Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет





Скачать 79.48 Kb.
НазваниеФурсова В. В. Казанский Федеральный Университет
Дата публикации19.07.2013
Размер79.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Фурсова В.В.

Казанский Федеральный Университет

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ( НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ).

Современное общество, подверженное быстрым социальным изменениям в условиях глобализации и информатизации предьявляет новые требования к институту образования. Вместе с постоянно изменяющимися экономическими, политическими, информационными изменениями , требуется и переход к более совершенным методам обучения. Для анализа современных процессов в системе образования может быть применен институциональный подход - он представлен, в первую очередь, творчеством Дж. Дьюи, который одним из первых сформулировал новые экспериментальные методы образования.

Институционализм, как научное направление, занимался изучением образования как социального института, взаимодействием его с другими социальными институтами. Согласно данному подходу, институты зависят от конкретно-исторических условий общества, все они взаимосвязаны друг с другом, изменения в одних из них неизбежно влекут за собой изменения в других. Институты развиваются в соответствии с потребностями общества. Одной из первых работ этого направления считается «Школа и общество» Дж.Дьюи, в которой он дал институциональный анализ образования и показал взаимосвязь института образования с другими социальными институтами [1]. В этой работе он также сформулировал индивидуальный подход к обучению, который способствует развитию способностей учащихся. Большое внимание он уделяет личности учителя, который должен создать в классе такую атмосферу, которая разовьет творческие способности и социальные качества учащегося. Основной функцией системы образования, по мнению Дьюи, является развитие практических навыков у учащихся. Образование, по его мнению, представляет собой процесс приобретения жизненного опыта и знания. Недостатки образования отражают недостатки общества, которые можно исправить, лишь борясь за демократизацию самого общества.

Дьюи – основоположник экспериментальных методов обучения. В своей практике он стремился создать творческую атмосферу, при которой учащиеся не остаются пассивными, не скучают, не мучаются, не занимаются бесполезным запоминанием, а размышляют над важными для них проблемами. Дьюи также основатель прогрессивного направления в обучении, которое в дальнейшем широко распространилось в США и европейских странах. Методология Дьюи остается актуальной в настоящее время, так как его «идеальная модель» образования наиболее близко приближена к практике и отвечает современным потребностям общества.

Ярким представителем функционального подхода к изучению системы образования был классик мировой социологии Э. Дюркгейм. В своих работах «Образование и социология» и «Моральное образование» он определяет образование как одну из форм коллективного сознания, из поколения в поколение передающую культурные нормы. Дюркгейм рассматривал образование как отражение сущности общества и выделял ряд функций образования, считая основной из них – поддержание связей между личностью и социумом.[2]. Цель образования, по мнению Дюркгейма – пробудить и развить в человеке физические, интеллектуальные и моральные качества, которые требует от него как общество в целом, так и та специфическая среда, к которой индивид причастен. В работе «Образование и социология» он отмечает, что преобразование обучения – непосредственная задача преподавателей, которые должны постоянно совершенствоваться. Весь учебно-воспитательный процесс зависит от установок преподавателя и от отношений между преподавателями и учащимися. Именно учитель может привить учащемуся высокие нравственные представления, без чего процесс обучения будет нежизнеспособным - поэтому каждое слово и каждый жест учителя должны быть продуманы вплоть до мелочей. Дюркгейм вводит понятие «образовательная среда», подразумевая под ней влияние института образования на социальное и гражданское воспитание учащегося, и предлагает найти середину между попустительством, с одной стороны, и злоупотреблением властью, с другой. По мнению Дюркгейма, именно образовательная среда формирует личность человека и определяет в дальнейшем всю его жизнь. В целом Дюркгейм укрепил основания социологии образования и оказал влияние на ее дальнейшее развитие. Многие идеи Дюркгейма были в дальнейшем использованы Т. Парсонсом, Р. Мертоном, П.Бурдье и Ж.-К. Пассероном в их анализе функций института образования. Аналогичные взгляды высказывает Г. Гироукс, который в своей статье «Теории воспроизводства и сопротивления в новой социологии образования: критический анализ» отмечает, что образовательные учреждения часто рассматриваются как фабрики или тюрьмы, где преподаватели и учащиеся находятся в положении заложников капиталистической системы. Тем самым, по его мнению, игнорируется роль личности в общественных процессах. В книге « Идеология, культура и процесс школьного образования» он пишет, что школы часто не отвечают требованиям общества. Например, некоторые представители среднего и высшего классов хотят, чтобы школы готовили только ученых и техников, тогда как другие выступают за интегрированный учебный план и гуманитаризацию образования. Недостаточность же гуманитарного образования может способствовать деградации и дегуманизации общества[3]. Аналогичной позиции придерживался еще Аристотель, который считал, что для любого общества, прежде всего, необходимо воспитание Человека, что может быть достигнуто за счет развития гуманитарных наук.

Вышеперечисленные теортетико-методологические положения классиков социологии образования могут быть применены для анализа существующих социальных проблем в институте образования.

Для того чтобы изучить, как повысить качество образования, перестроить образовательный процесс в связи с новыми потребностями общества и выяснить специфику преподавания социальных дисциплин, мы попытались изучить образовательное учреждение «изнутри», то есть выявить мнение студентов по поводу обучения в Казанском Федеральном Университете ( методом глубинного интервью были опрошены 25 студентов гуманитарных факультетов). В результате проведенного исследования были получены следующие выводы.

1.У студентов сложились « идеальные типы» преподавателей. « Хорошие- это объективные, уважающие студентов, знающие свой предмет блестяще и умеющие его преподнести учащимся. «Плохие» – высокомерные, плохо ориентирующиеся в своем предмете, делят студентов на любимчиков и отстающих». ( Респондент 1). « Уважаю тех, кто уважительно относится к студентам, могут выслушать и помочь, если к ним обращаются. Не уважаю, когда преподаватель считает, что только он знает свой предмет и унижает студентов, пользуясь своей властью.» ( Респондент2).«Хороший, если относится ко всем объективно, не имеет «любимчиков», хорошо излагает лекции, идет навстречу студенту, позволяет исправлять модули и т.д. плохой, если грубит, унижает, ничего не объясняет, занижает баллы, валит на экзамене…» ( Респондент9). Таким образом, у многих студентов присутствуют аналогичные типы «хороших» и «плохих» преподавателей.

2. Формы проведения учебных занятий. Студенты предпочитают дискуссии, игры, а не скучные семинары с зачитыванием готовых текстов, скопированных из интернета. «Интересные и познавательные, с новой информацией, а не из книг советских времен (особенно это к нашей науке относится- социологии , где новые события происходят каждый день)»( Респондент5)

3. На вопрос – « Бывают ли у вас конфликты с преподавателями и в чем их причины?»- были получены следующие наиболее типичные ответы:

- неправильно ставят оценку

- неинтересно излагают материал

- сами конфликтные

- ведут себя высокомерно

- плохо и грубо обращаются со студентами

4. На вопрос- «Проводится ли в Вузе воспитательная работа со студентами?»- большинство ответили, что не знают, что это такое и в чем она должна проявляться. Это указывает на то, что многие Вузы , к сожалению, утратили в настоящее время свои воспитательные функции. Это подтверждается и мнением ответами студентов по поводу проведения свободного времени. Некоторые выразили мнение, что многие студенты употребляют наркотики, спиртные напитки. Следовательно, гуманитарные науки в современном обществе должны нести воспитательную функцию - а иначе, мы, практически теряем молодое поколение.

5. На вопрос – «Какие недостатки в обучении вы видите. Перечислите.» – были получены следующие ответы:

«Никто не берет ответственность за образование, чаще стало встречаться среди преподавателей безответственное отношение к преподаваемым курсам, даже несмотря на то, что он преподает в классическом Университете.» (Респондент4).

«Вузы превратились в коммерческие структуры, гуманитарное и социальное образование никому не нужно» (Респондент7).

К сожалению, данной позиции придерживается большинство опрошенных студентов. Они считают, что социальные дисциплины не выполняют свои образовательные и воспитательные функции.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

-Современные общественные изменения предьявляют новые требования к преподаванию общественных наук.

-Образование является слепком общества и формируют новую образовательную культуру.

-Это влечет за собой изменения в методах и формах преподавания общественных наук.

-Многие вузы утратили свои воспитательные функции, о чем свидетельствует, в частности, рост девиантного поведения среди студентов ( употребление наркотиков, спиртных напитков и т.д.)

- Ориентация на предпринимательские вузы, которые стали «модными» в современных условия и ориентированы на извлечение прибыли в ущерб воспитательным процессам, уничтожают классический образовательный университетский дух, уничтожает многие годами сформированные ценности, в частности, университетскую культуру.

- Многие студенты критикуют устаревшие методы преподавания, как не соответствующие современным условиям общества.

- Таким образом, в настоящее время возрастает необходимость трансформации системы образования, перехода ее в новое качественное состояние, которое , с одной стороны, сохранит все позитивное, что было выработано годами, с другой стороны, адаптирует ее к новым изменяющимся условиями общественного организма.

Литература:

1.Sirjamaki J. Education as a social institution //On Education: Sociological Perspectives.- N.Y, 1967. - P.65-67.

2.Дюркгейм Э. Социология образования. - М.:ИНТОР,1996.

3. Demaine J. Contemporary theories in the sociology of education. –Paris: Presses universitaires de France, 1993. - Р. 48-75.


Фамилия Имя Отчество

Фурсова Валентина Владимировна

Ученая степень, ученое звание

К.с.н., доцент

Должность

доцент

Место работы

Казанский Федеральный Университет

Адрес электронной почты (e-mail)

vafursova@yandex.ru

Название доклада (статьи, тезисов)

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ).


Секция конференции

6

Реквизиты документа об оплате участия в конференции и публикации

Квитанция. Кпп:232001001 кассир:2816 № Док:114 2000.00 от 19.06 2012

Адрес, на который будет отправлен сборник материалов конференции в случае заочного участия

420138, г. Казань, проспект Победы,д.18,кор1,кв.89




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconУчебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей...
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет icon«Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет icon«сыктывкарский государственный университет» Кафедра связей с общественностью...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет icon«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича...
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconНа правах рукописи
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconОтечественная история
...
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconКазанский (Приволжский) федеральный университет Институт геологии...
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconДоговор №10 об оказании охранных услуг
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconФгаоувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» утверждаю...
Предмет изучения – общеделовое и общепрофессиональное общение на иностранном языке
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconНа модели т-лимфоцитов больных атопической бронхиальной астмой
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра биохимии
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconУчебная мотивация – один из критериев
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconИсследование отдельных физических свойств песка
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconНоминация
Фгаоу впо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconЗарегистрирован в Минюст России от 11 марта 2011 г. N 20081
Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconТворчество уильяма дина хоуэллса и жанр утопии в американской литературе
Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы фгаоувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Фурсова В. В. Казанский Федеральный Университет iconПрактикум по литературной критике Направление подготовки
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения Казанский (Приволжский)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск