Скачать 135.74 Kb.
|
Панькина Ольга Фёдоровна, учитель начальных классов, заместитель директора по УР МБОУ СОШ № 42 Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко.… Если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!» обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!» Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога и воспитателя. Ее главное назначение — способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности. Педагогическая культура педагога (воспитателя) — это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками. Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих: а) передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения; б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики; в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей. Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя. Работа учителя - это "работа сердца и нервов", писал Василий Александрович Сухомлинский. Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно - сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание". Давно настало время серьезно задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия. Практика показывает, что учителю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе. Нам, педагогам, за день приходится решать до 500 различных напряжённых педагогических ситуаций крупных и мелких, многие из которых конфликтные. Алгоритм выхода из конфликтной педагогической ситуации. Первый этап называется "СТОП". Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?" Второй этап – "ПОЧЕМУ?". Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться. Третий этап – "ЧТО?". Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет. Четвертый этап – "КАК?". Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать? Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ". Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка. Шестой этап – "АНАЛИЗ". Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме выхода из конфликтной ситуации конфликтной ситуации. Педагогическая практика показывает, что использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной. На психологических тренингах психолог помогает нашим учителям находить различные выходы из непредвиденных ситуаций. Приведем примеры конфликтных педагогических ситуаций с возможными вариантами их решения. Ситуация "Контрольная". Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, частично стерто. Возможный вариант решения. "Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а за оставшееся время вам придется решать эту контрольную работу". Ситуация "Опоздание". Двое мальчиков постоянно задерживаются на перемене и опаздывают на урок. Ваши действия:
Ситуация "Необычное применение стула". Учительница музыки входит в третий класс. За последней партой сидит веселый мальчуган. На голове у него стул. Весь класс замер в ожидании реакции учителя. Возможный вариант ответа учителя: "Что, уже и этим местом сидят?". Класс весело хохочет, а учитель, как ни в чем не бывало, начинает урок. Ситуация "Нарушитель тишины". Во втором классе – урок чтения. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает скрип – это Вова раскачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Когда цель – привлечение внимания, то возможные действия педагога:
Мы уже говорили о том, что каждый учитель довольно часто попадает в напряженные педагогические ситуации. Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать, развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет вам снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку (самовнушение в состоянии релаксации), которая получила широкое распространение во многих профессиональных сферах. Вот, например, две примерные программы самовнушения для учителей. Для оптимизации настроения: "Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил". Для настройки на сложный урок: "Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе". Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в школу. Самая же распространенная формула аутогенной тренировки следующая: "Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я – учитель". Ну а если учитель испытал стресс? Как он может помочь себе? Для этого можно использовать следующие приемы:
Был проведен психологический тренинг. Социально - психологический тренинг ставил следующие задачи:
Тренинг проводили в небольших группах из 5-6 человек в течение 10 дней ежедневно. Основной принцип тренинга - каждый постигает новое только путем собственных активных усилий. Задача ведущего - создать условия, в которых это может получиться. Задача каждого участника - быть активным и в процессе групповых занятий, и в самостоятельной работе. Продолжительность одного занятия составляла по времени от часа и больше (по возможности). Каждое занятие разработанного нами тренинга включало в себя следующие элементы: 1) краткое теоретическое введение, раскрывающее тему занятия; 2) выявление привычных для участников способов межличностного взаимодействия; 3) инструктирование по поводу иных возможностей и способов взаимодействия; 4) экспериментирование с новыми способами взаимодействия в дискуссиях, ролевых играх и психогимнастических упражнениях. Основными методами работы в психологическом тренинге являлись: 1) групповая дискуссия; 2) ролевые игры с предписаниями и свободными ролями; 3) разбор конкретных ситуаций; 4) деловые игры (игры приближённые к естественным условиям); 5) психодиагностика; 6) отработка отдельных умений и навыков в специальных упражнениях; 7) просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением выявленных аспектов поведения; 8) моделирование конкретных проблем участников тренинга. Темы для занятий были определены на основании запроса педагогов. Это и работа с гиперактивными детьми, конфликтные ситуации между мальчиками и девочками, Для формирования умений рефлексивного анализа используется рефлексивный тренинг, где задачи анализа педагогической деятельности совмещены с их развитием и формированием. (Учитель анализирует свои мысли и чувства. Что со мной происходит, когда я участвую в тренинге, когда я выполняю задания. Нравится мне или нет.) Примеры:
Задание на развитие рефлексии:
Высокий эффект в работе с педагогами дает также организационный тренинг, направленный на отработку организационных умений и навыков. Примеры заданий: 1. Задание на развитие организационных умений: а) предлагают группе создать образ идеального организатора. Для выполнения задания назначают организатора (лучше 2-3 человек) и дают ему на выполнение задания 7-10 минут; б) дают задание другим участникам сделать наброски. Какой идеальный организатор. Показать, как работал организатор: сымитировать его характерные способы организации работы. Допускается шаржирование; в) сопоставляют способы работы организатора с образом идеального организатора, созданного группой, и оценивают эффективность его работы. г) предлагают участнику, у которого слабее, чем у других, выражены умения организовывать свою деятельность, выделить и проранжировать наиболее продуктивно работающих членов группы, а также обосновать свои действия по ходу работы. Дают группе задание оценить действия исполнителя. 2. Задание на развитие аналитических способностей: а) предлагают группе провести "конкурс" на лучшего организатора. Каждый участник пишет на отдельном листе имена не более двух-трех лучших организаторов группы, фиксируя одновременно их сильные стороны; б) обрабатывают результаты, ранжируя (их по местам.) отмеченных организаторов и выписывая весь набор их характеристик; в) обсуждают с группой результаты "конкурса" и формируют эталон организатора; г) предлагают "прошедшим по конкурсу" организаторам определить, какие из полученных ими характеристик явились для них неожиданными, а какие приобретены за время обучения в группе. 3. Задание на развитие организаторских способностей: а) дают группе задачу для решения. Время для ее решения - 3-5 минут; б) предлагают проанализировать роль каждого члена в группе в процессе решения задачи; в) выделяют и описывают средства мыслительной и организаторской работы. Примеры задач: 1) Есть два ведра емкостью 9 литров и 4 литра. В большее ведро набрать 6 литров воды; 2) Даны 9 точек, расположенных в форме квадрата. Надо соединить их четырьмя прямыми, не отрывая карандаша от бумаги. Забота об образовании и воспитании молодого поколения неотделима от заботы о самом учителе и о подготовке учителей. Вместе с тем удивительно, что само искусство учительства и особенно педагогическая культура учителя не получает должного внимания (здесь следует отметить, что мы разделяем позицию В.А. Сухомлинского, согласно которой подлинная педагогическая культура и истинная любовь к детям – понятия нерасторжимые. Так, в своей работе «Павлышская средняя школа» В.А. Сухомлинский нарисовал портрет «хорошего учителя»: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка и не забывает, что и сам он был ребенком. Хороший учитель – это, во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонт – новейшие открытия, исследования, достижения. Хороший учитель – это, в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно. Хороший учитель – это, в-четвертых, человек, в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела». Ш.А. Амонашвили, обобщив педагогический опыт, сформулировал «основные установки учителя гуманного педагогического процесса». Он вывел: Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку. Руководящие принципы учителя: очеловечивание среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в становлении ребенка. Заповеди учителя: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку. Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность. Из вышеперечисленных принципов следует, что учитель – это не только профессия, суть которой транслировать знания, но высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В связи с этим целью системы педагогического образования является непрерывное общекультурное, нравственное и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: - любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; - подлинная интеллигентность, духовная культура; - высокий профессионализм, желание и умение работать вместе с другими; - инновационный стиль научно-педагогического мышления; - готовность к принятию творческих решений и созданию новых ценностей; - потребность в постоянном самообразовании; - физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность; - высокая гражданская ответственность и социальная активность и др. Конечно, эта лаконичная характеристика учителя может и должна быть конкретизирована до уровня личностных характеристик. Следует отметить, что педагогическая направленность личности учителя выражается через проявление педагогического долга и ответственности. Согласно позиции В.И. Писаренко и И.Я. Писаренко, специфика понятия «профессиональный долг» в том, что в его содержании нашли отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений в сфере педагогического труда, но и личным качествам педагога – своеобразный кодекс педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в его самоотверженности – выражение его отношения к труду. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь В.А. Сухомлинского, девиз которого звучит следующим образом: «Сердце отдаю детям». Педагогическая деятельность – наиболее сложный, универсально-синтетический вид человеческой деятельности. Исчерпывающе раскрыл роль учителя немецкий педагог А. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым главным примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Вот почему в обществе всегда наблюдается идеализированное отношение к личности учителя и его миссии, что указывает на огромную ответственность и, соответственно, предъявляет высокие требования к учителю. |
Августовская конференция педагогических работников Томского района... Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко… Если у тебя... | А между тем, в мире существуют древние вещи. И одной из самых древних,... Яблока Раздора. Но даже если б никто и не съел это никчемное яблоко, им бы все равно | ||
Международный Форум «Одарённые дети» «Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви... | Методическая разработка урока. Учитель ссш №11 Полиновская Л. П.... Минута вдохновения: все дети повторяют за учителем. «Я хороший. Я самый хороший. Меня все любят. Я все могу. Я всегда все могу. У... | ||
Зачем учителю персональный сайт? «А откуда у меня столько времени, чтобы сайт вести?», «А что я туда буду класть, у меня ничего особенного нет», «А если кто-то придет... | Территориальная группа кандидатов №2 (Вторая) Тульским региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «яблоко» | ||
Конспект занятия по изо (в средней группе) «яблоко» Учитель: На протяжении уроков этой четверти мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую? | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Древнерусское слово «яблоко» означало «шар», а также «державу, знак царской власти» | ||
Слово – оно что яблоко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное,... Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах». (Иак. 2: 18) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Материальное обеспечение: Программы партий кпрф, Единая Россия, лдпр, Яблоко; мультимедийный проектор, Интернет ресурсы | Конспект урока технологии Класс: 1 «А» Тема: «Работа с бумагой. Оригами»... Закрепить трудовые навыки при работе с бумагой, экономичное расходование материала | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повесить картинку с яблоком какую форму имеет яблоко, цвет, размер? Какой орган помог вам это определить? | Австралия и Новая Зеландия Ветчина 8 ломтиков, помидор – 4 шт., огурцы свежие – 250 г, яблоко – 250 г, сельдерей корневой – 250 г, сок апельсиновый 2 ст ложки,... | ||
Бернарда шоу и оскара уайльда Также существуют вечные проблемы между мужчиной и женщиной, между добродетелями и пороками, вечные споры о красоте и искусстве и... | Урок литературы, особенно в начальной школе, это всегда урок творчества.... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №63» |