Дагестанская медицинская академия





НазваниеДагестанская медицинская академия
страница1/3
Дата публикации15.10.2014
Размер0.54 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАГЕСТАНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ



Х. Н. АЗИЗОВА


АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

(учебно-методическое пособие для студентов)

М А Х А Ч К А Л А 2007 г.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАГЕСТАНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Х. Н. АЗИЗОВА


АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

(учебно-методическое пособие для студентов)

М А Х А Ч К А Л А 2007 г.
Введение
В учебно-методическом пособии «Арабо-мусульманская культура» отражен весь комплекс проблем, связанных с возникновением и распространением ислама, арабо-мусульманской культуры в целом, а также обозначена актуальность ее изучения с учетом новых исторических реалий. Пособие составлено в соответствии с образовательными стандартами.

Особый интерес для студентов представляет раздел посвященный исламскому вероучению, в котором подробно характеризуется каждый из его элементов, направления в исламе, подробно рассмотрен вопрос о сектах в исламе, получивших распространение в последнее время. Арабо-мусульманскую культуру невозможно представить вне философского контекста, поэтому дана характеристика и основным течениям арабо-мусульманской философии.

Основной задачей работы является показ взаимовлияния и взаимодействия культур разных народов, объединенных в рамках единой арабо-мусульманской культуры, неприятие национальной замкнутости, показаны отношение ислама к культуре, науке, развитие медицины, особенности художественной культуры.

Контрольные вопросы:


  1. Какова была социально-политическая жизнь Аравии до Мухаммеда?

  2. Почему он был вынужден перебраться из Мекки в Медину?

  3. Каковы были принципы организации и функционирования халифата?

  4. Что такое шариат?

  5. Главная черта шиизма.

  6. Что такое хиджра?

  7. Модернизм и фундаментализм в исламе.

  8. Кто такие кадариты и джабариты?

  9. Ислам и наука, исламская цивилизация.

  10. Арабо-мусульманская философия.

  11. Особенности художественной культуры.

  12. Значение Ибн-Сины в развитии медицины.



Рефераты:

  1. Мистицизм в исламе.

  2. Халифат как воплощение идеи совершенного человеческого объединения.

  3. «Канон врачебной науки» Ибн-Сины.

  4. Ваххабизм в Дагестане, его природа.


1. Возникновение и распространение ислама.

2. Вероучение ислама

3. Традиционное и обновленческое направление в современном исламе

4. Ислам и наука

Возникновение и распространение ислама.
Третьей (самой поздней по времени возникновения) «мировой» религией является ислам, или мусульманство. Это одна из распространеннейшей религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные – в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама.

Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Основателем ислама был пророк Мухаммед, араб, живший в Мекке; он получил от бога ряд «откровений», записанных в священной книге Корана, и передал их людям. Коран – основная священная книга мусульман, как Пятикнижке Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.

Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После него остались разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разное время. Мухаммеду приписываются тексты и более раннего времени и более поздние.

На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570 – 632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса).

Аравия была издавна населена семитскими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами – Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию. Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря.

В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склоняться к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности – строгое требование почитать только единого Аллаха и быть, безусловно, покорным его воле. Само слово ислам» означает покорность.

«Свидетельствует Аллах, что нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине, религия пред Аллахом – ислам…» (3: 16-17).

Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось перебраться из Мекки: это переход из Мекки в Медину (хиджра), совершенное в 622 году н.э. считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). В земледельческом оазисе Медине (Ятриб) Мухаммед нашел более благоприятную почву для пропаганды: мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных племен. Набрав себе много сторонников, Мухаммед в 630 оду захватил Мекку. Меканские корейши вынуждены были принять новую религию. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как религиозного центра еще более возросло. Корейшитская знать, вначале враждебная мусульманскому движению, теперь признала за благо примкнуть к нем и даже возглавила движение.

В 630 г. завоеванная Мекка, после уничтожения изображения старых богов стала священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний месяц года) совершаются паломничества. Ятриб (Медина) остался столицей объединенного государства.

После раздоров из-за власти между приверженцами Мухаммада и мединской знатью был избран «заместитель» пророка – халиф – купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммада. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплен культ пророка Мухаммада, упорядочен Коран, записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка – рамазан стал временем мусульманского поста. Для обозначения мусульманского государства используется термин «халифат» («преемство»). Более того, современные авторы приходят к выводу, что халифат отнюдь не сводится к индивидуальному праву или привилегии отдельного лица на занятие поста главы мусульманского государства, а представляет собой определенную функцию по осуществлению верховной светской (политической) власти и поддержанию веры на уровне религиозной общины.

Духовное напряжение, побуждавшее Мухаммада к раздумьям о цели и смысле жизни, об основах мироздания, с годами все крепло и, наконец, оформилось в убеждение, что именно ему уготовано узнать истинного Бога и выполнить миссию возвещения соплеменникам истинной веры. Он призывал отказаться от поклонения идолам и обратиться к Аллаху, одному – единственному Богу. Имя Аллах является лишь одни из обозначений Бога, истинного же Его имени не знает никто из живущих. Мухаммад объявил, что других богов просто не существует, а верующие в них будут наказаны Аллахом. В мире все совершается по воле Аллаха. Он награждает за смирение и веру, наказывает за гордыню и нечестие. С каждого на суде у Аллаха спросится по его делам, и всем воздастся сполна.

Аллах продолжал посылать Мухаммаду новые знамения. Были провозглашены запреты на ростовщичество, азартные игры, алкогольные напитки, употребление в пищу свинины. Сложившееся вокруг Мухаммада объединение людей скреплялось теперь не кровным родством, а общей верой, братством духа. Доступ в умму (новую общину) был открыт для всех, кто принимал ислам и признавал Мухаммада в качествен духовного и светского вождя. Таким образом, в сознании мусульман с самого начала слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедные и морально-правовые установления.

Становление арабо-мусульманской культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата, который под эгидой провозглашенной в VII в. пророком Мухаммадом новой монотеистической религии (ислама) распространил свою власть на обширном пространстве от среднего Поволжья на севере – до Мадагаскара на юге, от Атлантического побережья Африки на западе – до Тихоокеанского побережья Азии на востоке. Халифат, впервые после эпохи Александра Македонского объединивший эллинистическое Средиземноморье с индоиранским миром, стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций. «Золотой век» развившейся на этой почве цивилизации пришелся на IХ – ХII столетия, когда именно она стала определять уровень мировой культуры, как материальной, так и научно-философской.

Внутренняя структура халифата стала оформляться во времена правления династии Омейядов (661 – 750), но некоторые ее основы были заложены раньше. Это касалось, в первую очередь, слияния воедино религиозной и светской власти. Сам Мухаммад выступал как политический деятель и религиозный вождь, и эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству особое своеобразие. По крайней мере, формально халиф – обладал всей полнотой власти, и духовной (имамат), и светской (эмират). Естественно, это чрезвычайно усиливало авторитет халифа, подчеркивало священность его особы: восставать против халифа означало восставать против Аллаха. Ислам был сутью государства.

Представители династии Омейядов предприняли ряд мер по укреплению гигантской империи и централизованной власти. Уже говорилось о том, какую роль сыграла налоговая политика в исламизации населения. Арабский язык стал государственным в пределах халифата: на нем составляли деловые документы, писали научные трактаты и художественные произведения. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат. Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая теперь получала жалование от казны или земельные наделы.

Но главным залогом силы государственной власти было право верховной власти на земли. Как и во всех других восточных цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту – налог. Часть казенных земель раздавали за службу.

Богатые многонаселенные города, где процветали торговля и ремесло, находились под строгим контролем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников. Ни один из исламских городов не добился самоуправления, не получил юридически закрепленных свобод.

Сегодня идея совершенного человеческого объединения воплощается в форме халифата – концепции исламской государственности, разрабатываемой суннитскими школами и организациями. Понятие халифата ассоциируется в сознании мусульман с могуществом и процветанием, каковыми было отмечено существование в VII – VIII вв. Великого Арабского халифата – мощной империи, давшей миру яркую и многообразную культуру.

Принципы организации и функционирования халифата были в самом общем виде сформулированы средневековыми правоведами на основе толкования предписаний Корана и сунны относительно вопросов правления. По существу концепция халифата выросла из трех положений Корана, одно из которых требует «консультирования» правителей со своими подданными и принятие решений с учетом общего мнения, другое призывает править и решать споры по справедливости, а третье обязывает правоверных подчиняться «посланнику Аллаха» (верховному правителю).

Верховная светская и духовная власть в халифате сосредоточена в руках халифа. Халифом становятся не в порядке наследования власти или назначения предшественникам, а в силу особого договора – мубайи, заключаемого между общиной и претендентом на халифат. Мубайя – договор о халифате.

Существуют три основных способа избрания халифа: непосредственно общиной, путем одобрения общиной кандидатуры предложенного халифом преемника и коллегией выборщиков.

Халифат не является теократической монархией. Халиф – не монарх, не деспот, он – мусульманин, отличающийся от других лишь возложенным на него бременем особой ответственности за исполнение норм шариата и хранение веры.

Халифат как форму государственного правления часто называют консервативной.

После смерти Мухаммеда во многих районах Аравии вспыхнули сепаратирские мятежи, возглавлявшиеся лжепророками. Подавлять их пришлось первым халифам, которых выбрали из сподвижников Мухаммеда. Таких выборных халифов было 4: Абу Бакр (632 – 634), Омар (634 – 644), Осман (644 – 656) и зять Мухаммеда Али (656 – 661). Объединению арабов способствовали новый государственный строй – мусульманская феодальная теократия (халифат) – и политика внешних завоеваний: энергия новой веры как бы выплеснулась за пределы полуострова.

Продолжительная война между Византией и Ираном истощила силы обоих государств, что позволило арабам успешно воевать одновременно с обоими государствами. К 640 г. они завоевали Палестину и Сирию, чуть позже – Египет, а в 658 г. овладели Арменией и частью Грузии. Поначалу арабы сохраняли местные порядки в покоренных странах, были веротерпимы по отношению к христианам, иудеям, зороастрийцам, умеренно эксплуатировали население. Завоевания создали благоприятные предпосылки для переселения массы арабов на новые места, активно происходила арабизация культуры.

При правлении Омара была уничтожена Александрийская библиотека. При Османе, третьем халифе, вопрос веры отошел на задний план, главной заботой стали захват земель и богатств, их накопление в руках арабской аристократии. Недовольные политикой Омейядов сплотились вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Сторонники Али, называвшие себя шиитами, провозгласили его единственным истинным халифом. К шиитам примкнули низы арабского общества, в ходе их восстания, халиф Осман был убит, а Али провозгласили четвертым халифом. Али вел себя нерешительно, старался угождать знати. Гражданская война (656 – 661) расколола не только арабское общество, но и мусульманскую веру: в исламе к середине VII в. оформились три направления – шиизм, движение хариджитов и суннизм, которых представлял род Омейядов. В 661 г. Али был убит одним из хариджитов, а престол захватил наместник из Сирии Муавия из Омейядов, род которых управлял арабским государством до 750 года. Столица халифата была перенесена в Дамаск.

В халифате осуществлялись экономические и политические преобразования, ожила торговля, строили мечети и т.д. Арабский язык становился языком делопроизводства и международным для огромного государства. Для управления государством были учреждены наместничества. Их главы – эмиры – осуществляли на местах административную власть. Халифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. Важным следствием арабских завоеваний было распространение ислама на территории всего халифата.

Вероучение ислама
Шариат развивался как строго конфессиональное право. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные («человеческие») отношения, а с другой – определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).

Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породила и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге – Аллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. Мусульманское право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной системой права.

Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление – шиизм.
Коран.

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «Ал-уран» – «чтение вслух, «назидание») – священная книга мусульман.

Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644 – 656 гг.). Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».

Коран состоит из 114 глав сур, расчлененных на 6219 стихов (аята).

Противоречия в каноническом тексте Корана, равно как сама жизнь с ее все увеличивавшимися запросами, особенно в рамках ставшего гигантским халифата, требовали разнообразных разъяснений, дополнений, толкований. Все это привело к тому, что возникла настоятельная необходимость в постоянном комментировании положений священной книги. Эта практика получила наименование тафсир.
Сунна и хадисы.

Устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному поводу, т.е. поучения со ссылкой на авторитет Мухаммеда, вскоре после смерти пророка стали тщательно собираться его современниками, последователями и их потомками. Собранные в V в. в шесть сборников, они как раз и составили сунну, т.е. предание, касавшееся различных норм права, обычаев, правил поведения, эталоном которых выступал пророк.

Еще до Мухаммада каждое арабское племя имело свою «сунну», то есть неписанное собрание морально-правовых предписаний, «обычное право» патриархально-общинного общества, которые унаследованы племенем от предшествующих поколений. Потребность в сунне – своде правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях – возникла после смерти пророка. После его кончины оказалось, что предписаний, содержащихся в Коране, не достаточно для решения всех государственных общественных проблем. Возникла практика поиска прецедента, т.е., если решения нельзя было найти в Коране, обращались или к действиям самого пророка (сунна), или к древним обычаям Медины (тем более, что Мухаммад не отвергал родоплеменных законов). В крайнем случае, прибегали к мнению (рай) судьи, который должен был решать «по справедливости». Таким образом, уже на раннем этапе формирования мусульманской общины возникло две тенденции. Первая предлагала пользоваться предписаниями Корана, исходившими от пророка, т.е. основываясь на документально зафиксированных нормах, вторая допускала независимое суждение факиха, который должен был брать на себя ответственность за принятие решения.

Следование правилам, изложенным в сунне, считается обязательным для членов мусульманской общины. Отсюда возникло название «сунниты» - те, кто следует путем. После смерти Мухаммада на основе сунны решались многие практические вопросы жизни общины и даже халифата. Пропагандистами сунны изначально выступали сподвижники пророка и члены его семьи, которые сохранили в памяти высказывания пророка, его поступки или даже молчание в некоторых ситуациях. Впоследствии в сунну стали включать примеры из жизни четырех праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана, Али.

Мусульманская сунна включает в себя нормы государственного, уголовного, имущественного, семейного права, а также предлагает стереотипы поведения мусульманина в быту. Первоначально за основу была взята сунна Мухаммада, включающая в себя поступки и высказывания пророка, зафиксированные его последователями в виде хадисов (хадис, мн.ч. ахадис – сообщение, рассказ).

Распространители хадисов передавали свои воспоминания из уст в уста, что со временем все более сказывалось на характере и достоверности их сообщений. Перед составителями сборников хадисов, жившими полтора – два века спустя после пророка, встала нелегкая задача отобрать из многих тысяч подобного рода преданий, зачастую явно фантастических и неправдоподобных, т.е. которые в наибольшей степени заслуживали доверия. Как бы то ни было, однако, хадисы оказались в руках исламских богословов ценным материалом, помогавшим им дополнять и толковать Коран и разрабатывать нормы мусульманского права, шариата.

В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке.

Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества, учитывающие специфику завоеванных стран. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Фирманы, кануны.

Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов – фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы – кануны. Фирманы и кануны тоже не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственной власти с населением.

Этика ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за добро, быть щедрым, помогать бедным и т.п. Невыполнимых моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.

В семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия патриархально-родового уклада. В Коране признаются человеческие и гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к жене, оговариваются имущественные права женщины – право на приданое, на наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с патриархальным обычным правом арабов.

В социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном. Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (2:276), что, по-видимому, является результатом компромисса между интересами торгового класса и массы землевладельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление за долги запрещено.

Ислам вначале представлял собой единое и цельное учение, не знавшее фракций и сект. Первый раскол в исламе произошел в конце правления халифа Османа, когда группа сторонников Али – шииты – стала настаивать на исключительном праве потомков пророка, алидов (т.е. наследников Али и Фатимы), на высшую духовную и светскую власть.
Суфизм.

Термин «суфизм» или «тасаввуф» не был известен в эпоху сподвижников Пророка. Все соратники Пророка следовали прямым, ясным путем: они строго придерживались рамок Корана и Сунны, руководствуясь исключительно содержащимися в них установками. Таким образом, главный принцип эпохи сподвижников и их современников состоял в следовании Корану и Сунне и неприятии нововведений.

На определенном этапе (к концу ХVII в.) власть имущие, халифы постепенно отошли от норм, завещанных Пророком. Обстановка утонченной роскоши придворной жизни резко контрастировала с политической борьбой, принимавшей характер бесконечных дворцовых заговоров. Помимо этого возникли направления, возглавляемые философами – рационалистами (мутакаллимун), акцентировавшими свое внимание исключительно на идеях рационализма. Что же касается ученых-правоведов (фукаха), то они изучали и разрабатывали лишь внешнюю сторону ислама – религиозно-культовую практику. На этом этапе учение ислама превратилось в сухой и бездушный формализм. Мусульмане же в силу открывшей им богатства мира широкой завоевательной политики Халифата, увлеклись роскошью и мирскими благами. Вследствие этого в мусульманском обществе начали появляться признаки испорченности, началось время междоусобиц, разорявших Халифат, в то время как правители и их приближенные утопали в богатстве и роскоши.

На фоне ясно прослеживающихся тенденций к моральной деградации определенный контингент исламского общества, получивший название «суфиев», оставался верным приверженцем пути сподвижников (саляф).

Слово «суфи» произошло, вероятно, от арабского слова «суф», что означает «шерсть» по всей видимости, этим словом стали называть отшельников, облаченных в простые одеяния из некрашеной шерсти. Шерстяные одежды надевались в знак приверженности аскетизму, в знак отвержения всех излишеств в еде, одежде, крове и посвящения себя простой и непритязательной жизни. Но, возможно, это слово произошло от греческого «софос», что означает «мудрость». Некоторые думают, что оно произошло от арабского корня «сафа», что означает «чистота» или же от глагола «сафва», что означает «быть избранным».

Суфизм поощряет всяческое обновление возрождения и воинственный дух в надежде восстановления – в чистом, первозданном виде – послания пророка и всегда готов призвать к духовному руководству тех, кто наиболее последователен в подражании жизненному пути Пророка. Истинный правитель должен быть человеком самым сведущим в духовных вопросах, самым совестливым, милосердным, и не уподобляться дурному правителю, погрязшему в гордыне, недовольствии и роскоши.

С понятием суфизма тесно связано понятие «мюридизм». Мюрид – это учение определенного шейха, муршида (руководитель). Мюридизм понимается как синоним суфизма.

Суфии строжайше следовали предписаниям Корана и Сунны, отвергали нововведения, отрекались от роскоши и удовольствий мирской жизни, практиковали и проповедовали истинный аскетизм.

Термин «суфии» закрепился за этими людьми не сразу. Самое раннее упоминание термина «суфизм» относится к 815 г. (200 г. по Хиджре).

Выступая против царивших в Халифате нравов, суфии призывали к очищению религии от нововведений, строгому и неукоснительному следованию Корану и Сунне, отказу от роскоши, духовному очищению, борьбе с собственным эго (нафсом) и аскетизму, выступали против всяких новшеств. Суфии вели высоко социально-активный образ жизни, презирали пассивность, иждивенчество. Суфийские шейхи побуждали своих учеников (мюридов) зарабатывать себе на жизнь собственным трудом, запрещали им вести пассивно-созерцательный образ жизни.

Истинные суфии вменяли последователям тасаввуфа в обязанность труд, которым они должны были зарабатывать себе на жизнь и пропитание, возрождали понятие человеческого достоинства, запрещали попрошайничество и бездеятельность, поскольку суфий не должен находиться на чьем-либо иждивении. Суфии культивировали не только труд, но и такие качества как честность, правдивость, верность, надежность, прилежность в выполняемой работе. Сохранилось предание, что некий Ибрахим ибн Адхам работал сторожем в одном сирийском городке. Однажды хозяин сада пришел, чтобы угостить своих гостей, и попросил Ибрахима выбрать для них самые сладкие гранаты. Однако гранаты, принесенные Ибрахимом, оказались горькими на вкус. Хозяин потребовал принести другие, но история повторилась. Тогда в гневе он воскликнул: «Ты работаешь сторожем этого сада, неужели ты не можешь отличить горькие плоды от сладких». На что Ибрахим ответил: «Ты определил для меня только охрану сада, но не дозволил мне есть его плоды. И я ни разу не попробовал их».

«Несомненно, что высокая нравственность, которой пользовались суфии, оказала свое положительное влияние на труд и производство, на отношения между людьми. Посредством высокой нравственности тасаввуф побуждает к искренности, серьезности, постоянному труду; противоборствует лености, пассивности, пустой трате времени; призывает к самокритике, скромности, любви к людям, служение обществу, выступает против злобы, зависти, вражды, мести; …не терпит алчности» - писал Абд уль-Хафиз Фургуме.

Суфизм носил аскетическо-мистический характер, и его последователей называли факирами, или дервишами. Осуждая богатство они провозглашали культ бедности и самоотречения для спасения души и слияния с богом, разработали учение о постоянном познании бога и слиянии с ним через мистическую любовь и интуитивные божественные озарения.

В различных суфийских братствах существует разное количество ступеней или стадий достижения мистического пути – три, четыре, семь, двенадцать и т.д. В накшбандийской и кадирийской разновидностях суфизма, получивших распространение на Северном Кавказе, в том числе и в Дагестане, признается четырехступенчатый путь суфийского мистического познания. Первая ступень – шариат (закон) требует соблюдения во всем, даже в мелочах, мусульманского законодательства и представляет собой как бы стадию подготовки, испытания к вступлению на путь истинного суфизма. Вторая ступень – тарикат (мистический путь) – означает, что прошедший первую, испытательную стадию, вступают на путь истины (вернее мистицизма), который должен привести мюрида, суфия к слиянию с божеством. По ал-Газали тарикат, как мистический путь, ведущий к богу, состоит из таких стадий «духовного совершенства» (макамат): покаяние в грехах-ат-тауба; терпение в несчастиях – ас-сабр; благодарность богу за ниспосланные благодеяния – аш-шукр; страх божий – аль-хауф; надежда на спасение – ар-риджа; добровольная бедность – аль-факр; отречение от мира – аз-зухд; отречение от своей воли – ат-тавакуль; мистическая любовь к богу – аль-маххаба.

На стадии тариката мюрид находит себе духовного наставника – муршида («направляющего»), становится его послушником. Суфийская заповедь, которую должен соблюдать каждый на стадии тариката, такова: мюрид должен быть в руках его шейха (наставника), как труп в руках обмывателя мертвых. Суфий должен отказаться от всего мирского, чтобы рассчитывать на третью ступень – маарифат (познание) – т.е. дойти до познания божественной истины, просветителя, стать арифом («познавшим») и получить право уже самому быть наставником тех, кто находится еще на первых ступенях приближения к богу.

На стадии маарифат суфий «сердцем» познает единство Вселенной в боге (пантеизм), а также призрачность материального мира, равенство всех религий и т.д.

Хакикат (истина) – высшая стадия, полное обладание которой доступно лишь для немногих избранных. На этой ступени суфий достигает полной истины, «соединяется» с богом, находится в непосредственном общении с ним и полностью растворяется в нем (фана). Лишь немногим арифам удается еще при жизни постичь четвертую ступень, на которой они чувствуют себя отождествленными с божеством.

Усилиями суфиев в исламе распространился культ святых, о существовании которых не было и речи в годы жизни пророка, составления Корана или хадисов Сунны. С расцветом суфизма и появлением многочисленных братств и орденов с их шейхами, обладавшими абсолютным авторитетом и неограниченной властью, стало считаться, что именно эти религиозные лидеры являются носителями небесной благодати, способной передаваться от основателя ордена к его преемнику (чаще всего к сыну или иному близкому родственнику) путем эманации. Считалось, что гробницы этих «святых» обладают чудодейственной силой, излечивающей и помогающей правоверным, поэтому на них смотрели как на святилища, они превращались в объекты исступленного почитания. Их посещение считалось богоугодным делом (в некоторых случаях 2-3 подобных посещения приравнивались к хаджу).

Когда в ХI в. усилиями аль-Газали ортодоксальный суннизм несколько сблизился с умеренными течениями суфизма, институт святых (вали) был признан и официальным каламом. Культ святых в дальнейшем стал быстро распространяться по всему исламскому миру. Стремясь возвратить исламу его чистоту и избавить его от самозваных святых, в ХVIII в. аль-Ваххаб и его последователи -–ваххабиты, суровый аскетизм которых исключал любой культ, стали выступать как против развлечений, так и против посредников – духовников во взаимоотношениях мусульманина с Аллахом.
Традиционное и обновленческое направление в современном исламе
Со времени своего возникновения до наших дней ислам претерпел некоторые изменения. Он приспосабливался к условиям жизни юга или иного народа, и различным социальным устройствам.

В современном исламе есть два направления – традиционное и обновленческое, модернистское. В странах зарубежного Востока, традиционализм, как правило, взят на вооружение реакционными силами, стремящимися сохранить существующие отношения. Консервативное духовенство настроено против всяких нововведений, проповедует возврат к исламу в его «первозданной чистоте и простоте», возражает против использования научных и технических достижений других стран, считая, что прогресс в общественной жизни обеспечат Коран и шариат. Традиционалисты непримиримы к инаковерующим, настроены против предоставления женщинам равных прав с мужчиной. Они стремятся к теократии. Традиционализм в исламе распространен главным образом среди наиболее отсталой части мусульман.

Модернизированный ислам выступает в качестве идеологии большей части национальной буржуазии, заинтересованной в ликвидации феодальных отношений. Мусульманские реформаторы еще в ХIХ в. пытались «подтянуть» ислам к уровню капиталистического развития. Они предлагали изменить шариат буржуазным правом, упростить обряды, сумели использовать достижения науки и техники стран Западной Европы. Эти принципы были воплощены в Турции в 20-х годах ХХ в., которая раньше других стран Ближнего Востока встала на путь капиталистического развития.

Исламские фундаменталисты – консерваторы историческое прошлое противопоставляют современности, ратуют за восстановление исторических исламских ценностей и отношение мусульманской культуры от чуждых веяний. Стремление к прошлому, мифологизация его объясняется тем, что люди разочаровались в поисках наиболее приемлемого пути развития. Последователи модернистского ислама приемлют научные знания и культурные модели Запада и Востока, но не в чистом виде, а в интеграции своего и чужого. Тем не мене, их обвиняют консерваторы в раболепии перед европейским, чужим и в недооценке своего.

Ныне среди модернизаторов ислама наблюдается стремление вновь обратиться к шариату, отказавшись лишь от некоторых явно отживших его норм. Но они по-прежнему выступают за примирение науки и религии, активно поддерживают позицию сближения с другими религиями. Деятельность модернизаторов ислама не наносит ему по существу ущерба – ислам меняет свой облик, стремясь прийти в соответствии с требованиями современности. Ныне модернистское направление имеется практически во всех странах с преимущественным распространением ислама, однако, оно более ярко выражено, например, в Тунисе, Алжире, Сирии, Египте.

Многие современные идеологи ислама утверждают, что ислам не противоречит науке. Некоторые из них проводят аналогии между религиозными и научными положениями, а также стараются доказать, что многие идеи современной науки содержатся либо в Коране, либо в сочинениях мусульманских богословов.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дагестанская медицинская академия iconДагестанская медицинская академия
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дагестанская медицинская академия icon«Био технология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Дагестанская медицинская академия iconБолеутоляющие (анальгезирующие) средства
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Дагестанская медицинская академия iconРабочая программа по медицинской информатике цикла математический,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Дагестанская медицинская академия iconГбоу впо «дагестанская государственная медицинская академия» мз РФ научная библиотека
Указатель предназначен для преподавателей вузов, научных сотрудников и для всех, интересующихся данной проблемой
Дагестанская медицинская академия iconДагестанская государственная медицинская академия кафедра клинической фармакологии и фармации
Темы рефератов для учебно-исследовательской работы студентов по элективному курсу клиническая фармакология косметических лекарственных...
Дагестанская медицинская академия iconЛокальная наружная контрпульсация в комплексном лечении пациентов...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дагестанская государственная медицинская...
Дагестанская медицинская академия iconПорядок сдачи кандидатских экзаменов в гоу впо «дагестанская государственная...
Русский язык и культура речи: Методические указания по выполнению реферата / Сост. О. В. Виноградова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Дагестанская медицинская академия iconМахмудовой Эльмиры Рашитбековны
Фпк и ппс гбоу впо «Дагестанская Государственная Медицинская Академия» Махмудовой Эльмиры Рашитбековны за 2008–2012 гг
Дагестанская медицинская академия iconМинистерство здравоохранения российской федерации государственное...
«дагестанская государственная медицинская академия» министерства здравоохранения российской федерации
Дагестанская медицинская академия iconРабочая программа по нормальной физиологии. Физиологии челюстно-лицевой...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Дагестанская медицинская академия iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации Государственный...
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Дагестанская медицинская академия iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дагестанская медицинская академия iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дагестанская медицинская академия iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дагестанская медицинская академия iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск