бы хорошо, если бы в 1-м действии не было видно елки). Появляется дед Ефим, наводит порядок в доме, зажигает еще свечи, подкидывает дровишек в камин. Становится светлее. За окном ухает филин. Дед Ефим выглядывает в окно. Дед Ефим. Ты чего тут фугукаешь, а? Я вот те пофугукаю! Спать людям не даешь! Филин (появляется в окне). Ишь, спать я ему, слышь-ко, помешал! Я твоей бессоннице не причина. Дед Ефим. А вот и причина! Филин. А вот и нет! Дед Ефим. А вот и да! Филин. Я лучше твоего знаю! Дед Ефим. Да кто ты есть такой?! Ты – Филин, птица неразумная, а я кто? Филин. А ты дед Ефим – Золотая Редька! Дед Ефим. Научили тебя разговаривать, на свою голову… Филин. Меня никто не учил, это природа. Дед Ефим. Рассказывай! Федюнька вот тебя и выучил. Филин. Фугу! Федюнька! Дед Ефим. Поговори вот у меня! Враз перья-то повыдергиваю. Филин. Ты повежливей! Я не просто Филин – я дядька Филин. Дед Ефим. Молод ты, брат, для дядьки-то. Филин. Мне триста лет. Дед Ефим. Будет тебе обман-то шариком катать, птицы столько не живут. Филин. Фугу! Ты бы, чем к ругани приверженность оказывать, лучше самовар поставил. Дед Ефим. Чего это, на ночь глядя? Филин. Гости к тебе будут. Дед Ефим. Какие еще гости? Кто в этакую даль да без путя ехать кинется? Молчи уж! Филин. Как знаешь. Я зря не скажу. Дед Ефим. Твое дело летать да мышей ловить по-малости, а ты – умных людей уму-разуму учить! Филин. Ну, живи своим умом… (Улетает.) Дед Ефим. Экий пучеглазик! Весь сон перебил!.. Уж и то сказать, ежели начнет всяка нечисть добрым людям вредить, никака сила с ней не совладает… Слышен звук приближающегося санного экипажа (ржание и топот лошадей, чей-то говор). Дед Ефим. Это еще что за притча? Неужто, правда, ктой-то припожаловал? В дом с шумом входят прибывшие гости – Машенька, Лизонька, Сашенька, их нянюшка и горничная, – все в тулупах, в снегу, замерзшие. Нянюшка (деду Ефиму). Мил человек! Доброго здоровья и всяческого благополучия этому дому! Не дайте пропасть в лихую погоду да в гиблом месте! Разрешите мне с детками у вас переночевать! Дед Ефим. А чего ж, ночуйте. Только скажите на милость, какая лихоманка угораздила вас заехать в наши гнилые места? Нянюшка. Из Петербурга мы, к родственникам едем, добрый человек! У моих воспитанников тут, на Урале, дядька живет, на руднике инженерит. А им захотелось погостить у него. Дед Ефим. В гости-то сподручнее бы летом. Нянюшка. Знамо дело, что летом, я и сама так говорила. Да их папеньке разве докажешь? Дед Ефим. Точь-в-точь, как моему Филину? Нянюшка. Чего? Дед Ефим. Да вы располагайтесь, я сейчас самовар поставлю. (Уходит.) Нянюшка (горничной). Наташенька, помоги хозяину. Горничная, поклонившись, уходит. Машенька. Я так замерзла, я так устала, я, наверно, сейчас лягу у огня и усну. Лизонька. Я же говорила тебе, Рождество лучше всего встречать дома! Сашенька. А мне здесь нравится. Готов поспорить, что где-нибудь в окрестностях зарыт шикарный клад. Машенька. Лично для меня самым большим кладом была бы пуховая подушка. Нянюшка. Ничего, сейчас все отдохнем, а завтра поедем дальше. Лизонька. Сундучище-то какой! На нем вместо кровати можно спать. Машенька. Апчхи! Лизонька. Будь здорова! Нянюшка. Говорили тебе, надень валенки, так нет, в сапожках она надумала форсить. Это на Урале-то! Сашенька. Как вы думаете, что в этом сундуке? Может, золото? Лизонька. Нет, там мумия фараона! Машенька. Лизонька, вечно ты пугаешь! Сашенька. Фараону тут взяться неоткуда, а вот монгольский хан какой-нибудь… Дед Ефим (входит). Ну, вот и самовар закипел. Пожалуйте чаю отведать, гости дорогие! Нянюшка. Спаси Господь, добрый человек! Вас как звать-величать-то? Дед Ефим. А дедом Ефимом зовите. Тут у нас летом-то контора старательска, а в зиму-то я тут заместо сторожа. Сашенька. Старательская? Значит, здесь есть золото? Я же говорил! Лизонька. Ох уж ты мне золотоискатель! Нянюшка (детям). Ну, пойдемте чай пить. Все идут пить чай. Сашенька идет последний, останавливается, наклоняется. Машенька. Сашенька, ты чего? Сашенька. Сейчас-сейчас, у меня шнурок развязался, я догоню. Сашенька делает вид, что завязывает шнурок, но, как только все уходят, бросается к сундуку, пытается его открыть. В это время на окно, почти бесшумно, опять садится Филин. Приглушенно звучит таинственная музыка. Из-за камина выглядывает Огневушка-Поскакушка, наблюдает за действиями Сашеньки. Она тихонько крадется и оказывается у него за спиной. Сашенька. Нет, без ключа тут не открыть. Где же ключ? Поскакушка хихикает у него за спиной. Сашенька оборачивается, но та успевает переместиться, так что Сашенька её не видит. Сашенька. Кто здесь? (Ходит кругами, Поскакушка за ним.) Оказавшись возле камина, Поскакушка прячется и снова хихикает. Камин резко вспыхивает. Сашенька. Кто это? Лизонька, это твои шуточки? (Подходит к окну.) А это еще что за чучело? |
О коллективе любительского художественного творчества Настоящее Положение регулирует деятельность коллективов любительского художественного творчества, работающих на базе государственных... | Ii действующие лица театра реальности Три уровня театра реальности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учитель (звучит инструментальная музыка) Он сочинял пьесы для гимназического театра, писал декорации, шил костюмы и, конечно, был... | Сказка Редакция для театра А. Зыкова Дописал сцену, которой у автора не было. В такой интерпретации пьеса появилась на сцене Саратовского театра драмы им. И. А. Слонова... | ||
Отче т народного театра «Диалог» за 2012 год город Венев История Веневского народного театра началась почти 100 лет назад. В 1918 году профессиональная актриса Зоя Горская собрала группу... | Программа обучения по основам искусства кукольного театра является... А. И. Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович «Играем в кукольный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обучающая: доказать, основываясь на содержание пьесы, что страх перед ревизором – главная сюжетная основа комедийного действия; работа... | Примерная программа дисциплины «История драматического театра» Овладение студентами – хореографами теоретическими знаниями по истории зарубежного и русского театра от истоков до современности | ||
Перечень дополнительных образовательных программ, реализуемых в Доме... «Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Волшебство театра» авторская дополнительная образовательная программа образцового театра-студии «Сказка» | ||
Методические указания к проведению государственного экзамена по истории... Актерское искусство в русском театре дорежиссерского периода. Российское режиссерское искусство | Краткое содержание : Курс «Театр как система: понятия и вещи» Краткое содержание: Курс «Театр как система: понятия и вещи» имеет трехчастную структуру («История театра», «Теория театра», «Театр... | ||
Учебно-методический семинар для любителей настольного тенниса Круглый стол по проблематике развития любительского настольного тенниса в России и вручение сертификатов участникам | Российской Федерации «утверждаю» Примерная программа дисциплины "Постановочная работа режиссера в театре кукол" федерального компонента цикла сд составлена в соответствии... | ||
Российской Федерации «утверждаю» Примерная программа дисциплины "Режиссура и актерское мастерство в музыкальном театре" федерального компонента цикла сд составлена... | Моу: сош №15 Новые открытия, новые таланты, новые знания! Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) |