Дагестанская медицинская академия





Скачать 312.52 Kb.
НазваниеДагестанская медицинская академия
Дата публикации04.11.2014
Размер312.52 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Культура > Учебно-методическое пособие


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАГЕСТАНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


Х.Н.АЗИЗОВА


АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА


(учебное пособие для студентов мед.вузов)

МАХАЧКАЛА - 2007 г.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАГЕСТАНСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Х.Н.АЗИЗОВА

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА


(учебное пособие для студентов мед.вузов)

МАХАЧКАЛА - 2007 г.
Введение
Учебно-методическое пособие «Античная культура» подготовлено в соответствии с образовательным стандартом и с программой по культурологии и в ней подробно рассмотрены предпосылки античной культуры, детально характеризуется каждый из ее этапов. Большой интерес представляет для студентов фактический материал, относящийся к античному искусству, особенно к таким его видам как живопись, скульптура, театр.

Как известно, античная культура является эталоном для последующих эпох и остается актуальной по сегодняшний день благодаря таким чертам как гуманизм, антропоцентризм, реализм. Показаны причины взлета и падения античной культуры.

Контрольные вопросы:


  1. Особенности экономической и политической жизни Греции.

  2. Основные черты полисной демократии.

  3. Характерные особенности античной культуры.

  4. Развитие древнегреческой демократии.

  5. Новые философские течения: стоицизм, эпикуреизм, цинизм.

  6. Основные достижения искусства классического периода.

  7. Гиппократ как основатель научной медицины.

  8. Культура эллинистического мира.

  9. Кризис античных идеалов и ценностей, формы проявления.



Рефераты:


  1. Гиппократ: значение для современной медицины.

  2. Вклад в древнегреческую культуру Гесиода и Гомера.

  3. Греция – Рим: сходство и различие в культуре.

  4. Афины и Спарта: сходство и различие.


Античная культура.


  1. Предпосылки и характерные черты.

  2. Основные этапы эллинской художественной культуры.

3. Древний Рим: взлет и падение. Закат античной культуры.
1. Предпосылки и характерные черты античной культуры.

Культура Древней Греции и Древнего Рима при всем своеобразии каждой обладают рядом общих черт и имеют общее название - античная культура. Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (древний для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Античная культура стала прекрасной основой европейской культуры.

В развитии культуры Греции III-I-й половины I тыс. до н.э. включают период древнейших цивилизаций (III-II тыс. до н.э.), гомеровский период (ХI-IХ вв. до н.э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н.э.).

К древнейшим цивилизациям на территории Греции относятся Минойская и Микейская (Ахейская) культуры.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества, оставившая в наследство мировой культуре опыт демократического устройства общества и богатейшего мифотворчества, величайшие произведения литературы и искусства, законы гармонии и красоты человеческого тела, точность математических доказательств и разнообразие философских идей.

Ограниченная пространством (в основном побережье и острова морей) и временем (от II тысячелетия до н.э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В основе уникальности греческого культурного «чуда» лежат следующие предпосылки: классическое рабство, античная формула собственности, система денежного обращения, идея суверенитета народа и демократическая форма правления. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями неизверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках Генриха Шлимана, открывшего во II пол. ХIХ века Трою, Микены, Тиренф и Артура Эванса на Крите в нач. ХХ в.

Античная Греция - это уже вторая цивилизация на территории Балканского полуострова и прилегающих к нему островов. На рубеже III-II тыс. до н.э. крупнейшим центром цивилизации был о.Крит, а затем Микены.

Цивилизация на Крите погибла в результате сильнейшего землятресения. микенская - в результате нашествия варваров.

Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества.

Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: «Греческое чудо», на котором настаивал Р.Шлиман, «быстро облетающая роза», по мнению Гегеля, «символ благополучного существования», как полагали И.Гэн и Э.Ренан, или сложный противоречивый, а иногда и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации, как утверждал А.Боннар.

Ответ на этот вопрос надо искать в особенностях предопределяемых экономической и социально-политической жизнью Греции того времени.

Рабовладение в древней Элладе (наименование страны по-гречески) обладало той особенностью, что рабами тут были только инопленники; сами же греки (со времен законодательства Солона) являлись свободными людьми. Другой особенностью греческого рабства было то, что помимо форм частного землевладения, здесь существовали и формы общинного пользования рабским трудом. На первых порах, как отмечал Ф.Энгельс, рабство играло прогрессивную роль в развитии общества: «Только рабство сделало возможным в более крупном масштабе разделение труда между земледелием и промышленностью и таким путем создало условия для расцвета культуры древнего мира - для греческой культуры. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греческой науки...». (Ф.Энгельс. Анти-Дюринг).

В гомеровский период (IХ-VIII вв. до н.э.) классовое общество и государство зарождаются на территории Балканского полуострова снова, но в иных масштабах и формах и огромную роль играло распространение железа, его внедрение в производство. Отличалась и государственная система - не единое государство, как на Востоке, а ряд небольших городов, государств - полисов.

Распад родового строя привел почти во всей Элладе к созданию полисов, которые представляли собой общины свободных граждан, связанных племенным родством. Каждое такое государство состояло из небольшого города и примыкавших к нему деревень. Вся территория считалась собственностью государства, но земельные наделы могли получать только свободные члены, общины. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Каждый полис имел свой диалект, собственных богов и героев, календарь и монету, свои политические и этические нормы. «Фактура и цвет земли, ритм и композиция ландшафта, силуэт и масштаб домен и окружающих их гор - все различно в каждой из областей Греции», - пишет исследователь греческой культуры В.Полевой. Были полисы аристократические (как Спарта) власть в которых принадлежала родовой знати (аристократии). Были полисы демократические (как Афины), где государственные вопросы решались в народном собрании, где должны были соблюдаться равенство граждан перед законом, свобода слова, право быть избранным на государственные должности.

Афины становятся центром культурной жизни всей Греции, здесь расцветает наука и искусство, а в Спарте никогда не было ни своих драматургов, ни своего театра. Дело в том, что, несмотря на недостатки и противоречия афинской демократии, были возможности для свободного выявления способностей - каждый афинский гражданин в пределах своего государства считал себя равноправным и полноправным членом общества. Он постоянно ощущал кровную связь с полисом и живо откликался на все вопросы политической и экономической жизни своего государства. Каждый афинский гражданин стремился понять окружающий его мир, законы управления развитием общества. Вопросы общественно-политической жизни широко обсуждались афинскими гражданами не только в народном собрании, но и в театре.

Порой полисы не только соперничали, но и воевали друг с другом, как Спарта и Афины, но при этом сохранилось сознание общности интересов, которое проявилось в греко-персидских войнах.

Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие светила, возникновению которых способствовало окончательное создание единого пантеона богов в результате слияния древних местных культов, основным среди которых стал культ олимпийских богов. Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходили раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах - раз в четыре года; Иси йские - в честь Посейдона, проводились под Коринфом раз в два года.

В этих играх проявлялся один из важнейших элементов древнегреческой культуры - агонистика (стремление к успеху в музыке, спорту, поэзии. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен быть владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях. Но единство определялось не только этим. Каковы же характерные особенности античной культуры? Прежде всего, античная культура космологична. Космос по греч. - это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. При общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве - красота, мера, гармония.

Красота - прекрасное, по Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежит: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она - характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем» говорит Демокрит, «Меру во всем соблюдай» рекомендует Гесиод. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуры, являясь основной ее категорией.

Гармония - единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества. Истоки античной культуры восходят к рубежу II и I тыс. до н.э., когда формируется греческая мифология. Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии в круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла, Фасея и других, т.е. греческая трагедия заимствовала свои сюжеты из мифологии, которая по выражению К.Маркса, «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву». Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной выразительностью. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией. В Греции не было могущественной замкнутой касты жрецов, которая препятствовала бы изображению богов в образе людей и мешала свободному созданию мифов. Поэтому мифы - религиозные сказания - были богаты жизненными мотивами. Сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему жизнь, высказывал свои политические, философские и этические воззрения. Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень популярны всевозможные мифы о героях, причем они объединялись в циклы, например о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях Гомер, в своих произведениях «Илиада», «Одиссея», пытается передать слушателям видение давно исчезнувшего мира. Но слепой поэт сумел заглянуть в будущее, эпические поэмы Гомера представляют собой своего рода кодекс морали, утвердившейся в античной культуре на многие века. Высшей ценностью для знатного война является посмертная слава, вечная память о доблестных подвигах, и если ты сам хочешь быть воспетым, будь таким, как мудрые и доблестные герои Гомера. Поэмы Гомера стали источником знаний, сокровищницей мудрости, каноном поведения.

Реснод в «Теогонии», «Трудные дни» утверждает, что люди отличаются от животных знаниями добра и зла и его труды - это клад моральных подчинений и полезных советов. В этот период зарождается греческая поэзия. Ритмически организованная проза получила название стихов. От Гомера идут корни греческой и римской поэзии, наследием его жизни, трагедия. В VII-VI вв. до н.э. формируется новое течение в греческой литературе - лирика. Поэты в стихах раскрывают свои личные переживания и отношение к описываемым событиям, что было ранее недопустимо. (Поэзия расцветает, сужая представления о настоящей жизни до земных каждодневных радостей в стихах Архилоха, дружеских пиров и мирских наслаждений у Анакреонта, любви и искренности пережитых чувств в лирике Сапфо).

Развивается музыка, виды которой дали замечательное сочетание поэзии, ритмического танца, музыкальной формы. В период архаики проявились важнейшие тенденции, характерные для высокоразвитой художественной культуры. В новый этап вступает греческая архитектура, прославившаяся в веках. Особое распространение получают храмовые сооружения: олимпийским богам, их прекрасным статуям воздвигаются величественные и роскошные жилища. К сер. VI в. до н.э. высокого уровня достигает так называемая чернофигурная вазопись - черный лак по красной глине. Теперь стройный и упорядоченный космос, передаваемый в «гомеровскую эпоху» геометрическими знаками - символами, раскрывается в наглядных образах. Но черные силуэты фигур не могли в полной мере передать объем и пространство, и силуэтная чернофигурная роспись сменилась краснофигурным стилем. Стремления передать человеческий образ, приближенный к реальности, определяют и развивают скульптуры этого периода.

Переход от архаики к классике был обусловлен социально-экономическими событиями: борьбой рабовладельческой демократии и тирании, ожесточенной войной греческих полисов с персами.
2. Основные этапы эллинской художественной культуры.

Новым за рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) сына Фименна II, подчинившего Грецию. В результате похода была создана огромная держава. Классической Греции как совокупности независимости городов - государств приходит конец. Начинается эпоха эллинизма (323-327 гг. до н.э.) эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. После смерти Александра Македонского империя распадается, возникают многонациональные государства военно-монархического типа. Хотя империя и распалась, происходит взаимное обогащение греческой и местных культур, помогая созданию единой эллинистической культуры.

Культура эллинистического мира - это синтез греческой культуры с культурой народов Ближнего и частично Среднего Востока. Эпоха эллинизма была периодом систематизации знаний, накопленных в течение веков и временем новых достижений во многих областях культуры.

Торговые путешествия, военные походы, расселение в ближневосточных странах расширили кругозор древних греков и македонян, которые познакомились с древневосточной культурой. С другой стороны, высоко развитую греческую культуру непосредственно восприняли значительные слои населения завоеванных Александром Македонским стран.

Для эллинистической культуры характерно ее греческое оформление. Среди господствующего класса, который в основном сложился у греков, македонян и эллинизировавшейся местной и торговой аристократии чиновничества, жречества получил широкое распространение общегреческий язык койне (что значит «общая»), который возник и развивался на основе литературного аттического языка. На койне говорили, вели официальную переписку и делопроизводство, койне была языком литературы и науки. На параллельно с койне был широко распространен от Египта до Средней Азии как государственный, литературный и дипломатический международный восточный язык - арамейский. Но существовали и различные диалекты, в частности - дорийский диалект.

В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (287-212 до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину П для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, стал основоположником теоретической механики, создал винтовой насос, создавал боевые метательные машины.

Важнейшей чертой эллинистической культуры было развитие техники в условиях рабовладельческого общества. Росли города - центры высокоразвитого ремесла, а значит и потребность в массовом изготовлении ремесленных изделий. Широкие слои населения получают возможность приобретать недорогую утварь, украшения из разных сортов глины, дерева, металла, стекла, камня. Эллинистические ремесленники усовершенствовали древнеегипетский ткацкий станок, что привело к ускорению и улучшению выработки тканей. Развивается военная и строительная техника, что привело к улучшению качества металлических сплавов, из которых изготовляли мечи, доспехи, наконечники для копий и стрел.

Для взятия крепостей начали применять особые, поставленные на колеса передвижные башни - гелеполы, (берущие города), которые строились из дерева, а отдельные части их укреплялись при помощи железа, причем гелеполы сооружались с учетом высоты крепостной стены неприятельского города. Внутри гелеполы находились войны, метательные орудия с запасом стрел и камней. Для передвижения гелеполы применялась мускулистая сила людей.

Архимед (287-212 гг. до н.э.) изобрел ряд простейших машин и приспособил для отражения римской армии и флота, осаждавших в 213-212 гг. до н.э. его родной город Сиракузы.

Во II в. до н.э. грек Гиппал, путешествуя в Индию, впервые открыл возможность плавания в открытом океане, пользуясь попутным ветром - муссоном (ветер дующий в определенном направлении).

Развитие мореходства привело к строительству маяков, портов и торговых набережных со складами и др. служебными постройками.

Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь своих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов. Если ведущим зданием в архитектуре классической Греции был храм - периптер, частный дом - перисталь. Дворцы эллинистических царей тоже строились как большие, богато украшенные перистили. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Скульпторы, желая передать чисто человеческие чувства и в лице и в фигуре показывали человека то младенцем, то дряхлым стариком, показывал то впалую грудь рыбака и беззубую старуху.

В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Появляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям. Характерные черты скульптуры этого времени - динамичность, выразительность, тщательно подчеркивали этнические и этнографические черты, если преображаемые были не греками. Все эти сюжеты были чужды классической скульптуре. Эллинистические ваятели создавали статуи и статуарные группы, изображавшие физические и душевные страдания, борьбу, победу, смерть. Новым в скульптуре этого периода было неизвестное для классики изображение пейзажа и бытовых подробностей как фона, на котором развертывался основной сюжет произведения.

Одновременно в скульптуре существовала и парадная тематика. Скульпторы изображали изящных и вполне земных Афродит и Аполлонов, украшавших алтари и храмы.

Скульпторы Родосской школы, родоначальником которой был Лисипп, изображали мощных атлетов, воинов, сцены борьбы.

В III в. до н.э. вход в порт города Родоса украшала огромная бронзовая статуя Гелиоса, высотой в 31 м, известная под названием колосс Родосский, впоследствии разрушенный землетрясением.

К концу эллинистического периода патетика эллинистической скульптуры стала вырождаться в чрезмерное увлечение страшными сюжетами и манерностью, что четко выражено на двух выдающихся статуарных группах: «Фарнезский бык» II в. до н.э., где пастухи Зеф и Амфион привязывают к рогам дикого быка жестокую царицу Дирку, желавшую предать такой казни свою рабыню Антиопу, мать этих пастухов.

И «Лаокоон» I в. до н.э. выполненной на сюжет из истории Троянской войны, змеи душат жрица Лаокоона и его двух сыновей за то, что он заподозрил в деревянном коне, оставленном ахейцами, военную хитрость и советовал оставить его за стенами Трои. Змей послал ненавидевший троянцев бог Посейдон. Скульпторы как можно острее передали мучительную смерть старого жреца и его сыновей.

Во второй половине периода эллинизма в скульптуре усилилось стремление вернуться к идеализированным формам классики, что отражено в статуе Афродиты Милосской.

Небольшие по размерам произведения статуарного искусства в период эллинизма стали предметом массового художественного производства в виде терракотовых статуэток, отливаемых в специально заготовленных формах. Этих статуэток называют танагрскими, по имени города Танагра, где их нашли.

В период эллинизма развитие получает глиптика - искусство резьбы по камню.

Значительного развития достигает эллинистическая живопись, которая создавала иллюзию действительности, особенно прославился живописец Апеллес. Картины, в основном, писались восковыми красками.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Древнегреческие ученые Герофил (рубеж IV-III в. до н.э.) и Эросистрат (ок. 300-240 вв. до н.э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. В области ботаники большой вклад внес ученик Аристотеля Феофрат (372-288 гг. до н.э.).

Герофил изучал органы человеческого тела, пытаясь выяснить их взаимоотношения и, таким образом, создал описательную анатомию человека. Будучи прекрасным врачом - практиком, он уточнил методы диагноза, большое значение придавал лекарствам. Эрасистрат был выдающимся хирургом. В III в. до н.э. успеху медицины способствовало разрешение первых Птолемеев анатомировать тела казненных преступников. В дальнейшем александрийская медицина эволюционировала в сторону эмпиризма, отрицая всякую теорию.

Евклид (ок. 365-300 гг. до н.э.) создал элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 320-250 гг. до н.э.) точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320-250 гг. до н.э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190-125 гг. до н.э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (I в. до н.э.) создал прообраз паровой турбины.

Значительное развитие математики и астрономии в период эллинизма тесно связано с синтезом древнегреческой и древневосточной науки, особенно вавилонской. Среди вавилонских астрономов следует отметить выдающегося ученого, проживавшего на рубеже IV-III вв. до н.э., Кидиник из Сиппара. Большое влияние на греческую науку оказывала египетская математика.

Ученые уже говорили об электричестве, попытались сконструировать машины - военные. Но бесплатный труд рабов делал ненужным усовершенствования. Эллинистическая культура имела ярко выраженный потребительский характер: добытые обществом излишки ресурсов либо проедались и пропивались, либо превращались в художественные ценности или просто накапливались в виде богатства.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. В столицах эллинистических царей возникли научные центры и библиотеки.

Завоевания Александра Македонского создают условия для контактов различных культурных традиций. Полумиллионный египетский город Александрия - столица царей Птолемеев яркий пример переплетения культурных традиций Эллады и Востока. Здесь находится богатейшая библиотека, где хранилось более полмиллиона книг.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху - филология.

В период эллинизма проявляются зачатки литературоведения как науки - в виде филологической критики и восстановления подлинных текстов классических авторов и комментирования их, начиная с Гомера. Филологи разрабатывают систему греческой грамматики на логической основе. Среди ученых, специально занимающихся филологией и литературоведением, надо упомянуть Аристарха из Самофракии. Важным центром греческой литературы периода эллинизма был александрийский Мусейон. Развивавшееся здесь литературное направление получило название александрийского. Это была поэзия, отражавшая вкусы аристократии эллинистического общества. Если классическая поэзия прошлого обращалась к широкой аудитории граждан независимых античных полисов, то александрийская поэзия, расцветавшая при дворе египетских Птолемеев и других эллинистических монархов, часто имела придворный характер. Самым признанным был Каллимах (ок. 310-240 гг. до н.э.), заведующий библиотекой, автор многочисленных стихотворений и поэм. Наряду с поэзией малых форм, были попытки возрождения древнего эпоса. Главным представителем этого направления был современник Калимаха Апполоний Родосский, написавший длинную этическую поэму «Аргонавтика».

Духовную культуру эллинизма отличает ярко выраженный индивидуализм, культ чувств и настроений. «Проживи незаметно» - таков девиз эллинистических мудрецов. Повышение интересов к внутреннему миру человека нашло отражение в искусстве, получает распространение жанр портрета, развивается биографический жанр.

Философия этого периода обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм (выбирающий) - стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность. Первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективистской морали гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм.

Основателем эпикурейства был Эпикур (342-271 гг. до н.э.), который утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавалась атараксия - невозмутимость, душевный покой.

Создавая свою философию, Зенон использовал учения Гераклита, Аристотеля, учения киников и вавилонские религиозно-философские представления. Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой. Это было идеалистическое учение. Главной частью философии стоиков была этика - учение о поведении человека. Стоики считали, что все люди могут быть духовно равны между собой, в том числе и рабы, все люди могут быть счастливы, если достигнут добродетели. Общественным идеалом стоиков было единое всемирное государство с единым гражданством. Их философия оправдывала кризис городов - государств и образование эллинистических монархий. Стоики считали, что каждому человеку надо жить в соответствии с природой и выполнять предназначенный ему природой долг, т.е. довольствоваться своим местом в жизни. Выполняя свой долг, человек постепенно достигал добродетели и становился счастливым. Добродетели же - есть апатия, т.е. невозмутимое отношение ко всему в жизни. Раб, изнывающий на тяжелых работах, выполняя предначертанное, тоже мог достичь добродетели, т.е. апатии и, пребывая в ней, быть счастливым, «равным царям». Такая мораль устраивала эксплуататоров.

Если стоики оправдывали существующий мир, то Эпикур, наоборот, учил людей отворачиваться от общественной деятельности и стремиться к личному самосовершенствованию, т.е. эпикуреизм отражал пассивный протест части античного общества против бурных общественных отношений и политических событий эллинистического периода. Для позднеэллинистической философии характерен религиозный уклон.

В религию эпоха эллинизма внесла ряд новых явлений - культ монарха, выросший на почве обожествленной личности царя, культ судьбы. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм (соединение) - смещение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений. Наряду с культами богов - покровителей гражданских общин появляются и постепенно распространяются по всему эллинистическому миру культа восточных и новых божеств, в которых как бы сочетаются черты, присущие восточным и эллинским богам.

Необеспеченность и беспокойное течение жизни, постоянные войны, перевороты, порабощения побежденных, резкое имущественное расслоение и обострение классовой борьбы создавали потребность в новых формах религиозного удовлетворения у разнородных масс. Усиливается религиозно-политическая деятельность новых греко-македонских эллинистических правителей по созданию удобных для новых государств религиозных культов. Так возник культ греко-египетского Сараписа - бога целителя и владыки мира. Повсеместно насаждались официальные культы эллинистических царей, поклонение им было признаком благонадежности поданных и имело, следовательно, политический оттенок.

Начиная со II в. до н.э. в странах эллинизма повсеместно распространяется астрология. Астрология возникла в Вавилонии из культа звезд и планет. Ее распространению способствовала идеалистическая философия стоиков, т.к. учение о роке как бы соприкасалось с астрологическим учением о зависимости судьбы человека от расположения планет при его рождении. Астрология учила, что вся жизнь человека мистически предопределена.

Ожесточение классовой борьбы и борьба против иноземных захватчиков, происходившая в период эллинизма, нашла свое выражение в мессианизме (мессий - ниспосланный богом «спаситель»). Надежда на пришествие мессии отражала неорганизованность, слабость народа в их борьбе с эксплуататорами.

Таким образом, религиозные системы эллинизма разными способами отвлекали людей от реальной жизни и отражали характерные социально-экономические и политические особенности этого периода. Итак, древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Без греческой философии, особенно Платона и Аристотеля, невозможно было бы развитие ни средневековой теологии, ни философии нового времени. Древнегреческая мифология и литература уже много столетий вдохновляют поэтов, писателей, художников, композиторов.

Значение древнегреческой культуры очень велико, и недаром мы называем времена ее расцвета «золотым веком» человечества.

3. Древний Рим: взлет и падение. Закат античной культуры.
Римская культура является составной частью античной. Опираясь на греческую культуру, римская культура смогла развить некоторые и достижения, внести новое, присущее только римскому государству. Во времена своего наивысшего расцвета Древний Рим объединял все Средиземноморье, включая Грецию. Культура Рима распространялась на значительную часть Европы, Северную Африку, Ближний Восток, а сердцем этого огромного государства была Италия.

История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

  1. Ранний, или царский, Рим (VIII – VI вв. до н.э.)

  2. Ранняя Римская республика (V – IV вв. до н.э.)

  3. Римская республика (III – I вв. до н.э.)

  4. Расцвет Римской империи (I – II вв. н.э.)

  5. Упадок Римской империи (III – V вв. н.э.).

Латиняне были одним из многочисленных племен и народов, населявших древнюю Италию. Они жили по нижнему течению реки Тибра в области, которая называлась Лациум, столицей был город Рим, основанный по преданию в 753 г. до н.э.

Важную роль в Италии играли этруски и греки. Греки с давних пор имели свои колонии в Южной Италии и в Сицилии. Что же касается этрусков, то происхождение их до сих пор считается не выясненным, но известно, что это народ создавший высокую культуру. В I тыс. до н.э. в Средней и Северной Италии этруски еще до римлян создали федерацию городов – полисов.

Только к началу VI в. до н.э. римляне освободились от власти этрусков и в Риме установилась республика в форме античного полиса. Римский полис возник в период перехода от общинно-родового строя к рабовладельческому. С конца VI в. до н.э. Рим стал аристократической республикой во главе с сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства, разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовых противоречий – все это привело в I в. до н.э. к установлению в Риме военной диктатуры, а затем империи.

По своему культурному развитию римляне значительно ниже этрусков и греков. Грекам принадлежит изобретение римских цифр. Латинский алфавит тоже этрусского происхождения.

Греческое ремесло, искусство, архитектура, религия и мифология оказали большое влияние на культуру латинян.

В области литературы и театрального искусства римляне часто заимствовали готовые формы у греков, но многое заимствованное у греков подвергалось радикальной переработке в соответствии со вкусами и потребностями. Впитав в себя многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в художественной практике Римской державы. В античный антропоцентризм греков римляне внесли черты более трудового миропонимания. В основе их художественной культуры лежит точность и историзм мышления.

Вплоть до III в. до н.э. Рим оставался замкнутой аристократической республикой с консервативным патриархальным укладом жизни и сильно развитой кастой жрецов. Культура Рима входит в наше сознание легендой о Рамуле, Рэме и их приемной матери – волчце.

После разрушения греками – ахейцами трон – города на северо-западном побережье Малой Азии – некоторым ее защитникам во главе с Энеем удалось бежать. Троянцы долго странствовали по чужим странам, прибыли в Лаций, царь которого принял их и отдал Энею в жены свою дочь. Сын Энея – Асканий Юл, бежавший с отцом из Трои, основал в Лации новый город – Альба Лонга. 14-м царем этого города был потомок Энея – Нумитор. Его младший брат Амулий отстранил Нумитора от власти и воцарился сам. Через некоторое время после этого у дочери Нумитора Реи Сильвии родились два близнеца, отцом которых был бог войны Марс. Брат царя постарался избавиться от законных претендентов на престол и приказал бросить детей в воды реки Тибр. Но близнецы не погибли: волны бросили их на берег, здесь к ним подошла волчица, посланная на землю богом Марсом, и напоила их своим молоком. Детей подобрал царский пастух, давший им имена Рамул и Рем. Впоследствии дети узнали правду – тайну своего рождения, они вернули своему деду Нумитору царскую власть над Альбой Лонгой, а на том месте, где когда-то были выброшены водами Тибра, основать город. Из-за того, чьим именем назвать и кому править братья поссорились. Рамул убил Рема. Новый город стал называться Римом, по имени Рамула.

По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, устроена канализация, возведен первый цирк для гладиаторских игр. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, римские цифры.

В III – II вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном. Одновременно Рим воевал с Македонией, царством Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн были обширные римские завоевания в Северной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове. Рим из маленького городка на реке Тибр превратился в господина Западного и Восточного Средиземноморья. Все завоеванные территории превращались в провинции – «поместья римского народа».

Мощное культурное движение начинается в Риме в конце III в. до н.э. Его главной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности.

В конце III в. до н.э. в Риме формируется латинский литературный язык и на его основе – эпическая поэзия. Появляется целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые обычно брали за образцы греческие традиции и комедии. Одним из первых римских трагиков был Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею». Особенно знаменитым было творчество 2 крупнейших римских комедиографов – Тита Макция Плавта и Публия Теренция. Они брали за основу греческие комедии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора. Первым римским прозаиком считается Марк Порций – Катон Старший (II в. до н.э.). Он крайне враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревнитель римской старины и «нравов предков».

С середины II в. до н.э. в общественной жизни Рима наблюдается повышенный интерес к истории, что находит свое отражение в прозе. Наряду с историческими произведениями в римской литературе важное место занимали сочинения Нацинле, философские и риторические. Во II – I вв. до н.э. в Риме стали известны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон. В своих философских трактатах он изложил основы учения Платона и стоиков.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира (у римлян она называлась «сатура» - литературный жанр чисто римского происхождения. Ярнайлим его представителем был Луцилий (II в. до н.э.).

Архитектура: В строительстве римляне применяли в основном 4 архитектурных ордена: тосканский, даршеский, ионинский и коринфкий. Римские храмы воздвигались на высоких подиумах. В строительстве использовался обожженный кирпич и мрамор. Затем был изобретен бетон.

Разнообразные арки и арочные конструкции были характерным элементом римской архитектуры. Но римляне не отказывались и от колонн – ими украшались общественные здания, например, огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (I в. до н.э.). Весьма популярными были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Характерным типом римских сооружений являлись аркады – рад, арок, опирающихся на столбы или колонны. Специфически римским типом сооружения была триумфальная арка, получившая широкое распространение в эпоху империи как памятник военной и императорской славы.

В середине I в. до н.э. в Риме появились первые величественные мраморные постройки. Цезарь приказал построить в Риме новый форум, достойный столицы великой державы. Там была сооружена базилика Цезаря – здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний. На форуме также был возведен храм в честь Венеры.

В правлении Октавиана Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой век». Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн, - воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн.

Наиболее плодотворным «век Августа» оказался для римской поэзии (именно поэтому его назвали «золотым»). Расцвет поэзии связан с именами 3 знаменитых поэтов – Вергилия, Горация, Овидия. Выдающимся творением Публия Вергилия Марона была «Энеида». Эта поэма выразила самосознание римского народа. Здесь прославлялись победы и величия Августа, но еще более – великая миссия Рима, «римский дух», римское искусство «щадить ниспроверженных и ниспровергать горделивых».

Вершина римской любовной поэзии – творчество Публия Овидия Назона. Ему принадлежат поэмы «Метаморфозы», «Фасты», «Наука любви» и др.

Изобразительные искусства и архитектура времен Августа также служили целям возвеличивания Рима. Архитектуру эпохи Августа отличали изящные и стройные классические пропорции – таков портик Октавии или большой каменный театр Марцелла. На Марсовом поле в . до н.э. был воздвигнут знаменитый Алтарь мира, стены которого были украшены рельефами, изображающими торжественные процессии. Алтарь мира Августа тоже должен был прославлять век счастья и благополучия.

Замечательным достижением римской строительной техники было здание храма всех богов – Пантеона в Риме.

Ведущее место в римской скульптуре по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм». В век Августа резко изменился характер образа – в нем отразился идеал строгой классической красоты.

Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней империи являлось то, что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций.

Литература: Уроженец греческого города Херонея, Плутарх прославился как автор сравнительных жизнеописаний греческих и римских деятелей, а также как философ – моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных культов. Грек Дион Хризостом был популярен как блестящий оратор. Гай Светоний Транквилл составил биографии 12 римских цезарей – первых 12 императоров – от Юлия Цезаря до Домициана. Выдающимся историком I – II вв. был Корнелей Тацит, автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества.

Большой популярностью в ранней Римской Империи пользовался эпистолярный жанр. Новым был жанр романа.

Архитектура и скульптура: Преемники Августа продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. Почти полностью перестроил центр Рима Нейрон. Он построил императорский дворец, который получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке.

После гражданской войны 68 – 69 гг. н.э. пришедший к власти Веспасиан начал строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей. Завершение строительства Колизея пришлось на правление его сына Тита (80 г. н.э.). В часть открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры. В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это 3-х этажное сооружение (позднее был добавлен 4-ый этаж) с арочно-створчатыми перекрытиями. Стена Колизея высотой около 50 м состояла из 3 ярусов арок – входов, а четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мантами.

Существовало 3 разряда мест: «подиум», попадающий в 1 разряд, куда садились представители самого высокого сословия и где находилась ложа императора; вторая категория мест, в центре отведенных для «цивис», граждан, принадлежащих к среднему сословию и третья «сумма», где размещался народ.

К выдающимся достижениям римской архитектуры этого периода относятся и триумфальные арки: одно – трех – и пяти-пролетные, которые ставились в честь императоров. Арка Константина – наиболее сложная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных элементов.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи – конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Событие III в. в Римской империи получили в науке название «Кризис III века». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гражданские войны, «варваризация» империи. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи. Кризисные явления затронули и культуру. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдалось обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям. Языческая историография III в. представлена сочинениями автора, писавшего по-гречески – Диона Кассия. Он составил обширную «Римскую историю» в 80 книгах – исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.

В изобразительном искусстве практически единственным явлением был реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом.

В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный варварами в IV – VII вв., Рим опустел, среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновляли мастеров Возрождения.

Систему ценностей древних римлян определял патриотизм, представления об особой богоизбранности римского народа. Рим рассматривался как высшая ценность, а долг гражданина состояла в том, чтобы служить ему всеми силами, не щадя жизни.

Список литературы:


  1. Андре Боннар. Греческая цивилизация. I,II том. Ростов-на-Дону, 1994 г.

  2. Дж.Томсон. Первые философы. М., 1959 г.

  3. Голубцов Е.С. Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990 г.

  4. Авдиев В.И., Бокщанин А.Г., Лекус Н.Н. История древней Греции.

  5. Маркова А.Н. Культурология. Учебник. М., 1998 г.

  6. Радугин А.А. Культурология. Курс лекций. М., 1997 г.

  7. Драч Г.В. Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону. 1996 г.

  8. Бояджиев Г.Н. История зарубежного театра. М., 1972 г.

  9. Добрынин В.И. и др. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. М., 1996.

  10. Легенды и мифы древней Греции. М., 1981 г.

11. Культура Древнего Рима. М., 1995, в 2-х т.

Содержание





1.
Введение

С. 3.

2.

Предпосылки и характерные черты.


С. 5-11.

3.

Основные этапы эллинской художественной культуры.


С. 11-19.

4.

Древний Рим: взлет и падение. Закат античной культуры.


С. 20-27.

5.

Список использованной литературы

С. 28.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дагестанская медицинская академия iconДагестанская медицинская академия
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дагестанская медицинская академия icon«Био технология»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Дагестанская медицинская академия iconБолеутоляющие (анальгезирующие) средства
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Дагестанская медицинская академия iconРабочая программа по медицинской информатике цикла математический,...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Дагестанская медицинская академия iconГбоу впо «дагестанская государственная медицинская академия» мз РФ научная библиотека
Указатель предназначен для преподавателей вузов, научных сотрудников и для всех, интересующихся данной проблемой
Дагестанская медицинская академия iconДагестанская государственная медицинская академия кафедра клинической фармакологии и фармации
Темы рефератов для учебно-исследовательской работы студентов по элективному курсу клиническая фармакология косметических лекарственных...
Дагестанская медицинская академия iconЛокальная наружная контрпульсация в комплексном лечении пациентов...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «дагестанская государственная медицинская...
Дагестанская медицинская академия iconПорядок сдачи кандидатских экзаменов в гоу впо «дагестанская государственная...
Русский язык и культура речи: Методические указания по выполнению реферата / Сост. О. В. Виноградова; Волгоград гос техн ун-т. –...
Дагестанская медицинская академия iconМахмудовой Эльмиры Рашитбековны
Фпк и ппс гбоу впо «Дагестанская Государственная Медицинская Академия» Махмудовой Эльмиры Рашитбековны за 2008–2012 гг
Дагестанская медицинская академия iconМинистерство здравоохранения российской федерации государственное...
«дагестанская государственная медицинская академия» министерства здравоохранения российской федерации
Дагестанская медицинская академия iconРабочая программа по нормальной физиологии. Физиологии челюстно-лицевой...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская...
Дагестанская медицинская академия iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации Государственный...
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Дагестанская медицинская академия iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дагестанская медицинская академия iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дагестанская медицинская академия iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дагестанская медицинская академия iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск