«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами»





Название«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами»
страница1/4
Дата публикации03.12.2014
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4
Отдел управления образования г. Новороссийск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №28

Тема: « Развитие художественно - творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами»

Автор опыта: Стародубцева Ольга Владимировна – учитель изобразительного искусства МАОУ СОШ №28

г. Новороссийск

2011

Литературный обзор вопроса

    1. История темы педагогического опыта в педагогике и в данном образовательном учреждении.

Развитием детского прикладного творчества с использованием бумаги автор методической темы занимается с 1993 года. МОУ СОШ № 28 г. Новороссийска была экспериментальной площадкой. В гимназических классах предмет «изобразительное искусство и художественный труд» проводился по 2 часа в неделю, уроки были сдвоенными, кроме этого проводились факультативные занятия по художественному труду, в школе была организована изостудия «СВЕТ и ТЕНЬ», был простор для творчества и необходимое время, которого не хватает на обычных уроках. В 90-е годы, в период распада Советского Союза, дети часто приходили на урок без красок, кистей и других художественных материалов, необходимых для художественного творчества, тогда и появилась идея использовать самый дешевый и доступный материал – бумагу. Использование бумаги в качестве изобразительного материала происходило частично, и по прошествии нескольких лет появилась система уроков, занятий и тем, была разработана модифицированная программа для изостудии «СВЕТ и ТЕНЬ». В программу художественных и общеобразовательных школ входят разные виды изобразительного и декоративно – прикладного искусства, но нигде нет преподавания искусства вырезания из бумаги, работе с бумагой. Для факультативных занятий по художественному труду автором педагогического опыта была разработана авторизованная программа «Бумажная пластика, аппликация, оригами», которая затем была утверждена на методическом совете школы, а затем Центром развития образования г. Новороссийска (Приложение 1.1.1)

В работу школьной изостудии также были введены задания, где бумага использовалась в качестве изобразительного материала.

Искусство вырезок в нашей стране почти забыто. Считается, что традиция изготовления вырезок из бумаги в России не была столь распространена, например, как в Беларуси, Украине, Польше или Литве. Между тем известно , что начиная с последней четверти 18 века, русские художники ценили особую выразительность вырезок из бумаги и силуэта. Эти виды искусства были очень популярны в 19 веке, и особенно в начале 20 века. В технике

силуэта работали Ф. Толстой, М. Добужинский, Н. Бенуа, Е. Кругликова, Б. Кустодиев и многие другие. В 1903 году вырезание из бумаги преподавалось в императорской художественно – промышленной школе в Петербург профессором Чижиковым. В 20 – х годах нашего столетия был поставлен вопрос о преподавании вырезки из бумаги в общеобразовательных школах и других учебных заведениях – учитывались доступность материала и простота техники. Однако эти планы не были реализованы. Во многих регионах России в деревнях еще в 1950 – е годы было распространено вырезание бумажных подзоров на иконные и посудные полки. Дачники делали бумажные занавески и абажуры из промасленной белой бумаги. С детства многие делали различного рода гирлянды на елку, фонарики, новогодние снежинки.

Вырезание из бумаги привлекательно тем, что простым и доступным способом дети и взрослые делают очень красивые вещи. Занятия вырезкой развивают координацию движений, мелкую моторику кисти, внимание, усидчивость, умение работать с инструментом, а также пространственное мышление, навыки построения композиции, знакомят с принципами симметрии. На сегодняшний день практически нет иллюстрированных изданий, в которых была бы отражена история русского силуэта и народной вырезки из бумаги, а также показаны приемы создания вырезок и силуэтов. При выполнении работ в технике аппликация, автор опыта опирается на творчество белорусской художницы Нины Соколовой – Кубай. За основу берется симметричное построение - зеркальная симметрия.

Первые абстрактные объемно-пространственные построения из бумажной плоскости возникли в среде русских конструктивистов. Философскую базу к особому пониманию плоскости в изобразительном пространстве подготовил Казимир Малевич. Владимир Татлин в «Контррельефах» выносит плоскости из живописного в реальное трехмерное пространство. В его композициях отсутствуют замкнутые объемы. Он оперирует все с теми же геометрическими плоскими элементами, что и Малевич, но роль белого холста или поля играет в данном случае уже реальное пространство. Александр Родченко использует в своих абстрактных объемно-пространственных построениях бумагу. Его бумагопластика является трехмерным прочтением изобразительного пространства. Роль геометрических фигур играет бумажная плоскость, повернутая к зрителю фронтально, линию Родченко выражает в бумажной плоскости, повернутой к зрителю торцом. Таким образом, появляется характерный для почерка автора конструктивный замок-врезка, получивший сегодня широкое применение в конструкциях из листа. В области абстрактных построений из бумаги работали многие русские художники: Петр Митурич, Лев Юдин, Наум Габо. Европейскую школу бумагопластики развивали в пропедевтических курсах учителя «Баухауза» Ласло Мохой-Надь, Йозеф Альберс.

Существенный вклад в становление искусства бумагопластики внес отечественный проект «Бумажная планета», определивший еще в 80–90-е годы бумагопластику как область художественного моделирования новой образности в искусстве и дизайне. Этот проект осваивал бумагопластику не только как технологию конструирования, но как богатую современную художественную базу для творческой самореализации. Проект «Бумажная планета», выполненный во ВНИИТЭ, и творческие концепции художников А.Н. Лаврентьева, В.Ф. Колейчука, М.М. Литвинова, О.Я. Боднара послужили интеллектуальной базой для других отечественных проектов. Среди отечественных проектов также важно отметить деятельность студии художественного проектирования (Сенеж) под руководством Е.А. Розенблюма. В этой студии в 60–70-е годы широко применялись методы бумагопластики для средового проектирования. В 1982-1983 гг. в нашей стране была создана научная школа кандидата педагогических наук, профессора, члена Союза Дизайнеров России, заслуженного работника культуры РСФСР Бориса Григорьевича Гагарина– «Бумагопластика как вид изобразительного творчества». На протяжении ряда лет Б.Г. Гагарин участвовал в работе семинаров при экспериментальной Студии Союза художников СССР в доме творчества «Сенеж» под руководством Е. Розенблюма. Все проекты по созданию концепций благоустройства интерьеров, музейной экспозиции и ландшафтов выполнялись из обыкновенной ватманской бумаги. Родилась идея разработать методику конструирования из бумаги для детей-подростков в художественных и образовательных школах. Подкупала в этой деятельности доступность материала и возможность создавать готовые изделия в короткие сроки. Кроме всего, самым важным является то, что процесс объемного проектирования способствует развитию объемно-пространственного мышления будущих художников, архитекторов и дизайнеров.

Основные научные результаты .школы:

 публикация статей в различных журналах («Технологическая эстетика», «Юный художник», «Семья и школа» и др.). Изданы методические пособия в виде буклетов, брошюр и книг;

 разработана 30-тичасовая программа спецкурса для студентов, учителей ИЗО, руководителей изостудий, детских художественных школ;

 проведены мастер-классы и курсы повышения квалификации для учителей ИЗО в городах России (Москва, Челябинск, Уфа, Тюмень, Курган, Чебоксары, Н-Новгород), почти во всех городах Ханты-Мансийского округа; в Казахстане (Рудный, Алма-Ата, Актюбинск, Петропавловск); на Украине (в доме творчества художников «Седнев»); в Монголии (Улан-Батор);

 налажены научные связи с художественно-графическими факультетами Уфимского, Чебоксарского, Тольяттинского педуниверситетов, с Златоустовским педколледжем и др.

По проблемам развития у детей объемно - пространственного мышления написаны и защищены кандидатские диссертации (Т. Фомина, Н. Н. Гриневич, В. И. Малков).

Бумагопластика как объект искусства была представлена на многих выставочных мероприятиях, как в нашей стране, так и за рубежом. И если в некоторых случаях весь спектр бумагопластики становится целью экспозиции, как, например, на выставках «Галерея бумажного искусства», Москва, 2005, или «Метаморфозы бумаги», Москва, 2001, то другим видом организации выставочного пространства можно назвать тематические выставки, выявляющие некоторые частные, специфические аспекты бумагопластики. К таким выставкам можно отнести проходившую в 2001 году в «American Craft Museum» выставку мастеров художественного течения «Архитектура оригами». Сферой интересов художников является трансформируемая конструкция, осуществленная средствами бумагопластики. Сочетание двух качеств: инженерии и яркой образности – делают работы авторов уникальными произведениями современного искусства. «Архитектура оригами» как движение популярно во всем мире, его основатели М. Чайтани и К. Накаоза выпустили целый ряд учебников, ставших настоящими бестселлерами.

Бумагопластика сегодня является перспективным направлением ди-зайнерского формообразования, влияющим на развитие проектной культуры. В этой области заключен вековой опыт, и, тем не менее, формотворческий потенциал бумагопластики не исчерпан. Результаты экспериментов в сферах как «чистого искусства», так и педагогики, как проектных, так и исследовательских работ, находят отражение в публикациях, выставках, различных художественных проектах и т.п.

В работе по выполнению изделий из бумажной пластики автор использует методику, разработанную Б.Г. Гагариным.

Бумажная пластика – замечательная техника. Во – первых, бумага – относительно дешевый материал, достаточно простой в работе. Дети легко осваивают основные приемы работы с бумагой: складывание, разрезание, скручивание, склеивание. Во – вторых, это настоящая художественная техника, имеющая давние традиции, в которой работают многие профессиональные художники. Из бумаги создаются настоящие произведения искусства. По своим пластическим и выразительным свойствам она близка к скульптуре. Игра света и тени на белой бумаге, пластичность и лаконичность образов доставляют эстетическое удовольствие, формируют художественный вкус. В - третьих, бумажная пластика позволяет приобщить детей к конструированию, учит самостоятельно и нестандартно мыслить, развивает пространственное мышление.

Освоение формообразования из бумаги предполагает развитый уровень абстрактного мышления, который необходим в художественном творчестве и который, в свою очередь, продвигается по мере овладения бумагопластикой. Бумагопластика является камертоном проектной культуры; вобрав экспериментальный материал художественной мысли, она становится носителем и хранителем многих идей, так и оставшихся в рамках творческих лабораторий. Изучая историю бумагопластики, мы изучаем историю проектной мысли.

Бумагопластика в контексте современного искусства и дизайна становится своеобразным «корпусом моментального реагирования», лабораторным творческим полигоном. Результаты поисков, как в сфере «чистого искусства», так и педагогики, как в проектных изысканиях, так и в художественных исследованиях, находят отражение в публикациях, выставках, научных работах и т.п.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Работа над данной темой автором велась длительное время .Первые года - накопительные по отбору теоретического и практического материала, необходимого для организации работы над выбранной темой. Именно начало 2000-х годов позволили автору четко определить для себя, что такое творческие способности, что значит - решать творческие задачи, для чего необходимо развивать творческие способности, каковы условия успеха осуществления подобной работы. Изученная теория поставила новые проблемы, а именно как надо развивать творческие способности учащихся, какие для этого необходимы условия. В течение десяти учебных лет автор ППО работает над поиском и внедрением методов и приемов, способствующих включению школьников в активную творческую деятельность. Результатом работы стало создание базовой модели урока, дополнительного занятия, направленного на творческое развитие учащихся. В основе каждого занятия лежит задача развития психических механизмов, развивающих активную мыслительную и творческую деятельность ученика. Методов и приемов, решающих данную задачу, за время работы над своей темой автором накоплено много, и они продолжают пополняться. Автор ППО принимает активное участие в работе городского методического объединения учителей изобразительного искусства и черчения, делится с коллегами наработанным ею опытом по формированию и развитию творческих способностей учащихся.

Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта

В 2005 году данный опыт был изучен методическим объединением учителей начальных классов МОУ СОШ №28 г. Новороссийска и рекомендован широкому внедрению и использованию.

Весной 2005 года автором опыта был дан открытый урок на муниципальном уровне в 5 классе «Создание коллективной декоративной работы». Учащимися за два урока были созданы две декоративные работы - «Поющее дерево», «Цветущее дерево» » в техниках аппликация, бумажная пластика – рельеф. (60 х 80)

В 2006 году был дан открытый урок на муниципальном уровне по теме « Зимний пейзаж» в 6 классе. Учащиеся выполняли работу в технике бумажная пластика. Работа велась в группах. Несколько групп выполняли объемно – пространственную композицию, другие группы создавали пейзаж на плоскости – рельеф.

В 2008 году был дан открытый урок на муниципальном уровне по теме: «Создание коллективной декоративной работы «На дне морском». Учащиеся выполнили работу в техниках: мозаика, бумажная пластика – рельеф.

В сентябре 2009 года автором ППО был дан мастер – класс по теме: Бумажная пластика в создании рельефа на тему «Древние образы в декоре русской избы» для учащихся Межшкольного учебного комбината, посещающих курс: «Рекламно - оформительские работы» и учителей изобразительного искусства г. Новороссийска

20 марта 2010 года автор ППО участвовала в проведении городского семинара по теме: «Формирование социокультурной компетентности через развитие ценностной, духовно – нравственной культуры личности», где подготовила выставку творческих работ учащихся МОУ СОШ №28 и провела мастер – класс: «Бумажная пластика как художественное средство развития ценностной духовно– нравственной культуры личности» для педагогов.

26 марта 2010 года автор опыта принимала участие в работе педагогического фестиваля «Наша Новая Школа. Инновационный поиск – 2010», где выступала в номинации «Инновационные идеи в преподавании учебных предметов» перед профессиональным сообществом с презентацией по теме: «Использование бумаги как художественного материала в проектной деятельности учащихся при создании декоративных работ», стала победителем, заняв I место (Приложение 1.2.1 – справка ТМС)

На сайте Управления образования г. Новороссийска www.gorono.ru в разделе «методическая копилка» размещены работы автора передового педагогического опыта
1. «Бумажная пластика»;

2. Урок с региональным компонентом «Древние образы в русской народной вышивке» (Приложения 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4 )
Среди коллег автора ППО есть последователи, (последователями можно считать учителей начальной школы МАОУ СОШ №28 Гетманскую Е.А., Пономаренко Н.В., учителя ИЗО МОУ СОШ №14 Кузнецову Т.П.) которые, также как и она, занимаются проблемой развития творческих способностей учащихся. Это позволяет говорить о широте опыта и о его длительности функционирования
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПояснительная записка Программа дополнительного образования «Оригами»
«Оригами» является программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю.,...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconКонспект занятия в кружковом объединении «волшебный сундучок» на...
Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оростепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование наиболее эмоциональные сферы деятельности...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconЭкспериментальная программа для учащихся 1-4 классов общеэстетического...
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся и эмоционально ценностном...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«много», «один». Развитие мыслительных операций речи, творческих способностей учащихся. Воспитание интереса к предмету, аккуратности...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПрограмма рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета
С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: выявить уровень усвоения учебной темы, развитие умений применять полученные знания в нестандартной обстановке и ориентироваться...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconТворческий час по теме
Цель занятия развитие индивидуальных творческих способностей в процессе освоения декоративно-прикладного творчества – аппликация
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе модифицированной...
Рабочая программа составлена на основе модифицированной программы дополнительного образования детей научно-технической направленности...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С. Ю., Афонькина Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Е. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Соколова С. Сказка оригами; Соколова С. Школа оригами: аппликация и мозаика. Бич Р. Оригами....
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconРабочая программа по предмету «Сказки народов мира»
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся и эмоционально ценностном...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа дополнительного образования «Бумажная сказка» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconРазвитие творческих способностей неслышащих учащихся на уроках русского языка и литературы
В современное время человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения, поэтому моя методическая...
«Развитие художественно творческих способностей учащихся при выполнении декоративных работ в техниках: бумажная пластика, аппликация, оригами» iconПояснительная записка Цели программы
Цели программы: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск