Программа интерактивного клуба «Юный эколог»





Скачать 139.27 Kb.
НазваниеПрограмма интерактивного клуба «Юный эколог»
Дата публикации02.07.2015
Размер139.27 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГОУДОД ОблСЮН Тверской области

_________________ Борисова Н.Ю.
«_____» _________________

Положение об областном заочном интерактивном клубе

«Юный эколог»

1. Цели клуба: способствовать экологическому образованию учащихся; развивать экологическое движение среди учащихся области, способствовать воспитанию бережного и внимательного отношения к природе.

2. Задачи клуба:

- Вовлечение учащихся и педагогов в учебно-исследовательскую деятельность и работу по охране окружающей среды;

- Развитие деятельности школьных научных биологических обществ учащихся, клубов, объединений, занимающихся вопросами экологии и природоохранной деятельности;

- Выявление и поддержка одаренных детей, лучших экологических объединений, отдельных юных экологов области;

- Профориентационная работа с учащимися, содействие социальной адаптации и самоопределения детей и подростков путем привлечения к деятельности заочного клуба.

3. Участники клуба «Юный эколог»:

Членам клуба могут стать школьники 6-11 классов

Для организации и проведения работы клуба создается совет из сотрудников Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областной станции юных натуралистов Терской области» (далее ГОУДОД ОблСЮН Тверской области). Совет клуба разрабатывает задания, методические рекомендации, методические пособия, методики, оценивает работы обучающихся, определяет и направляет победителей на областные и Всероссийские экологические мероприятия.

Зачисление в клуб будет производиться по заявке. ( Приложение 1)

4. Содержание работы клуба:

Совет клуба составляет задания и рассылает по школам области в начале учебного года. Задания носят как теоретический, так и практический характер. Задания выполняются индивидуально и коллективно, возможно совместно с педагогическим руководителем. Итоги подводят на основании присланных работ. Авторы (обучающиеся) награждаются дипломами и грамотами ГОУДОД ОблСЮН Тверской области, а педагоги благодарственными письмами.

Работа клуба будет осуществляться в два этапа

  1. Теоретический (сроки проведения: с 1 ноября 2011 года по 1 марта 2012 г.) Материалы предоставляются до 15.04.12 г.

  2. Практический (сроки проведения: с 1 апреля по 30 августа 2012 г.) Материалы предоставляются до 15.09.12 г.

Программа интерактивного клуба «Юный эколог»

1 этап: Теоретический

Составить реферат по одной из предложенных тем:

- Экологическая ситуация в моем городе, поселке, районе;

- Гидроэкологическая ситуация в моем городе, поселке, районе;

- Состояние почв в моем городе, поселке, районе;

- Роль зеленых насаждений в городе;

- Уникальные природные объекты вашей местности (старинный парк, места произрастания редких растений, местообитание животных)

- Свободная тема (только по той местности, в которой проживает обучающийся)

Реферат должен содержать не менее 4- 7 листов печатного текста (шрифт 14), фотографии должны быть вынесены в отдельное приложение, презентации приветствуются. Работы отсылать строго в электронном виде на mail ГОУДОД ОблСЮН Тверской области.(statynat@mail. ru)

Приложение 1

Заявка

1 Фамилия, имя , отчество

2 Район

3 Образовательное учреждение

4 Возраст, класс

5 Почтовый адрес ,телефон

6 Электронный адрес

2 этап: Практический – проведение исследований

Тема № 1 «Изучение экологического состояния парков и скверов»

Состояние скверов и парков, в особенности старинных, вызывает обоснованную тревогу за их будущее. В большинстве своем парки не имеют надлежащего ухода, и деревья-патриархи преждевременно гиб­нут. Для организации ухода необходимы экологическое обследование парковых ценозов и их экологическая паспортизация. Садово-парковые комплексы по стилям планировки и композиционным осо­бенностям относятся к паркам:

а) регулярного,

б) пейзажного (ланд­шафтного);

в) смешанного типов.

Первоначальную планировку боль­шинство парковых ансамблей со временем утратило, но в некоторых из них сохранились элементы регулярного стиля в виде радиальных аллей или пересекающихся аллей с партерами и обзорными полянами.

Этапы по изучению парков и скверов

Первый этап.

Обследование любого парка следует начинать с изучения истории его создания, а также с промеров его площади, определения современ­ных контуров парка с севера на юг и с запада на восток, с уточнения стиля планировки и расположения дорожно-тропиночной сети. Дан­ные параметры могут быть выявлены уже в апреле — начале мая. Группа учащихся историков-краеведов по опубликованным материалам, архивным данным и воспоминаниям очевидцев и старожилов могут описать историю посадок парка.

Второй этап.

В конце мая — начале июня можно приступить к экологиче­скому исследованию древесных насаждений и учету травянистых ран­нецветущих растений. Экологическая оценка парковых ценозов может быть осуществлена по участкам, границы между которыми определя­ются дорожно-тропиночной сетью. Каждая бригада наблюдателей по 2—3 человека может вести картирование деревьев и составление ведо­мостей по своему участку:

1) каждое дерево, большое и маленькое, вносится в перечетную ведомость и на план (картосхему) участка с указанием породы, видо­вого названия, размеров в высоту, расположения.

Например: 1. Липа мелколистная, 20 м;

2. Вяз шершавый, 10 м;

2) на высоте грудной клетки исследователи портновским санти­метром в 150 см или мерной вилкой измеряют диаметр дерева; в пере­четную ведомость записывается диаметр в сантиметрах.

Например: 1. Липа мелколистная, 20 м, 49,5 см.

Примечание: окружность дерева определяется по формуле:

S = 2πR = πD,

если каждые 3 см принять за 1, то при обхвате дерева по­лучается величина диаметра;

3) затем проводится санитарно-гигиеническая и эстетическая оценка каждого дерева.

Третий этап.

Этот этап предполагает выявление видового состава кустарников и места их произрастания. В перечетную ведомость вносятся родовые и видовые названия кустарников, а на картосхеме отмечается точками или галочками (vv) место их произрастания.

Четвертый этап.

Связан с уточнением видового состава травянистых растений, их ценотической принадлежности и экологической группы. Обилие особей того или иного вида можно определить по приближенной шкале оценок встречаемости:

1) обильно,

2) часто,

3) рассеянно,

4) единично в пределах ка­ждого участка парка.

Для определения неизвестных видов травянистых растений необходимы определители высших растений. Списки растений каждого участка парка составляются по образцу: вид; фитоценоз; встречаемость. Пример: сныть обыкновенная; лесной; встречается часто.

Особое внимание при выявлении видового состава травянистых растений следует обратить на редкие красивоцветущие дикорастущие (ландыш майский, колокольчик широколистный, печеночница благо­родная, аквилегия (водосбор), гвоздика, маргаритка и другие.

Санитарно-гигиеническую и эстетическую оценку проведите по количеству экземпляров по породам:

а) в каждом классе устойчи­вости

б) по баллу декоративности.

Напишите итоговые выводы и рекомендации;

Выявите общее количество кустарников парка и приведите данные о каждой группе: сколько видов интродуцированных; сколько або­ригенных, сорных (бузина, малина и другие); какие нуждаются в прореживании, а какие — в омоложении или вырубке (сорные из самосева);

Составьте сводный систематический список травянистых растений по семействам, родам, видам, частоте встречаемости, ценотической приуроченности (лесной или луговой, сорный или декоративный виды) и экологической группе (мезофит, мезоксерофит, мезогиг-рофит, гигрофит, гидрофит);

Подсчитайте процентное соотношение видов по ценотической при­надлежности и экологическим группам и сделайте выводы и ре­комендации по улучшению травянистого покрова;

Методика оценки жизненной устойчивости деревьев

Первый класс устойчивости (I): деревья совершенно здоровые, с признаками хорошего роста и развития.

Второй класс устойчивости (II): деревья с несколько замедленным приростом по высоте, с единичными сухими сучьями в кроне и незна­чительными (по 10—15 см) наружными повреждениями ствола, без образования гнилей.

Третий класс устойчивости (III): деревья явно ослабленные, с из-реженной кроной, укороченными побегами, бледной окраской хвои у хвойных, с наличием дупел и стволовых гнилей, морозобойных тре­щин площадью свыше 150 см2, прекратившимся или слабым прирос­том по высоте, со значительным количеством сухих сучьев (до 1/3 высоты) или суховершинностью.

Четвертый класс устойчивости (IV): деревья усыхающие, с нали­чием сильно распространившихся стволовых гнилей, плодовых тел на стволах, в кроне до 2/3 сухих ветвей, с большими дуплами и сухими вершинами.

Пятый класс устойчивости (V): деревья усохшие или со слабыми признаками жизнеспособности, полностью пораженные стволовыми гнилями и стволовыми вредителями.

Методика эстетической оценки

Эстетическая оценка проводится при наружных обследованиях по трехбалльной системе:

1 - дерево имеет высокие декоративные качества; проведения са­нитарных мероприятий не требуется;

2 - дерево средней декоративности, требуются небольшие работы по лечению ран, обрезке сухих ветвей и сучьев с последующей задел­кой и декорированием мест повреждения;

3 - дерево имеет низкие декоративные качества, с засохшими или поломанными стволами и отводится в рубку (класс жизненной устойчивости обычно V).

По выполнении этого этапа работы в перечетной ведомости запись по каждому дереву дополняется соответствующими обозначениями.

Например: 1. Липа мелколистная, 20 м, 49,5 см; I, 2.

Тема № 2: «Сорняки и методы их изучения»

Сорные растения различных видов на основе сходства их биологии (время появления всходов, интенсивность роста, ритмика развития, продолжительность жизни, способ размножения, специализация к посевам опреде­ленной культуры и т. п.) классифицируется на биоло­гические группы.

Непаразитные сорняки характеризуются автотрофным типом питания. Они имеют развитую корневую си­стему, с помощью которой усваивают из почвы влагу и элементы минерального питания, и надземные зеленые органы, способные создавать органические вещества в процессе фотосинтеза.

Непаразитные сорняки по продолжительности жизни подразделяют на малолетние и многолетние. Малолетние имеют период жизни не более двух лет и плодоносят за это время один раз (монокарпики). Мно­голетние живут в течение нескольких лет и плодоносят многократно (поликарпики), а многие из них обладают также и способностью к вегетативному размножению.

Паразитные сорняки характеризуются гетеротроф­ным типом питания. Они имеют специальные присоски (гаустории), с помощью которых извлекают из расте­ния-хозяина создаваемые им готовые пластические ве­щества.

Полные паразиты не имеют фотосинтетическо­го аппарата и в течение всего периода вегетации живут за счет питательных веществ растения-хозяина. Полупаразиты наряду с присосками име­ют и способные к фотосинтезу зеленые листья.

Методы изучения сорняков

1. Изучение по гербарию

В лабораторных условиях сорняки изучают по герба­рию. Для запоминания и усвоения их объединяют по­следовательно в биологические группы согласно приня­той классификации, по семействам, в пределах которых растения располагают в алфавитном порядке. Основная цель при работе с гербарием состоит в том, чтобы на­учиться не только быстро и правильно распознавать ви­ды сорняков, но и знать их экологию и хозяйственно вредные свойства.

Обращаясь к гербарию, необходимо записать и ус­воить различные сведения по каждому конкретному ви­ду сорняков, придерживаясь следующего порядка.

  1. Название семейства.

  2. Русское и латинское названия вида.

  3. Биологическая группа.

После этого более внимательно рассматривают дру­гие виды сорняков данного семейства и отмечают наи­более важные морфологические отличительные призна­ки их.

  1. Краткая морфологическая характеристика вида (характер роста стеблей, форма листьев, опушение и т. п.).

  2. Биологические особенности (время цветения и об­семенения, семенная продуктивность, жизнеспособность семян, способность к вегетативному возобновлению, глу­бина залегания в почве органов вегетативного размно­жения и т. п.).

  3. Условия местообитания.

  4. Посевы сельскохозяйственных культур и угодья, на которых данный вид наиболее обилен, его фитоценотические особенности.

  5. Районы распространения на территории РФ.

  6. Хозяйственно вредные свойства.

После описания растений кратко излагают систему мероприятий по борьбе с сорными видами всей биоло­гической группы. Специфические меры борьбы указыва­ют только для наиболее злостных и карантинных видов сорняков.

Для более быстрого запоминания и приобретения на­выков распознавания видов сорняков целесообразно ис­пользовать учебные тренажеры и немой (без названия) гербарий. В последнем случае, чтобы избежать механи­ческого запоминания сорняков по признакам, не связан­ным с морфологией вида, необходимо пользоваться не­сколькими экземплярами гербария, которые составлены из растений, находящихся в разных фазах развития, от­личающихся по габитусу, высоте, крупности и т. п.

2. Изучение по семенам

В почве сельскохозяйственных угодий содержится боль­шое количество жизнеспособных семян сорняков, ис­числяемое десятками и сотнями миллионов штук на гек­тар пахотного слоя. Такого запаса семян, если бы даже удалось полностью исключить их поступление в почву за счет ежегодного обсеменения сорняков, достаточно для обильного засорения посевов на протяжении нескольких лет. Поэтому следует хорошо знать семена сорняков, и в первую очередь специализированных и распространен­ных в зоне хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия.

В лаборатории семена сорняков изучают по учебным коллекциям. Для этого необходимо иметь три группы коллекций: в первой представлены семена наиболее рас­пространенных на территории страны сорняков; вторая включает все виды сорняков, распространенные в зоне деятельности сельскохозяйственного института; третья содержит полный набор семян специализированных и ка­рантинных сорняков. Первая и третья группы коллекций могут быть изготовлены по заказу фабрикой учебных пособий, вторая - составлена студентами.

Помимо коллекции, необходимо иметь определители семян сорных растений.

Изучение семян сорняков ведут в определенном по­рядке, обращая внимание на следующие признаки.

1. Размер – наиболее устойчивая характеристика семян, если оболочка и содержимое их хорошо сохрани­лись. Семена располагают разреженно на миллиметро­вой бумаге и определяют их длину, ширину и толщину в миллиметрах. Для более детальных исследований не­обходимо пользоваться лупой с масштабной шкалой.

2. Форма относится к достаточно устойчивым пока­зателям дозревших семян, даже если они сравнительно долгое время пребывали в почве. Ее удобнее опреде­лять, располагая семена на миллиметровой бумаге, так как форма зависит от соотношения величин, характери­зующих размер семян.

3. Окраска – один из важных признаков семян. Однако следует иметь в виду, что окраска даже собран­ных с одного растения семян может различаться, а ино­гда и существенно, по цвету, тону, оттенку и интенсив­ности. В почве семена, как правило, утрачивают свою естественную окраску и тем больше, чем дольше они в ней находятся. Окраску, как и большинство других при­знаков, правильнее и удобнее определять в общей мас­се семян, а не по единичным экземплярам.

4. Структура поверхности семян строго специфична у большинства видов сорных растений.

3. Метод засоренности

При разработке и проведении мероприятий по борьбе с сорняками необходим систематический учет их в посевах всех сельскохозяйственных культур. Для оценки засорен­ности используют показатели обилия (численность, мас­са, объем, проективное покрытие), а также встречаемость и ярусность сорняков в посевах. В зависимости от по­ставленных программой целей и уровня ответственности исследований используют количественные или глазомер­ные методы учета.

  1. Количественные методы

Количественные, или инструментальные, методы основы­ваются на учете сорных растений с помощью различных инструментов (рамки, весы, мерные линейки, эталоны и т. п.). По своему исполнению они трудоемки и исполь­зуются главным образом в научно-исследовательской ра­боте.

Численность сорняков определяют непосредственным подсчетом их стеблей на пробных площадках, выделяе­мых с помощью рамки известного размера. Наиболее удобны рамки прямоугольной формы при отношении ши­рины к длине от 1:1 до 1:3. На культурах сплошного посева (зерновые, лен, травы и т. п.) применяют квад­ратную рамку, располагая ее так, чтобы один из рядков посева совпал с ее большой диагональю. В пропашных культурах удобнее использовать прямоугольные рамки. При широкорядном посеве ширина рамки должна быть кратна расстоянию между соседними рядками, а ее дли­на произвольная. При гнездовом посеве ширина рамки должна быть кратна ширине междурядий, а ее длина - расстоянию между гнездами в рядке.

Минимальный размер пробной площадки для учета малолетних сорняков в большинстве случаев не должен быть менее 0,25 м2, а многолетних - не менее 3 м2. При равномерном распределении сорняков на обследуемом участке величина учетных площадок может быть умень­шена в 2-3 раза.

Площадки располагают по территории участка или в случайно выбранных точках, используя таблицу слу­чайных чисел к двумерному пространству, или в шах­матном порядке.

При однократном учете сорняков пробные площадки выделяют в процессе выполнения работы. Если таких учетов предполагается провести несколько, то опреде­ляют стационарные площадки, которые ограничивают колышками или вешками, а на схематическом плане дают их привязку: в полевых опытах к реперам, а в производственных посевах к естественным ориентирам.

Численность сорняков определяют по каждому виду или по каждой вредоносно-морфологической группе. Учет в целом по всем видам дает основания для разработки дифференцированных мероприятий по борь­бе с сорняками.

Масса. Массу всех надземных органов растений выражают в граммах на единицу площади (1 м2 ). Она характеризуется тремя величинами: массой живых растений (масса сырых растений, биомасса), их абсолютно сухой массой и массой растений в воздуш­но-сухом состоянии, из которых первые две наиболее важны.

Оценка обилия сорняков в посевах более полно достигается при одновременном определении их численности и массы. В этом случае с площадки, ограниченной сторонами рамки, сорняки вы­бирают и помещают в полиэтиленовый пакет, чтобы не допустить их высыхания. В лаборатории сорняки разбирают по видам или определенным группам, подсчитывают, отрезая, по уровню кор­невой шейки сохранившиеся корни, и взвешивают.

Весь порядок выделения пробных площадок, описанный для учета численности, сохраняется и при определении массы сорня­ков. И только размер пробных площадок в этом случае может быть принят единым для всех видов сорняков — не менее 0,25 м2



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПрограмма объединения дополнительного образования «Юный эколог»
Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПрограмма реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог»
Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconК Контракту Приказом №13-05
Правил. Клуб, в случае систематического нарушения Членом клуба графика работы клуба (выход из клуба после окончания работы клуба)...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПрограмма экологического кружка «Юный эколог»
Преемственность и логичность, структурированность образовательного процесса, распределение содержания на основе интегрированного...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconРабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог»
Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПрограмма кружка «Юный эколог»
...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог»
Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПрограмма кружка «юный эколог»
Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПрограмма «Юный эколог»
Поэтому данная программа имеет связь с этими предметами. В современной школе уделяют большое внимание вопросам охраны окружающей...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, ji. M. Гурович /2001 г и «Программа воспитания и обучения в детском саду»...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconРайонная краеведческая конференция «Родная сторона», посвященная...
«Достижения учащихся мбоу сош №1 г. Вяземского в исследовательской деятельности кружка «Юный эколог» (с 2001-2002 у г.), Ниоу «Эрудит»...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconПравила посещения фитнес-клуба «5 звезд»
Двери Клуба открыты для Вас ежедневно, кроме 1-ого января. Мы ждем Вас с 00 до 23. 00 по будним, субботним, воскресным и праздничным...
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» iconЗаседание Клуба Общественной палаты. 14 июня 2013 г
Мужчина 1 Добрый день. Давайте начинать наше очередное заседание клуба Общественной палаты. К сожалению, в этом году мы собираемся...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск