Скачать 184.06 Kb.
|
Методические рекомендации для студентов специальной медицинской группы по работе над рефератами по физической культуре Содержание стр. I. Введение……………………………………………………………… 4 II. Правила работы над рефератом 1. Основные требования, предъявляемые к реферату…………… 4 2. Планирование работы над рефератом…………………………. 5 3. Анализ литературы по теме реферата…………………………. 5 4. Оформление реферата: структура и содержание……………… 6 5. Подготовка и защита реферата…………………………………. 7 III. Темы рефератов, рекомендуемые студентам Пермского государственного национального исследовательского университета…………………………………………………………….. 7 IV. Список рекомендуемой литературы по различным видам заболеваний…………………………………………………………. 11 Библиографический список……………………………………….. 14
Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе и в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Научно-методическая подготовка служит важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности выпускников вузов – будущих специалистов. Изучение основ научно-методической деятельности способствует усилению акцентов на теоретико-методической подготовке студентов при сохранении оптимальной двигательно-практической подготовки их для достижения в перспективе высокого уровня профессионализма в сфере физической культуры и спорта, а также является важнейшим фактором пробуждения у студентов сознательного отношения к своему здоровью, приобщения их к здоровому образу жизни. В итоге студенты приобретают умение приобретать полученные знания на практике, в повседневной жизни, расширяют свой кругозор и вырабатывают навыки заботы о своем здоровье.
Зачетные квалификационные работы по физическому воспитанию выполняются студентами в форме рефератной работы объемом не менее 20 страниц, напечатанных на компьютере. Их написание и защита являются обязательной составной завершающей частью итоговой семестровой аттестации студентов по физическому воспитанию. В реферате студент должен показать умение самостоятельно ставить задачи, составлять план, анализировать найденные материалы научно-методической литературы и правильно раскрывать тему. Реферат должен содержать элемент новизны и выявлять общенаучную и специальную подготовленность студента, его эрудицию, исследовательские навыки, умение мыслить и увязывать теоретические знания с практикой. Студент-автор реферата несет юридическую ответственность за правильность всех данных, использованных в реферате. Тематика реферативных работ формируется и утверждается кафедрой физической культуры и спорта. Студенту предоставляется право выбора темы реферата. Однако возможность самостоятельного выбора темы не означает, что в этом случае можно пренебрегать советами и консультациями опытных преподавателей. Руководитель реферативной работы оказывает помощь студенту в течение всего периода ее написания, рекомендует необходимую основную литературу, справочные и другие источники по теме, проводит систематические беседы и консультации, проверяет выполнение работы (по частям или в целом).
Весь процесс подготовки и написания реферата условно можно представить в следующем виде:
Подготовка реферата, как и любая научно-исследовательская работа, немыслима без изучения специальной литературы. Студенту по литературным источникам необходимо ясно представить себе все, что имеет отношение к изучаемой теме – ее постановку, историю, степень разработанности. Вместе с тем квалифицированный анализ литературных источников требует от студента знания определенных правил их поиска. Поэтому студентам для осуществления успешно поиска литературы необходимо правильно ориентироваться в фонде библиотеки. Большую помощь для целенаправленной работы в этом плане могут оказать соответствующие каталоги, которые подразделяются на 3 основных вида: алфавитный, систематический и предметный. В алфавитном каталоге сведения об имеющейся в библиотеке литературе располагаются в едином алфавитном порядке с указанием фамилий авторов и названий книг (если в них не указаны авторы). Алфавитный порядок сохраняется также для имени и отчества автора. Наряду с алфавитным широко распространены систематические каталоги. Описание содержания в них дано по отраслям науки и техники. Отделы и подотделы систематических каталогов строятся в порядке от общего к частному, который закрепляется специальными индексами – сочетанием букв или цифр. Отделы систематических каталогов нередко имеют вначале перечни своих подразделений, со ссылками и примечаниями, позволяющими ориентироваться в большом массиве каталожных карточек. Алфавитное расположение здесь играет подчиненную роль, зачастую уступая место хронологическому порядку – прямому или обратному. В ряде крупных научных и технических библиотек создаются предметные каталоги. Они отражают более частные вопросы и группируют описания литературы под наименованием предметов в алфавитном порядке. Кроме рассмотренных выше основных видов каталогов, можно выделить еще каталоги периодических изданий, получаемых библиотекой, или каталоги журнальных и газетных статей. При работе с литературой следует учесть, что материалы журналов и сборников содержат более свежие данные, чем книги и монографии, так как последние долго готовятся и издаются. В то же время в монографиях и книгах материал излагается более подробно. Для успешного поиска необходимой литературы нужно запомнить следующее: 1. Вы знаете автора книги или ее название – обратитесь к алфавитному каталогу. 2. Вас интересует книга по определенной отрасли науки – обратитесь к систематическому каталогу. 3. Вам необходима книга по какому-либо узкому, специальному вопросу (предмету) – обратитесь к предметному каталогу. 4. Вы интересуетесь статей из периодического издания – обратитесь к систематическим или предметным карточкам журнальных и газетных статей. При подборе интересующей литературы надо учитывать год издания, авторитетность и известность в науке автора книги, издательство, общую направленность работы. Этап подбора соответствующей литературы должен сопровождаться библиографическим описанием источника на специальных каталожных карточках или в тетради с обязательным указанием шифров, под которыми эти книги значатся в библиотеке, что помогает библиотечным работникам быстро отыскать данный источник.
Каких-либо стандартных требований к структуре реферата реет. Однако логика изложения темы реферата предполагает выделение следующих составных частей и разделов:
Основное требование к реферативной работе – ее содержательность, логичность и последовательность изложения. Самостоятельность анализа и суждений, а также внешнее оформление. Работа начинается с титульного листа (см. приложение 1). Оглавление – это наглядная схема, перечень всех заголовков работы с указанием страниц и расположенных в работе по значимости (главы, разделы, параграфы). Введение должно быть посвящено обоснованию актуальности темы, ее теоретическому и практическому значению. В тексте, написанном по главам, студент должен проанализировать мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную оценку. В заключении подводиться общий итог работы, делаются определенные выводы, вытекающие из обзора литературы по теме. Список литературы представляет собой перечень использованной литературы в алфавитном порядке с полным библиографическом описанием источников и с нумерацией по порядку. Защита реферата осуществляется перед научным руководителем или преподавателем кафедры физической культуры и спорта. Защита реферата должна показать уровень научно-теоретической подготовленности студента, его способность самостоятельно мыслить и умение отстаивать свою точку зрения. Защищенные реферативные работы сдаются на кафедру и хранятся в течение 5 лет.
Пермского государственного университета 1 семестр 1. Лечебная физическая культура (ЛФК) при заболеваниях органов дыхания. 2. ЛФК при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. 3. ЛФК при заболеваниях нервной системы. 4. ЛФК при черепно-мозговой травме. 5. ЛФК при заболеваниях мочеполовой системы. 6. ЛФК при заболеваниях эндокринной системы. 7. ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. 8. ЛФК после перенесенных травм. 9. ЛФК при заболеваниях органов зрения. 10. ЛФК при ЛОР-заболеваниях. 11. ЛФК при заболеваниях желез внутренней секреции. 12. ЛФК при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. 2 семестр 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества, как часть общечеловеческой культуры. 2. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта. 3. Физическая культура студента. 4. Физическая культура как учебная дисциплина высшего профессионального образования. 5. Организация физического воспитания в вузе. 6. Компоненты физической культуры. 7. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования. 8. Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая система. 9. Общее представления о строении тела человека. 10. Функциональные системы организма. 11. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. 12. Средства физической культуры и спорта. 13. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности. 14. Утомление и восстановление при физической и умственной работе. 15. Витамины и их роль в обмене веществ. 16. Обмен энергии. Состав пищи и суточный расход энергии. 17. Двигательная активность и железы внутренней секреции. 18. Регуляция обмена веществ. 19. Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. 20. Показатели тренированности в покое, при стандартных нагрузках и при предельно напряженной работе. 21. Обмен углеводов и минеральных веществ при мышечной нагрузке. 22. Понятие об основном и рабочем обмене. 23. Механизм проявления гравитационного шока. 24. Внешнее и внутреннее дыхание. 25. Характеристика измерения пульса и кровяного давления при мышечной деятельности. 26. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 27. Здоровый образ жизни студента. 28. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. 29. Взаимосвязь общей культуры студента и его образ жизни. 30. Здоровый образ жизни и характеристики его составляющих. 31. Режим труда и отдыха. 32. Гигиенические основы закаливания. 33. Личная гигиена студента и ее составляющие. 34. Профилактика вредных привычек. 35. Физическое самовоспитание и совершенствование – условие здорового образа жизни. 36. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента. 37. Работоспособность и влияние на нее различных факторов. 38. Динамика работоспособности студента в учебном году и факторы, ее определяющие. 39. Динамика работоспособности студента в течение рабочего дня. 40. Динамика работоспособности студента в течение учебной недели. 41. Динамика работоспособности студента в течение семестра. 42. Динамика работоспособности студента в период экзаменационной сессии. 43. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студента в экзаменационный период. 44. Типы изменений умственной работоспособности студента. 45. Методические принципы физического воспитания. 46. Средства и методы физического воспитания. 47. Основы обучения движениям. 48. Характеристика и воспитание физических качеств. 49. Учебно-тренировочное занятие как основная форма обучения упражнениям. 50. Структура учебно-тренировочного занятия. 51. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. 52. Специальная физическая подготовка, ее цели и задачи. 53. профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) как разновидность специальной физической подготовки. 54. Интенсивность физических нагрузок и энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности. 55. Значение мышечной релаксации. 56. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта. 57. Формы занятий физическими упражнениями. 58. Общая и моторная плотность занятия. 59. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. 60. Формы и содержание самостоятельных занятий. 61. Организация самостоятельных занятий. 62. Возрастные особенности содержания занятий. 63. Интенсивность нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. 64. Гигиена самостоятельных занятий. 65. Самоконтроль в процессе самостоятельных занятий. 66. Профилактика спортивного травматизма. 3 семестр 1. Определение понятия «спорт». Его отличие от других видов занятий физическими упражнениями. 2. Массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели задачи. 3. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. 4. Единая спортивная классификация. 5. Студенческий спорт. Его организационные особенности. 6. Студенческие спортивные соревнования. Календарь спортивных соревнований. 7. Студенческие спортивные организации. 8. Современные популярные системы физических упражнений. 9. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. 10. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений. 11. Характеристика особенностей воздействия избранного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и физическую подготовленность. 12. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. 13. Цели и задачи спортивной подготовки в условиях вуза. 14. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки. 4 семестр 1. Пути достижения физической, технической, тактической и психологической подготовленности. 2. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий. 3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спорта. 4. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. 5. Врачебный контроль, его содержание и задачи. 6. Педагогический контроль. Его виды, содержание и задачи. 7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования. 8. Дневник самоконтроля. Субъективные и объективные показатели самоконтроля. 9. Определение нагрузки при занятиях физическими упражнениями по показателям пульса, жизненного объема легких и частоте дыхания. 10. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, функциональных проб и тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма. 11. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам контроля. 5 семестр 1. Определение понятия «ППФП», ее цели и задачи. 2. Место ППФП в системе физического воспитания студентов. 3. Основные факторы, определяющие содержание ППФП студентов. 4. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП студентов. 5. Методика подбора средств ППФП студентов.
17.. Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду. 18. Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека. 19. Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе. 20. Влияние условий труда выпускников факультета на содержание ППФП студентов. 21. Характер труда специалистов и его влияние на содержание ППФП студентов различных факультетов. 22. Влияние особенностей динамики утомления и работоспособности специалистов на содержание ППФП студентов различных факультетов. 23. Методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом. 24. Основное содержании ППФП студентов и его реализация на факультете. 25.Контроль за эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов. 26. Формы занятий по ППФП. 27. Формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков. 28. Повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды средствами ППФП.29. Педагогический контроль в ППФП. 29. Развитие профессионально важных физических качеств, двигательных умений и навыков. 30. Основное содержание ППФП будущего бакалавра и специалиста. 6 семестр 1. Понятие «производственная физическая культура», ее цели и задачи. 2. Методические основы производственной физической культуры. 3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК в рабочее и свободное время. 4. Производственная гимнастика. Ее цели и задачи. 5. Основные формы производственной гимнастики. 6. Методика составления комплексов в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня. 7. Методика составления и проведения комплекса вводной гимнастики. 8. Методика составления и проведения комплекса физкультурной паузы. 9. Методика составления и проведения комплекса физкультурной минутки. 10. Влияние микропаузы активного отдыха на общее состояние организма. 11. Физическая культура и спорт в сводное время специалиста. 12. Физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей. 13. Использование дополнительных средств повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями. 14. Классификация профессий с учетом физической тяжести и умственной напряженности труда. 15. Характеристика физической нагрузки для различных групп профессий. 16. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов. 17.. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры. 18. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. 19. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий и других факторов на содержание физической культуры специалистов. 20. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе. 21. Основные формы занятий физической культурой в свободное от работы время. 22. Характеристика занятий физическими упражнениями в обеденный перерыв. 23. Общая характеристика попутной тренировки. 24. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей. 25. Самостоятельные физкультурные занятия и спортивная тренировка. 26. Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств на основе профессиограммы специалиста. 27. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности. 28. Физическая культура в научной организации труда. 29. Физическая культура в быту трудящихся. 30. Составление индивидуальной программы самовоспитания с использованием средств физической культуры и спорта.
различным видам заболеваний При заболеваниях сердечно-сосудистой и нервной системы
При заболеваниях органов дыхания
При заболевании органов зрения
При заболеваниях мочеполовой системы
По проблемам влияния окружающей среды на организм человека
По проблемам здорового образа жизни
Библиографический список
|
Занятие для детей специальной медицинской группы (лфк) «Программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к смг» | Методические рекомендации для студентов по работе над рефератами... В итоге студенты приобретают умение приобретать полученные знания на практике, в повседневной жизни, расширяют свой кругозор и вырабатывают... | ||
Методические правила и рекомендации для соискателей и аспирантов при работе над рефератами Технические требования, предъявляемые к оформлению реферата, составлены с учетом госта для гуманитарных дисциплин | Методические правила и рекомендации для соискателей и аспирантов при работе над рефератами Технические требования, предъявляемые к оформлению реферата, составлены с учетом госта для гуманитарных дисциплин | ||
Методические рекомендации к написанию реферата по физической культуре... Методические рекомендации разработаны в помощь студентам очного и заочного отделения все специальностей для написания реферата по... | Методические рекомендации для практической и самостоятельной работы... Данные методические рекомендации содержат справочные материалы, лексический минимум анатомической терминологии, терминоэлементы,... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей учреждений системы высшего профессионального... | О. Ю. Ипатьева «1» декабря 2012г. Положение «об оценивании и аттестации... Рф «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической... | ||
Положение Об оценивании и аттестации учащихся на занятиях по физической... Инистерства Образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Ии профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту вписывается в общую стратегию образовательной политики... | ||
«Организационно-методические условия оздоровительных занятий в специальной... Психолого-педагогические аспекты оценки учебных достижений в специальной медицинской группе | Методические рекомендации к проведению анализа и самоанализа урока физической культуры «Программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к смг» | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | ||
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический... Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных... | Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по... Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол... |