Скачать 478.01 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДС.В.1.2 САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ДПП.В.1.2 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050720 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Заочная форма обучения Утверждено на заседании кафедры ТиМФВиС факультета ФКиБЖД (протокол №10 от 24.04.2008 г.) Зав. кафедрой _________________/Чайников С.А./ САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1. Автор программы: к.п.н., старший преподаватель Страхов В.В. 1.2 Рецензенты: к.п.н., доцент Чайников С.А. Заслуженный тренер России Комаров Е.А. 1.3 Пояснительная записка: Цель - формирование у студентов умения вести самостоятельные наблюдения за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Задачи: - формирование у студентов специальных знаний о физическом развитии человека, влиянии на него физических упражнений или конкретного вида спорта, методах самообследования;
- ознакомление с простейшими доступными методиками самоконтроля. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент должен знать:
Студент должен уметь: - формулировать конкретные задачи самоконтроля при занятиях физическими упражнениями группам населения с различным уровнем подготовленности; - применять практические формы, методы и средства самоконтроля на занятиях физическими упражнениями и спортом; - осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями с использованием инструментальных методик; - планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказать первую медицинскую помощь; - осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Место курса в общей системе подготовки специалиста: Дисциплина «Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями» входит в блок дисциплин предметной подготовки по специальности 033100 «Физическая культура» (раздел – дисциплины и курсы по выбору студентов). В подготовке программы использовался учебно-методический комплект по специальности 033100 «Физическая культура»/ Под ред. Ю.Д.Железняка – М., 2001г.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
5. Содержание дисциплины: 5.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах):
(1/2) Вариант 1 для заочного обучения Вариант 2 для очного обучения 1.6. Содержание дисциплины: 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах): Раздел I. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Диагностика и самодиагностика организма: виды, цели, задачи. Субъективные и объективные показатели самоконтроля: рост, масса тела, окружность грудной клетки, мышечная сила, пульс (ЧСС). Антропометрические показатели дыхания (ЖЕЛ, МВЛ, жизненный индекс). Артериальное давление (АД). Физическая работоспособность. Приспособляемость к нагрузке. Дневник самоконтроля. Раздел II. Методики самоконтроля: Методы оценки физического развития и физической подготовленности, методики самоконтроля: - методики оценки системы дыхания (проба Штанге, проба Генчи, проба Серкина, проба Розенталя, индекс Скибинской); - методики оценки физической работоспособности (МПК, тест PWC170, Гарвардский степ-тест, 12-минутный беговой тест К. Купера); - методики оценки приспособляемости к нагрузке (тест Руфье, ортостатическая проба); - методики определения уровня развития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) Раздел I. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Тема 1.1. Диагностика и самодиагностика организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом – лк План: 1. Виды, цели, задачи диагностики и самодиагностики организма. 2. Субъективные и объективные показатели самоконтроля. 3. Физическая работоспособность. 4. Приспособляемость к нагрузке. 5. Дневник самоконтроля. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература: 1. основная: 1,2,3,5,8,9.10,11 2. дополнительная: 1,3,4,8. Раздел II. Методики самоконтроля. Тема 2.1. Методы оценки физического развития и физической подготовленности, методики самоконтроля – см План: 1. Методы оценки физического развития и физической подготовленности. 2. Методики самоконтроля: - методики оценки системы дыхания; - методики оценки физической работоспособности; - методики оценки приспособляемости к нагрузке; - методики определения уровня развития физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: 1. Применение методик самоконтроля на практике. Литература: 1. основная: 3,4,6,8,9,10,11 2. дополнительная: 2,3,5,6,7,9. 1.8. Учебно – методическое обеспечение дисциплины: 1.8.1. Рекомендуемая литература: Основная:
/ Под. ред. Т.Ю. Круцевич. – В 2 томах, - Киев., 2003.
Дополнительная:
1.9. Материально – техническое обеспечение дисциплины: 1.9.1. Перечень используемых технических средств:
1.10. Примерные зачетные тестовые задания: (см. тестовые материалы). Инструкция по выполнению работы На выполнение тестового задания по дисциплине «Самоконтроль при занятиях ФК» дается 2 академических часа (90 минут). В работе 16 заданий. Они распределены на 3 части. Часть 1 включает 10 заданий (А1-А10). К каждому из них даны несколько вариантов ответов, из которых только один верный. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Максимальное число баллов -10. Часть 2 содержит 5 более сложных заданий (В1-В5), требующих самостоятельной формулировки понятий, видов и теорий обучения. Количество баллов, присваиваемых за каждое задание, выполненное без ошибок, составляет 5 баллов. Максимальное количество баллов части 2 – 25. Часть 3 представляет собой размышление по одной из проблем современной ТиМФВиС. Данное задание оценивается по следующим критериям (к): знание фактического материала, использование теоретических понятий (к1), выражение собственного мнения (к2), аргументация своей позиции (к3). Максимальное количество баллов 15. Советуем выполнять задание в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов. Таблица критериев по части 3.
За выполнение работы выставляются две отметки: аттестационная отметка и тестовый балл. Аттестационная отметка: выставляется по пятибалльной шкале. Тестовый балл выставляется по 50-ти балльной шкале на основе баллов, полученных за выполнение всех заданий работы. Шкала оценки: 1-10 баллов – 2 11-20 баллов -3 31-40 баллов – 4 41-50 баллов – 5 Желаем успеха! Тестовые задания по дисциплине «Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями» (для студентов I курса – ФК-01) Дидактическая единица № 1: «Диагностика и самодиагностика организма. Виды, цели, задачи» Вариант № 1
2. Процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды – это:
жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма – это:
Вариант № 2
Вариант № 3
2. Основными признаками физического развития являются:
Вариант № 4 1. Исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействует на организм спортсмена тренировочные нагрузки – это:
2. Изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха – это:
3. Регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом – это:
Дидактическая единица № 2: «Методики самоконтроля» Вариант № 1 1. Дополнительные врачебные обследования проводят для того, чтобы:
2.Комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом – это:
3. Система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния – это:
Вариант № 2 1. Периодичность врачебного контроля зависит от:
2. Последовательное распределение во времени основных физиологических потребностей человека: сна, приема пищи, бодрствования и оздоровительных мероприятий – это:
3. Период перехода от плацентарного обмена веществ к самостоятельному метаболизму в новой среде обитания, обусловленный рядом адаптационных сдвигов всех жизненно важных органов и систем, функционирование которых в значительной степени зависит от уровня морфологической и функциональной зрелости организма – это:
Вариант № 3 1. Планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.
2. Для корректировки методики занятий физическими упражнениями, необходимы:
3. Первичное обследование проводится для того, чтобы:
Вариант № 4 1. К основным видам диагностики относятся:
2. К субъективным показателям самоконтроля относятся:
3. На сроки возобновления тренировок после перенесенной травмы, прежде всего, влияет:
Дидактическая единица № 3: «Субъективные о объективные показатели самоконтроля» Вариант № 1 1. График геометрических величин, используемый при расчетах уровня физического развития и физической работоспособности – это:
2. Отношение силы кисти более сильной руки (в килограммах) к массе тела – это:
3. В норме у взрослого нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах:
Вариант № 2 1. Антропометрические признаки – это:
2. Показатель массы фиксируется с точность до:
3. Средние величины жизненной емкости легких составляют:
Вариант № 3 1. Многократное применение разнообразных движений в суставах с постепенно увеличивающейся амплитудой – это:
2. У здорового человека отношение максимального(систолического) давления к минимальному (диастолического) в зависимости от возраста равняется:
3. Средняя величина экскурсии грудной клетки обычно колеблется в пределах:
Вариант № 4 2. Графическое отображение показателей физического развития по стандартам – это:
3. Становая сила в среднем равна:
3. Средний показатель частоты дыхания у спортсменов (дыхательных упражнений в минуту):
9. Тематика контрольных работ:
1.13. Примерная тематика рефератов:
Комплексное тестирование с целью использования его результатов для балльно-рейтинговой оценки достижений студентов по дисциплине ТиМФВиС осуществляется по следующим параметрам: - посещаемость студентом учебных занятий; - показатели текущего контроля; - показатели рубежного контроля; - защита курсовой работы; - итоговый контроль. Посещаемость студентом учебных занятий оценивается по следующей шкале (рис. 1).
Рис. 1. Шкала оценки посещаемости учебных занятий студентами Текущий контроль, то есть оценка работы студента на практических, семинарских занятиях, осуществляется в различных формах (устный опрос, проверка заданий для самостоятельной работы, выполнение практических заданий и т.д.). Рубежный контроль, осуществляется обычно в форме тестирования, по результатам которого оцениваются практические умения и навыки, а также уровень теоретических знаний, полученных на лекционных и учебно-методических занятиях. Знание материала лекций и семинарских занятий определяется измерением количества правильных ответов на тестовые задания. Проводится трехуровневое тестирование знаний. Один вариант теста содержит 16 заданий. Они распределены на 3 части. Часть 1 включает 10 заданий. К каждому из них даны несколько вариантов ответов, из которых только один верный. Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Максимальное число баллов - 5. Часть 2 содержит 5 более сложных заданий, требующих самостоятельной формулировки понятий, видов и теорий обучения. Количество баллов, присваиваемых за каждое задание, выполненное без ошибок, составляет 1балл. Максимальное количество баллов части 2 – 5. Часть 3 представляет собой размышление по одной из проблем учебной дисциплины. Максимальное количество баллов - 10. За выполнение работы выставляются две отметки: аттестационная отметка и тестовый балл. Аттестационная отметка выставляется по пятибалльной шкале. Тестовый балл выставляется по 20 балльной шкале на основе баллов, полученных за выполнение всех заданий работы. Шкала оценки: 0-4 балла – 2, 5-6 баллов -3, 7-8 баллов – 4, 9-10 баллов – 5. Защита курсовой работы проводится во 2 семестре в ходе научно-практической конференции студентов факультета ФК и БЖД. Рецензия-рейтинг включает как бальную, так и традиционную оценки. Итоговый контроль проводится в форме устного опроса. Каждый билет содержит два вопроса – теоретический и практический. Правильный ответ на теоретический вопрос оценивается в 10 баллов, на практический – в 20 баллов. Общая сумма баллов – 30. Структура итоговой оценки учебных достижений студентов представлена в таблице 2. Таблица 2. Структура итоговой оценки учебных достижений студента по дисциплине
Итоговый рейтинг в баллах определяется как среднее значение между рейтингами показателей посещаемости, защиты курсовой работы и различных видов контроля (55-69 баллов – «удовлетворительно», 70-84 балла – «хорошо», 85-100 баллов – «отлично»). |
Методические рекомендации самоконтроль при занятиях физической культурой... Цель формирование у студентов умения вести самостоятельные наблюдения за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием... | Учебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры и спорта Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100. 65 Физическая культура (от... | ||
Развитие силовой и двигательной подготовки при самостоятельных занятиях физической культурой Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры управления физической культурой и спортом 26. 09. 13, протокол №1 | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин; Бийский... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» / Сост.: А. Ю. Лахтин;... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационные технологии обучения физической культуре» / Сост.: А.... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 050104. 65 Рассмотрено на заседании кафедры управления физической культурой и спортом 03 сентября 2012 г протокол № Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс дисциплины б ийск бпгу имени В. М. Шукшина Д дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 08 «Вспомогательные исторические дисциплины» Дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности «История» | Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов пояснительная записка Они включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Особенности функционального состояния подростков-учащихся физико-математического лицея города москвы при направленных занятиях физической... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс дисциплины «Нетрадиционные формы физической культуры» Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта |