Скачать 79.48 Kb.
|
Фурсова В.В. Казанский Федеральный Университет СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ( НА ПРИМЕРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ). Современное общество, подверженное быстрым социальным изменениям в условиях глобализации и информатизации предьявляет новые требования к институту образования. Вместе с постоянно изменяющимися экономическими, политическими, информационными изменениями , требуется и переход к более совершенным методам обучения. Для анализа современных процессов в системе образования может быть применен институциональный подход - он представлен, в первую очередь, творчеством Дж. Дьюи, который одним из первых сформулировал новые экспериментальные методы образования. Институционализм, как научное направление, занимался изучением образования как социального института, взаимодействием его с другими социальными институтами. Согласно данному подходу, институты зависят от конкретно-исторических условий общества, все они взаимосвязаны друг с другом, изменения в одних из них неизбежно влекут за собой изменения в других. Институты развиваются в соответствии с потребностями общества. Одной из первых работ этого направления считается «Школа и общество» Дж.Дьюи, в которой он дал институциональный анализ образования и показал взаимосвязь института образования с другими социальными институтами [1]. В этой работе он также сформулировал индивидуальный подход к обучению, который способствует развитию способностей учащихся. Большое внимание он уделяет личности учителя, который должен создать в классе такую атмосферу, которая разовьет творческие способности и социальные качества учащегося. Основной функцией системы образования, по мнению Дьюи, является развитие практических навыков у учащихся. Образование, по его мнению, представляет собой процесс приобретения жизненного опыта и знания. Недостатки образования отражают недостатки общества, которые можно исправить, лишь борясь за демократизацию самого общества. Дьюи – основоположник экспериментальных методов обучения. В своей практике он стремился создать творческую атмосферу, при которой учащиеся не остаются пассивными, не скучают, не мучаются, не занимаются бесполезным запоминанием, а размышляют над важными для них проблемами. Дьюи также основатель прогрессивного направления в обучении, которое в дальнейшем широко распространилось в США и европейских странах. Методология Дьюи остается актуальной в настоящее время, так как его «идеальная модель» образования наиболее близко приближена к практике и отвечает современным потребностям общества. Ярким представителем функционального подхода к изучению системы образования был классик мировой социологии Э. Дюркгейм. В своих работах «Образование и социология» и «Моральное образование» он определяет образование как одну из форм коллективного сознания, из поколения в поколение передающую культурные нормы. Дюркгейм рассматривал образование как отражение сущности общества и выделял ряд функций образования, считая основной из них – поддержание связей между личностью и социумом.[2]. Цель образования, по мнению Дюркгейма – пробудить и развить в человеке физические, интеллектуальные и моральные качества, которые требует от него как общество в целом, так и та специфическая среда, к которой индивид причастен. В работе «Образование и социология» он отмечает, что преобразование обучения – непосредственная задача преподавателей, которые должны постоянно совершенствоваться. Весь учебно-воспитательный процесс зависит от установок преподавателя и от отношений между преподавателями и учащимися. Именно учитель может привить учащемуся высокие нравственные представления, без чего процесс обучения будет нежизнеспособным - поэтому каждое слово и каждый жест учителя должны быть продуманы вплоть до мелочей. Дюркгейм вводит понятие «образовательная среда», подразумевая под ней влияние института образования на социальное и гражданское воспитание учащегося, и предлагает найти середину между попустительством, с одной стороны, и злоупотреблением властью, с другой. По мнению Дюркгейма, именно образовательная среда формирует личность человека и определяет в дальнейшем всю его жизнь. В целом Дюркгейм укрепил основания социологии образования и оказал влияние на ее дальнейшее развитие. Многие идеи Дюркгейма были в дальнейшем использованы Т. Парсонсом, Р. Мертоном, П.Бурдье и Ж.-К. Пассероном в их анализе функций института образования. Аналогичные взгляды высказывает Г. Гироукс, который в своей статье «Теории воспроизводства и сопротивления в новой социологии образования: критический анализ» отмечает, что образовательные учреждения часто рассматриваются как фабрики или тюрьмы, где преподаватели и учащиеся находятся в положении заложников капиталистической системы. Тем самым, по его мнению, игнорируется роль личности в общественных процессах. В книге « Идеология, культура и процесс школьного образования» он пишет, что школы часто не отвечают требованиям общества. Например, некоторые представители среднего и высшего классов хотят, чтобы школы готовили только ученых и техников, тогда как другие выступают за интегрированный учебный план и гуманитаризацию образования. Недостаточность же гуманитарного образования может способствовать деградации и дегуманизации общества[3]. Аналогичной позиции придерживался еще Аристотель, который считал, что для любого общества, прежде всего, необходимо воспитание Человека, что может быть достигнуто за счет развития гуманитарных наук. Вышеперечисленные теортетико-методологические положения классиков социологии образования могут быть применены для анализа существующих социальных проблем в институте образования. Для того чтобы изучить, как повысить качество образования, перестроить образовательный процесс в связи с новыми потребностями общества и выяснить специфику преподавания социальных дисциплин, мы попытались изучить образовательное учреждение «изнутри», то есть выявить мнение студентов по поводу обучения в Казанском Федеральном Университете ( методом глубинного интервью были опрошены 25 студентов гуманитарных факультетов). В результате проведенного исследования были получены следующие выводы. 1.У студентов сложились « идеальные типы» преподавателей. « Хорошие- это объективные, уважающие студентов, знающие свой предмет блестяще и умеющие его преподнести учащимся. «Плохие» – высокомерные, плохо ориентирующиеся в своем предмете, делят студентов на любимчиков и отстающих». ( Респондент 1). « Уважаю тех, кто уважительно относится к студентам, могут выслушать и помочь, если к ним обращаются. Не уважаю, когда преподаватель считает, что только он знает свой предмет и унижает студентов, пользуясь своей властью.» ( Респондент2).«Хороший, если относится ко всем объективно, не имеет «любимчиков», хорошо излагает лекции, идет навстречу студенту, позволяет исправлять модули и т.д. плохой, если грубит, унижает, ничего не объясняет, занижает баллы, валит на экзамене…» ( Респондент9). Таким образом, у многих студентов присутствуют аналогичные типы «хороших» и «плохих» преподавателей. 2. Формы проведения учебных занятий. Студенты предпочитают дискуссии, игры, а не скучные семинары с зачитыванием готовых текстов, скопированных из интернета. «Интересные и познавательные, с новой информацией, а не из книг советских времен (особенно это к нашей науке относится- социологии , где новые события происходят каждый день)»( Респондент5) 3. На вопрос – « Бывают ли у вас конфликты с преподавателями и в чем их причины?»- были получены следующие наиболее типичные ответы: - неправильно ставят оценку - неинтересно излагают материал - сами конфликтные - ведут себя высокомерно - плохо и грубо обращаются со студентами 4. На вопрос- «Проводится ли в Вузе воспитательная работа со студентами?»- большинство ответили, что не знают, что это такое и в чем она должна проявляться. Это указывает на то, что многие Вузы , к сожалению, утратили в настоящее время свои воспитательные функции. Это подтверждается и мнением ответами студентов по поводу проведения свободного времени. Некоторые выразили мнение, что многие студенты употребляют наркотики, спиртные напитки. Следовательно, гуманитарные науки в современном обществе должны нести воспитательную функцию - а иначе, мы, практически теряем молодое поколение. 5. На вопрос – «Какие недостатки в обучении вы видите. Перечислите.» – были получены следующие ответы: «Никто не берет ответственность за образование, чаще стало встречаться среди преподавателей безответственное отношение к преподаваемым курсам, даже несмотря на то, что он преподает в классическом Университете.» (Респондент4). «Вузы превратились в коммерческие структуры, гуманитарное и социальное образование никому не нужно» (Респондент7). К сожалению, данной позиции придерживается большинство опрошенных студентов. Они считают, что социальные дисциплины не выполняют свои образовательные и воспитательные функции. Таким образом, можно сделать следующие выводы: -Современные общественные изменения предьявляют новые требования к преподаванию общественных наук. -Образование является слепком общества и формируют новую образовательную культуру. -Это влечет за собой изменения в методах и формах преподавания общественных наук. -Многие вузы утратили свои воспитательные функции, о чем свидетельствует, в частности, рост девиантного поведения среди студентов ( употребление наркотиков, спиртных напитков и т.д.) - Ориентация на предпринимательские вузы, которые стали «модными» в современных условия и ориентированы на извлечение прибыли в ущерб воспитательным процессам, уничтожают классический образовательный университетский дух, уничтожает многие годами сформированные ценности, в частности, университетскую культуру. - Многие студенты критикуют устаревшие методы преподавания, как не соответствующие современным условиям общества. - Таким образом, в настоящее время возрастает необходимость трансформации системы образования, перехода ее в новое качественное состояние, которое , с одной стороны, сохранит все позитивное, что было выработано годами, с другой стороны, адаптирует ее к новым изменяющимся условиями общественного организма. Литература: 1.Sirjamaki J. Education as a social institution //On Education: Sociological Perspectives.- N.Y, 1967. - P.65-67. 2.Дюркгейм Э. Социология образования. - М.:ИНТОР,1996. 3. Demaine J. Contemporary theories in the sociology of education. –Paris: Presses universitaires de France, 1993. - Р. 48-75.
|
Учебно-методическое пособие для студентов неисторических специальностей... Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | «Томский государственный педагогический университет» (тгпу) рабочая Программа учебной дисциплины Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | ||
«сыктывкарский государственный университет» Кафедра связей с общественностью... Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича... Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | ||
На правах рукописи Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | Отечественная история ... | ||
Казанский (Приволжский) федеральный университет Институт геологии... Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Договор №10 об оказании охранных услуг Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | ||
Фгаоувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» утверждаю... Предмет изучения – общеделовое и общепрофессиональное общение на иностранном языке | На модели т-лимфоцитов больных атопической бронхиальной астмой Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт фундаментальной медицины и биологии, кафедра биохимии | ||
Учебная мотивация – один из критериев Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | Исследование отдельных физических свойств песка Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | ||
Номинация Фгаоу впо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и | Зарегистрирован в Минюст России от 11 марта 2011 г. N 20081 Печатается по решению учебно-методической комиссии Института истории фгаувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | ||
Творчество уильяма дина хоуэллса и жанр утопии в американской литературе Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы фгаоувпо «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | Практикум по литературной критике Направление подготовки Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения Казанский (Приволжский)... |