Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Политехнический колледж УТВЕРЖДАЮ
Директор политехнического колледжа _________________________ Х..И. Борс «_____» ___________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Искусство (М Х К)
Майкоп, 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования
030919 Право и организация социального обеспечения
Организация-разработчик: политехнический колледж ФГБОУ ВПО «МГТУ»
Разработчик: Грибкова Т.Ф., преподаватель колледжа
Рекомендована предметной (цикловой) комиссией гуманитарных дисциплин.
Председатель ПЦК
№ __________ от «_____» _______________ 2011 г.
Содержание.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины.
Структура и содержание учебной дисциплины.
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Искусство. (Мировая художественная культура)
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Искусство. Мировая художественная культура» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 030919 Право и организация социального обеспечения.
Место дисциплины в структуре Основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Искусство. Мировая художественная культура» относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса. потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
-овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, формирования собственной культурной среды. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ В результате изучения учебной дисциплины «Искусство. Мировая художественная культура» обучающийся должен:
знать/понимать
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства;
уметь
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины.
максимальной учебной нагрузки 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов. Содержание программы направлено на развитие навыков: самостоятельно осваивать текст учебника, сопоставлять и оценивать феномены культуры, устанавливать между ними несложные связи, определять собственное отношение к произведениям искусства. Формирование у обучающихся отношения к искусству как к творческой самореализации индивидуальности позволит наполнить уроки по мировой художественной культуре личностным смыслом.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы
| Объём часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 117
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 78
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| -
| практические занятия
| 10
| контрольные работы
| -
| курсовая работа (проект)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 39
| в том числе:
|
| внеаудиторная самостоятельная работа
(работа над материалом учебника (7), конспекта лекций, со словарями разных типов (5), выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов (кроссворды, тестирование и т.д.) (7);
| 19
| подготовка рефератов по темам:
«Космогонические мифы»
«Греческий рельеф – пластический образ синтеза архитектурных форм и декора храма»
«Живопись Феофана Грека»
«Готические соборы Германии, Прибалтики»
«Особенности декора мавзолеев и мечетей. Тадж-Махал в Агре»
«Анализ архитектурного стиля русской церкви
«Михайла Васильевич Ломоносов – просветитель русской культуры»
«Литература. музыка в период правления Екатерины II»
«Музеи мира – известнейшие мировые сокровищницы шедевров живописи и скульптуры»
«Портретная коллекция современников П.М. Третьякова»
«Величие и монументальность архитектуры Петербурга в 19-20 в.в.»
| 20
| Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета в 1, 2 семестре.
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
Искусство. (Мировая художественная культура)
-
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
Предмет мировой художественной культуры
|
| 4
|
| Тема 1.1
Введение
| Знакомство с целями и задачами дисциплины, ее специфика. Понятие «художественная культура». Виды искусства, их направления и жанры.
Самостоятельная работа. Работа со словарем: «эстет», «архитектура», «живопись», «анимация», «статуэтка», «натюрморт», «пейзаж», «эскиз».
| 2
2
| ознакомительный
| Раздел 2
Ранние этапы формирования культуры
|
| 8
|
| Тема 2.1.
Художественная культура первобытного мира
| Миф – основа раннего представления о мире. Зарождение искусства. Художественный образ в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещере Ласко. Образность архитектурных первоэлементов в комплексе Стонхеджа.
Самостоятельная работа. Реферат на тему «Космогонические мифы».
| 2
2
| репродуктивный
| Тема 2.2.
Художественная культура стран Востока
| Зарождение буддизма и его влияние на развитие архитектуры, живописи, скульптуры, литературы. Гармония инь и ян – основа китайской культуры. Кредо японской архитектуры - культ природы.
| 2
| репродуктивный2
| Тема 2.3.
Художественная культура Древнего Египта
| Культура древнего Египта, как одна из самых ранних. Религиозные верования древних египтян. Древнее царство. Среднее царство. Новое царство. Литература и театр в древнем Египте.
| 2
| репродуктивный
| Раздел 3.
Культура Западной Европы
|
| 59
|
| Тема 3.1.
Художественная культура древней Греции
| Общая характеристика культуры древней Греции. Основные этапы древнегреческого искусства; крито – микенский (эгейский), минойский, гомеровский, архаический, классические периоды. Афинский Акрополь – идеал красоты Древней Греции. Феномен античной культуры.
Самостоятельная работа. Доклад « Греческий Рельеф – пластический образ синтеза архитектурных форм и декора храма».
| 2
2
| репродуктивный
|
-
Тема 3.2.
Художественная культура древнего Рима
| Общая характеристика культуры Древнего Рима. Особенности изобразительного искусства империи Юлиев – Флавиев. Скульптурный портрет. Специфика римского градостроительства.
| 2
| репродуктивный
|
| Практическая работа № 1 «Античная культура»
| 2
| репродуктивный
| Тема 3.3.
Искусство Византии IV- XV веков
| Раннехристианское искусство восточной римской империи. Развитие новых форм в архитектуре. Церковь Рождества в Вифлиеме, храм Гроба Господня в Иерасулиме, церковь Санта Мария Маджоре в Риме. Центрические постройки.
| 2
| репродуктивный
| Особенности византийского художественного стиля в период правления Юстиниана Великого. Собор Святой Софии в Константинополе.
| 2
| репродуктивный
| Основные достижения византийского искусства в период «Македонского возрождения». Второй золотой век в византийской культуре. Деятельность Кирилла и Мифодия; Архитектурная система и многоплановая символика византийского храма. Иконы, фрески, мозаика в убранстве храма.
Самостоятельная работа. «Живопись Феофана Грека».
| 2
2
| репродуктивный
| Тема 3.4.
Культура Западной Европы в средние века
| Этапы художественной культуры в средние века. Дороманское искусство. «Каролингское возрождение». Архитектура и декор дороманских культовых зданий. Капелла Карла Великого в Ахене.. Базилика Сен – Мишель де Кюкса в Лангедоке. Церковь Сант – Иоханн в Мюстере
| 2
| репродуктивный
|
| Романский стиль - самый ранний художественный стиль средневековой Европы X-XII в.в. Монументальность, пластичность и величественность классической композиции архитектурных построек соборов романского стиля..
| 2
| репродуктивный
|
| Готическое стиль. Три стадии развития готического стиля. Собор парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари). Архитектура, витраж – символ связи ветхого и Нового заветов.
Самостоятельная работа. Доклад на тему «Готические соборы Германии, Прибалтики». Работа со словарем: «витраж», «мозаика», «готика», «арка стрельчатой формы».
| 2 5
| репродуктивный
|
| Практическая работа № 2 «Культура Византии и средневековой Европы».
| 2
| репродуктивный
| Тема 3.5.
Эпоха Возрождения
| Гуманизм – основа эпохи Возрождения. Раннее Возрождение Ренессанский реализм в живописи и скульптуре раннего Возрождения.
| 2
| репродуктивный
|
| Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи Леонардо да Винчи. «Джоконда», «Мадонна Лита», «Дама с горностаем», фреска «Тайная вечеря».
| 2
| репродуктивный
|
| Возрождение в Италии. Рафаэль Санти. Образ Мадонны. «Сикстинская мадонна», «Афинская школа». Римский период творчества – высокие достижения в жанре портрета (папы Юлия II, портрет Кардинала, графа Бальдасаре Кастильоне). Скульптура Микеланджело. Статуя Давида.
Самостоятельная работа. Работа со словарем: «скульптура», «статуя», «барельеф»,«фреска».
| 2
5
| репродуктивный
|
| Эстетика ренессанса. Расцвет музыкального искусства. Изготовление смычковых инструментов. Страдивари.Развитие светских и культовых музыкальных жанров (кантата, оратория).
| 2
| репродуктивны
| Тема 3.6
Художественная культура XVII – XVIIIвека.
| Постренессанская культура Европы. Эстетические признаки стиля барокко в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке и декоративно – прикладном искусстве.
| 2
| ознакомительный
| Практическая работа № 3 «Живопись эпохи Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи»
| 2
| репродуктивный
| Классицизм. «Большой стиль» Людовика в архитектуре и изобразительном искусстве Франции. Театр французского классицизма.
| 2
| репродуктивный
| Барокко. Возникновение видов искусства – балета и оперы. Музыка барокко. И.С. Бах.
Рококо. «Галантные празднества» Антуа Ватто. Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Эстетика Просвещения.
Самостоятельная работа. «Особенности декора мавзолеев и мечетей. Тадж-Махал в Агре». Работа со словарем: «маньеризм», «опера», «балет», «либретто»,
| 2
3
| репродуктивный
| -
Тема 3.7
Европейская культура XIX – XXвека.
| Модерн. Мотивы и сложность в живописи и декоративно – прикладном искусстве модерна. Мифотворчество Михаила Врубеля. Направления в архитектуре модерна. Особняк А.В. Морозова в Москве.
| 2
| репродуктивный
| Практическая работа № 4 « Музыка эпохи классицизма. Опера «Кармен» Ж. Бизе».
| 2
| репродуктивный
репродуктивный
| Новые формы и направления в художественной культуре XX века.
Импрессионизм – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX века. Творчество французских импрессионистов. Клод Моне, Э.Мане, Э. Дега, Огюст Ренуар.
| 2
| Раздел 4
Художественная культура России
|
| 48
|
| Тема 4.1.
Художественная культура Древней Руси
| Два главных источника зарождения искусства на Руси. Истоки русского национального художественного стиля. Богатство жанров в древней русской литературе XI – XII века.
«Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве».
| 2
| ознакомительный
| Русское искусство в период феодальной раздробленности. Стилистическое многообразие древнерусских крестово – купольных храмов. Суздальский стиль; белокаменное зодчество Владимиро – Суздальского княжества. Развитие живописи и книжной миниатюры в Новгороде и Пскове. Византийский стиль в иконописи
| 2
| репродуктивный
репродуктивный
| Русское искусство XVI – XVII. Введение на Руси книгопечатания, особенности иконописного канона в XVII. Развитие храмовой монументальной живописи.
Самостоятельная работа. Доклад на тему «Анализ архитектурного стиля русской церкви».
| 2
3
| Тема 4.2.
Русское искусство
XVIII века.
| Петровское время – петровские реформы – переломный период для всей страны. Особенности «петровского барокко». Развитие новых областей изобразительного искусства: портретная живопись. Д. Левицкий, В Боровиковский. Формирование ораторского искусства.
Самостоятельная работа.«Михайла Васильевич Ломоносов – просветитель русской культуры».
| 2
2
| ознакомительный
| Монументальное рококо. Особенности творчества Франческо Бартомео Растрелли.
| 2
|
репродуктивный
| Искусство второй половины XVIII века. Романтизм. Романтический идеал и его воплощение в музыке. Рихард Вагнер. Иоганес Брамс.
Самостоятельная работа. «Литература, музыка в период правления Екатерины II»
| 2
2
| Тема 4.3.
Русское искусство
XIX века.
| Первая половина XIX века – времена расцвета русской художественной культуры, получившие мировое призвание. Творчество К. Брюллова.
Архитектурные стили «Александрийского классицизма».Ампир в Петербурге. Архитекторы А. Воронихин, А. Захаров, К.Росси.
Музыкальная культура. Глинка – основоположник русской классической музыки.
Самостоятельная работа. Доклад на тему: «Величие и монументальность архитектуры Петербурга 19-20 в.в.».
Работа со словарем по эстетике («шедевр», «классика», «монументальность, «маньеризм»
| 2 4
| репродуктивный
репродуктивный
|
| Вторая половина XIX века - основной период развития русской культуры. Творчество художников-передвижников и их влияние на русскую публику. О.Монферран. Исаакиевский собор в Петербурге.
Самостоятельная работа. «Портретная коллекция современников П.М. Тртеьякова»
| 2
4
| репродуктивный
|
| Русская музыка 60-70 годов XIX века. Композиторы кружка «Могучая кучка» (Мусоргский М.П., Римский – Корсаков Н.А., Бородин А.А.) как основоположники новой эры русской музыки. Самостоятельная работа. Работа со словарем: «интерпретация», «вокал», симфония», «соната», «увертюра», «фуга». Прослушивание классической музыки известных русских композиторов XIX века.
| 2
2
| репродуктивный
|
| Меценатство в России в XIX веке. Роль П.М. Третьякова, В.В. Стасова в развитии творчества передвижников. Пейзажная живопись Айвазовского И.К., Шишкина И.И., Левитана И.И., Саврасова А.К. Третьяковская галерея.
| 2
| репродуктивный
| Тема 4.4.
Русское искусство
конца XIX – начала XX века.
| Изобразительное искусство на рубеже веков. «Серебряный век русской литературы». Символизм А. Блока. «Стихи о прекрасной даме», «Незнакомка».
Русский импрессионист А. Куинджи. Основные мотивы пейзажей.
| 2
| репродуктивный
|
| Музыкальная культура и литература конца XIX – начала XX века. Новые тенденции в музыке П.И. Чайковского (реформы оперного искусства, народные мотивы).Реализм в творчестве И. Репина
| 2
| репродуктивный
|
| Практическое Тема № 5 «Художественная культура ХХ века».
| 2
| репродуктивный
|
| Синтез в искусстве ХХ века. Театральная культура. Самостоятельная работа. «Музеи мира – известнейшие мировые сокровищницы шедевров живописи и скульптуры». Составить кроссворд по видам искусства
| 2
3
| репродуктивный
| 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально - гуманитарного цикла.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-набор наглядных пособий по дисциплине Искусство. (Мировая художественная культура).
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор;
-аудиовизуальные средства.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: уч. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - М.: Академия, 2007.
Дополнительные источники:
2.Архитектура XIV –XVIIвв. Астраханский кремль: электронное учебное пособие. – Астрахань, 2008.
3.Грожан Д.В. История мировой художественной культуры. – М., 2006.
4. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура буддизма: - М.: Академия, 2007 .
5.Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура ислама - М.: Академия, 2007.
6. Ионина Н.А. Сто великих картин. – М.: Вече, 2005.
7.Кашекова И. Э. От античности до модерна. – М.: Просвещение, 2000.
8.Сафарова Л. Г. Композитор, традиция, время. - Э.: «Джангар»,2005.
10.Санкт – Петербург: электронное учебное пособие – С.-Пб.: Амфора, 2005.
12.Начальная школа: научно – методический журнал Министерства образования Р.Ф. 13.Искусство: библиотечка «Первое сентября» - издательский дом «Первое сентября»
14. Интернет ресурс: Мировая художественная культура: библиотека электронных пособий. Форма доступа– mpk@mihspk.ru
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
|
| определять стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства
| тестирование
| выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения)
| индивидуальные задания
| использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития, организации личного и коллективного досуга, самостоятельного художественного творчества
| практические задания, домашняя работа
| Знания:
|
| основные этапы истории развития мировой художественной культуры
| тестирование
| направления и стили мировой художественной культуры
| тестирование
| особенности развития культуры Востока, Древнего Египта, Западной Европы
| индивидуальные задания
| вклад России в мировую художественную культуру и истоки национального художественного стиля
| практические задания
|
|