Скачать 139.27 Kb.
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГОУДОД ОблСЮН Тверской области _________________ Борисова Н.Ю. «_____» _________________ Положение об областном заочном интерактивном клубе «Юный эколог» 1. Цели клуба: способствовать экологическому образованию учащихся; развивать экологическое движение среди учащихся области, способствовать воспитанию бережного и внимательного отношения к природе. 2. Задачи клуба: - Вовлечение учащихся и педагогов в учебно-исследовательскую деятельность и работу по охране окружающей среды; - Развитие деятельности школьных научных биологических обществ учащихся, клубов, объединений, занимающихся вопросами экологии и природоохранной деятельности; - Выявление и поддержка одаренных детей, лучших экологических объединений, отдельных юных экологов области; - Профориентационная работа с учащимися, содействие социальной адаптации и самоопределения детей и подростков путем привлечения к деятельности заочного клуба. 3. Участники клуба «Юный эколог»: Членам клуба могут стать школьники 6-11 классов Для организации и проведения работы клуба создается совет из сотрудников Государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областной станции юных натуралистов Терской области» (далее ГОУДОД ОблСЮН Тверской области). Совет клуба разрабатывает задания, методические рекомендации, методические пособия, методики, оценивает работы обучающихся, определяет и направляет победителей на областные и Всероссийские экологические мероприятия. Зачисление в клуб будет производиться по заявке. ( Приложение 1) 4. Содержание работы клуба: Совет клуба составляет задания и рассылает по школам области в начале учебного года. Задания носят как теоретический, так и практический характер. Задания выполняются индивидуально и коллективно, возможно совместно с педагогическим руководителем. Итоги подводят на основании присланных работ. Авторы (обучающиеся) награждаются дипломами и грамотами ГОУДОД ОблСЮН Тверской области, а педагоги благодарственными письмами. Работа клуба будет осуществляться в два этапа
Программа интерактивного клуба «Юный эколог» 1 этап: Теоретический Составить реферат по одной из предложенных тем: - Экологическая ситуация в моем городе, поселке, районе; - Гидроэкологическая ситуация в моем городе, поселке, районе; - Состояние почв в моем городе, поселке, районе; - Роль зеленых насаждений в городе; - Уникальные природные объекты вашей местности (старинный парк, места произрастания редких растений, местообитание животных) - Свободная тема (только по той местности, в которой проживает обучающийся) Реферат должен содержать не менее 4- 7 листов печатного текста (шрифт 14), фотографии должны быть вынесены в отдельное приложение, презентации приветствуются. Работы отсылать строго в электронном виде на mail ГОУДОД ОблСЮН Тверской области.(statynat@mail. ru) Приложение 1 Заявка 1 Фамилия, имя , отчество 2 Район 3 Образовательное учреждение 4 Возраст, класс 5 Почтовый адрес ,телефон 6 Электронный адрес 2 этап: Практический – проведение исследований Тема № 1 «Изучение экологического состояния парков и скверов» Состояние скверов и парков, в особенности старинных, вызывает обоснованную тревогу за их будущее. В большинстве своем парки не имеют надлежащего ухода, и деревья-патриархи преждевременно гибнут. Для организации ухода необходимы экологическое обследование парковых ценозов и их экологическая паспортизация. Садово-парковые комплексы по стилям планировки и композиционным особенностям относятся к паркам: а) регулярного, б) пейзажного (ландшафтного); в) смешанного типов. Первоначальную планировку большинство парковых ансамблей со временем утратило, но в некоторых из них сохранились элементы регулярного стиля в виде радиальных аллей или пересекающихся аллей с партерами и обзорными полянами. Этапы по изучению парков и скверов Первый этап. Обследование любого парка следует начинать с изучения истории его создания, а также с промеров его площади, определения современных контуров парка с севера на юг и с запада на восток, с уточнения стиля планировки и расположения дорожно-тропиночной сети. Данные параметры могут быть выявлены уже в апреле — начале мая. Группа учащихся историков-краеведов по опубликованным материалам, архивным данным и воспоминаниям очевидцев и старожилов могут описать историю посадок парка. Второй этап. В конце мая — начале июня можно приступить к экологическому исследованию древесных насаждений и учету травянистых раннецветущих растений. Экологическая оценка парковых ценозов может быть осуществлена по участкам, границы между которыми определяются дорожно-тропиночной сетью. Каждая бригада наблюдателей по 2—3 человека может вести картирование деревьев и составление ведомостей по своему участку: 1) каждое дерево, большое и маленькое, вносится в перечетную ведомость и на план (картосхему) участка с указанием породы, видового названия, размеров в высоту, расположения. Например: 1. Липа мелколистная, 20 м; 2. Вяз шершавый, 10 м; 2) на высоте грудной клетки исследователи портновским сантиметром в 150 см или мерной вилкой измеряют диаметр дерева; в перечетную ведомость записывается диаметр в сантиметрах. Например: 1. Липа мелколистная, 20 м, 49,5 см. Примечание: окружность дерева определяется по формуле: S = 2πR = πD, если каждые 3 см принять за 1, то при обхвате дерева получается величина диаметра; 3) затем проводится санитарно-гигиеническая и эстетическая оценка каждого дерева. Третий этап. Этот этап предполагает выявление видового состава кустарников и места их произрастания. В перечетную ведомость вносятся родовые и видовые названия кустарников, а на картосхеме отмечается точками или галочками (vv) место их произрастания. Четвертый этап. Связан с уточнением видового состава травянистых растений, их ценотической принадлежности и экологической группы. Обилие особей того или иного вида можно определить по приближенной шкале оценок встречаемости: 1) обильно, 2) часто, 3) рассеянно, 4) единично в пределах каждого участка парка. Для определения неизвестных видов травянистых растений необходимы определители высших растений. Списки растений каждого участка парка составляются по образцу: вид; фитоценоз; встречаемость. Пример: сныть обыкновенная; лесной; встречается часто. Особое внимание при выявлении видового состава травянистых растений следует обратить на редкие красивоцветущие дикорастущие (ландыш майский, колокольчик широколистный, печеночница благородная, аквилегия (водосбор), гвоздика, маргаритка и другие. Санитарно-гигиеническую и эстетическую оценку проведите по количеству экземпляров по породам: а) в каждом классе устойчивости б) по баллу декоративности. Напишите итоговые выводы и рекомендации; Выявите общее количество кустарников парка и приведите данные о каждой группе: сколько видов интродуцированных; сколько аборигенных, сорных (бузина, малина и другие); какие нуждаются в прореживании, а какие — в омоложении или вырубке (сорные из самосева); Составьте сводный систематический список травянистых растений по семействам, родам, видам, частоте встречаемости, ценотической приуроченности (лесной или луговой, сорный или декоративный виды) и экологической группе (мезофит, мезоксерофит, мезогиг-рофит, гигрофит, гидрофит); Подсчитайте процентное соотношение видов по ценотической принадлежности и экологическим группам и сделайте выводы и рекомендации по улучшению травянистого покрова; Методика оценки жизненной устойчивости деревьев Первый класс устойчивости (I): деревья совершенно здоровые, с признаками хорошего роста и развития. Второй класс устойчивости (II): деревья с несколько замедленным приростом по высоте, с единичными сухими сучьями в кроне и незначительными (по 10—15 см) наружными повреждениями ствола, без образования гнилей. Третий класс устойчивости (III): деревья явно ослабленные, с из-реженной кроной, укороченными побегами, бледной окраской хвои у хвойных, с наличием дупел и стволовых гнилей, морозобойных трещин площадью свыше 150 см2, прекратившимся или слабым приростом по высоте, со значительным количеством сухих сучьев (до 1/3 высоты) или суховершинностью. Четвертый класс устойчивости (IV): деревья усыхающие, с наличием сильно распространившихся стволовых гнилей, плодовых тел на стволах, в кроне до 2/3 сухих ветвей, с большими дуплами и сухими вершинами. Пятый класс устойчивости (V): деревья усохшие или со слабыми признаками жизнеспособности, полностью пораженные стволовыми гнилями и стволовыми вредителями. Методика эстетической оценки Эстетическая оценка проводится при наружных обследованиях по трехбалльной системе: 1 - дерево имеет высокие декоративные качества; проведения санитарных мероприятий не требуется; 2 - дерево средней декоративности, требуются небольшие работы по лечению ран, обрезке сухих ветвей и сучьев с последующей заделкой и декорированием мест повреждения; 3 - дерево имеет низкие декоративные качества, с засохшими или поломанными стволами и отводится в рубку (класс жизненной устойчивости обычно V). По выполнении этого этапа работы в перечетной ведомости запись по каждому дереву дополняется соответствующими обозначениями. Например: 1. Липа мелколистная, 20 м, 49,5 см; I, 2. Тема № 2: «Сорняки и методы их изучения» Сорные растения различных видов на основе сходства их биологии (время появления всходов, интенсивность роста, ритмика развития, продолжительность жизни, способ размножения, специализация к посевам определенной культуры и т. п.) классифицируется на биологические группы. Непаразитные сорняки характеризуются автотрофным типом питания. Они имеют развитую корневую систему, с помощью которой усваивают из почвы влагу и элементы минерального питания, и надземные зеленые органы, способные создавать органические вещества в процессе фотосинтеза. Непаразитные сорняки по продолжительности жизни подразделяют на малолетние и многолетние. Малолетние имеют период жизни не более двух лет и плодоносят за это время один раз (монокарпики). Многолетние живут в течение нескольких лет и плодоносят многократно (поликарпики), а многие из них обладают также и способностью к вегетативному размножению. Паразитные сорняки характеризуются гетеротрофным типом питания. Они имеют специальные присоски (гаустории), с помощью которых извлекают из растения-хозяина создаваемые им готовые пластические вещества. Полные паразиты не имеют фотосинтетического аппарата и в течение всего периода вегетации живут за счет питательных веществ растения-хозяина. Полупаразиты наряду с присосками имеют и способные к фотосинтезу зеленые листья. Методы изучения сорняков 1. Изучение по гербарию В лабораторных условиях сорняки изучают по гербарию. Для запоминания и усвоения их объединяют последовательно в биологические группы согласно принятой классификации, по семействам, в пределах которых растения располагают в алфавитном порядке. Основная цель при работе с гербарием состоит в том, чтобы научиться не только быстро и правильно распознавать виды сорняков, но и знать их экологию и хозяйственно вредные свойства. Обращаясь к гербарию, необходимо записать и усвоить различные сведения по каждому конкретному виду сорняков, придерживаясь следующего порядка.
После этого более внимательно рассматривают другие виды сорняков данного семейства и отмечают наиболее важные морфологические отличительные признаки их.
После описания растений кратко излагают систему мероприятий по борьбе с сорными видами всей биологической группы. Специфические меры борьбы указывают только для наиболее злостных и карантинных видов сорняков. Для более быстрого запоминания и приобретения навыков распознавания видов сорняков целесообразно использовать учебные тренажеры и немой (без названия) гербарий. В последнем случае, чтобы избежать механического запоминания сорняков по признакам, не связанным с морфологией вида, необходимо пользоваться несколькими экземплярами гербария, которые составлены из растений, находящихся в разных фазах развития, отличающихся по габитусу, высоте, крупности и т. п. 2. Изучение по семенам В почве сельскохозяйственных угодий содержится большое количество жизнеспособных семян сорняков, исчисляемое десятками и сотнями миллионов штук на гектар пахотного слоя. Такого запаса семян, если бы даже удалось полностью исключить их поступление в почву за счет ежегодного обсеменения сорняков, достаточно для обильного засорения посевов на протяжении нескольких лет. Поэтому следует хорошо знать семена сорняков, и в первую очередь специализированных и распространенных в зоне хозяйственной деятельности сельскохозяйственного предприятия. В лаборатории семена сорняков изучают по учебным коллекциям. Для этого необходимо иметь три группы коллекций: в первой представлены семена наиболее распространенных на территории страны сорняков; вторая включает все виды сорняков, распространенные в зоне деятельности сельскохозяйственного института; третья содержит полный набор семян специализированных и карантинных сорняков. Первая и третья группы коллекций могут быть изготовлены по заказу фабрикой учебных пособий, вторая - составлена студентами. Помимо коллекции, необходимо иметь определители семян сорных растений. Изучение семян сорняков ведут в определенном порядке, обращая внимание на следующие признаки. 1. Размер – наиболее устойчивая характеристика семян, если оболочка и содержимое их хорошо сохранились. Семена располагают разреженно на миллиметровой бумаге и определяют их длину, ширину и толщину в миллиметрах. Для более детальных исследований необходимо пользоваться лупой с масштабной шкалой. 2. Форма относится к достаточно устойчивым показателям дозревших семян, даже если они сравнительно долгое время пребывали в почве. Ее удобнее определять, располагая семена на миллиметровой бумаге, так как форма зависит от соотношения величин, характеризующих размер семян. 3. Окраска – один из важных признаков семян. Однако следует иметь в виду, что окраска даже собранных с одного растения семян может различаться, а иногда и существенно, по цвету, тону, оттенку и интенсивности. В почве семена, как правило, утрачивают свою естественную окраску и тем больше, чем дольше они в ней находятся. Окраску, как и большинство других признаков, правильнее и удобнее определять в общей массе семян, а не по единичным экземплярам. 4. Структура поверхности семян строго специфична у большинства видов сорных растений. 3. Метод засоренности При разработке и проведении мероприятий по борьбе с сорняками необходим систематический учет их в посевах всех сельскохозяйственных культур. Для оценки засоренности используют показатели обилия (численность, масса, объем, проективное покрытие), а также встречаемость и ярусность сорняков в посевах. В зависимости от поставленных программой целей и уровня ответственности исследований используют количественные или глазомерные методы учета.
Количественные, или инструментальные, методы основываются на учете сорных растений с помощью различных инструментов (рамки, весы, мерные линейки, эталоны и т. п.). По своему исполнению они трудоемки и используются главным образом в научно-исследовательской работе. Численность сорняков определяют непосредственным подсчетом их стеблей на пробных площадках, выделяемых с помощью рамки известного размера. Наиболее удобны рамки прямоугольной формы при отношении ширины к длине от 1:1 до 1:3. На культурах сплошного посева (зерновые, лен, травы и т. п.) применяют квадратную рамку, располагая ее так, чтобы один из рядков посева совпал с ее большой диагональю. В пропашных культурах удобнее использовать прямоугольные рамки. При широкорядном посеве ширина рамки должна быть кратна расстоянию между соседними рядками, а ее длина произвольная. При гнездовом посеве ширина рамки должна быть кратна ширине междурядий, а ее длина - расстоянию между гнездами в рядке. Минимальный размер пробной площадки для учета малолетних сорняков в большинстве случаев не должен быть менее 0,25 м2, а многолетних - не менее 3 м2. При равномерном распределении сорняков на обследуемом участке величина учетных площадок может быть уменьшена в 2-3 раза. Площадки располагают по территории участка или в случайно выбранных точках, используя таблицу случайных чисел к двумерному пространству, или в шахматном порядке. При однократном учете сорняков пробные площадки выделяют в процессе выполнения работы. Если таких учетов предполагается провести несколько, то определяют стационарные площадки, которые ограничивают колышками или вешками, а на схематическом плане дают их привязку: в полевых опытах к реперам, а в производственных посевах к естественным ориентирам. Численность сорняков определяют по каждому виду или по каждой вредоносно-морфологической группе. Учет в целом по всем видам дает основания для разработки дифференцированных мероприятий по борьбе с сорняками. Масса. Массу всех надземных органов растений выражают в граммах на единицу площади (1 м2 ). Она характеризуется тремя величинами: массой живых растений (масса сырых растений, биомасса), их абсолютно сухой массой и массой растений в воздушно-сухом состоянии, из которых первые две наиболее важны. Оценка обилия сорняков в посевах более полно достигается при одновременном определении их численности и массы. В этом случае с площадки, ограниченной сторонами рамки, сорняки выбирают и помещают в полиэтиленовый пакет, чтобы не допустить их высыхания. В лаборатории сорняки разбирают по видам или определенным группам, подсчитывают, отрезая, по уровню корневой шейки сохранившиеся корни, и взвешивают. Весь порядок выделения пробных площадок, описанный для учета численности, сохраняется и при определении массы сорняков. И только размер пробных площадок в этом случае может быть принят единым для всех видов сорняков — не менее 0,25 м2 |
Программа объединения дополнительного образования «Юный эколог» Цель работы объединения «Юный эколог» состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования... | Программа реализуется в рамках творческого объединения детей «Юный Эколог» Сформировать,систематизировать и углубить экологические знания учащихся,подготовить их к практической деятельности | ||
К Контракту Приказом №13-05 Правил. Клуб, в случае систематического нарушения Членом клуба графика работы клуба (выход из клуба после окончания работы клуба)... | Программа экологического кружка «Юный эколог» Преемственность и логичность, структурированность образовательного процесса, распределение содержания на основе интегрированного... | ||
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Юный эколог» Протокол №1 от «10» августа2014 г. «15» августа 2014 г. Приказ №73/1 от «1» сентября 2014 г | Программа кружка «Юный эколог» ... | ||
Программа кружка «Юный эколог» ... | Программа кружка «Юный эколог» ... | ||
Программа кружка «Юный эколог» ... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный эколог» Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора,... | ||
Программа кружка «юный эколог» Основные цели кружка – выработка у учащихся сознательного бережного отношения к природе, создание условий для углубления знаний по... | Программа «Юный эколог» Поэтому данная программа имеет связь с этими предметами. В современной школе уделяют большое внимание вопросам охраны окружающей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, ji. M. Гурович /2001 г и «Программа воспитания и обучения в детском саду»... | Районная краеведческая конференция «Родная сторона», посвященная... «Достижения учащихся мбоу сош №1 г. Вяземского в исследовательской деятельности кружка «Юный эколог» (с 2001-2002 у г.), Ниоу «Эрудит»... | ||
Правила посещения фитнес-клуба «5 звезд» Двери Клуба открыты для Вас ежедневно, кроме 1-ого января. Мы ждем Вас с 00 до 23. 00 по будним, субботним, воскресным и праздничным... | Заседание Клуба Общественной палаты. 14 июня 2013 г Мужчина 1 Добрый день. Давайте начинать наше очередное заседание клуба Общественной палаты. К сожалению, в этом году мы собираемся... |