Классное руководство. Программа воспитательной системы класса
Галичина Зинаида Владимировна, учитель информатики
Статья отнесена к разделу: Классное руководство Цели:
Создать условия для развития индивидуальности каждого учащегося.
Воспитывать гражданина-патриота, человека, личность
Воспитательную работу проводить исходя из того, что доброта - путь к человеку, красота - путь к гармонии, правда - путь в истине
Воспитательные задачи
Воспитание честности и порядочности в общественной и личной жизни.
Воспитание исполнительности и ответственности в классном коллективе.
Воспитывать нравственные качества учащихся.
Проводить просветительскую работу по диагностированию знаний о вреде наркотических средств.
Приблизить понятия учащихся о социальной жизни и развитии общества к современной действительной стороне жизни.
Внедрить мероприятия, способствующие сплочению коллектива, вовлечению изолированных и непринятых учащихся в общее дело, а также способствующих раскрытию индивидуальных качеств и талантов.
Максимально использовать работу по взаимодействию родителей, их детей и школы.
Внедрять здорововьесберегающие технологии в учебном процессе.
Привлекать учащихся к всенародному движению по охране и благоустройству природы, истории и культуры.
Обеспечить участие школьников в жизни класса и школы.
Развитие интереса и стремления к художественному творчеству.
Развитие интереса и стремления к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Добиться повышения качества знаний всех учащихся класса.
Бороться за сознательную дисциплину учащихся, за добросовестное отношение к учению и труду.
Развивать самостоятельность и инициативу учащихся в организации их деятельности.
Помочь каждому школьнику познавать и улучшать окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества.
Направлять деятельность ребят на выполнение программ сотрудничества - возрождение народных традиций.
Воспитывать ответственное отношение к выполнению общественных поручений.
В условиях работы звена стремится к воспитанию у ребят чувства заботливого хозяина земли, дома, воспитанию дисциплины труда.
Развитие творческой личности в каждом ребенке через более тесные контакты с семьей.
Приучать детей творить добрые дела, воспитывая в них милосердие, чуткость, доброту, бескорыстие.
Помочь адаптироваться в окружающем мире.
Сформировать потребность к познанию себя.
Научить общаться и строить отношения.
Использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям национальной культуры.
Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
Формировать коммуникативную культуру учащихся через общение и развития.
Осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей.
Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.
Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни.
Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ "Подросток.RU"
Ведущие критерии:
Социальная активность личности;
Сознательное соблюдение этических норм;
Стремление к самосовершенствованию
Главные нравственные ориентиры:
Ответственность перед обществом, государством, семьей;
Патриотизм;
Ответственное отношение к деятельности;
Высокие нравственные качества;
Чувство собственного достоинства;
Уважительное отношение к людям;
Умение принимать верное решение;
Способность осуществлять неслучайный выбор.
Программа учит корректировать отношения между педагогами, учителями, родителями и учениками, помогает ученикам в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно - гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, "огоньках", походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах (например, в доме пожилого человека). Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:
Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;
Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;
Проведение творческих игр по этике общения "Шаг навстречу", "Джентльмены", "Хороший тон дома и в школе", "Культура общения - способ организации жизни", "Человек - маара всему". этические диалоги: "Хороший тон в светской жизни", "Этика отношений в коллективе" и др.
Основной целью программы является - скорректировать отношения между учителями, родителями и учениками, помочь обрести культуру общения, милосердие, сострадание, воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края, учитывать здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни; гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.
Программа охватывает период обучения школьников с 8 по 9 классы.
Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс учителей школы, работающих в классе; школьников и родителей. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов.
Основные направления работы:
реализация здоровьесберегающих технологий;
духовно-нравственное;
патриотическое;
развитие самоуправления в классном коллективе.
Приложение 1 включает в себя план воспитательной работы в 8 классе
В соответствии с этими направлениями предусмотрены следующие виды инновационной деятельности:
Привлечь учащихся к изучению культуры поведения, через посещение выставок, музеев, достопримечательностей Ставропольского края, непосредственно напрямую и виртуально (через Интернет) прививать красоту знакомя с живописью Третьяковской галереи, Эрмитажа и др.
Привлечь к работе над выпуском электронных мини-проектов "Здоровье и культура - в наших руках", "Родной край" и т.д.
Приоритетные принципы воспитательной работы:
Воспитывать ученика- личность, ученика-патриота родного края, страны.
Воспитывать и прививать интерес к спорту, здоровому образу жизни.
Условия реализации программы.
Выполнение государственного заказа на воспитательные услуги.
Деятельность классного руководителя направлена на работу со школьниками.
Необходимо:
создавать условия для реализации прав детей, закрепленных Уставом школы;
формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка;
изучать и развивать возрастные и индивидуальные особенности школьников для развития и стимулирования познавательных интересов;
создавать благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления через разнообразные формы и методы индивидуальной работы;
формировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, станицы образовательную среду, способствующую формированию личности, умеющей жить в коллективе;
развивать потребности ребенка в общении со сверстниками в процессе складывания детского коллектива.
1. Основные направления классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы класса. Основные направления деятельности
| Задачи деятельности
| Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.
| 1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.
4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.
| Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.
| 1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.
2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.
| Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.
| 1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.
2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.
| 2. Ключевые дела 1.
| Название (краткая расшифровка дела)
|
| Диагностика уровня воспитанности
|
|
| "Быть воспитанным - что это значит?"
| Дискуссия, организация работы по повышению уровня воспитанности
|
| 9 сентября: "Всемирный день красоты"
| Вечер отдыха
|
| "Хороший тон дома и в школе", "Славной истории строки", "По старым улицам станичным"
| Часы общения, помочь учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения
|
| "День вежливости"
| Ролевая игра
|
| "Хороший тон в светской жизни"
| Этические диалоги с учащимися
|
| "Культура общения - способ организации жизни"
| Создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе
|
| "Прошлое - возрождение казачества"
| Круглый стол
|
| "Умелые руки не знают скуки"
| Выставка творческих работ
|
| "Мир нужен всем"
| Уроки мужества
|
| Трудовой десант
|
|
| Диагностика уровня воспитанности
| Итоговый контроль
| 2.
| Экскурсии "По старым улицам станичным", музеи казачества, историко-краеведческий музей г.Кисловодска, Пятигорска
| 3.
| Походы
|
| "Станица, моя станица:", "К подножью Машука"
| Сохранение, укрепление здоровья учеников. Изучение родного края.
| 3. Работа по развитию классного коллектива. Самоуправление в классном коллективе.
представление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом, школой (прогнозировать, планировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс) через активную работу органов ученического самоуправления.
Работа с органами детского самоуправления в классе;
работа с лидерами и неформальными лидерами (положительными и отрицательными);
создание "Совета дела", проведение сборов, собраний (один раз в четверть);
работа с микроколлективами;
работа по выполнению школьных поручений и заданий;
контроль за выполнением классных поручений через органы самоуправления.
Приложение 4 Программно-методическое и информационное обеспечение.
Формы работы по данной программе определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей учеников, сформированностью классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самоопределение. Это:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (коллективно- творческие дела, игры, спектакли, концерты, слеты, дискуссии, состязания, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и др.).
Приложение 5 Виды и формы воспитывающей деятельности
Приложение 6 Психолого-диагностическое сопровождение.
Направленность личности и специальные способности.
Интересы (перечислить всё, чем интересуются уч-ся, отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если ученик не просто проявляет интерес к каким-либо областям знаний и деятельности, но серьёзно ею занимается; подробно ответить любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или развлекательную литературу);
Убеждения, мечты, идеалы уч-ся. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в его поведении.
Есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию и пр.) и в чём они проявляются.
О чём мечтает и что намеревается делать в будущем (отмечать в характеристике ученика, начиная с 7-го класса).
Дисциплинированность.
Общая характеристика поведения (ведёт себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость);
Выполнение школьного режима (соблюдает режим, нарушает намеренно, по неизбежности не успевает уложиться в определённое время);
Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их, какие именно).
Особенности характера и темперамента.
Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: черты направленности личности по отношению к людям, учёбе, труду, самому себе; чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, чёрствость, добросовестность, зазнайство, скромность и др.
Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, общительности);
Преобладающее настроение (весёлое, грустное, подавленное). Его устойчивость, чем вызвана смена настроения.
Общие психолого-педагогические выводы.
Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Определить уровень его умственного развития (низкий, средний, высокий) и нравственной воспитанности. Причины (внутренние, внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определённых способностей, навыков работы и др.);
Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.
|