Скачать 295.19 Kb.
|
Содержание:
Аннотация Пройденный человеком путь развития, показывает, что ни одно общество не может жить в полной изоляции, для нормальной жизнедеятельности ему необходимы содружество, взаимопонимание, признание человеческих ценностей, развитие и творчество во всех сферах его деятельности. Мировая практика показывает, как важно для эволюции человека определить приоритет культурного и интеллектуального развития в деле воспитания и образования человека завтрашнего дня. Формирование инновационных стилей мышления и деятельности, связь образования с перспективными направлениями развития экологической и культурной жизни региона становится важной задачей модернизации образования в Приморском крае. Поэтому вопросы экологического образования тесно связаны с проблемами выживания в 21 веке, веке глобальных экологических катастроф. Данная работа содержит программу, план мероприятий и методические разработки некоторых занятий по организации и реализации деятельности экологического клуба и предназначена для учителей и преподавателей, как одна из форм внеклассной работы, направленной на экологическое воспитание и здоровьесбережение детей. Использование «клубной» технологии, как нельзя лучше позволяет сочетать все типы внеклассной работы. Поэтому создание в «Профессиональном лицее №45» клуба «Экос» помогает реализовать основные цели и задачи экологического воспитания подрастающего поколения; помогает ликвидировать у ребят экологическую безграмотность, потребительское, безнравственное отношение к своему здоровью и природным богатствам и нерациональное их использование. Реализация данной программы позволяет использовать комплексный подход к решению проблемы экологического воспитания, вооружает учащихся научно-теоретическими знаниями о природной среде и законах ее развития, формирует бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам, стимулирует ребят к ведению здорового образа жизни; дает основы туристско-краеведческих знаний и умений; включает практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий. Программа клуба призвана формировать у учащихся 1 и 2 курсов мыслительную деятельность, творческую активность, воспитывать понятие того, что они являются неотъемлемой частью природы и призваны сохранять и преумножать природные ресурсы, активно пропагандировать здоровый образ жизни. ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА «ЭКОС» (рассчитана для учащихся 1-2 курсов)Авторы-составители: Корешкова Галина Геннадьевна, преподаватель химии и биологии высшей категории Блохина Наталья Владимировна, преподаватель физики и ОБЖ высшей категории Уссурийск 2012г Пояснительная записка Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, Зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину. М.М. Пришвин. В методике преподавания естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения. Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. Таким образом, в профессиональной деятельности преподавателя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Существуют три основных типа внеклассных занятий: индивидуальные, групповые и массовые. Только сочетание всех типов внеклассной работы, построенных на основных принципах экологического образования, позволит решить задачи, стоящие перед преподавателем. Использование «клубной» технологии как нельзя лучше позволяет сочетать все три типа внеклассной работы. Поэтому создание в «Профессиональном лицее №45» клуба «Экос» помогло реализовать основные идеи, заложенные при написании программы. Данная программа предназначена для занятий учащихся лицея по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, здорового образа жизни, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий. Основание для разработки программы: - ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г., - Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002 г. - Закон РФ «Об особо охраняемых территориях», 1996 г. Направленность программы: Программа направлена на познание окружающей среды, ведение активного здорового образа жизни, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний и знаний о здоровом образе жизни - листовки, блиц-опросы, газеты, презентации). Актуальность программы: Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования учащихся. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить всех граждан заботиться об окружающей природе и своем здоровье. Цель программы: Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в ведение здорового образа жизни, природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся всех курсов обучения. Задачи программы:
Целевая группа: учащиеся «Профессионального лицея №45» Формы и режим занятий: Программа занятий экологического клуба составляется ежегодно из расчета по два теоретическо-практических занятия в месяц и участие в мероприятиях экологического направления в масштабах лицея, города и края. В программе предлагаются следующие формы работы:
Ожидаемые результаты: Посещая занятия клуба и участвуя в проводимых в лицее и в городе мероприятиях, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в городе, крае, стране; любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Сформируют в себе, личность, способную противостоять активному влиянию негативных процессов, происходящих в природе и обществе. Оценка эффективности результативности программы: Осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры заключаются в формировании осознанного отношения к базовым ценностям: - любовь к природе - бережное отношение к природным богатствам - ведение здорового образа жизни - трудолюбие - альтруизм - любознательность - активная жизненная позиция Количественные параметры программы: 1. Количество проектов реализуемых в рамках программы. 2. Количество учащихся, задействованных в мероприятиях. 3. Количество мероприятий программы. 4. Количество учащихся владеющих информацией по вопросам Экологии и здорового образа жизни. Методическое обеспечение программы: Программа предусматривает различные методы работы:
Для реализации программы имеются следующие условия и оборудование: - ТСО: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; - видеотека: «Уссурийский тигр», «Вся правда о воде», «Крокодил», «Давайте выпьем», «Чижик-пыжик, где ты был?», Ролики о вреде алкоголя, «Дневник Насти», «Я+», «Опасная еда», «Сущность курения», «Здоровье и табак», «Табак убивает», «Паразиты», «Дурь», «За 30 минут до катастрофы», «Битва за Чернобыль», «Тоцкий эксперимент», «Дом»; - литература: Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. М.: Агар. 2001. Бухвалов В. Методы экологических исследований. – М.: "Варяг". 2005. Винокурова Н. Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10–11 классов профильных школ – М.: Просвещение. 2008. Вронский В. А., Экология: Словарь-справочник, Ростов-на-Дону.: Феникс. 2007. Дажо, Основы экологии, М.: Прогресс. 2005. Демьяненко Е. Н. Биология в вопросах и ответах, М.: Просвещение. 2006. Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат. 2004. Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", "Академия и К0". 2008. - наглядные средства обучения: плакаты, таблицы, альбомы, схемы, модели, разработки занятий, рефераты учащихся, презентации. Требования к знаниям и умениям учащихся: Посещая занятия клуба, учащиеся должны знать: понятия "окружающая среда", "экология", "экологические проблемы", "цивилизация", "ЗОЖ"; названия растений и животных, занесенных в "Красную книгу Приморского края"; разнообразие животного мира; виды, названия, образ жизни различных животных родного края; правила поведения в природе; технику безопасности в различных природных ситуациях; значение переработки вторичного сырья, отходов производства для соблюдения экологического равновесия, способы переработки; взаимосвязь природы и человека; общие признаки экологических проблем; значение международного сотрудничества в решении экологических проблем; правила и нормы поведения в окружающей среде. Учащиеся должны уметь: определять и объяснять взаимосвязь "человек-природа", "человек-общество"; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одногруппников, взрослых) к природе; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах; оценивать состояние окружающей среды своего города, области; предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды микрорайона; оценивать и контролировать поведение в природной среде окружающих; проводить исследовательскую работу под руководством педагога; самостоятельно искать и обрабатывать информацию из различных источников; выполнять творческие работы.
Краткое описание основных направлений работы:
Приложение №1. Теоретическо-практическое занятие экологического клуба на тему: Защита практико-ориентированного проекта «Влияние визуальной среды на здоровье человека» (Авторы проекта: Плоцкая Анастасия, Ивашкина Анастасия, Гладков Владимир, Вовна Владимир Руководитель проекта: Блохина Наталья Владимировна) «Здоровье — это вершина, на которую человек должен подняться сам». И. Брехман (основатель валеологии) Аннотация Существуют необходимые человеку составляющие в целом культуру здоровья:
Условия избыточного комфорта и благополучия снижают устойчивость организма и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Те функции и системы организма, которые стали менее востребованными, постепенно угасают и тянут за собой нарушения деятельности всего организма. И, чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать культуру здоровья надо с самого раннего детства. Актуальность Современное общество отличается повышенным уровнем визуального восприятия. Подрастающее поколение можно назвать поколением «бегущей картинки», причём ярко раскрашенной на экране. Наши органы чувств не только анализируют окружающую среду, но и являются приемниками информации, которая, как правило, оказывает влияние на наш организм. Цвет способен придать бодрость, увеличить жизненные силы. Он устраняет нарушение баланса в работе органов, удлиняет жизнь. Проблема Здоровье как важный фактор работоспособности и гармонического развития человеческого организма. Цель Сформировать культуру здоровья у учащихся. Задачи
Предмет исследования Здоровье. Объект исследования Энергия цвета и здоровье человека. Гипотеза Если цвет обладает живительной и целительной силой, то это будет залогом физической и эмоциональной стабильности организма. Методы исследования
Методика исследования 1. Опросный лист на тему: «Визуальное восприятие учебных кабинетов» Была собрана информация о том, насколько комфортно учащиеся «Профессионального лицея № 45» г Уссурийска чувствуют себя в следующих учебных кабинетах:
Пожалуйста, оцените по пятибалльной шкале каждый из критериев. 2. Мониторинг и статистика «Цвет стен и школьной доски в помещениях КГОАУ НПО «ПЛ №45» Произвести на основе наблюдений и статистики частоту (%) встречаемости стен и досок с определённой цветовой гаммой. Признаки здоровья
Главные законы здоровья
Факторы, влияющие на состояние здоровья
Большой резерв в сохранении здоровья и долголетия человека заложен в организме его образа жизни, зависящий от валеологической культуры. Цвет и возраст Цветопсихологические исследования среди учащихся показали, что они отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста и эмоционального состояния.
Влияние цвета на физическое здоровье
Влияние цвета на психическое здоровье
Рекомендуемый дизайн учебного заведения
Результаты исследования«Визуальное восприятие учебных кабинетов»
Выводы:
Результаты мониторинга «Цвет стен и школьной доски»
Рекомендации по внесению изменений в дизайн лицея с учётом психологических особенностей
Приложение №2 Теоретическо-практическое занятие экологического клуба на тему: |
Календарно-тематическое планирование работы экологического клуба «Экос» Экостарт. Беседа «Природа – это начало нашей жизни», посвященная году охраны окружающей среды | К Контракту Приказом №13-05 Правил. Клуб, в случае систематического нарушения Членом клуба графика работы клуба (выход из клуба после окончания работы клуба)... | ||
Авторская образовательная программа экологического клуба школьников Щипачёва Татьяна Васильевна Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности.... | Авторская образовательная программа экологического клуба школьников Щипачёва Татьяна Васильевна ... | ||
Правила посещения фитнес-клуба «5 звезд» Двери Клуба открыты для Вас ежедневно, кроме 1-ого января. Мы ждем Вас с 00 до 23. 00 по будним, субботним, воскресным и праздничным... | Заседание Клуба Общественной палаты. 14 июня 2013 г Мужчина 1 Добрый день. Давайте начинать наше очередное заседание клуба Общественной палаты. К сожалению, в этом году мы собираемся... | ||
Реферат: Теория и практика сохранения и приумножения Хотя есть и другие русские пословицы- типа«мал золотник,да дорог». Для Ротари движения дорог каждый член клуба. Так как с приходом... | Программа интерактивного клуба «Юный эколог» Цели клуба: способствовать экологическому образованию учащихся; развивать экологическое движение среди учащихся области, способствовать... | ||
Клуб «Подвиг» Председатель клуба : Поваляева Т. П. Члены клуба: Архипова Н. А. учитель истории Клуб «Подвиг» это добровольное объединение старшеклассников, имеющих способности к исследовательской и творческой деятельности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование экологического мышления учащихся на уроках географии – основа экологического образования | ||
Программа деятельности клуба будущих избирателей «Голос молодежи» Программа предназначена для обеспечения интересной деятельности клуба будущих избирателей, объединяющего детей от 14 до 18 лет | 1. Общие положения Тюменского региона», далее именуемого «Клуб», и является внутренним документом Клуба, определяющим условия и порядок приема в Партнеры... | ||
Программа: 9 – 17 лет. Срок реализации программы Программа «Экология и мы» экологического кружка «Фиалка» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как... | 2009-2010 учебный год. Введение Стр. 1 Глава I теоретические основы... I I приёмы и методы развития экологического воспитания во внеурочное время | ||
Рабочая программа по дисциплине В. Методы и приборы экологического контроля Дать студентам основные понятия о правовой базе в области охраны окружающей среды, привить им навыки выбора и использования приборов... | Тезисы в настоящей разработке представлены страницы устного журнала... «Римского клуба». Эта организация действует в Риме с 1968г., в нее входят экологи – футурологи. В докладах ученых «Римского клуба»... |