Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если





Скачать 135.74 Kb.
НазваниеВторой Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если
Дата публикации16.07.2013
Размер135.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы


Панькина Ольга Фёдоровна,

учитель начальных классов,

заместитель директора по УР

МБОУ СОШ № 42

Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы»

Педагогическая культура учителя

Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко.… Если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!»

обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!»

Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога и воспитателя. Ее главное назначение — способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.

Педагогическая культура педагога (воспитателя) — это такая обобщающая характеристика его личности, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в сочетании ее с эффективным взаимодействием с обучающимися и воспитанниками.

Вне такой культуры педагогическая практика оказывается парализованной и малоэффективной. Культура педагога (воспитателя) выполняет ряд функций, включающих:

а) передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;

б) развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер его психики;

в) обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков поведения в обществе;

г) формирование эстетического отношения к действительности;

д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.

Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога и воспитателя.

Работа учителя - это "работа сердца и нервов", писал Василий Александрович Сухомлинский. Тем не менее, современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечно - сосудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны "педагогические кризы", "истощение", "сгорание".

Давно настало время серьезно задуматься о создании условий для охраны здоровья учителя и его профессионального долголетия.

Практика показывает, что учителю в большей мере нужны не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой является организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.

Нам, педагогам, за день приходится решать до 500 различных напряжённых педагогических ситуаций крупных и мелких, многие из которых конфликтные.

Алгоритм выхода из конфликтной педагогической ситуации.

Первый этап называется "СТОП".

Чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним, осознайте собственные эмоции: "Что я сейчас чувствую?", "Что я хочу сделать?"

Второй этап – "ПОЧЕМУ?".

Важно понять мотивы и причины поступка ребенка, почему он так ведет себя, чего хочет добиться.

Третий этап – "ЧТО?".

Поставим перед собой педагогическую цель в виде вопроса: "Чего я хочу добиться в результате своего педагогического воздействия?" (чувства страха у ребенка, осознанного чувства вины или еще чего-то). Действие учителя направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Ребенок должен почувствовать и понять, что учитель принимает его таким, каков он есть, но его поступка не одобряет.

Четвертый этап – "КАК?".

Как прекратить плохое поведение ребенка, оставляя свободу выбора за ним, не нарушая равновесия педагогического взаимодействия? Какой арсенал педагогических средств (не применяя угрозы, насмешки, записи в дневнике) оптимально для этого использовать?

Пятый этап – "ДЕЙСТВУЮ".

Успех практического действия учителя зависит от того, насколько он смог понять мотивы поступка ученика и подобрать верные способы воздействия исходя из особенностей личности ребенка.

Шестой этап – "АНАЛИЗ".

Учитель оценивает эффективность своего взаимодействия с учеником и, если это необходимо, что-то меняет в предложенном алгоритме выхода из конфликтной ситуации конфликтной ситуации.

Педагогическая практика показывает, что использование подобного алгоритма дает огромные возможности для творчества педагога и делает работу с ребенком радостной и плодотворной.

На психологических тренингах психолог помогает нашим учителям находить различные выходы из непредвиденных ситуаций.

Приведем примеры конфликтных педагогических ситуаций с возможными вариантами их решения.

Ситуация "Контрольная". Звонок на урок. Учитель заходит в класс и видит, что задание для контрольной работы, написанное им на доске, частично стерто.

Возможный вариант решения. "Пусть тот, кто это сделал, напишет задание еще раз, а за оставшееся время вам придется решать эту контрольную работу".

Ситуация "Опоздание". Двое мальчиков постоянно задерживаются на перемене и опаздывают на урок.

Ваши действия:

  • не обращать внимание (привыкли);

  • похвалить за то, что на третий урок они опоздали на целых 2 минуты меньше, чем на второй;

  • устроить несколько "торжественных встреч" (если позволяет урок) с аплодисментами одноклассников.

Ситуация "Необычное применение стула". Учительница музыки входит в третий класс. За последней партой сидит веселый мальчуган. На голове у него стул. Весь класс замер в ожидании реакции учителя.

Возможный вариант ответа учителя: "Что, уже и этим местом сидят?". Класс весело хохочет, а учитель, как ни в чем не бывало, начинает урок.

Ситуация "Нарушитель тишины". Во втором классе – урок чтения. Учитель читает ребятам стихотворение. Тишину нарушает скрип – это Вова раскачивается на стуле, привлекая внимание всего класса. Когда цель – привлечение внимания, то возможные действия педагога:

  • встаньте рядом с учеником;

  • периодически вставляйте имя ученика в текст;

  • изменяйте тембр голоса;

  • предложите пересесть на "стул размышлений" и др.

Мы уже говорили о том, что каждый учитель довольно часто попадает в напряженные педагогические ситуации. Поэтому необходимо знать и уметь пользоваться способами саморегуляции своего эмоционального состояния. Регулярное использование упражнений по саморегуляции будет способствовать, развитию эмоциональной гибкости и устойчивости, что поможет вам снизить психоэмоциональное напряжение и сохранить свое здоровье. Психорегуляция включает в себя занятия спортом, методы релаксации, аутогенную тренировку (самовнушение в состоянии релаксации), которая получила широкое распространение во многих профессиональных сферах.

Вот, например, две примерные программы самовнушения для учителей.

Для оптимизации настроения:

"Я собран и уравновешен, у меня приподнятое и радостное настроение, я хочу быть активным и бодрым; я могу быть активным и бодрым; я активен и бодр; я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость; я жизнерадостен и полон сил".

Для настройки на сложный урок:

"Я совершенно спокоен; я вхожу в класс уверенно; я чувствую себя на уроке свободно и раскованно; хорошо владею собой; мой голос звучит ровно и уверенно; я могу хорошо провести урок; мне самому интересно на уроке; мне интересно учить ребят, я спокоен и уверен в себе".

Самовнушение предполагает многократное повторение формул, лучше всего их произносить утром после сна или по дороге в школу. Самая же распространенная формула аутогенной тренировки следующая:

"Я спокоен. Я уверенно веду урок. Ребята слушают меня. Чувствую себя на уроке раскованно. Я хорошо подготовлен к уроку. Урок интересный. Детям интересно со мной. Я уверен и полон сил. Настроение бодрое, хорошее. Мне нравится работать на уроке. Я – учитель".

Ну а если учитель испытал стресс? Как он может помочь себе? Для этого можно использовать следующие приемы:

  • смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой;

  • медленно осмотреться по сторонам даже в том случае, если помещение знакомо. Мысленно описывать один предмет за другим: "Коричневый письменный стол, белые занавески...".

  • посмотреть в окно на небо. Сосредоточиться на том, что видите.

  • набрав воды в стакан, медленно выпить ее. Сконцентрироваться на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

  • представить себя в приятной обстановке – в саду, на даче...

  • не блокировать эмоции – найти место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.

  • по мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида станут постепенно уходить.

  • вспомните приятные события из собственной жизни. Вспомните состояние радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом.

  • используйте свою логику. Это поможет скорректировать эмоциональные реакции.

  • помните, что при сильном эмоциональном возбуждении мы можем неадекватно оценить ситуацию. Успокойтесь, а затем все обдумайте по принципу: "Подумаю об этом завтра"

Был проведен психологический тренинг.

Социально - психологический тренинг ставил следующие задачи:

  • представление информации о психологии взаимодействия людей, влиянии психики на соматическую сферу, возможностях улучшения соматического состояния человека за счет улучшения его психологического состояния, его межличностного взаимодействия;

  • выяснение психологической проблематики каждого члена группы, осознание возможных путей изменения и решения психологических проблем;

  • освоение (тренинг) новых, более продуктивных стереотипов поведения при решении этих проблем, в результате этого улучшение социального функционирования в коллективе, семье и других микрогруппах.

Тренинг проводили в небольших группах из 5-6 человек в течение 10 дней ежедневно.

Основной принцип тренинга - каждый постигает новое только путем собственных активных усилий. Задача ведущего - создать условия, в которых это может получиться. Задача каждого участника - быть активным и в процессе групповых занятий, и в самостоятельной работе.

Продолжительность одного занятия составляла по времени от часа и больше (по возможности). Каждое занятие разработанного нами тренинга включало в себя следующие элементы:

1) краткое теоретическое введение, раскрывающее тему занятия;

2) выявление привычных для участников способов межличностного взаимодействия;

3) инструктирование по поводу иных возможностей и способов взаимодействия;

4) экспериментирование с новыми способами взаимодействия в дискуссиях, ролевых играх и психогимнастических упражнениях.

Основными методами работы в психологическом тренинге являлись: 1) групповая дискуссия;

2) ролевые игры с предписаниями и свободными ролями;

3) разбор конкретных ситуаций;

4) деловые игры (игры приближённые к естественным условиям);

5) психодиагностика;

6) отработка отдельных умений и навыков в специальных упражнениях;

7) просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением выявленных аспектов поведения;

8) моделирование конкретных проблем участников тренинга.

Темы для занятий были определены на основании запроса педагогов. Это и работа с гиперактивными детьми, конфликтные ситуации между мальчиками и девочками,

Для формирования умений рефлексивного анализа используется рефлексивный тренинг, где задачи анализа педагогической деятельности совмещены с их развитием и формированием. (Учитель анализирует свои мысли и чувства. Что со мной происходит, когда я участвую в тренинге, когда я выполняю задания. Нравится мне или нет.)

Примеры:

  • Предлагается группе (5-7 педагогов) обсудить сложности, с которыми каждый сталкивается как педагог. Кто-то из членов группы должен организовать это обсуждение. Выдерживается пауза 2-3 минуты. Если никто не начал работу, то предлагается обсудить с группой их мысли, чувства, намерения. Назначается организатор обсуждения, через 15-20 минут следует обсудить и проанализировать его работу.

  • Предлагается участникам группы представить свое выражение лица; как его видят другие; зафиксировать выражение лиц других; предложить описать, как они выполняли задание. Каждый участник рефлексирует свое положение в группе, обозначив его на круговой диаграмме.

Задание на развитие рефлексии:

  • разделяют участников группы по парам и предлагают каждому представить, каким его видит партнер ("Я думаю, что ты думаешь обо мне так-то"). В течение 5-7 минут они выполняют задание;

  • предлагают участникам по очереди рассказать друг другу, что у них получилось, есть ли расхождения в представлениях друг о друге и самих себе. ( Обсуждают: моё мнение совпало или не совпало с коллегами, что он обо мне говорил.)

Высокий эффект в работе с педагогами дает также организационный тренинг, направленный на отработку организационных умений и навыков.

Примеры заданий:

1. Задание на развитие организационных умений:

а) предлагают группе создать образ идеального организатора. Для выполнения задания назначают организатора (лучше 2-3 человек) и дают ему на выполнение задания 7-10 минут;

б) дают задание другим участникам сделать наброски. Какой идеальный организатор. Показать, как работал организатор: сымитировать его характерные способы организации работы. Допускается шаржирование;

в) сопоставляют способы работы организатора с образом идеального организатора, созданного группой, и оценивают эффективность его работы.

г) предлагают участнику, у которого слабее, чем у других, выражены умения организовывать свою деятельность, выделить и проранжировать наиболее продуктивно работающих членов группы, а также обосновать свои действия по ходу работы. Дают группе задание оценить действия исполнителя.

2. Задание на развитие аналитических способностей:

а) предлагают группе провести "конкурс" на лучшего организатора. Каждый участник пишет на отдельном листе имена не более двух-трех лучших организаторов группы, фиксируя одновременно их сильные стороны;

б) обрабатывают результаты, ранжируя (их по местам.) отмеченных организаторов и выписывая весь набор их характеристик;

в) обсуждают с группой результаты "конкурса" и формируют эталон организатора;

г) предлагают "прошедшим по конкурсу" организаторам определить, какие из полученных ими характеристик явились для них неожиданными, а какие приобретены за время обучения в группе.

3. Задание на развитие организаторских способностей:

а) дают группе задачу для решения. Время для ее решения - 3-5 минут;

б) предлагают проанализировать роль каждого члена в группе в процессе решения задачи;

в) выделяют и описывают средства мыслительной и организаторской работы.

Примеры задач:

1) Есть два ведра емкостью 9 литров и 4 литра. В большее ведро набрать 6 литров воды;

2) Даны 9 точек, расположенных в форме квадрата. Надо соединить их четырьмя прямыми, не отрывая карандаша от бумаги.

Забота об образовании и воспитании молодого поколения неотделима от заботы о самом учителе и о подготовке учителей. Вместе с тем удивительно, что само искусство учительства и особенно педагогическая культура учителя не получает должного внимания (здесь следует отметить, что мы разделяем позицию В.А. Сухомлинского, согласно которой подлинная педагогическая культура и истинная любовь к детям – понятия нерасторжимые.

Так, в своей работе «Павлышская средняя школа» В.А. Сухомлинский нарисовал портрет «хорошего учителя»: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка и не забывает, что и сам он был ребенком.

Хороший учитель – это, во-вторых, человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонт – новейшие открытия, исследования, достижения.

Хороший учитель – это, в-третьих, человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

Хороший учитель – это, в-четвертых, человек, в совершенстве владеющий умениями в той или иной трудовой деятельности, мастер своего дела».

Ш.А. Амонашвили, обобщив педагогический опыт, сформулировал «основные установки учителя гуманного педагогического процесса».

Он вывел:

Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Руководящие принципы учителя: очеловечивание среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в становлении ребенка.

Заповеди учителя: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.
Из вышеперечисленных принципов следует, что учитель – это не только профессия, суть которой транслировать знания, но высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В связи с этим целью системы педагогического образования является непрерывное общекультурное, нравственное и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:

- любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

- подлинная интеллигентность, духовная культура;

- высокий профессионализм, желание и умение работать вместе с другими;

- инновационный стиль научно-педагогического мышления;

- готовность к принятию творческих решений и созданию новых ценностей;

- потребность в постоянном самообразовании;

- физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

- высокая гражданская ответственность и социальная активность и др.

Конечно, эта лаконичная характеристика учителя может и должна быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

Следует отметить, что педагогическая направленность личности учителя выражается через проявление педагогического долга и ответственности. Согласно позиции В.И. Писаренко и И.Я. Писаренко, специфика понятия «профессиональный долг» в том, что в его содержании нашли отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений в сфере педагогического труда, но и личным качествам педагога – своеобразный кодекс педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в его самоотверженности – выражение его отношения к труду. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь В.А. Сухомлинского, девиз которого звучит следующим образом: «Сердце отдаю детям».

Педагогическая деятельность – наиболее сложный, универсально-синтетический вид человеческой деятельности.

Исчерпывающе раскрыл роль учителя немецкий педагог А. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым главным примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания». Вот почему в обществе всегда наблюдается идеализированное отношение к личности учителя и его миссии, что указывает на огромную ответственность и, соответственно, предъявляет высокие требования к учителю.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconАвгустовская конференция педагогических работников Томского района...
Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко… Если у тебя...
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconА между тем, в мире существуют древние вещи. И одной из самых древних,...
Яблока Раздора. Но даже если б никто и не съел это никчемное яблоко, им бы все равно
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconМеждународный Форум «Одарённые дети»
«Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви...
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconМетодическая разработка урока. Учитель ссш №11 Полиновская Л. П....
Минута вдохновения: все дети повторяют за учителем. «Я хороший. Я самый хороший. Меня все любят. Я все могу. Я всегда все могу. У...
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconЗачем учителю персональный сайт?
«А откуда у меня столько времени, чтобы сайт вести?», «А что я туда буду класть, у меня ничего особенного нет», «А если кто-то придет...
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconТерриториальная группа кандидатов №2 (Вторая)
Тульским региональным отделением Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «яблоко»
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconКонспект занятия по изо (в средней группе) «яблоко»
Учитель: На протяжении уроков этой четверти мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую?
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Древнерусское слово «яблоко» означало «шар», а также «державу, знак царской власти»
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconСлово – оно что яблоко: с одного-то боку зеленое, так с другого румяное,...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах». (Иак. 2: 18)
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Материальное обеспечение: Программы партий кпрф, Единая Россия, лдпр, Яблоко; мультимедийный проектор, Интернет ресурсы
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconКонспект урока технологии Класс: 1 «А» Тема: «Работа с бумагой. Оригами»...
Закрепить трудовые навыки при работе с бумагой, экономичное расходование материала
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Повесить картинку с яблоком какую форму имеет яблоко, цвет, размер? Какой орган помог вам это определить?
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconАвстралия и Новая Зеландия
Ветчина 8 ломтиков, помидор – 4 шт., огурцы свежие – 250 г, яблоко – 250 г, сельдерей корневой – 250 г, сок апельсиновый 2 ст ложки,...
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconБернарда шоу и оскара уайльда
Также существуют вечные проблемы между мужчиной и женщиной, между добродетелями и пороками, вечные споры о красоте и искусстве и...
Второй Международный педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» Педагогическая культура учителя Цитата Джорджа Бернарда Шоу «Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко Если  iconУрок литературы, особенно в начальной школе, это всегда урок творчества....
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №63»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск